Как подбирать персонал в регионах: личный опыт

Как обстоят дела в регионах

Когда-то центр нашей компании был размещен в Нижневартовске – это крупный региональный город Сибири. Однако, в этом городе я столкнулся с тем, что не смог найти специалистов подходящего уровня для реализации очередных задач по развитию компании. Конечно, нельзя говорить о том, что кадровый рынок в регионах отсутствует. Успешные люди есть везде. В регионах есть отличные специалисты. Тенденция регионального рынка труда в том, что по-настоящему эффективные люди не занимаются активным поиском работы и не присутствуют на ресурсах по подбору вакансий. В большинстве случаев, они уже трудоустроены.

За годы работы в бизнесе я провел ни одну сотню собеседований и выделил три типа соискателей.

  • Первый тип – лидеры. Они умеют стратегически мыслить и обладают умением видеть ситуацию с разных сторон. Когда вы находите такого специалиста, то ваше внимание, как руководителя, уходит от этой области, и дела в этом направлении идут быстрее и эффективнее. Но, как я говорил выше, такие профессионалы обычно при деле. Специалисты такого типа чаще всего попадают в компанию по стечению обстоятельств. Например, предприятие распалось или специалисту необходим карьерный рост, а возможность не была предоставлена. Вот в этот момент его надо успеть «перехватить», ведь такие люди очень быстро находят работу.
  • Второй тип – командные игроки. Они не способны стратегически мыслить, но очень хорошо делают свою работу. Такие специалисты исполнительны и достаточно профессиональны. Но иногда брать их в компанию бессмысленно, если нет человека-лидера из первого типа, который мог бы организовать работу внутри команды.
  • Третий тип – псевдоспециалисты. Они не обладают выдающимися профессиональными навыками и не желают обучаться. Такие соискатели забирают внимание, силы и деньги, а в итоге, в лучшем случае – уходят не дав результат, а в худшем – делают вклад в разрушение компании.

К сожалению, на рынке труда преобладают последние два типа соискателей.

Мы задавали себе вопрос, возможен ли переход из одного типа в другой. Оказалось что да, такой переход возможен, чаще всего из второго типа в первый. Так, хороший командный игрок через время, набравшись опыта и уверенности в себе может стать отличным лидером и возглавить свою команду. Нельзя получить сразу «видящего» человека, все руководители приходят из типа «командный игрок».

Как мы ищем кандидатов

Технология поиска и подбора достойного кандидата мало чем отличается от стандартной процедуры.

  • Во-первых, мы должны понять, действительно ли необходим новый сотрудник. Возможно, в результате анализа показателей в отделе, мы определим, что компания не нуждается в дополнительном сотруднике. Быть может, руководитель отдела не имеет понимания необходимого конечного результата и неэффективен. И тогда нам легче сменить руководителя, а не расширять его направление. Правило нашей компании – разумно подбирать команду для эффективного сотрудника, для усиления и развития направления.
  • Во-вторых, мы отвечаем себе на вопрос: «Что мы хотим получить от сотрудника». Мы определяем, какими профессиональными знаниями, умениями и навыками должен обладать идеальный кандидат на должность. А так же – какую проблему он должен решить, и что он должен давать компании за время своей работы как результат.
  • В-третьих, мы генерируем «поток кандидатов». В большинстве случаев поиск кандидатов в регионах происходит через объявления в газеты, уличные доски объявлений и в группах в социальных сетях. Эти инструменты там достаточно эффективны. А вот поиск через базы интернет-рекрутмента, которые являются основным инструментом HR-специалиста в крупных городах, в регионах не так эффективен, как и государственная биржа труда.
  • В-четвертых, Мы даем возможность проявить себя тому кандидату, у которого нет признаков, по которым мы не можем его взять. В нашей компании существуют «пробные» дни для понравившихся соискателей. Мы предлагаем специалисту прийти к нам в компанию, посмотреть на работу там и понять, подходим ли мы ему, насколько комфортно он себя чувствует в нашей организации. У нас же, как у работодателя, появляется возможность увидеть кандидата в коллективе, определить, насколько он соответствует нашим ожиданиям.

Хорошим инструментом в региональных городах является «сарафанное радио». Так же неплохо работает поиск по «личным рекомендациям». Важно чтобы в компании сохранялась благоприятная атмосфера, ведь работа – это наш второй дом, а не поле военных действий.

Приятно получать хорошее подтверждение, когда сотрудник рекомендуют компанию своим друзьям и знакомым как вариант работы.

Отдельно хотелось бы отметить процесс поиска кандидата на должность руководителя. В подборе руководителей у нашей компании есть хороший неуспешный опыт. Зачастую происходит так, что пригласив специалиста с блестящим резюме и отличными рекомендациями, мы не получали настоящего лидера и управленца, которому бы доверяли сотрудники.

Практика показывает – если кандидат приходит с заявленной высокой ставкой, то, как правило, он оказывается мало эффективен как специалист. Все руководители, которые трудятся в нашей компании, изначально приходили на должность с невысокой зарплатой. Нет лучшего специалиста, чем тот, который знает компанию изнутри и прошел все этапы роста от простого менеджера до начальника.

Есть еще методы хантинга кандидата на пост руководителя. И был момент, когда мы пробовали использовать этот метод в нашей компании. Но через время стало понятно, что нам этот инструмент подбора персонала не подходит. Ведь тот кандидат, который легко согласился уйти из предыдущей компании, так же легко уйдет и из твоей. И это очень плохой показатель.

Я считаю, что выполняя работу, надо руководствоваться принципом честности. Это относится и к поиску кандидатов. Ищите кандидата честно, и тогда он придет к вам с тем же посылом.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель управления, Казань
"В большинстве случаев поиск кандидатов в регионах происходит через объявления в газеты, уличные доски объявлений...

Это в каких деревнях происходит отбор, что там даже "Авито-работа" не функционирует?)))

"Практика показывает – если кандидат приходит с заявленной высокой ставкой, то, как правило, он оказывается мало эффективен как специалист. Все руководители, которые трудятся в нашей компании, изначально приходили на должность с невысокой зарплатой."

Высокая ставка/ невысокая зарплата относительно Москвы, или относительно конкретного региона???



Консультант, Москва

Хорошая статья. Отмечу, что и "нужен ли новый сотрудник" применим скорее к бэкофису. Для "фронтовиков" актуальнее "сможем ли обеспечить работой на год, или дешевле будет платить сверхурочку своим, пока аврал"

Генеральный директор, Москва
Денис Перевезнов пишет:


"В большинстве случаев поиск кандидатов в регионах происходит через объявления в газеты, уличные доски объявлений...
Это в каких деревнях происходит отбор, что там даже "Авито-работа" не функционирует?)))

Поиск и подбор персонала в небольших региональных городах действительно отличается от поиска в крупных. И да, есть инструменты, которые работают в первых и совершенно забыты и неэффективны во вторых. Это лишь описание личного опыта компании, как было сказано выше.

Генеральный директор, Москва
Виктор Климкин пишет:

Хорошая статья. Отмечу, что и "нужен ли новый сотрудник" применим скорее к бэкофису. Для "фронтовиков" актуальнее "сможем ли обеспечить работой на год, или дешевле будет платить сверхурочку своим, пока аврал"

Да, я с Вами согласен.

Генеральный директор, Оренбург

 Если я правильно понял, речь идет по городах полумиллионниках ... Тогда большие сомнения, по поводу того, что потенциальный кандидат до сих пор не научился пользоваться такими ресурсами поиска работы как hh.ru и SuperJob.

HR-директор, ОАЭ

Автор пишет: "В нашей компании существуют «пробные» дни для понравившихся соискателей".

Это действительно эффективный инструмент в подборе и адаптации персонала. В нашем кадровом агентстве мы предоставляем бесплатный тестовый период на всех кандидатов 14 дней. За этот период возможно рассмотреть кандидата у себя на рабочем месте, и отказаться от него без финансовых обязательств по отношению к агентству.

Менеджер по закупкам, Новокузнецк
Дмитрий Жирнов пишет:

Автор пишет: "В нашей компании существуют «пробные» дни для понравившихся соискателей".

Это действительно эффективный инструмент в подборе и адаптации персонала. В нашем кадровом агентстве мы предоставляем бесплатный тестовый период на всех кандидатов 14 дней. За этот период возможно рассмотреть кандидата у себя на рабочем месте, и отказаться от него без финансовых обязательств по отношению к агентству.

Вот за такой подход к соискателям обеими руками. Увы, как правило, этого на практике подбора персонала не применяется.

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск

То чувство, когда сам являешься соискателем 1-го типа, но на тебя никто не обращает внимание, потому что ты грёбанный молодой специалист! Автор, дай адрес - приеду на собеседование! 
А если серьёзно, то все как раз более менее толковые специалисты и сидят на HeadHunter, либо SuperJob. Уже с готовыми резюме, на которые никогда HR не обращает внимание, с десятком откликов "в обработке", на которые менеджеры иногда неделями не могут обратить своё внимание, и дорабатывают свои последние недели в какой-либо компании, рассчитывая на повышение. 
P.S. Ну серьёзно, сижу и смеюсь про себя. Автор, ну ты про меня написал в первой же своей формулировке! 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.

90% российских компаний отмечают влияние выгорания на бизнес

Однако с ментальным здоровьем сотрудников работают лишь 45%.