Профессиональный менторинг, или Кин-Дза-Дза для бизнес-тренера


Что мы знаем о менторе и менторинге?

«— А пацаки и чатлане это национальность?

— Нет.

— Биологический фактор?

— Нет.

— Каста?

— Нет.

— Лица с других планет?

— Нет.

— А чем они друг от друга отличаются?

— Ты что, дальтоник, Скрипач? Зеленый цвет от оранжевого отличить не можешь? Турист…»

Мало. Очень мало мы знаем об этом. Суть всех объяснений в основном сводится к историческому персонажу, другу Одиссея – Ментору, которому тот поручил воспитание своего сына Телемаха на время путешествия в Трою. И еще нескольких пространственных, философских размышлений об институте наставничества в трудах Д. Меггинсона (D. Megginson), Д. Клаттербака (D. Clutterbuck), Э. Парслоу (E. Parsloe) и др.

(Термин «менторинг» не закрепился в современном русском языке, вероятно, по причине негативной окраски слова «ментор», «менторский тон»).

Чаще всего менторинг упоминается в сравнительных объяснениях со своим старшим братом «коучингом». В сопоставлении методов работы бизнес-тренера граница проходит в отношении проблемы, задачи, которую ставит клиент. Наставничество, как правило, используется для решения стандартных производственных задач (если такое решение есть), коучинг — применительно к многовариантной управленческой деятельности (если такого решения нет).

Постановка проблемы

И еще: я бы добавил в эту солянку определений порцию негативного соуса из слов-эпитетов, которые (на мой взгляд, неправомерно) приписывают менторингу: «жесткий», «авторитарный», «навязываемый», «обязательный к исполнению».

Этой статьей автор делает попытку исправить существующее положение и расширить диапазон сферы применения термина «ментор» и нового направления сферы деятельности бизнес-тренера – профессионального менторинга.

Есть ли запрос? Место менторинга в системе современного бизнес-образования

«— Дядя Вова,что они хотят?

— Ку они хотят…»

Около 100 000 000 000 долларов в год платят компании и частные лица, тренинговым и консультационным фирмам за новые знания и навыки. Не сомневаюсь, что среди читателей этой статьи тоже есть те, которые внесли свою лепту в эту астрономическую сумму.

На самом упрощенном и примитивном уровне объяснения этого явления люди интуитивно ищут три волшебные вещи своих будущих преобразований.

«Волшебную таблетку» – недостающее знание в цепочке звеньев применяемых технологий, приводящих к феноменальным результатам и эффективности.

«Волшебное признание» – своих талантов и трудов в системе коммуникаций и среде, где происходит соревнование и показ профессиональных навыков (тренинг)

И наконец «волшебный пинок» – стартовую точку начала новой жизни и радикальных перемен, ведущих к собственному пониманию успеха.

Если все это экстраполировать в услуги менторинга, то мы получим весьма скудный список запроса:

  • ситуации, где наставничество жизненно необходимо для передачи знаний и опыта от старшего поколения к молодому;
  • ситуации, где выпускников вузов приходится «доучивать» уже в процессе работы;
  • если в организации внедрены и функционируют HR-системы, которые без наставничества не имеют смысла;
  • если наблюдается резкое падение качества или других производственных показателей (например, высокий травматизм).

Наставничество может стать действенным инструментом исправления и упреждения ситуаций такого рода.

За рубежом менторинг применяется немного шире. В качестве наиболее яркого примера (возможно тренда) можно привести пример менторинга одаренных детей, где методы ментора помогают ребенку эффективно справляться с возникающими проблемами и достигать поставленных целей. Они берут на себя решение внешних проблем или отвлекающих факторов, оценивают социальные потребности ребенка и изыскивают ресурсы для решения возникающих проблем.

Еще одним примером использования сегодня менторов можно отметить краудрекрутинг (процесс поиска «лучшего из лучших» кандидатов для работы) и т.д.

Так или иначе, но в такой форме подачи вряд ли мы можем надеяться на перспективное развитие профессии ментора.

Почему «профессиональный»?

«Желтые штаны! Два раза «ку»!»

В самом начале написания этой статьи автор оказался в весьма невыгодном положении.

Количество запросов на востребованность и интерес к теме менторинга в литературе и сети настолько низок, что говорить о монетизации этого вида услуг, которые описаны выше, и не пришлось бы.

Но! Мое убеждение, что при правильном подходе и актуализации методов менторинга, мы сможем получить новый формат профессии XXI века – профессионального ментора, вдохновляет сделать это.

Поэтому первое изменение в этой трансформации, которое произойдет сегодня, изменить статус с «любительского» подхода к понятию ментор, на «профессиональный».

Для знатоков спорта эта разница хорошо понятна, для остальных объясню: это то, что может быть основной профессией и источником дохода, делом всей жизни.

Как это работает по-новому?

«— А ты что видишь? А?

— Песок…

— Значит, сработала эта хреновина… А этот козел-то… с дырочками, там, что ли, остался?...

— Солнце есть. Песок есть. Притяжение есть. Где мы? Мы на Земле. Или…

— Или?

— Нет, давай будем считать, что мы на Земле в какой-то пустыне. Каракумы! А? Какие у нас еще пустыни?

— Гоби, Сахара…

— Ну я же сказал, что у нас!

— Ну, у нас еще Кызылкумы.

— Нет! Давай будем считать, что это — Каракумы. Значит, так. Солнце на западе, значит Ашхабад — там! Понял? Пошли!»

Собственно говоря, с этого раздела статьи и надо было по законам жанра начинать, но как говорится «из песни слов не выкинешь».

Работа профессионального ментора начинается на тех же первых этапах любого бизнес-тренера:

  • согласование и одобрение цели (модели) будущих изменений личности и/или компании;
  • диагностика основных проблем и типовых ошибок в текущей деятельности;
  • определение возможностей и механизмов достижения;

В этом разрезе надо признать ключевым инструментом будет в основном коучинг и его главная фишка – раскрывающие вопросы.

(Отмечу, уважаемый читатель, что в применении профессионального менторинга не имеют никакого значения элементы сопоставления методов работы бизнес-тренера. Главенствующим принципом является только один – клиент-заказчик).

Гораздо важнее стоит следующий вопрос: «что нам делать с этими исследованиями?» – определяющий следующие этапы работы.

Как правило, и в большинстве случаев, тренинги и коучинговые сессии заканчиваются советами, рекомендациями, в лучшем случае сопровождением тренера первых проб и тренировок новых навыков.

Понимая такую ущербность конечного результата для клиента, тренеры и коучи «маскируют» свои мероприятия под громкие названия и рекламные трюки (бренд) своих интеллектуальных продуктов, делая акцент на развлекательность, по сути, превращая их в шоу.

Задачи профессионального ментора стоят намного глубже и шире:

1) Определить способы изменения ментальных установок, приводящих к самым дорогостоящим ошибкам, применительно к каждому участнику программы тренинга (индивидуальный подход).

2) Определить и показать, как работают ключевые навыки бизнес-процессов (создавать – продвигать – продавать).

На мой взгляд, понятие бизнес-тренер образуется не аудиторией, собирающейся у того, кто называет себя тренером. А процессом монетизации идей и навыков, которые тренер демонстрирует участникам своего мероприятия. Другими словами, если идеи, навыки презентации, делегирования, тайм-менеджмента и т.п. остаются у клиента в разделе «интересно», а не «как можно из этого делать деньги», вряд ли это можно назвать бизнес-обучением.

3) Составить и определить индивидуальную систему тренировок.

Два важных пояснения к этому этапу работы:

  • задача бизнес-тренера не научить навыкам, а показать, как они работают и как их можно развивать;
  • для достижения степени совершенства навыков необходима долгосрочность – системный подход, органично вписывающий тренировки в существующий режим и жизнь клиента.

4) Разработать систему ключевых параметров изменений и результатов (оцифровка), вывести клиента на принятие важнейших и ответственных решений (договор с самим с собой).

5) Определить и внедрить методы ежедневного и долгосрочного контроля и систему личного, персонального сопровождения («под ключ»).

Базовый принцип специфики работы профессионального ментора, который характеризуется не просто некой массовкой по принципу «игры» или пари на деньги клиента, а реальным участием в «живой» деятельности теперь уже партнера по бизнесу.

И еще об одном важном моменте…

Каким видит своего клиента профессиональный ментор?

«— Ты кто? Я спрашиваю — ты кто?

— Пришелец-прораб.

— Нет, ты паца́к! А ты кто?

— Я грузин.

— Не-ет, ты тоже пацак! Ты́ пацак, ты́ пацак и он пацак! А я — чатла́нин! И они — чатлане! Так что ты цак надень, и в пепелаце сиди, ясно?»

В первых абзацах статьи, где описывался «любитель-наставник», у читателя мог сформироваться образ некого пенсионера, который чуть ли не бесплатно, по поручению и просьбе поправлял и направлял в нужно русло новобранцев.

Теперь, когда список компетенций ментора расширился, можно поговорить и его миссии.

Для профессионального ментора клиент видится не просто как человек с временными недостатками и проблемами. Принимая на себя заказ, бизнес-тренер, вне зависимости от запроса клиента, выстраивает у себя ментальную схему его будущего, как специалиста входящего в топ-рейтинг 100 лучших по своим профессиональным талантам в регионе, стране и может даже и в мире. Со всеми вытекающими последствиями: уровнем зарплаты, признанием и капитала.

Для профессионального ментора основным источником дохода является, как правило, часть успеха его клиента (партнера). Именно поэтому в систему его тренингов, рекомендаций включается не только список литературы, фильмов и мероприятий, которые он сам прошел, но и новые направления, колоссальный объем самостоятельной работы и подготовки, которые приведут к основной задаче – помочь клиенту применять только те знания и навыки, которые необходимы в моменты принятия ответственных решений.

«Авторитарность», «жесткость» и прочие навязываемые стили в профессиональном менторинге не приемлемы, т.к. людьми управлять невозможно – управлять можно только договоренностями между ними и создавать условия для их выполнения!

Ну а теперь самое простое – о самих клиентах

Зачем мне это все?

«— Какой дурак на Плюке правду думает?… Абсурд!

— Вот потому, что вы говорите то, что не думаете и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю… и Владимир Николаевич тоже»

Целевая аудитория профессионального менторинга формируется из людей, которые сделали в своей жизни три честных и принципиальных признания.

Первое: что делать, если полученные знания и навыки – не работают в полной мере и исправить ситуацию своими силами не удается?

Второе: эффект запланированных результатов долгое время не приходит и волшебные таблетки и пинки уже не помогают.

Третье: существующие привычки и образ жизни, требуют «хирургического» (радикального) вмешательства и изменений.

Выводы

«- Товарищ, там человек говорит, что он инопланетянин, надо что-то делать

- Звони в 03.

- Я-то позвоню, только он почти босой»

Самое забавное, что написав и прочитав эту статью, автор избавил себя от тяжкого труда описывать модные сейчас «профессиональные стандарты».

И в самом деле, обычным тренерским стажем и фирменными корочками здесь не поможешь. Способность погружаться в проблемы и ошибки своего клиента возможна, только если сам ментор испытал их на собственной шкуре, т.е. имеет многолетний практический опыт работы менеджером.

Деньги профессионального ментора это – каторжный труд и система постоянного самосовершенствования. Вряд ли это заинтересует любителей отбарабанить «готовые блюда» и по легкому переключиться на следующего клиента по конверсионной воронке продаж.

Но в целом, более интересной и полезной работы, как использование своего накопленного потенциала для будущих чемпионов и миллиардеров, трудно найти.


Этот текст опубликован в рамках конкурса «Большая игра-2013» (Номинация: Карьера) ― литературного состязания авторов, работающих в сфере Non fiction. В конкурсе могут участие авторы, зарегистрированные в Сообществе менеджеров Executive.ru (независимо от срока регистрации), приславшие свои публикации на content@e-xecutive.ru с пометкой «Конкурс» (с указанием номинации в поле «Тема письма») или выложившие их на портал самостоятельно с пометкой «Конкурс. Номинация такая-то» в период с 22 июня по 1 декабря 2013 года включительно.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Добавлю (по согласованию с редакцией) строчку из конечного абзаца статьи:
« В 2014 году автор статьи собирается выпустить книгу с одноименным названием. Буду благодарен читателям E-xecutive.ru за конструктивные предложения и помощь в ее публикации»
А в остальном все хорошо, все по-плану:
«Сначала тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь»

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Внимательно прочитал Выводы.
''Деньги профессионального ментора это – каторжный труд и система постоянного самосовершенствования. ...более интересной и полезной работы, как использование своего накопленного потенциала для будущих чемпионов и миллиардеров, трудно найти''.

Сколько же будет этих миллиардеров, которых будут готовить менторы?

Ведь автор пишет:
''Способность погружаться в проблемы и ошибки своего клиента возможна, только если сам ментор испытал их на собственной шкуре, т.е. имеет многолетний практический опыт работы ....''

Надо полагать, миллиардером. Ментор - миллиардер. Интересный персонаж. Кто конкретно имеется ввиду?

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Александр Пикалев пишет:
''Работа профессионального ментора начинается на тех же первых этапах любого бизнес-тренера:
-согласование и одобрение цели (модели) будущих изменений личности и/или компании;
-диагностика основных проблем и типовых ошибок в текущей деятельности;
-определение возможностей и механизмов достижения;''

Надо бы п.1 поменять местами с п.2. Откуда можно знать, какие нужны изменения, если диагностика не проведена? Или ментор настолько профессиональный, что заходя в организацию уже все знает? В том числе,какие изменения и зачем нужно провести.
Тогда зачем диагностика текущих проблем? Это ведь все равно будет изменено.

Александр пишет:
''В этом разрезе надо признать ключевым инструментом будет в основном коучинг и его главная фишка – раскрывающие вопросы.
(Отмечу, уважаемый читатель, что в применении профессионального менторинга не имеют никакого значения элементы сопоставления методов работы бизнес-тренера. Главенствующим принципом является только один – клиент-заказчик)''.

Интересный главный принцип:
''клиент-заказчик''.

Добавлю еще несколько подобных принципов:
- сотрудник- работник
- учредитель -собственник
- машина - автомобиль
- аэроплан -самолет.

Написал и еще раз вспомнил слова автора статьи:
''Деньги профессионального ментора это – каторжный труд и система постоянного самосовершенствования''.

Руководитель проекта, Москва
Спасибо Николай за первый отзыв по этой статье. Более сложную конструкцию вопроса я и предположить не мог (если конечно это был вопрос, а не попытка передернуть парочку цитат и сложить «свое понимание» темы) Разложим все по полочкам: «Выводы» - новое понимание и новый инструмент в системе образовательного процесса «чемпионы и миллиардеры» - всего лишь метафора, указывающая на людей с серьезными и амбициозными целями «Сколько?» - отвечу через пару лет ;-) «Практический опыт работы» и «Интересный персонаж» - не вижу связи. А подвох вижу в вопросе: «Должен ли профессиональный ментор, указывая свою декларацию о доходах намного превосходить своего клиента?» - ответ: не должен. Нужны доказательства?
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Последний вопрос не задавал.

Александр пишет:
''Разложим все по полочкам:
«Выводы» - новое понимание и новый инструмент в системе образовательного процесса''

Что означают эти слова? Какое новое понимание и какой новый инструмент? Вложите, пожалуйста некий смысл в Ваши слова.

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

И пожалуйста, вложите его же в Ваш главенствующий принцип:

''Главенствующим принципом является только один – клиент-заказчик''.

Руководитель проекта, Москва
''Диагностика'' - применительно к поставленным целям (поэтому они и идут первыми)... ''Изменения'' - в установке применительно к клиенту (у Вас наоборот?) ''клиент-заказчик'' - читай ''он же заказчик''...привести примеры когда они могут стоять без взаимосвязи? Честно говоря, никак не могу понять: Ваши посты это просто ирония этакого супер-героя или конструктивная критика, делающая тему профессионального менторинга более понятной?!
Руководитель проекта, Москва
Николай Лотох пишет: Что означают эти слова? Какое новое понимание и какой новый инструмент? Вложите, пожалуйста некий смысл в Ваши слова.
Николай Лотох пишет: И пожалуйста, вложите его же в Ваш главенствующий принцип:
Веселый вы человек Николай! Ответ в названии статьи, если Вы вдруг забыли его прочитать : ''Профессиональный менторинг'' ''Главенствующий принцип'' - имеет другой контекст. Попросту говоря, для клиента (он же заказчик) вообще не имеет значения как диагностируются и в какой форме предлагается решить его проблемы: методом коучинга, консалтинга, менторинга итд... принцип в вопросе ''А музыку кто заказывает?''
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Спасибо, Александр!
Ответ на все вопросы в названии статьи.
Название прочитал: ''Профессиональный менторинг ИЛИ КИН-ДЗА-ДЗА ДЛЯ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА''
Все разъяснилось.

Руководитель проекта, Москва
Попробую-ка, господа, и я внести свою лепту в запутывание аудитории. :) Моя точка зрения на бизнес-менторинг еще не сформировалась окончательно, но предварительно специализация в сфере бизнес-образования выглядит (сложилась) примерно так: 1. преподаватель дает, главным образом, теоретические знания. 2. тренер вырабатывает практические навыки при групповой форме обучения 3. коуч - персональный тренер и преподаватель в этих трех случаях руководитель сам заранее определяет чему он будет учиться 4. тьютор помогает обучаемому составить индивидуальную программу обучения (набор курсов) и курирует процесс обучения 5. эксперт помогает руководителю проанализировать конкретную ситуацию и дает свое экспертное заключение о том, что на самом деле происходит и к чему это может привести. 6. консультант помогает руководителю найти решение: что делать? при условии, что ситуация уже достаточно ясна в этих трех случаях руководитель излагает свою ситуацию или проблему, а тьютор, эксперт или консультант помогают ему, т.е. образно говоря, руководитель покупает кота в мешке 7. бизнес-ментор помогает начинающему руководителю в быстром становлении бизнеса. в этом случае и это принципиально ментор, достаточно хорошо владея ситуацией в бизнесе руководителя, объясняет ему что ему на самом деле необходимо делать и почему. Т.е. фокус внимания не на развитии руководителя, а на становлении бизнеса. Руководитель обучается попутно. :) Если руководитель признает авторитет ментора, то ментор может при наличии у него соответствующих опыта и знаний становиться для руководителя и преподавателем, и тренером, и коучем, и тьютором, и экспертом, и консультантом. А если у него нет нужных по ситуации знаний и опыта, принимается решение о поиске и привлечении внешних профильных специалистов.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Спрос на специалистов по анализу данных вырос в 30 раз за 10 лет

Самыми быстрорастущими направлениеми стали инфраструктура данных и DevOps, анализ данных, инженерия данных, BigData и ML. 

Названы сферы, где проще всего трудоустроиться пенсионерам

Треть опрошенных отметили, что работодатели стали охотнее приглашать на собеседования кандидатов пенсионного возраста.

SuperJob ввел аукционную модель найма сотрудников

Теперь работодатели смогут открыто торговаться за соискателя.

82% российских компаний увеличат расходы на соцпакет в 2025 году

Среди приоритетных элементов – обучение сотрудников, психологическая поддержка и консультации, ДМС и программы питания.