Как выжить и преуспеть в бюрократической организации

Эта история − история моей работы в одной бюрократической организации − началась без малого два года назад. Как я там оказалась? Наверное, волею судьбы и еще каких-то неведомых мне сил. Мне предстояло трудиться отнюдь не в «молодой, гибкой, проактивной и очень динамично развивающейся» компании, где нет места лености, неэффективности и консерватизму (а именно в такой компании я раньше работала), а в ее антиподе – бюрократической организации.

К сожалению, меня никто не предупредил, что в такой фирме привычные «правильные» методы работы (правильные – это те, о которых пишут в книжках) мне не помогут.

Незаметно пролетело время, много грабель было собрано, но синяки прошли, а опыт остался. И мне хочется поделиться своими соображениями о том, как выживать и успешно существовать в таких компаниях.

Для того чтобы достичь своих целей, работая в бюрократических организациях, надо знать и соблюдать определенные правила поведения, правила игры.

Правило №1

Исследовать политические течения, выяснить, кто в них входит и какому течению принадлежит власть. Эту информацию в последующем можно использовать для того, чтобы лоббировать нужные решения, а также для того, чтобы знать, с кем надо предварительно согласовать то или иное решение, чтобы оно было принято. Об этом следующий пункт.

Правило №2

Большинство руководителей в бюрократических организациях – интеграторы, скользкие рыбы. Поэтому, прежде чем идти к такому руководителю представлять свое решение или документ, предварительно их следует согласовать со значимыми для этого руководителя людьми, то есть с теми, чье мнение он уважает. Если этого не сделать, если предварительно не заручиться поддержкой сторонников, то, даже если такой руководитель-интегратор примет предложенное вами решение или документ, нужно быть готовым к тому, что, как только кто-то скажет слово против, он тут же всю вину свалит на вас и откажется от своего решения. Поэтому если вы хотите что-либо изменить в такой организации, самая первая ваша задача (и самая сложная) − это найти как можно больше сторонников. Или… нанять как можно больше сторонников. Все мы знаем примеры: когда на государственную службу приходит новый чиновник (а наше государство – это самая крупная бюрократическая организация), он приводит за собой свою команду. И когда уходит со своего поста, то и его команда следует за ним. Это не случайно. Это правила игры. Знайте их тоже и соблюдайте!

Правило №3

Никогда не признавайтесь в своих ошибках, тем более публично. Как только вы это сделаете, то недоброжелатели (а такие обязательно появятся в бюрократической организации, особенно если вы являетесь агентом перемен, а вы ведь им являетесь) тут же добавят ваше покаяние к досье, которое они давно уже на вас собирают. И как только представится случай, они обязательно используют собранные сведения против вас, причем вы об этом можете даже не узнать. Но что делать, если вы все-таки совершили ошибку? Самые неприятные «жители» бюрократических организаций станут валить вину на других, но вы же не из их числа. Вам следует поступить иначе. Если вам указывает на якобы вашу ошибку (а она ведь не ваша – вы помните), объясните обвинителю, что ваши действия были вынужденными, так сложились обстоятельства, докажите ему объективность собственных действий, как будто вы и не могли поступить иначе. И желательно при этом представить документальные доказательства. Причем важнее не содержание этих документов, а их количество. Ну и как грамотный менеджер объясните, как дальше надо действовать, чтобы исправить ситуацию (а не ошибку, ведь вы ее не совершали).

Правило №4

Если вы что-то хотите изменить в бюрократической организации, то действовать надо быстро. Не останавливайтесь! Доводите дело до конца как можно быстрее. Это залог успеха! Причем под изменением может пониматься даже самое незначительное – например, прием нового работника к вам в отдел. Как только вы закончите внедрение новшества, если, конечно, вы доведете все до конца, мало у кого в бюрократической организации хватит сил что-либо изменить. Внедрение изменений – это самая сложная, можно сказать невыполнимая задача в таких организациях. И вряд ли кому-то она будет по силу. Кроме вас, конечно. В таких компаниях крайне сложно что-либо изменить, поэтому если вы все же сможете что-то сделать, то вряд ли найдется «гений», который повторит этот подвиг. Но только если вы, не дай Бог, остановитесь, то пиши пропало: силы сопротивления тут же воспользуются вашей заминкой и по-быстрому все вернут назад, на свои места. Вы и опомниться не успеете, как сдадите позиции.

Правило №5

А теперь обсудим, что значит довести внедрение новых порядков в бюрократической организации до конца. Кто-то подумает, что это что-то типа «обучить людей, настроить все нужные информационные системы под новые процессы…» Нет! Это не самое главное в бюрократической организации. Самое главное – это документы! С подписями всех значимых лиц (о значимых лицах мы уже говорили)! Утвержденный документ с подписями максимального количества лиц – это сила! С такой бумажкой вы сможете все! Если кто-то начнет возражать вам «так не принято!», «то, что вы предлагаете, не будет работать», «мы не будем делать, что ты говоришь», покажите ему утвержденный и со всеми согласованный документ. И поверьте, он подействует безотказно. Детское выражение «без бумажки – ты к…ашка» неслучайно появилось во времена расцвета бюрократических государственных структур.

Правило №6

В продолжение предыдущей темы хочу еще добавить. Чтобы вы не делали, с кем бы вы не взаимодействовали в бюрократической организации, к кому бы не обращались − всегда делайте это письменно или сопровождайте письменными сообщениями, ну или на крайний случай сообщениями по электронной почте. Вы ведь уже поняли, что у вас должны быть доказательства на случай, если кто-то в чем-то вас захочет обвинить. А кто-нибудь обязательно захочет. И того же самого требуйте по отношению к себе. Если кто-то вынуждает вас действовать так, как вам не выгодно, требуйте письменного распоряжения.

Если вам уже «посчастливилось» работать в подобной организации или если вам еще только предстоит это сделать, помните эти положения. Вам будет легче добиться поставленных задач, если вы будете знать, по каким правилам там играют.

Ну и последнее напутствие, которое мне бы хотелось дать в первую очередь себе, потому что я работаю в бюрократической организации, ну и если вы пожелаете, то и вам. Потому что не бывает шести правил, а вот семь – в самый раз.

Правило №7

Оставайтесь собой! Будьте проактивны, деятельны и целеустремленны! А если у вас не получается быть таким в этой организации, то уходите! Ведь вам еще столько всего надо сделать!..

А они… То, что сгнило, должно умереть.

Но это уже совсем другая история.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Владислав Делов Владислав Делов Консультант, Москва

Нарушайте по выбору заповеди и успех Вам гарантирован - соблюдайте и обречены на крест!

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Хорошо видно, что человек грамотно подошел к вопросу. Другое дело, что в подобных организациях всегда следует помнить о всевозможных доносчиках, которые есть как у непосредственного руководства, так и у вышестоящего руководства организации вплоть до самого верха. Благодаря чему, не только служба безопасности и отдел кадров, но и главный из главных (если он находит время на самостоятельное вникание в вопросы корпоративной жизни своих сотрудников) прекрасно осведомлены о том, что, у кого, где, с кем и как в подразделениях происходит, но и легко могут проследить подобную активность, о которой пишет автор материала. И пресечь ее. Начав подспудно травлю такого сотрудника. Причем зачастую нельзя даже будет понять, откуда и что исходит.

Т.е. все, о чем пишет автор верно. Если бы не было этой самой осведомительской службы. Причем, в нее входят не только сотрудники, о которых ''все знают'', что они осведомители в конкретно взятом подразделении, но и те, о которых ни у кого и в мыслях такого предположения не возникает. Которые могут работать как на службу безопасности, так и на начальство тех или иных уровней. В результате чего, в подобных организациях автоматически все дружат против всех и зачастую выигрывает тот, кто ''стучит'' более весомому или авторитетному покровителю. А сами сотрудники чуть ли не конкурируют за то, чтобы снискать любовь и расположение у начальства повыше на подобном поприще. Плюс, - возможность перекрестного контроля за подобными доносами, качеством и характером поступающей с их помощью информации. Не ''стучащий'' человек автоматически становится ''белой вороной''.

Следствием чего является формирование очень специфической кадровой психологии, которую можно наблюдать практически поголовной в любой крупной государственной стурктуре, - будь тот гос.банк или какая-нибудь гос.безопасность. И которая наследуется и переходит в коммерческие организации вместе с кадрами, переходящими туда на работу из подобных гос.структур. В силу ее высокой живучести и эффективности. А главное - продуктивности в части обеспечения оперативного контроля и сбора организационной информации.

Не говоря уже о том, что часто одних ''стукачей'' передают в наследство своим преемникам, хотя это и довольно не частая практика. Поскольку каждый новый начальник приходит со штатом своих осведомителей и ''засланных казачков''. Но если наследование должности происходит в рамках одной команды между ''своими'' людьми, то и штат остается прежним.

Одним словом, - весьма своеобразная ситуация. В которой ''не стучащий'' человек, не имеющий большого или малого покровителя на этом поприще, - это большая редкость и исключение из общего правила. Та ситуация, которую в анализе бюрократической составляющей организации очень многие упускают из вида.

Нач. отдела, зам. руководителя, Улан-Удэ

Николай, статья на мой профессиональный взгляд изнутри правильная, а что до ''стукачей'' судя по своему опыту работы в разных структурах это из разряда ''вечных'' тем. Эта тема по умолчанию есть всегда и везде и их (стукачей) отсутствие как раз и есть исключение, что косвенно может говорить о качественном подборе кадров и естественно порядочности самой ''головы'' конкретного предприятия.
И все таки позволю себе не согласится с вашим утверждением, что нормальные (в смысле не стучащие) это исключение из правил.
С уваженим Станислав.

Директор по маркетингу, Москва

Алена,
С большим интересом прочитал Вашу статью. Все верно.
Я был свидетелем того, когда при смене «генерала» все превратилось в бюрократию и «строительство империи».

Как вести себя при этом деятельному, ориентированному на результат человеку? Вы предложили интересный алгоритм поведения. Я же после пары месяцев ушел. Печально то, что все маркетинговые наработки, которые я с таким трудом создавал, пошли прахом.

Нач. отдела, зам. руководителя, Екатеринбург

Всем, доброе утро! Особенно тем, у кого оно раннее!

Мне приятно, что тема статьи Вас не оставила равнодушной! Спасибо за то, что нашли время и высказали свои точки зрения.

Николай, Вы точно подметили про ''стукачество'' и осведомителей. Это действительно очень развитый коммуникационный инстурмент в бюрократических организациях. И так или иначе необходимо иметь сподвижников в подобных компаниях, причем достаточно высокопоставленных, чтобы суметь достичь каких-то результатов. Единственное, хотелось бы разграничить ''стукачество'' и ''сподвижничество''. Первое от второго по моему мнению отличается намерениями. ''Стукачи'' отстаивают прежде всего свои интересы, а вот ''сподвижники'' желают достичь определенных результатов и целей в интересах компании.

Станислав, мне бы тоже хотелось верить в то, что у подобных организаций есть светлое будущее. И на самом деле подобные организации можно реанимировать. Но это сложно. Пример с качественным подбором кадров, о котором Вы говорите, скорее всего свидетельствует о том, что организация начала выходить из застойного бюрократического процесса. Но это к сожалению редкость, т.к. чтобы возродить организацию, ''омолодить'' ее (с т.зр. жизненного цикла) требуется изменить прежде всего систему. Сломать ее, и построить на пепелище новый каркас. Это возможно сделать только на верхнем уровне, т.е. только в том случае, когда к руководству придут активные деятельные и честные люди, с соответствующими навыками и достаточной энергией.

Александр, мне понятны Ваши чувства. Когда что-то создаешь и вкладываешь в это силы, свою энергию, а значит и кусочек души, то всегда больно, когда ''кто-то проходится по всему этому сапожищем''.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Николай, статья на мой профессиональный взгляд изнутри правильная, а что до ''стукачей'' судя по своему опыту работы в разных структурах это из разряда ''вечных'' тем. Всё верно. Но есть есть принципиальное отличие. Приведу иллюстративный пример советской экономической системы, - в ней деньги играли весьма опосредованную роль, поскольку купить на них что-либо было практически невозможно, даже при наличии всевозможного балата. В результате чего на первое место в системе ценностей выдвигались привилегиии, а также знакомства и связи. Которые ценились зачастую гораздо выше денег. Также и в высоко бюрократизированных и как следствие этого административно-коррумпированных организациях, в первую очередь, государственного характера. Их сотрудники - люди системы. Что уже изначально выдвигает их из общей массы подобных им сотрудников. Системой осведомительства они формируют одну или несколько параллельных иерархий влияния, аналогичных по характеру основной административно-управленческой структуре. В которых, по аналогии с советской экономической системой, основную роль играют не деньги, а некие аналоги привилегий, знакомств и связей. Которые, собственно, и определяют стабильность данного организационного образования в качестве стабильной рабостоспособной структуры. Коммерческие организации также имеют внутри себя подобные элементы осведомительства. Но в отличие от бюрократизированных и административно-коррумпирвоанных организаций, там подобные элементы не носят всеобщего характера, формируя отношения замкнутой и самоподдерживающейся системы, обладающий одним или несколькими функциональными наборами. Безусловно, в таких организациях всегда есть кто-то, кто ''стучит'' начальству. Но таких людей единицы, - просто с учетом функций коммерческих организаций большего числа для обеспечения этого процесса и не нужно. Функционал другой. Там ведь еще и работать нужно. А если все начнут друг на друга ''стучать'', все друг друга подсиживать и заниматься осведомительством, то все прекрасно будут знать о том, что в данной организации поголовно ''homo homini lupus est''. И она просто не сможет работать и в итоге развалится из-за постоянных подозрений между сотрудниками. В то время как государственные организации описанного свойства могут существовать неограниченно долго в силу формальной необходимости в них общества. Поэтому в коммерческих компаниях, несмотря на то, что доносительство также всячески поощряется, оно не приобретает всеобщего характера, формируя те самые параллельные иерархии влияния, о которых я писал выше. Даже в т.н. ''западных'' компаниях, организуемых в России, для которых данный принцип в организации работы является краеугольным. >Эта тема по умолчанию есть всегда и везде и их (стукачей) отсутствие как раз и есть исключение, что косвенно может говорить о качественном подборе кадров и естественно порядочности самой ''головы'' конкретного предприятия. Просто в рамках подобной системы, пронизанной одной или несколькими параллельными иерархиями влияния, все-таки необходимо хотя бы несколько человек, которые все-таки будут заниматься конкретной работой, а не эксплуатировать привилегии. Вот такие как раз и оказываются как бы ''вне системы'', но на самом деле, полностью связанными с ней. Но не в рамках параллельной иерархии влияния и своего в нее вовлечения, а именно за счет своих производственных качеств как специалиста, который все-таки в первую очередь работает, а лишь потом в какой-то степени может быть склонен к осведомительству. ''Мой клиент выслушал меня, немного подумал и сказал, - работай как работал, никто тебя больше по этому вопросу не потревожит, мне ты нужен только как хороший портной'' (из записок А.М.Ферхшнера, ''портного советской элиты'', озвученных в фильме ''Шизофрения''). >И все таки позволю себе не согласится с вашим утверждением, что нормальные (в смысле не стучащие) это исключение из правил. В рамках подобной системы они имеют весьма конкретную отведенную им роль, - только и всего. А таких самостоятельных людей в подобных организациях просто не может быть много по определению, т.к. при своем избытке они начнут вносить дестабилизирующий характер в сложившееся в ней и в ее управление положение вещей. И от них так или иначе избавятся. А пока они играют по правилам, их хоть и держат на коротком поводке, но ни в коем случае не обижают, т.к. нуждаются в результатах их работы, которые затем распространяют в той или иной форме на весь трудовой коллектив. >''Стукачи'' отстаивают прежде всего свои интересы, а вот ''сподвижники'' желают достичь определенных результатов и целей в интересах компании. ''Сподвижники'' в известной степени стараются или потенциально настраиваются на то, чтобы ''подсидеть'' свое начальство в глазах вышестоящего начальства. Впрочем, часть из них формируется из приведенной выше категории сотрудников, которые со временем оказываются вхожими в систему и занимают в ней подобающую им роль. Но уже не в качестве исполнителей и особо ценных кадров, ''которые действительно работают'', а руководителей, ''которые действительно руководят''. Но соблюдая при этом правила игры в системе. Что до ''стукачей'', то они так таковыми до конца жизни и остаются, попадая в итоге на улицу никому не нужными людьми, уступая дорогу более молодым, да ранним. В отличие от ''сподвижников'' им в системе хода не бывает, исключая случаи перехода руководства из организации в организацию, когда их карьера вместе с начальником, с которым они мигрируют, носит больше вынужденный характер, будучи полностью зависимой от того, насколько у данного начальника радужные или туманные перспективы в будущем. Поскольку стоит ему исчезнуть с карьерной сцены, - например, не берут его больше никуда, - как и вся его ''свита'' также моментально заканчивает свою карьеру. Такие люди в итоге больше никому не нужны.
Менеджер по маркетингу, Новосибирск

Согласна со всем, кроме третьего пункта. ''Не признавать вины'' и исходить из посыла ''как бы чего не вышло'' - это очень хорошие постулаты, чтобы быть ''любимчиком'', только увы к этим постулатам привыкаешь и становишься бюрократом...
Работая в неповоротливой бюракратизированной структуре, открыто признаю ошибки и часто берусь за рискованные инициативы - просто потому, что даже если ничего не получится, максимум пальчикам погрозят, а то и вообще скажут ''ну не получилось и ладно''. А если получается, то вот оно поле для активности, целеустремленности и реализации амбиций.
Правда за это не очень любят меня сослуживцы, т.к. ''что тебе, больше всех надо что ли'' что = ''работай как все - не больше не меньше - и не высовывайся''.
Хотя может мне повезло, все-таки у ''исконно русских'' бюрократических структур явно есть свои особенности...:D

Нач. отдела, зам. руководителя, Екатеринбург

Ирина, действительно это спорный пункт (про непризнание вины)! И в организациях, находящихся на других этапах развития - подобное поведение вряд ли допустимо. И вообщем-то мне самой чуждо такое поведение. Но! к сожалению, активистов в бюрократических организациях не любят, и боятся, что и доказывает Ваш пример! А мой пример, показал, что на них еще и досье копают, аккуратно подшиваю в папочку все промахи! В любом случае надо смотреть по ситуации. Конечно, если Ваш руководитель и Вы преследуете одну цель и Вы - заодно, то на Вас это правило не распространяется!... Вы должны доверять друг другу.

Коммерческий директор, Москва

Хорошая тема, кодекс поведения или способ выживания в бюрократической структуре.
Для человека, который привык созидать, в такой структуре, действительно, требуется массу усилий на продвижении любых новаций, мой опыт подсказывает, что соотношение такое - 30% усилий на разработку – 70% на внедрение. Но ведь есть и те, кто не собирается ничего созидать, а хочет только исполнять. Поэтому кому война, а кому мать родна.
Очень правильно выбрана ветка в форуме. Принимая решение о работе в бюрократической организации, надо ответь себе на вопрос насколько выгоды (профессиональные, материальные, карьерные, моральные) перевешивают недостатки.

Руководитель, Москва

Хорошая статья, Алёна!
Сразу вспомнилось моё начинание трудовой деятельности в 90-е года в нефтегазодобывающей отрасли. Тогда , после развала всё именно так и происходило. Но батюшки мои, какие славные времена. Все с бумажками, все с подписями, все в делах и на телефонах. А дело шло и шло так себе и никому ничего не надо было. Пришёл я в отдел снабжения, мне было 21 год. Повезло то, что начальник пришёл новый , но всё видел вперёд. Вот мы этот ''сброд'' поворошили. Столько каналов перекрыли неучтёнки и воровства. Такой анализ и ситему внедрили. Классное время было, даже улыбаюсь когда вспоминаю. Но мне проще, я авантюрист по натуре, и разворошить осинное гнездо хлебом не корми. Получилось. Ккогда увольнялся (глупость моя, в бизнес потянуло), одни танцевали и пели, а зам по общим нгду не отпускал и всё убеждал что карьера впереди. Но... Такой опыт нужен для того ,что бы при приходе на работу сразу выявить атмосферу и кто чего стоит. Вы хорошо написали, думается людям пригодится кто не сталкивался с этим. А сейчас многие предприятия так и продолжают работать, особенно с большими оборотами и количеством сотрудников. Недавно столкнулся. Письма, подписи, согласования, умный вид, разговоры.Опять пришлось стряхнуть, но по наглому: сказал одно, что сейчас пойду к первому лицу и докажу свою правоту на бумаге, тут всё изменилось. :) Страх правит людьми в таких организациях. Одни бояться потерять место, вторые что их заставят работать, а третьи видят конкурента.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.