Служебный роман: прекрасно и опасно

О том, стоит ли увлекаться своими сослуживцами и заводить служебные романы – дискутировать можно долго, но в данном материале речь пойдет не о плюсах и минусах любовных маневров на работе, а о том, как на эти эмоциональные «финты» реагировать начальству. В большинстве отечественных компаний на эту проблему смотрят сквозь пальцы – попытки каким-то образом регламентировать межличностные отношения персонала предпринимают единицы организаций, что, впрочем, не спасает ни их, ни более мелкие компании от последствий этих ситуаций.

Люди встречаются, люди влюбляются, женятся… Однако применив эту аксиому к офисной среде нередко можно получить весьма взрывоопасную субстанцию, способную причинить вред как самим «носителям заряда», так и руководству их компаний. Избежать этого нереально. В конце концов, работа – это место, где многие люди проводят более трети жизни, поэтому неудивительно, что в один прекрасный день сослуживец покажется его соседке по столу немного симпатичнее, обаятельнее и привлекательнее, чем обычно. При этом степень возникшего «романтизма» нередко прямо пропорциональна силе головной боли, которую испытывает начальство, наблюдая за новоиспеченной парой.

И что, казалось бы, в этом плохого? Ну, нашли два одиночества друг друга в офисе, - чем не повод для благословения коллегами и начальством на долгую счастливую жизнь? Тем более, что оба взрослые люди и не нуждаются в советах окружающих. Однако именно в период сильной влюбленности и любовных переживаний люди словно теряют человеческий облик, перестают вести себя как взрослые и могут «выкидывать» совершенно неожиданные номера, которые в ряде случаев могут обернуться для компании неприятностями. Как известно, основная проблема заключается в том, что пары, нашедшие друг друга в офисе, начинают активно смешивать личную жизнь и профессиональные обязанности.

Не желая страдать из-за последствий любовного легкомыслия сотрудников, ряд компаний, среди которых есть и российские, выступают против служебных романов, некоторые даже вводят запрет на найм женатых пар.

Вот лишь некоторые из рисков, которые компании таким образом пытаются минимизировать:

  • Смогут ли влюбленные успешно разделять личную жизнь и профессиональные обязанности? Как отразится на работе их размолвка или развод – не начнут ли стороны параллельно с разделом имущества делить еще, например, и клиентов? Смогут ли они, будучи в ссоре, эффективно работать вместе? Не будут ли склонять коллег занять одну из сторон?
  • Еще одна проблема – вопрос о фаворитизме. В случае, если стрела Купидона поразила руководителя и подчиненного, будет ли более высокопоставленная половина объективной при делегировании обязанностей и распределении нагрузки? Будет ли подопечный иметь такие же полномочия и равное влияние на своего босса, как и другие работники? Будут ли преобладать решения, сделанные на основе персональных отношений, или же победят личные заслуги и идеи? Придет ли более высокостатусный партнер на выручку подчиненной половине, если у той возникнут проблемы с написанием отчета или действиями в экстренной ситуации?
  • Еще один весьма чувствительный и для компании и для пары момент касается вопроса о разглашении коммерческий тайны и другой информации секретного характера. У влюбленных, как известно, нет секретов друг от друга. И компании это выгодно меньше всего.
  • Важен и еще один нюанс. Считают ли другие работники, что из-за наличия особых отношений пара автоматически получает статус «неприкасаемой» и поэтому не может стать объектом жалобы или критики? Если это действительно так, то многие вопросы, нуждающиеся в проработке, будут умалчиваться и оставаться без должного внимания, что чревато не только неэффективной работой, но и появлением в коллективе дискомфорта.

Так что чем выше градус чувств влюбленных – тем сильнее могут быть их ошибки. По мнению экспертов, в случае, если специфика деятельности компании требует соблюдения определенных правил, то они должны быть частью кодекса корпоративной культуры. Благодаря им компания может предотвратить путаницу в отношениях между коллегами и проблемы, связанные, в том числе, с фаворитизмом. Решения ввести запрет на отношения внутри коллектива особенно даются руководителям нелегко и в настоящее время к ним прибегают не так часто, как еще несколько лет назад. Тем более, что, как показывает практика, они не всегда эффективны, и даже, бывает, выступают в качестве дополнительного стимула к более близкому знакомству (вспомните «Американскую трагедию» Теодора Драйзера), ведь запретный плод, как известно, всегда сладок. Возможно, по этой причине, а также из-за постоянных судебных атак со стороны сотрудников (в первую очередь, конечно, западных компаний), руководители стали более лояльны в этом отношении – свое видение этой проблемы пересмотрели в IBM, Corning, Xerox, Wal-Mart.

При этом небольшие компании в этих случаях оказываются в более трудном положении, нежели крупные корпорации. Замаскировать отношения в последних гораздо проще, особенно если пара работает в разных департаментах, а вот в небольших организациях служебные романы нередко превращается в настоящее шоу, за развитием событий которого с интересом следит весь коллектив. Поэтому одной из главных проблем при возникновении нового романа на рабочем месте является неуместное проявление чувств и, как следствие, исчезновение рабочей атмосферы.

Определить, какой именно должна быть политика компаний в этом отношении, нелегко. При подготовке такого кодекса следует помнить о следующих моментах:

· Необходимо сразу определить границы дозволенного – какие отношения в компании будут считаться приемлемыми, а какие – нет.

· Необходимо четко определить, какие действия будут ожидать тех, кто нарушит правила – перевод в другой отдел, понижение в должности, увольнение и прочие.

· Западные компании уделяют особое внимание защите своих сотрудников от сексуальных домогательств. Так, сотрудникам дается понять о нетерпимости компаний в отношении сексуальных домогательств, до них доносится информация о последствиях такого поведения – нередко в договор вносится соответствующий пункт. В ряде западных компаний для профилактики служебных романов и сексуального преследования проводятся специальные тренинги.

· При этом большое значение уделяется конфиденциальности информации личного характера о сотрудниках. Она не должна приноситься в жертву.

По мере интенсивного роста компании отслеживать подобные ситуации и работать «на опережение» руководитель не в состоянии. В российских компаниях этим никто специально не занимается, а, может быть, стоит?

Например, американцы не склонны пускать такие дела на самотек, поэтому в таких случаях руководители нередко работают в тесном контакте с HR-департаментом – это помогает предвидеть проблему заранее и создавать средства правовой защиты. А ряд американских компании вообще установил запрет на отношения между руководителями и их прямыми подчиненными.

Однако не смотря ни на какие запреты и правила отношения между работниками неизбежно возникнут. И будут развиваться. Поэтому знать о возможных осложнениях любовной лихорадки необходимо. Отсюда несколько основных приемов взаимодействия руководителя с теми, кто уже запутался в «сахарно-сиропной паутине»:

· Лучшая позиция для руководителя – наблюдать не вмешиваясь. Устанавливать правила, против таких пар, «по факту», бессмысленно. Это не будет иметь эффекта.

· Касаться этой темы следует только в случае, если роман отрицательно влияет на работу влюбленных и мешает работать другим сотрудникам.

· Будет лучше, если пара сама введет вас в курс дела относительно их отношений.

· Следует помнить, что роман между равностатусными сотрудниками и отношения между руководителем и подчиненным будут иметь разные последствия.

· Особого внимания заслуживает ситуация, когда роман вспыхнул между руководителем и подчиненным. Ряд экспертов считает, что во избежание проблем на рабочем месте и недовольства коллектива о таких ситуациях следует докладывать вышестоящему руководству.

· В таких случаях спрашивать стоит не с «провинившегося» подчиненного, а руководителя.

· Служебные романы, даже если они имеют счастливый финал, нередко заканчиваются увольнением пары или одного из партнеров – выдержать пристальное внимание коллег и руководства к личной жизни сможет далеко не каждый.

Наталья Климова, психолог:

На Западе, так же как и у нас, служебные романы не приветствуются. Уж слишком активно окружающие это обсуждают. Такие ситуации плохо сказываются на обстановке в коллективе и на людях, которые в него вовлечены. Я знаю случаи, когда из-за служебного романа люди были вынуждены покинуть компанию и продолжить отношения за ее пределами. Окружающие так или иначе дают понять влюбленным, что за ними наблюдают. Кроме того, в этой ситуации смешиваются два понятия – личная жизнь и работа, на коллектив это влияет плохо, а это не приемлемо.

Если у компании нет соответствующего внутреннего кодекса, то руководитель будет руководствоваться только морально-этическими нормами. Как правило, если роман не вредит работе, то начальство не вмешивается.

Есть ли смысл запрещать такие отношения? В трудовом договоре такой запрет прописать нельзя. Определенные ограничения можно обозначить в кодексе организации и дать ознакомиться персоналу или соискателям. Если опыт работы с такими проблемными ситуациями у компании уже есть, то руководитель акцентирует на этом внимание. А уволить на основании того, что у человека на работе роман, нельзя. Нужны другие причины.

Материал подготовлен на основе статей Office Romance из издания Inc. и Dealing With an Office Romance из издания Entrepreneur

Фото: pixabay.com

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Фактически идеальный вариант решения подобной проблемы давала в прошлом советская кадровая система. Безусловно, требования в ней были предельно жёсткими и дискриминационными, однако эффективность таких мер ни у кого не вызывала не только сомнений, но и наглядно демонстрировала все свои преимущества. Т.е. до тех пор, пока в середине 80-х в условиях ''демократизации'' на эти правила начали смотреть уже сквозь пальцы, система работала прекрасно. Стоило людям начать их нарушать, как началась разбалансировка системы как на уровне отдельных предприятий и организаций, так и на уровне государства в целом. Собственно, следствием чего является та система, которая сформировала в конце 80-х - середине 90-х ХХ века и продолжает существовать вплоть до настоящего времени, доказывая свою несостоятельность практически по всем вопросам кадрового обеспечения и эффективности.

Генеральный директор, Иваново
Романов Николай пишет: Фактически идеальный вариант решения подобной проблемы давала в прошлом советская кадровая система.
Не все работали в этих условиях, может быть, Вы можете немного раскрыть свою мысль?
Аналитик, Тюмень

Какой бред! Какое извращённое понимание роли корпоротивного управления!! Человечного в человеке оставьте человеку хоть чуток, манагеры!!!

Чистый Большой Брат, бесовщина какая-то, тьфу!!! :-!

Рук. департ. внутреннего аудита, Москва

Непотизм, фаворитизм и прочие -измы спокойно случаются и между никак несвязанными людьми. Зачастую одного пола.
И что?
Лично мое мнение - выделять ''любовную'' линию и закрывать глаза на все остальное - бред.
В корпорациях должны быть политики не по борьбе с семейными парами или романами, а непосредственно с проблемами - непотизмом, необъективностью и тд.
Предположим, руководитель среднего звена не взял к себе в отдел протеже своего руководителя просто из профнепригодности. Можете легко представить себе возможные последствия.
Кому-то просто не нравится кто-то. Различия в расе, религии - все это влияет.
И лично мое мнение - влияет куда больше, нежели отношения между мужем и женой или любовниками.

Директор по маркетингу, Астрахань

На редкость бестолковая статья. Проблема озвучена, так вроде и так все в курсе что она существует. А что с этим делать из статьи непонятно.

Служебные романы могут и положительно влиять на работу и что же, запрещать? Тогда производительность резко упадёт у этой пары, а то и вовсе уволятся оба. Если возникают проблемы с производительностью или с межличностными отношениями с коллегами вот тогда именно с этими проблемами и необходимо работать, а не лезть в дичную жизнь по поводу и без.

Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Не все работали в этих условиях, может быть, Вы можете немного раскрыть свою мысль? Сейчас так больше уже никто не работает, так что всё это уже история. Но общий тезис был таков, - люди приходят на работу, чтобы работать. В рабочее время, пока они находятся на заводе, в конторе или в современном офисе, они должны только работать, за что им и полатят деньги. Любые личные отношения между ними возможны только во внерабочее время. Как и проявления таких отношений. В рабочее время в составе рабоего коллектива ничто подобное проявляться не должно. Т.к. своим наличием проявлением в рабочей среде они дестабилизируют работу всего коллектива за счет циркуляции слухов, возникновения внутреннего напряжения, неприязни, зависти, отвлечения людей от мыслей о работе и т.д. Т.е. пришел на работу, - забыл о подруге или любовнице. Закончил работу, - встретился с ней у проходной, - а еще лучше, - в кафе, в квартале от офисного центра, чтобы не создавать лишнюю почву для слухов. Если подруга или любовница работают в другом подразделении, - можно с ними встретиться за обедом в столовой. И только. Т.е. подобные отношения не запрещались, но ни при каких обстоятельствах не должны были становиться достоянием всего трудового коллектива. В том случае, если нечто подобное всё-таки происходило, на людей оказывалось репрессивное давление со стороны руководства или кадровой службы к прекращению не столько самих отношений, сколько их явных проявлений. Вплоть до создания невыносимых условий на рабочем месте, если люди не внимали данному требованию. Тем более, если подруга или любовница получали некоторое привилегированное положение, будучи подругами и любовницами начальства, о чем незамедлительно узнавал весь трудовой коллектив, и для таких людей обстановка в нём становилась самой неприятной. Тем более, если такие вот друзья и подруги начинали ''буреть'', т.е. позволять себе больше, чем то могли позволить остальные члены трудового кооллектива. И т.д. Тем более, если вольности себе начинал проявлять начальник. Человек рисковал лишиться не только начальственной должности, но и партбилета. Поскольку подавал окружающим дурной пример того, как не следует работать и тратить рабочее время. Собственно, советская система работы с кадрами была не очень сложной, как и набор применявшихся ей правил, но всегда оставалась предельно эффективной. Т.к. во главу угла ставился труд и эффективность работы. Всё, что мешало данному процессу, в том числе и неформальные личные отношения в трудовой среде, незамедлительно если и не репрессировалось, то жёстко в рабочее время регламентировалось. Поскольку человек ходит на работу, чтобы работать. Естественно, сегодня данный последний тезис уже действует отнюдь не всегда. Поскольку на рабочих местах и в процессе работы люди занимаются зачастую чем угодно. В частности, с активным взаимным вовлечением всего коллектива в свои личные проблемы и личную жизнь. А раз так, то и личные отношения между людьми переходят в разряд подобного ''чем угодно''. Вернее, одной из его разновидностей. И как следствие этого - допускаются, не регламентируются и за ними особенно руководство не следит (иначе как вмешивается в самых критических случаях), т.к. и само руководство является частью подобного нерегламентированного на личные отношения трудового процесса. А раз может руководство, то могут все. Где написано, что запрещено ? Нигде. Нельзя только любовницу уводить у шефа, и всё будет в порядке. А так, - люди сегодня не очень задумываются над тем, что между работой и личной жизнью существует какая-то совершенно неведомая им большая разница.
Директор по развитию, Москва
По-моему, если в компании принято мыть кости своим сослуживцам вместо того, чтобы работать, то такую компанию нужно ликвидировать в полном объеме, а владельцам стоит выдавать своим гендиректорам и HR-ам ''волчьи билеты'' за то, что они допустили такое. Совсем не важно, что обсуждают сотрудники (любовные похождения, поездки на охоты-рыбалки, шмотки, или что-то еще), главное, что в офисе отсутствует напрочь деловая рабочая атмосфера в принципе.
HR-директор, Москва
Николай Романов пишет: Т.е. пришел на работу, - забыл о подруге или любовнице.
Интересно, как Вы это в реальности представляете себе, Николай? Человек не системный блок: нажал на кнопку-выключил функцию ''думать о любовнице/любовнике'' :)) А вообще, как человек, которого трижды за мою жизнь увольняли с работы начальники (их непосредственная мужская реакция на мой отказ принять их настойчивое внимание :D ) я думаю, что хорошо бы ввести что-то типа судебной системы, защищающей людей от харрасмента. Как в Америке. Только там это несколько до абсудра доведено, но что-то разумное в этом есть...)) А вводить партсобрания (как в старой советской кадровой системе было принято), где публично всем коллективом пропесочивать человека, за то что он полюбил другую/другого, да еще грозить отобрать партбилет (читай - лишить бонусов, а чем еще сейчас грозить? ;) ) имхо, не есть выход. Здесь надо всю систему менять, начиная с судебной и заканчивая корпоративной и личной культурой каждого.
Директор по развитию, Москва
Здесь надо всю систему менять, начиная с судебной и заканчивая корпоративной и личной культурой каждого.
Это стало общим местом всуе упоминать систему. А то, что мы и являемся частью системы и что все в наших руках, как-то забывается. Система сейчас что-то вроде бога - все о ней говорят, но никто не видел и не знает, куда ее пристроить. Нет ничего плохого во взаимных пылких чувствах двух человек. Плохо то, что у окружающих к этому своеобразное отношение. Плохо то, что сами воспылавшие не всегда адекватны в проявлениях своих чувств. Но все становится (должно становиться) на свои места, если отделить мух от котлет, т. е. взаимные чувства от работы.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Элина Полухина пишет: Человек не системный блок: нажал на кнопку-выключил функцию ''думать о любовнице/любовнике
Полностью согласен! Если влюблен - то не отключишь. но.. Лично я бы предпочел работать от любимой на расстоянии и на приличном расстоянии! Вот мой аргумент - присутствие во время работы (выполнения работы) близко любимого человека - очень отвлекает. Нет любимая не мешает - она отвлекает, ну сказав по простому - не до работы мне (влюбленному) когда рядом объект обожания - какая к черту работа! Вот чтобы этого не случилось - рабочее время на приличном расстоянии друг от друга! Касаемо служебного романа - любой роман - прекрасно и волнительно - только за! но!!! НО!!!! как только роман состоялся - один из парочки влюбленных ОБЯЗАН покинуть совместное рабочее пространство и ... удалиться на приличное расстояние! Вот такая лирика!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
39% россиян планируют работать после выхода на пенсию

Меньше всего работать на пенсии стремятся IT-специалисты.

Heineken протестировала VR-технологии в обучении персонала

84% сотрудников, участвовавших в тестовом VR-обучении, предпочли бы и дальше использовать эту технологию и вовсе не прибегать к очному формату.

Эксперты назвали пять профессий в FMCG, которые скоро исчезнут

Ожидается, что спрос на специалистов в FMCG сможет снизиться на 30-50% после пандемии коронавируса.

 
Россияне назвали главные категории затрат в 2020 году

Около половины жителей России отметили увеличение расходов в 2020 году.