Рынок труда 2021: анализ прошедших месяцев и прогноз до конца года

Бизнес-итоги января-мая

1. Работодатели адаптировались

Первый шок от лобового столкновения с планетарным локдауном 2020 прошел. Руководители компаний осмыслили ситуацию, приняли новую реальность и начали перестраивать бизнес с учетом новых условий и потребностей общества. Никто уже не ждет, что все рассосется и будет по-прежнему. Капитаны бизнеса прекрасно понимают, что жизнь не вернется в привычное и спокойное «доковидное» русло, поэтому ждать бессмысленно, надо действовать.

2. Бизнес-модели перестроились

Стремясь соответствовать новым запросам общества, компании начали перестраивать бизнес-модели, рабочие процессы и процедуры, пересматривать ассортимент и товарные портфели, разрабатывать новые виды услуг и сервисов. Так, заведения общепита часто отказываются от привычных залов с официантами и работают в формате «сайт/кухня/доставка». А медицинские центры сокращают амбулаторный прием и развивают выездной сервис. Если весной-летом прошлого года на дом к пациентам отправлялись только медсестры для взятия анализов и врачи по экстренным вызовам, сейчас уже можно вызвать домой и кардиолога, и невролога и даже врача УЗИ с портативной станцией. Если изменения будут идти такими темпами, выездной станет даже стоматология.

3. Оргструктуры переформатировались

Изменения бизнес-моделей компаний привели к структурным изменениям. Это уже не жесткая оптимизация штата в связи с необходимостью уместиться в бюджет при стремительно падающих или полностью парализованных продажах, не «выщипывание перьев» из оцепеневших и испуганных сотрудников. Это попытка компаний отрастить новые крылья, набрать специалистов под дерзкие задачи, сформировать команду не для выживания в кризис, а для успешной и прорывной работы в новых обстоятельствах. Я, как директор кадрового агентства, чувствую это по изменившемуся потоку запросов на подбор. Срочно нужны интернет-маркетологи, специалисты по маркетплейсам, интеграционные логисты и digital-промоутеры.

4. Требования к сотрудникам изменились

Особо востребованные навыки: универсальность, многофункциональность, многозадачность. Стремление компаний нанять самого лучшего на рынке узкопрофильного специалиста, например, топ-специалиста по молекулярной диагностике или самого квалифицированного юриста по налоговому праву, осталось в далеком прошлом. Сейчас большинство работодателей хотят сотрудников-мультиварок, чтобы менеджер сам себе задачу поставил, рынок проанализировал, продукт/услугу подобрал, способы продвижения придумал, презентацию сделал, переговоры провел, договор с клиентом подписал. Бухгалтерия счет выставит, а склад – отгрузит. А если квалификации менеджера на каком-то этапе работы не будет хватать, то возьмет у супер-эксперта юриста/экономиста/финансиста две-три консультации, поймет, как действовать, и продолжит ковать победу с имеющимся человеческим ресурсом.

5. Систему целеполагания и мотивации скорректировали

В период неопределенности все долгие, тяжелые, высокозатратные проекты закрыты или приостановлены. Многие руководители не строят планы дольше пары-тройки месяцев. Задачи сотрудникам также выставляются короткие, разбивают планы продаж не только по месяцам, но и по неделям или декадам. Система мотивации синхронизируется с этим краткосрочным планированием. И такой подход, как правило, находит отклик у сотрудников. Перспектива получить огромный бонус через три года, например, по результатам автоматизации завода, уже не так воодушевляет менеджера проекта. Журавли явно проигрывают синицам. Скромные квартальные выплаты кажутся более реалистичными и греют не только сердце, но и кошелек.

6. В обучении сотрудников сменились приоритеты

Многие компании не хотят обучать сотрудников на длительных образовательных программах, «инвестировать в завтрашний день». Возможно обучение только своей специфике, товару, продукту, услуге. А soft skills сотрудник должен развивать сам.

7. Удаленка открыла новые возможности

Стало ясно, что для рутинных задач нужно меньше сотрудников. Особенно, если автоматизировать часть процедур и бизнес-процессов. В битве софта и ФОТа уверенно лидирует первый. Руководство понимает, что единожды потратившись на автоматизацию учетной системы предприятия, можно навсегда сократить расходы на бухгалтерию, операционную логистику и склад на 15-20%. Перспектива более чем заманчивая.

Организация удаленной работы позволяет нанимать более дешевых сотрудников из разных регионов страны и размещать их в недорогих офисах. Уже никого не удивляет, что у компании call-center в Нижнем Новгороде, бухгалтерия в Самаре, а склады во Владивостоке и Санкт-Петербурге. Только гендиректор и руководитель ИТ-службы сидят в Сколково.

8. Сотрудники стали лояльнее относиться к работодателям

Проводя консультации, меньше критики слышу в адрес работодателей со стороны сотрудников. Возросла ценность рабочего места, самого факта занятости, востребованности. Люди уже не увольняются с работы, потому что «стало неинтересно» и «захотелось поискать что-то более перспективное». Основные причины увольнений – сокращение, невыплаты и конфликты с руководством. Во всех остальных случаях люди предпочитают «держаться» за работу. Ценность аргумента «зарплата небольшая, но стабильная» растет с каждым днем.

9. Люди ищут возможность дополнительного заработка

Это может быть по основной профессии, например: врач работает в нескольких медицинских центрах по гибкому графику, бухгалтер параллельно с основной работой делает отчетность еще для нескольких небольших компаний, маркетолог пишет программы по продвижению для нескольких заказчиков, сотрудничая с ними в проектном формате в свободное от основной работы время. Также совмещение может быть построено на использовании разных навыков и знаний: преподаватель музыкальной школы по выходным становится парикмахером, инженер по вечерам превращается в таксиста, администратор спортивного клуба – в дизайнера.

10. Возрос интерес к интернет-профессиям и краткосрочным учебным программам

Идея инвестировать сотни тысяч рублей в обучение на двухлетней программе МВА или в получение второго высшего образования становится все менее популярной. Краткосрочные двух- трехмесячные курсы по освоению новых навыков или профессий гораздо ценнее для людей в возрасте от 20 до 35 лет. Особенно высок спрос на обучение интернет-профессиям, в топе: интернет-маркетолог, веб-аналитик и data-scientist. Менеджеры по наружной рекламе энергично переучиваются на таргетологов и контекстологов, на смену менеджерам по работе со СМИ, некогда считавшимися невероятно крутыми, за год выросла армия SMM- и SEO-специалистов, менеджеров по контенту, трафику и сторителлингу. О том, кто такие performance-маркетологи и motion-дизайнеры не знают толком даже те, кто их нанимает.

Прогноз до конца 2021

1. Работодатели изменят свое отношение к построению командной работы

«Корона-кризис» нанес несокрушимый удар по идее командной работы как самой лучшей / эффективной / гуманной модели построения человеческих отношений в бизнесе. Концепция, популярная и во многом оправданная в «нулевых», гласила: соберите команду вокруг харизматичного лидера, сбалансируйте ее по психотипам, прошейте системой ценностей, воодушевите, мотивируйте, и будет вам бизнес-счастье.

В «десятых» к этому добавилось еще: обустройте авангардный офис, расставьте кресла-бобы и раскидайте мешки-бинбэги, организуйте доставку полезной и бесплатной еды, развлекайте новичков, геймифицируйте обучение, насыпьте побольше печенек, и снова будет счастье вам и вашему бизнесу. В этой парадигме работодатель всегда что-то должен своим сотрудникам: обучать, развлекать, вдохновлять и уговаривать поработать. «Иначе никак, – смиренно вздыхали эйчары, – поколение такое».

Однако год на удаленке обнажил неприятную правду жизни: люди из разных городов и регионов, абсолютно незнакомые друг с другом, вообще неизвестных никому психотипов и ценностей, весьма эффективно могут работать над большой бизнес-задачей при условии, что она четко распланирована по этапам и срокам, посчитана в тайминге и бюджете и хорошо координируется. Это называется проектное управление. И никаких печенек.

2. Идея проектной работы будет набирать популярность

Она уже очень понравилась работодателям: гибкость, масштабируемость, легкость «сборки» – эти свойства управленческой модели вполне соответствуют духу и требованиям нынешнего времени. Есть бизнес-задача – пиши техзадание/бриф/план и нанимай под нее специалистов на короткое время. Задача выполнена – всем спасибо, все свободны! Будем рады сотрудничать в будущем. И никаких вековых наслоений «офисного планктона» на базовой несущей конструкции компании. Никаких ставок и окладов за факт явки сотрудника на рабочее место, никакой еженедельной ругани на совещаниях, мотивирующих тренингов и новогодних корпоративов. Просто задача – исполнитель – результат. Мечта управленца.

3. Для профессионала работать в нескольких проектах станет нормой

Проектная занятость выгодна и специалистам: финансистам, юристам, маркетологам, программистам. Работая на несколько работодателей-заказчиков одновременно, человек может сам определять баланс трудовой нагрузки и заработка: нужно больше денег – переходит в режим форсажа и напрягается на нескольких проектах сразу. Хочется перевести дух и восстановить силы – снижает количество проектов до минимума. Работа в нескольких проектах снижает степень зависимости от конкретного работодателя, избавляет от травмы увольнения, необходимости мириться с неприятными личностями в коллективе, токсичным руководством. Не нравится стиль коммуникаций с заказчиком или уровень вознаграждения – можно не продлить контракт или отказаться от проекта, при этом продолжить работу в других проектах. Проектная работа позволяет чувствовать себя «в рынке», ощущать степень своей востребованности, понимать свою рыночную стоимость. Для профессионала проектная работа – это возможность постепенного перехода к собственному бизнесу через строительство «Я-бренда», построение деловой репутации и наработки рекомендаций.

4. Работодатели будут больше инвестировать в автоматизацию

Это позволит сократить расходы на самую дорогую статью затрат – людей, зарплаты, налоги и организацию рабочих мест. Автоматизация повышает качество работы с любыми данными: телефонными звонками, клиентскими обращениями, бухгалтерской первичкой, технической документацией. Программы работают быстрее, делают меньше ошибок, не уходят в отпуск, на больничный, или декрет. Единожды потратившись на написание софта, работодатель может на 15-20% сократить штатное количество единиц в подразделении, особенно, если люди выполняют рутинную однообразную работу. Первыми под подобные сокращения могут попасть сотрудники call-центров, операционисты, бухгалтеры, юристы, рекрутеры, кадровики, экономисты.

5. Возрастет спрос на позитивных, деятельных и готовых к переменам людей

При найме работодатели все больше уделяют внимание личным качествам сотрудников. Большинство компаний борется за выживание, за свое будущее на рынке, перестраивается на ходу. В такие времена нужны люди-энерджайзеры, люди-моторы, способные на своей энергии и воле поднимать проекты, воплощать идеи, двигать задачи. Сотрудники-пассажиры, стремящиеся получить «место у окна», вялые, безынициативные, потребляющие ресурсы – обуза для любой компании. Бизнес делает ставку на энергию, активность и волю к победе, поэтому тот самый «блеск в глазах» все чаще становится ключевым фактором принятия решения о найме.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Исполнительный директор, Санкт-Петербург

Хороший проектный менеджер с Soft skills это находка. Лидерство как было в цене так и осталось. Как и раньше (см п. 1) " соберите команду вокруг харизматичного лидера, сбалансируйте ее по психотипам, прошейте системой ценностей, воодушевите, мотивируйте". 

Просто нарезать задачи на проекте может и программа. Для получения результата этого мало. Мотивировать и вдохновлять людей может только лидер. Без вовлеченности Вы получаете "Сотрудники-пассажиры, стремящиеся получить «место у окна», вялые, безынициативные, потребляющие ресурсы – обуза для любой компании".

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Успех любой компании (НЕ Госкорпорации и иже с ними), определяет умение Руководителя/Лидера находить и развивать эффективные команды. От времени и ситуации на рынке это не зависит. Шаблоны не работают.....

Журналист, Москва

Наталья, с интересом проглотила статью, увидев, что автор - эксперт, на мнение которого мы регулярно опираемся в своих публикациях. Вопрос в связи с этой мыслью: "Краткосрочные двух- трехмесячные курсы по освоению новых навыков или профессий гораздо ценнее для людей в возрасте от 20 до 35 лет. Особенно высок спрос на обучение интернет-профессиям, в топе: интернет-маркетолог, веб-аналитик и data-scientist". Я - мультифункциональный специалист, но нет ни одной специализации, которой я обучилась бы за 2-3 месяца. Английский - плод 3-летней углубленной работы, и то очень сильно есть куда расти. Контент-менеджмент - тоже результат работы в несколько лет. Да даже линкбилдинг как более прикладное направление - даже в нем нереально "прокачаться" за пару месяцев. Наверное, для специалистов это очевидно, но я спрошу: рынок труда создает все условия для штамповки "профессионалов", которые не имеют достаточного опыта для эффективного выполнения задач, а, значит, потенциально способны "сливать" бюджеты - на тот же маркетинг? Как это меняет критерии отбора - причем в крупных компаниях, и в малом бизнесе, если сравнить (думаю, собственник небольшого интернет-магазина и эйчар большой компании отбирают по-разному)? Спасибо!

Нач. отдела, зам. руководителя, Улан-Удэ

Наталья, Вы всё так чётко изложили в пользу работодателей... Но они Вам платят и меня это не удивляет:) Рынок труда восстанавливается, эмигранты не хотят "впахивать" в России за копейки. Как собственно и сами россияне! Планируют заключённых к работам привлекать... А Вы пишите, что сотрудники держатся за свою работу... В Москве, что ли такие сотрудники "покорные" стали?! Реально расмешили:))) Простите, но Ваша статья оторвана от реальности! Или мы живём в разных Россиях:) Хотя по моему статья просто "заказная". Но написано очень красиво, за это респект! 

Преподаватель, Украина

Ну наконец-то! Я давно ждал, когда консалтинг возвратится от всяких бредовых идей о новом блистающем мире и вернется к тейлоризму и фордизму (реальным первоисточникам, а не переписанным из книги в книгу цитатам Wikipedia и Google). Свершилось - персональное стимулирование и организация рабочих мест! Респект короновирусу, который в очередной раз спасает человечество (впервые - в книге Уэлса "Война миров"!

Партнер, Москва

Спасибо автору за статью. Некоторые мысли разделю. Но есть ощущение, что анализ ситуации дан лишь для сферы продаж FMCG. 

Срочно нужны интернет-маркетологи, специалисты по маркетплейсам, интеграционные логисты и digital-промоутеры.

Не менее срочно и уже давно нужны люди, конкретно делающие руками что-то на производствах. До роботизации нам еще, как до...

Стремление компаний нанять самого лучшего на рынке узкопрофильного специалиста, например, топ-специалиста по молекулярной диагностике или самого квалифицированного юриста по налоговому праву, осталось в далеком прошлом.

Вы, мягко говоря, заблуждаетесь. Задачи у компаний бывают разные. И настоящие глубокие специалисты всегда остаются в цене. Просто не для всех. А так, чувствуется, что вы не работаете с высокотехнологичными производствами. Так и вижу вакансию: "универсальный, многофункциональный, многозадачный химик-технолог"... 

Сейчас большинство работодателей хотят сотрудников-мультиварок, чтобы менеджер сам себе задачу поставил, рынок проанализировал, продукт/услугу подобрал, способы продвижения придумал, презентацию сделал, переговоры провел, договор с клиентом подписал.

Да-да... Где-то мы это уже проходили... По такой логике давайте  откажемся от менеджмента. Зачем нам профессиональные управленцы, например, в маркетинге? У нас каждая кухарка сможет руководить... Про разные поведенческие модели клиентских сегментов, глубокие различия в специфике рынков В2В и В2С, разные компетенции тоже давайте забудем. У меня прямо противоположная информация: каждая вторая компании изнывает от таких вот "мульварок", которые ничего толком не умеют и не знают, но успешно "осваивают маркетинговые бюджеты".

Многие руководители не строят планы дольше пары-тройки месяцев.

Особенно те, кто работает с производством и планирует загрузку линий. Закупка, например, только комплектующих и материалов может происходить с логистическим плечом до 6 месяцев (привет, КНР). А ежегодные инвестиции в модернизацию, обслуживание и закупку оборудования тоже каждые 3 месяца определять прикажете?

А soft skills сотрудник должен развивать сам.

Где вы таких сотрудников берете? Они за деньги компании учиться не желают. В компаниях, заинтересованных в формировании кадрового резерва такие вопросы на самотек не пускают. 

Дальше писать уже не буду. Статья хорошая, но явно не для всего рынка.

Аналитик, Москва

Мне статья понравилась своим позитивом. Ну да, коллеги правы - не для всех структур, не для любого рынка советы и анализ. Но то, что поворот к новым управленческим предпочтениям проявился - это факт и я ему очень рад. Пожалуй это самый важный порог в управленческих способностях и привычках. Особенно для России. Наконец-то топовые руководители от психологии старшины роты (от подъёма до отбоя вместе со своими бойцами) переходят на позицию командира минимум дивизии - руководят только штабом, стратегией, организуют потенциальную победу. Наконец-то появляется позитивный опыт уравления  удалёнными сотрудниками. Без награждения непричастных и наказания невиновных. Это реально становится интересным! Управлять ресурсами, а не "трудовой дисциплиной на рабочем месте". Планировать и реализовывать планы. Не следить за работниками, не ловить их за промахи, а реально грузить задачами и целями.
Правда классно?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.