Задумывался ли кто-нибудь о смысле термина quality management system

Уважаемые коллеги! Всем приходилось иметь дело с системой менеджмента качества, например, в соответствии с требованиями ISO 9001, а может и ISO/TS 16949. Термин quality management system перевели на русский язык как система менеджмента качества. На большинстве российских предприятий считается, что за СМК должен отвечать начальник ОТК или на худой конец директор по качеству. А не задумывались ли вы, что перевести можно было и по-другому, например, качественная система менеджмента. И тогда получается, что системой должен заниматься кто-то повыше.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Украина

Перевести можно и так (если очень хочется). Только суть от этого не изменится - система менеджмента качества только часть (хотя и важная) общей системы менеджмента организации и, соответственно, не может претендовать на большее в масштабах организации, чем есть на самом деле.

Партнер, Красноярск

Коллеги, может немного по другому? При всем (моём личном) плохом отношении к ИСОфикации, тема на самом-то деле правильная. Потому как если вспоминать, зачем нужно управление (ну, пусть менеджмент, если язык ломать охота) в компании, то целей две:

1. Выдерживать (не ронять) достигнутый уровень качества

2. Регулярно повышать уровень качества

Исходя из этих задач, ответственность очевидна - гендир. Всё, что ниже него, это декомпозиция этих задач на следующие уровни управления. И, отдавая на откуп диру по ОТК эту тему, мы фактически дарим ему управление компанией, а ГД становится "свадебным генералом". Глупо, правда? А на практике запросто...

Поэтому - система управления, она должна быть одна. Нудная но жутко важная работа по описанию и стандартизации деятельности - её неотъемлемая часть. Но это не "дир по ОТК", это скорее дир по корп.развитию. А ОТК некоторые основоположники вообще считают функцией бессмысленной )))

Researcher, Москва

Цитата: "А не задумывались ли вы, что перевести можно было и по-другому, например, качественная система менеджмента"

На мой взгляд, во-первых, заниматься переводом одной фразы в принципе НЕ верно, а во-вторых, "качественная ..." может быть и у преступной группы (ОПГ) что не совсем соответствует стандарту.;-))

Важен не термин "quality management system", а смысл. Я считаю, что смысл заложен в ПРИНЦИПАХ менеджмента.

Читаем в ISO 9001:2015

0.2 Quality management principles

This International Standard is based on the quality management principles described in ISO 9000. The descriptions include a statement of each principle, a rationale of why the principle is important for the organization, some examples of benefits associated with the principle and examples of typical actions to improve the organization's performance when applying the principle.

The quality management principles are:

  • customer focus;
  • leadership;
  • engagement of people;
  • process approach;
  • improvement;
  • evidence-based decision making;
  • relationship management.

Мне кажется что даже без перевода однозначно следует что "quality management system" - есть зона ответственности Ген.Дира.

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва

" «Система менеджмента качества (СМК) — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству» — МС ИСО 9000:2000.

Мало кто из руководителей организаций, консультантов и менеджеров по качеству обращает внимание на то, что в данном определении скрыто два требования к организации.

1. Иметь систему менеджмента.

2. Уметь применить ее к качеству."

Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни / В. Г. Елиферов. — М. : Вершина, 2006.

В старом стандарте ИСО 9001 была обязательная роль "Представитель руководства", - человек в статусе не ниже зам. гендиректора.



Генеральный директор, Санкт-Петербург

Ген. дир. формулирует все политики компании, в т.ч. числе и в области качества, в частности он принимает решение о внедрении системы качества и решение о последующем прохождении аудита. Следовательно генеральный директор "занимается системой" до некоторой степени, и на верхнем уровне контролирует эффективность её работы через систему показателей. Разработкой, внедрением, и контролем конкретных процедур занимается профильный специалист по качеству. Он отвечает за архитектуру системы, исполнение процедур, и за эффективность её работы. Именно он отвечает за систему.

Researcher, Москва
Святослав Иванов пишет:
Разработкой, внедрением, и контролем конкретных процедур занимается профильный специалист по качеству.

Качество - неотъемлемая характеристика ВСЕХ процессов в компании. А выделенный "профильный" специалист ТОЛЬКО!! мониторит, следит и информирует о нарушениях в тех или иных процессах. Он НЕ МОЖЕТ в силу своей квалификации вмешиваться в процессы или менять технологии.

Как пример: низкое качество шарового пальца в автомобиле возможно из-за нарушения процесса термообработки. "Специалист по качеству" может только ФИКСИРОВАТЬ поломку, а как изменить/наладить процесс термообработки может только инженер.

Генеральный директор, Украина
Святослав Иванов пишет:
Ген. дир. формулирует все политики компании, в т.ч. числе и в области качества, в частности он принимает решение о внедрении системы качества и решение о последующем прохождении аудита. Следовательно генеральный директор "занимается системой" до некоторой степени, и на верхнем уровне контролирует эффективность её работы через систему показателей. Разработкой, внедрением, и контролем конкретных процедур занимается профильный специалист по качеству. Он отвечает за архитектуру системы, исполнение процедур, и за эффективность её работы. Именно он отвечает за систему.

В принципе согласен и в целом поддерживаю мнение С. Иванова о построении СИСТЕМЫ с распределением зон ответственности.

Валерий Овсий пишет:
Святослав Иванов пишет:
Разработкой, внедрением, и контролем конкретных процедур занимается профильный специалист по качеству.
Качество - неотъемлемая характеристика ВСЕХ процессов в компании. А выделенный "профильный" специалист ТОЛЬКО!! мониторит, следит и информирует о нарушениях в тех или иных процессах. Он НЕ МОЖЕТ в силу своей квалификации вмешиваться в процессы или менять технологии.
Как пример: низкое качество шарового пальца в автомобиле возможно из-за нарушения процесса термообработки. "Специалист по качеству" может только ФИКСИРОВАТЬ поломку, а как изменить/наладить процесс термообработки может только инженер.

Валерий, я не понимаю, в чем Вы не согласны с С. Ивановым, ведь "специалист по качеству" и не должен вмешиваться в тех. процесс или изменять технологию - это не его обязанность.

Возможно, Вы просто пишите о разных ПРОЦЕССАХ системы менеджмента качества. В Руководящих указаниях по применению ISO 9001:2015 есть важная часть:

... чтобы определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества. Это включает в себя как операционные процессы (т.е. те, что необходимы для производства продуктов и услуг), так и системные процессы (такие, как внутренний аудит и анализ менеджмента)"

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Валерий Овсий пишет:
Качество - неотъемлемая характеристика ВСЕХ процессов в компании. А выделенный "профильный" специалист ТОЛЬКО!! мониторит, следит и информирует о нарушениях в тех или иных процессах. Он НЕ МОЖЕТ в силу своей квалификации вмешиваться в процессы или менять технологии.

Буду очень банален, но напомню, система ИСО это про систему качества как институциональный, можно сказать ценностный, элемент культуры компании. Это не про качество конкретного подшипника, это про то как этот подшипник будет делаться. Т.е. если исполнитель подходит к исполнению конкретной операции с определенным настроем и желанием, в частности исполнить конкретные технологические операции согласно конкретным технологическим картам, процедурам и т.д., то все у него должно получиться. Написание конкретной операционной карты возлагается на профильных специалистов, а специалист по качеству выборочно рэндомно фиксирует исполнение или неисполнение процедур. Если ему не хватает диагностических навыков он привлекает профильного эксперта, для осознания соответствия конкретной операции той карте которая должна исполняться. Но еще раз, качество это не про подшипник, а про то как он будет делаться.

Researcher, Москва
Юрий Петров пишет:
Валерий, я не понимаю, в чем Вы не согласны с С. Ивановым,

Я не согласен с одной фразой, которую и выделил. Повторю:

Святослав Иванов пишет:
Разработкой, внедрением, и контролем конкретных процедур занимается профильный специалист по качеству.

Я не согласен с тем, что ЭТО (перечисленное ...) делает ОДИН человек - специалист по качеству.

ЭТО! делают разные люди и КАЖДЫЙ из них ДОЛЖЕН думать (и отвечать) о качестве своей работы.

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Святослав Иванов пишет:
Он отвечает за архитектуру системы, исполнение процедур, и за эффективность её работы. Именно он отвечает за систему.

Валерий! Вы забыли, что по Святославу он же еще и отвечает за "архитектуру, исполнение и эффективность" - то есть: корпоративный архитектор и другие начальники не нужны. :)

Генеральный директор, Украина

А если это малый или средний бизнес, то может ли один человек отвечать за СИСТЕМУ менеджмента качества, включая все перечисленное (кроме операционных процессов по понятным причинам)?

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Виталий Елиферов пишет:
Святослав Иванов пишет:
Он отвечает за архитектуру системы, исполнение процедур, и за эффективность её работы. Именно он отвечает за систему.
Валерий! Вы забыли, что по Святославу он же еще и отвечает за "архитектуру, исполнение и эффективность" - то есть: корпоративный архитектор и другие начальники не нужны. :)

Отвечать, нести ответственность должен один человек. Если будут отвечать все, то не будет отвечать никто. Если объем работ значителен, то конечно должен быть отдел, департамент, структура, которая позволит исполнить данную функцию в полном объеме в зависимости от размера организации и сложности процессов. Но отвечает за этот функционал один человек, как за бухгалтерский учет отвечает главбух, или как за продажи отвечает коммерческий или директор по продажам.

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Святослав Иванов пишет: Отвечать, нести ответственность должен один человек. Если будут отвечать все, то не будет отвечать никто. Если объем работ значителен, то конечно должен быть отдел, департамент, структура, которая позволит исполнить данную функцию в полном объеме в зависимости от размера организации и сложности процессов. Но отвечает за этот функционал один человек, как за бухгалтерский учет отвечает главбух, или как за продажи отвечает коммерческий или директор по продажам.

Правильно ли я понимаю, что мы возвращаемся к советской системе: Начальник цеха отвечает "за количество", Начальник ОТК - "за качество"? :)

Отвечать должен один - реальный руководитель, у которого в руках ресурсы. Он отвечает и за количество, и за качество продукции. В крупных западных корпорациях 1 (один) менеджер по качеству на 4-6 тыс. работающих. Это Black Belt - "черный пояс" по 6 сигма. А система качества? - она является часть системы управления. Именно поэтому в ИСО 9000:2015 больше нет термина "представитель руководства по качетству". Для нормальной, продвинутой организации это лишняя роль.

Генеральный директор, Тольятти

Виталий. Не знаю, откуда вы берете данные, что в западных компаниях один менеджер по качеству на 6000 работников. У меня такое ощущение, что из книжек. Я работал в западных компаниях, качество продукции которых 0 customer ppm. И все не так - во-первых, там редко встретишь, чтобы на одном заводе трудилось 6000 человек, чаще максимум 400-500. Во-вторых, на каждом заводе там есть quality manager - это как у нас директор по качеству. У него есть целая структура - инженеры по различным направлениям, лаборатория, контролеры. Контролеры делают только выборочный контроль. Насчет шести сигм - я тоже читал книги по этой методике, но я скажу вот что. Если компания обеспечивает 3,4 customer ppm по году - это подвиг. Таких компаний считанные единицы. 6 сигм говорит о 3,4 internal ppm - предлагаю вам глубже разобраться в теме. Вы и ваши коллеги ошибочно считают, что система качества - это часть системы управления. Вы просто своими руками не создавали реальную работающую систему. Я ответственно заявляю, что если вы выстроите в компании систему, в основе которой лежит, например, ISO/TS 16949, сейчас это IATF 16949, и система будет реально вами с самого начала созданной и внедренной, это и есть система управления предприятием. Я прошел этапы создания и работы по этой системе на двух заводах - я знаю, о чем говорю.

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Роман Сюров пишет:
Вы и ваши коллеги ошибочно считают, что система качества - это часть системы управления. Вы просто своими руками не создавали реальную работающую систему. Я ответственно заявляю, что если вы выстроите в компании систему, в основе которой лежит, например, ISO/TS 16949, сейчас это IATF 16949, и система будет реально вами с самого начала созданной и внедренной, это и есть система управления предприятием. Я прошел этапы создания и работы по этой системе на двух заводах - я знаю, о чем говорю.

Роман!

1. Мне кажется, что Вы торопитесь судить о собеседнике, не наведя о нем справки. Загляните в И-нет и там найдете достаточно информации.

2. 3,4 ppm - это не подвиг. Все зависит от того, какие границы установлены. На одном из заводов я достигал показателей Ср и Срk на уровне 2-3 и даже выше, но ... по нормам российского ГОСТа, по западным нормативам -1,5 - 1,8.

3. Данные про одного Black Belt на 5-6 тыс. работающих получены в ходе личной встречи с таким сотрудником металлургической корпорации, поставляющей металлический лист на предприятия автопрома Европы. При наличии проблем с качеством на одном из заводов корпорации, штаб-квартира отправляет на завод ближайшего специалиста (в Испанию, - из Франции; в Польшу - из Германии и т.д.).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.