СПИН-метод в продажах FMCG?

Уважаемые коллеги,
наша дистрибуторская компания работает в сфере FMCG. Услышал от коллег хорошие отзывы о методике СПИН и изучаю целесообразность проведения такого тренинга. Но оригинальный СПИН ориентирован несколько на другие отрасли. Подойдет ли нам, сомневають. Что посоветуете?
С уважением В.Петриченко

Расскажите коллегам:
Комментарии
Татьяна Соколова Татьяна Соколова Директор по развитию, Москва
Вадим, здравствуйте! Как я поняла Ваша компания "заточена" на Дистрибуцию продуктов питания. [COLOR=green=green]Аннотация-МЕТОДИКА:[/COLOR] Банальный подход к технике "СПИН" - состоит в смещении акцентов при работе с клиентами (чаще эта ехника эффективна при разработке "долгоиграющих" крупных). Заключается "СПИН" в компетенциях Продавца при прохождени каждого этапа сделки (продажи): С - ситуационные вопросы. П - проблемные. И - извлекающие. Н - наводящие. Базовая техника (тренинги) учит продавцов за счёт "Н" и "П" перепрыгивать сразу к завершающим стадиям. Базовая техника утверждает, что неопытные продавцы (слабо готовящиеся к переговорам, ленящиеся проводить предварительный сбор информации о клиенте, разведку) - тяготеют к "И" и "С". Т.е. "А какая у Вас ситуация?", "Какие проблемы"? Затем - слабый продавец пытается "закрыть" выясненные проблемы клиента презентацией своего Продукта (услуг). И не понимает, почему клиент начинает тянуть с принятием решения. Ухищрённая же трактовка техники "СПИН" учит - самостельтельно в сознании клиента формировать/нагнетать ... проблемное поле. Причём так, чтобы клиент "как бы сам" додумался до необходимости поработать именно с с Вашей компанией. В т.ч. "как бы сам" дошёл до понимания ВЫГОД, предоставляемых Вашим коммерческим предложеним. [COLOR=green=green]Вариант 1.[/COLOR] Да, Вы соглашаетесь на тренинг. Подтягиваете компетенции своих продавцов. Даже если у Вас действую т.н. "короткие" продажи. [COLOR=green=green]Вариант 2.[/COLOR] Если делать всё системнои правильно, то: 1. Т.к. СПИН особо-эффективен при "долгоиграющих" продажах - то он служит инструментом постепенного "перевода" реакций клиента/результатов проведённых с клиентом действий - на очередную стадию продажи. При таком подходе считается, что "Даже если клиент и не принял решение о первом Заказе, но перешёл на следующую стадию и пообещал произвести конкретные "действия" со своей стороны - это уже удача. Менеджер двигается дальше. "Дожимает" ситуацию. 2. Одновременно с методической частью - надо подумать о подготовке тактики. Т.е. - будете ли вы внедрять "Систему управления по целям" на уровне каждого отдела-участника - будет ли использоваться в Вашей компании CRM-система. Которую при "длинных" продажах придётся дополнительно дробить на мелкие под-стадии прхождения каждым клиентов обще-принятых в продажах ЭТАПОВ сделки - будет ли действовать у Вас при такой схеме "Воронка продаж"? Когда по каждому менеджеру будут считаться пропорции клиентов, находящихся на каждой подстадии (например, если менеджеры занимаются активным привлечением клиентов). А также будут считаться коэффициенты "цепляемости" и "дожима" клиента? из общего числа клиентов, находящихся в разработке или стоящих на "Суппорте". Я считаю, что в любом варианте Вашего ответа - СПИН-тренинг будет ПОЛЕЗЕН. И для улучшения оперативной работы. И для изменения стратегического подхода к системе в целом.
Вадим Петриченко пишет: Но оригинальный СПИН ориентирован несколько на другие отрасли.
Системный аналитик, Украина
Спасибо за быстрый ответ, я тут нашел Специалистов целевого направления, как я понял. Послушаем еще и их? А продаем мы кондитерку, бакалею, ЛВИ. И молочку, но это отдельная тема. Фирма большая, со своим транспортом, складом. Пытаемся и персонал подтягивать. Под серьезные фонды - серьезные кадры. С уважением В.Петриченко ... и, как это бывает, нашел еще одну ветку посвященную этой теме: Запрос коллеги Деева. Ну, наверное там много интересного можно будет прочесть, тем не менее, и наш разговор, по-видимому, не лишний. Новая точка зрения получится, надеюсь, к общей пользе.
Татьяна Соколова Татьяна Соколова Директор по развитию, Москва

Важно понимать, что "Целевое управление" - это снаала ислледование и инжиниринг бизнес-процессов. Затем - изменение стратегии (сбыта/продаж) - т.е. расчёт бизнес-плана ... сбыта по Вашим каналам продаж (+расходы/ожидаемая прибаль). Затем - постановка единой сквозной системы "целей" (т.е. задач текущего периода). И только уже затем - включение параметров задач в систему мотивации отделов-участников каждого конкретного бизнесс-процесса.

Осторожно: если консультант под "Системой Управления Целями" будет предлагать только модель мотивации сотрудников без вопросов верхнего уровня - это неправильно....Сталкивалась с такими программами. Цель которых - просто провест тренинг дял сотрудников по методике СПИН или СВ.
СВ - "Свойства-Выгоды").

Генеральный директор, Санкт-Петербург

продажи на рынке FMCG это что?
отдел прямых продаж
оптовая модель продаж
работа через "региональных" партнеров

Системный аналитик, Украина

http://www.trainings.ru/library/articles/?id=9811 - еще один серьезный разговор на эту тему
(что-то меня не пускает редактировать собственное сообщение и выходит некомпактно, но, ладно...)
ВП

Руководитель проекта, Москва

Уважаемый Вадим!

Попробуйте взглянуть на процесс продажи с эмоциональной точки зрения :D
Подробней здесь http://www.youtube.com/watch#!v=QtKEBnZTvx0

Менеджер, Санкт-Петербург

По своему опыту могу сказать, что СПИН подходит далеко не каждому и уж точно не новичкам в продажах. Сама по себе система хорошая, если ее осмыслить и принять, но без практики она быстро улетучивается. Лично я сейчас уделяю внимание фундаментальным основам в продажах, это холодные звонки, деловой этикет, переговоры, презентация, работа с возражениями.
Что касается отрасли, то думаю принципиальной разницы здесь нету, это универсальная система, нужно только учитывать специфику отрасли.
Можете еще почитать книгу Нила Рекхема "Продажи по методу СПИН".

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

СПИН хорош, когда у Вас крупная сделка и клиент готов Вас слушать, не ограничивая во времени. Поэтому отрасль продаж роли не играет - важен масштаб сделки и калибр переговоров. Но полезно прогнать продажников через эту методику в любом случае - в какой-то форме это все равно выстрелит.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Вадим Петриченко, для вас СПИН подойдёт, но не для переговоров с теми, кому у вас поставки делаются, а для общения с поставщиками. Судя по сказанному Вами,
Вадим Петриченко пишет: продаем мы кондитерку, бакалею, ЛВИ.
, то ли на Вашем территориальном рынке нет понимания, что дистрибьютерская FMCG-компания продаёт (и зачастую, в первую очередь, услуги), то ли...:) А что до тех, КОМУ поставляются перечисленные Вами продукты... Это владельцы и менеджеры торговых точек. Категорийно продуктовый ритейл разный, но объединяет его одно - уровень конкуренции среди поставщиков позволяет им получать готовенькие хорошо сформулированные предложения. Тут СПИН сработает, но только не в своём классическом виде. Все эти вопросы должен задать себе человек, отвечающий у Вас за маркетинг продаж (он у Вас в любом случае есть, даже если слова "маркетинг" и "маркетолог у Вас под запретом:); ответить на них (причём посегментно для вашей ЦА); сформулировать предложение и передать его к применению торговым представителям. От них получать обратную связь и готовить аргументационную базу для работы над возражениями. Примерно так.
Генеральный директор, Москва
Вадим Петриченко пишет: Спасибо за быстрый ответ, я тут нашел Специалистов целевого направления, как я понял. Послушаем еще и их?
Здравствуйте, Вадим Спасибо за обращение.
Вадим Петриченко пишет: Услышал от коллег хорошие отзывы о методике СПИН и изучаю целесообразность проведения такого тренинга. Но оригинальный СПИН ориентирован несколько на другие отрасли. Подойдет ли нам, сомневають. Что посоветуете?
Вопрос о применимости технологии СПИН не сложен. Это технология развития потребностей в Больших продажах. Есть четкое определение "Больших продаж" - в оригинале "Major Sales" Это такие продажи, которые удовлетворяются всем или большиству условий: 1. Продается дорогое решение; 2. Велики риски принятия такого решения для бизнеса и лично для ЛПР; 3. Длительный цикл покупки; 4. Много людей влияют на решение; 5. Высокая конкуренция. В этих условиях клиент покупает по определенным закономерностям, которые известны. В Вашей области под это определение подходят продажи дистрибьюторам, крупным сетям и магазинам, оптовикам, возможно еще кому-то. Но для успеха продажи нужны не только навыки СПИН - это только одна из основных составляющих. Если Ваши продавцы ведут переговоры с сетями, наверняка их там прессуют по условиям сделок - тогда нужно совершенствовать навыки переговорщиков. Для продаж в крупном клиенте, где нужна правильная навигация - надо разрабатывать стратегию продажи и т.д. Мне кажется, главное условие - должен соблюдаться профессиональный подход во всем. Если необходимо определить что именно и как совершенствовать - нужно знакомиться и говорить о Вашей конретной ситуации и тех целях которые должны быть достигнуты обучением. Чем Вы не довольны и Что именно Вы хотите улучшить (т.е. тот самый СПИН :) ) Дальше определимся с инструментом - с тренингом или консалтингом и т.д. Ответил ли я на Ваш вопрос относительно применимости СПИНа? С уважением Сергей Ройзман
Системный аналитик, Украина

Уважаемые коллеги, всем огромное спасибо.
Надеюсь, вам будет интересно, что происходит на фирме - это же готовый кейс, ну, или крупица жизненного опыта.
Идут дискуссии (признаюсь, я их провоцирую) относительно того, СПИН или не СПИН, нужно так или нужно этак, ну, дым коромыслом.
Естественно, этот форум (и тот, который инициировал коллега Деев) я вброшу на эту площадку. Спасибо ЕКсекутиву, он как всегда задает планку, подумайте, как я смог бы обеспечить такой уровень дискуссии другим способом?
И всем отвечу с цитатами, потому что со всеми интересно поговорить.
Ну, а чем окончится наша дискуссия - со временем расскажу, т.е. я думаю, что это еще неделю-другую будет продолжаться.
С уважением В.Петриченко.

Системный аналитик, Украина
Добрый день, Татьяна
Татьяна Соколова пишет: Я считаю, что в любом варианте Вашего ответа - СПИН-тренинг будет ПОЛЕЗЕН. И для улучшения оперативной работы. И для изменения стратегического подхода к системе в целом.
Спасибо за фундаментальный ответ - книжку по СПИНу я прочел, так что интерес был несколько в другом. Т.е. не в популяризации метода, а в получении информации о внедрениях (тренингах) по СПИН в нашей майонезной отрасли. Мы не "заточны" на нее, мы в ней и есть. Вот это "в любом варианате" смутило наших супревайзеров. Что в тренинге было от СПИН, что от Карнеги, а что лично от тренера (я в хорошем смысле, знаете, драйв, харизма - это стоит не меньше, чем истины от гуру) они не разбирали. И рекомендуют повторять именно СПИН.
Важно понимать, что "Целевое управление"
Там было "Целевой направление" - но и с целевым управлением, если определить СПИН для внедрения как цель - можно, конечно, достичь высот. Таки вот дела. Еще раз спасибо за участие - с уважением В.Петриченко
Системный аналитик, Украина
Николай Сибирев пишет: продажи на рынке FMCG это что? отдел прямых продаж оптовая модель продаж работа через "региональных" партнеров
Все это на уровне областной дистрибуции, т.е. региона
Системный аналитик, Украина
Александр Обрезков пишет: Попробуйте взглянуть на процесс продажи с эмоциональной точки зрения
Обязательно посмотрю дома - на работе не та производительность сети. Спасибо за такой поворот в дискуссии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии