В связи с личной потребностью использовал запрос "Отдел продаж".
Поиск на Е-хе дал, в частности, очень полезную ссылку на блог http://www.e-xecutive.ru/blog/norca/2867.php - большое спасибо автору блога.
И хотя тема "Должен ли руководителть отдела продаж сам продавать" уже мне встречалась в разных формах, как-то осталась некоторая неудовлетворенность предыдущими обсуждениями.
Выскажу свою точку зрения на вопрос. Если возражений не будет (точку зрения примите) - тогда удовлетворение будет полное. Но не уверен, что согласные будут все :) .
Итак, высказываюсь.
Не должен.
Другое дело, что на практике он этим занимается. Но в таком случае, как видится мне, занимаясь продажами, руководитель отдела продаж выступает не руководителем, а рядовым менеджером по продажам.
А если все крупные клиенты - за ним - то просто часть времени он работает как руководитель, а часть - как продавец по работе с такими-то клиентами.
Время. которое у некоторых руководителей отдела продаж могут занимать личные продажи может быть любым (хоть 90% - личные продажи). Но только в 10% тогда своего времени он руководитель. Просто совмещает две функции.
(Как, к примеру, владелец бизнеса - может выступать не только как владелец, но еще и как генеральный (или иной, встречал одного владельца в должности директора по персоналу) директор фирмы.)
На третьем месте по приросту интереса соискателей — вакансии, где компания предлагает компенсацию бензина.
В число IT-специальностей, наиболее популярных у зумеров, вошли профессии программиста, дизайнера, аналитика и руководителя проектов.
Должен ли продавать?
Должен ли уметь продавать?
Должен ли уметь продавать лучше всех?
Должен ли не продавать?
Должен ли командовать кому продавать и сколько продавать?
Какой из вопросов будем заводить в тупик?
Должен.
"Все крупные клиенты за ним" - это нормально, так и должно быть. С стороны клиента такое положение дел - это демонстрация уровня отношения (мол, не просто менеджер ведет нас). Со стороны подчиненных - морально ты не имеешь права руководить тем, в чем сам не имеешь навыков, иначе "социодинамика" (формирование\существование неформальных групп и распределение информации внутри них и между ними) тебя "съест" (каждое замечание\постановка задачи руководителя\руководителем будет оцениваться как: "сам не умеешь, чего лезешь").
А если у руководителя 90% занимают личные продажи, то, наверное, стоит еще дорасти до руководителя-то :-)
А если у меня нет крупных клиентов?
Значит, ведите, мелких. ОНи станут крупными, тем самым вы укрепите свой авторитет в глазах менеджеров :-)
Неужели ответ на этот вопрос может кого-то интересовать? Если да, то их два:
1. Должен
2. Не должен
А дальше цепочка взаимосвязей и уточнений по поводу политики компании, рыка, структуры отдела и прочего.
Это вопрос из разряда тех, ответы на которые никому не нужны, никому не помогут и ни о чем не скажут. Так, в лужу попукать, на пузыри позырить...
Никому он ничего не должен - может продавать, а может не продавать. Где как.
"Должен ли тренер Бубки сам прыгать как Бубка?"
"Должен ли врач венеролог переболеть всеми болезнями, чтобы лечить?"
Баяны это всё!
Ну, не должен. И чего. Всем разучиться продавать по-быстрому?
И продавец не должен уметь продавать. Может он умеет сделать так, чтобы продажи были без его участия?