Как меняются образовательные форматы и стратегии развития бизнес-школ

Семинар был организован совместно с Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО). Эксперты ведущих российских бизнес-школ обсудили, как меняются модели управления, образовательные форматы и стратегии развития бизнес-школ в ответ на вызовы времени. 

Модератором дискуссии выступил Дмитрий Волков, первый заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. В обсуждении приняли участие Виолетта Григорьева, исполнительный директор по академическому и международному взаимодействию Московской школы управления «Сколково», Наталья Евтихиева, заместитель директора ИГСУ РАНХиГС, генеральный директор РАБО и НАСДОБР, Айгуль Кадырбаева, заместитель директора Высшей школы менеджмента СПбГУ, Владимир Копцев, директор Центра программ MBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, и Федор Федоров, исполнительный директор Школы бизнеса Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»

Открывая дискуссию, Дмитрий Волков обозначил контекст развития бизнес-образования в мире и подчеркнул, что сегодня глобальный рынок бизнес-школ выходит за рамки привычной англосаксонской модели и приобретает по-настоящему многополярный характер.

Размышляя о стратегических направлениях развития, эксперт предложил рассматривать существующие бизнес-школы через призму четырех моделей: ремесленной, университетской, модели «обучающей машины» и технологической платформы. При этом, по словам Дмитрия Волкова, в современных условиях преобладают гибридные решения, позволяющие сочетать академическую глубину с практической составляющей и гибкостью рыночных подходов. Он также отметил, что ключевыми драйверами развития становятся интеграция инженерных, цифровых и управленческих знаний, а также формирование у слушателей аналитического и исследовательского мышления.

«Иногда бизнес-образование называют навыковым, и, может быть, для некоторых программ это верно. Но в современных условиях это уже не только про навыки. Сегодня бизнес-образование —  это про создание новых способностей, про развитие креативности, системного мышления, способности решать проблемы. Это уже не про то, чтобы просто «уметь делать», а про то, чтобы уметь думать, соединять разные области знаний и развивать инновации», — подчеркнул Дмитрий Волков, первый заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Эти мысли задали направление обсуждению: участники говорили о том, как российские бизнес-школы выстраивают стратегию в новых условиях и каким образом сочетают международный опыт с национальной спецификой. Эксперты сошлись во мнении, что именно междисциплинарность и способность формировать стратегическое мышление станут определяющими факторами конкурентоспособности бизнес-школ ближайших лет.

В завершение встречи Наталья Шумкова, заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ по корпоративному обучению, представила результаты новой волны исследования «Корпоративные университеты России — 2025». Целью исследования является систематизация знаний о корпоративных университетах в российском контексте.

Обсуждение подтвердило, что российское бизнес-образование сегодня находится в стадии активного переосмысления и роста. Бизнес-школы стремятся к новым моделям, которые соединяют академическую глубину, технологичность и практическую ценность, а корпоративные университеты становятся важной частью этой экосистемы, обеспечивая развитие управленческих компетенций нового поколения.

Компания: Высшая школа бизнеса НИУ «Высшая школа экономики»
Расскажите коллегам:
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
72% руководителей живут с ощущением, что не имеют права на ошибку

Управленцы перегружены, испытывают давление и не чувствуют достаточной поддержки со стороны собственников и топ-менеджмента.

Более 40% россиян преуменьшают свою зарплату в разговоре с окружающими

Значительная часть россиян склонна искажать восприятие своего дохода, что следует учитывать бизнесу в работе с клиентами.

Каждый третий профессионал после отпуска задумывался об увольнении

У 28% дело ограничилось только мыслями, а 6% уволились в течение 1-2 месяцев после выхода на работу.

Цифровой разрыв — главная проблема многопоколенческих команд

Несмотря на разговоры о ценностях и мотивации, главная проблема взаимодействия сотрудников разного поколения — в технологиях.