Как отдел маркетинга и продаж мотивировать на результат

В области управления и мотивации персонала я уже 20 лет использую всего три основных правила:

  • Персонал должен знать теоретически и уметь работать практически (на основе знаний, умений и навыков).
  • Персонал должен иметь возможность полноценно работать и отдыхать (удобное рабочее место, хорошая обстановка в коллективе и необходимые инструменты для работы).
  • Персонал должен желать хорошо работать (финансовая и прочая мотивация – как личная оценка за личный вклад в общее дело).

Исходя из этих правил, построение системы адекватной мотивации сотрудников среднего уровня является одной из основных задач, после выполнения первых двух. Система мотивации должна отражать задачи компании и быть понятной персоналу.

Вообще, мотивация персонала – одна из главных проблем, которая пока не решена многими российскими, в том числе и петербургскими компаниями. В чем же заключается данная проблема? Зайдем немного издалека.

Многие в большей или меньшей степени понимают важную роль маркетинга в своей компании. Начинают внедряться в работу «4Р» Котлера – product (продукт), price (цена), place (место), promotion (продвижение). Появляются хорошие с точки зрения позиционирования магазины, отели, рестораны. Радуют глаз тонкий дизайн, продуманные рекламные акции и просто качественные товары. Наконец, мы видим оптимальные цены, программы сервиса и лояльности.

Но зачастую во многих компаниях, которые считают себя лидерами рынка, возникают серьезные сложности. Проблема на поверхности. Персонал на последнем этапе – этапе доведения услуг или товаров до потребителя – иногда неадекватно воспринимает свою роль. Говоря простым языком, сделав «4Р» и не замотивировав пятый Р – personal (сотрудников), как я это называю, все предыдущие «4Р» полностью нейтрализуются. Итог печален.

Поэтому можно смело сказать, что работа компании зависит от мотивации персонала. Мне доводилось работать в компаниях, где часто отсутствовала реклама, где руководство обходило стороной любые нестандартные презентации товаров и услуг, их продвижение, но в то же время была построена крайне жесткая, но очень эффективная система мотивации сотрудников. И она давала результаты. Покажу это на своем личном опыте.

До моего прихода в сеть аптек там, в общем-то, отсутствовала мотивация многих ключевых сотрудников на конечный результат, как в маркетинге, так и в продажах, начиная с топ-менеджеров до обычных продавцов. Это было странно, ведь на словах все соглашались с тем, что учет личного вклада сотрудника сильно влияет на увеличение продаж. Но по факту почти все сотрудники «сидели» на голых окладах. С этим можно согласиться только отчасти. Я полагаю, что теоретически только две категории сотрудников можно не подключать к программам мотивации.

К первой относятся представители низшего уровня заработной платы. Это – операционисты, охранники, уборщики. Для них можно зафиксировать оклад, установив некий норматив по объему выполняемого труда.

Вторая категория – сотрудники, для которых высокий оклад, погоня за конечными показателями – не главное. Для такого специалиста главное – это процесс. Это могут быть креаторы, творческие личности, которые хотят что-то доказать на своей должности. Впрочем, на определенном этапе, через год-два, и для этих людей нужно вводить систему мотивации.

К примеру, в конечном итоге важно не то, какой «навороченный» ролик ты создал, а как на него реагирует потребитель. Бывает, когда креатив направлен на сам креатив и в меньшей степени на конечного потребителя. Раздаются звонки от коллег по рекламному цеху с поздравлениями: «Вася, ты такой крутой ролик сделал!». Однако потребитель ролик не замечает. Вложенные деньги себя не оправдывают. Проблема серьезная, и ее надо решать.

Личная заинтересованность сотрудников

Система мотивации должна работать без сбоев во всех отделах компании. Если сотрудники не мотивированы и не видят личной заинтересованности в выполнении своих задач, то это говорит об определенной безграмотности руководства. Расскажу, как удалось замотивировать так называемых «тяжело мотивируемых» специалистов – менеджеров по маркетингу, маркетологов, аналитиков, рекламистов, пиарщиков. Показательный пример – отдел товарного маркетинга.

В 2003 году я ввел систему категорийных менеджеров в российском фармритейле того времени. Для менеджеров этого отдела разработали совершенно новую систему мотивации. Мы их для краткости называли РТН – руководителями товарных направлений (менеджерами по управлению товарным запасом, ассортиментом).

Это значит, что всего один человек отвечает за вверенный ему товар на всех этапах его жизненного цикла: от ввода в ассортимент, назначения цены, уровня товарных запасов, продвижения, анализа продаж до принятия решения о выводе товара из ассортимента. Такая практика позволяет в комплексе видеть всю проблему. Данным сотрудникам мы доверяли активы – деньги, которые они вкладывают в различные направления деятельности: лекарственные препараты, парафармацевтику (товары для здоровья), лечебную косметику…

Все тогда было в новинку, все приходилось делать исходя из уровня знаний и умений того времени. Так, за каждым РТН было закреплено определенное количество позиций, которые объединены в подгруппы. Пример – «заболевание щитовидной железы», «лекарственная терапия диабета», «медикаментозная коррекция веса», «витамины». Всего 216 подгрупп. Подгруппы, в свою очередь, объединены в 40 групп по 100 и более позиций, из общего ассортимента под 7 000 SKU. Всего в сети тогда было пять бренд-менеджеров.

Преимущество такого подхода – РТН видит всю картину по товару в целом. Он хорошо может прогнозировать ситуацию и вводить как внутреннюю конкуренцию между своими товарами, так и развивать данный вопрос. Поэтому и спрос с такого категорийщика высокий – необходимо не просто увеличивать продажи, не просто увеличивать маржинальную прибыль, а эффективно управлять инвестициями в твою товарную группу. То есть, получать лучшую, оптимальную доходность на вложенные активы в несколько сотен позиций. И система мотивации должна была отражать как задачи всей сети аптек, так и быть понятной и интересной персоналу.

Бонусы: много или мало?

В некоторых фирмах формулы, по которым рассчитывается бонусная составляющая, шокируют гигантскими размерами. На мой взгляд, такой метод расчета не является приемлемым. Среднестатистический сотрудник воспринимает одну-две, максимум три составляющие. Более того, я был обязан дать им инструменты, чтобы они могли управлять как выручкой по своим товарным группам, так и итоговой доходностью с оборачиваемостью. Это получилось сделать, введя системы управления товарными запасами, но без новой мотивации чуда бы не произошло.

Так, в расчет бонуса РТН входил:

  • Процент от выручки.
  • Процент от валовой прибыли + ретро-бонусы по своей товарной группе.
  • Коэффициент, рассчитываемый от показателя оборачиваемости товарных запасов.
  • Для особо продвинутых менеджеров ввел показатель «рентабельности товарных запасов» – отношение полученной прибыли к среднемесячным товарным остаткам на складах, но только по своим товарным группам.

Также было важно правильно определить процент бонусной составляющей от оклада сотрудника. По моему опыту, бонусная составляющая должна быть от 30 до 50% от итоговой заработной платы сотрудника. Отмечу, что в Европе и США распространена и другая практика системы мотивации. Во многих магазинах продавцы и менеджеры получают оклад, полностью основанный на бонусной системе. К сожалению (или к счастью), у русских людей другой менталитет: в сознании многих присутствует уверенность, что если нет твердого оклада, значит, хотят обмануть. С таким устоявшимся мнением отчасти приходится мириться.

У РТН сети аптек в мое время почти всегда 50% заработной платы составляла переменная часть. Даже летом, когда наступает определенный спад на фармацевтическом рынке, и соответственно, выручки падали, бонус составлял не менее трети от всей зарплаты.

Таким образом, благодаря внедренным системам мотивации сотрудников, топ-менеджмент налаживает бизнес-процессы в компании: продажи, порядок взаимоотношений с партнерами... Сотрудник заинтересован в качестве своей работы. В противном случае – компания не движется вперед, в лучшем случае – стоит на месте. Кроме того, без системы мотивации невозможно формализовать любую работу на 100%. Теоретически это, конечно, возможно, но без внедрения личной мотивации не будет иметь смысла. Нельзя же каждому сотруднику определять поминутный ежедневный график работы с поминутным контролем.

Мое твердое убеждение, что должна быть некая побуждающая сила, которая заставит менеджера лишний раз позвонить, лишний раз приложить усилия. И эта сила называется личной мотивацией, причем, строго денежной, материально ощутимой и значимой!

Есть компании, где нет системы мотивации, потому что там не знают и не умеют измерять свои бизнес-процессы, а значит, не могут строить KPI для сотрудников. Но еще бывают компании, учредители которых убеждены, что это делать незачем. Здесь прослеживается другая крайность. Эти топы пытаются чрезвычайно формализовать все бизнес-процессы и «отнормировать» все что можно, сознательно ставя сотрудникам довольно высокие нормативы и выплачивая им за это голый оклад. Не выполнил, получай минимум. Теоретически это возможно. Надо лишь поставить информационную систему и нанять условно одних «нормо-почасовых исполнителей» без премий, на голых окладах и только нескольких топ-менеджеров с бонусами. Успех фирмы тогда якобы гарантирован. Однако опыт показывает, что это не так.

В моем понимании, даже с продвинутой ERP-системой и формализованными и автоматизированными бизнес-процессами, все основные работники должны быть мотивированны, а не служить просто «винтиками общей системы». Любой сотрудник должен на вверенном ему участке работ сам принимать решения в рамках отведенных полномочий.

В то же время я не умаляю формализацию, помощь информационных систем как таковых, которые, бесспорно, помогают добиваться лучших результатов намного быстрее. Поэтому менеджер в нашем понимании получает возможность не только действовать в рамках бизнес-процесса, но и видеть личную заинтересованность. Подводя итоги работы данных сотрудников, мы увидели стремительное увеличение роста продаж в нашей сети: в пять раз за шесть лет. Данная система мотивации позволила РТН увеличить свои доходы в полтора-два раза. И в дальнейшем ограничения по заработной плате установлены не были, так что за шесть лет моей работы в сети аптек основные РТН увеличили свои доходы в 3-4 раза.

Мотивация через учет личных продаж

Систему мотивации мы ввели и в других подразделениях компании. Кроме того, впервые в России ввели систему учета личных продаж во всех аптеках сети, путем введения личных ШК каждого сотрудника. Мы проанализировали и выяснили: до введения программы мотивации фармацевты-первостольницы (которые работают в торговом зале аптеки – работники «первого стола») были меньше заинтересованы в своей работе.

Простой пример: если ставить план хотя бы на двух человек, то «Маша» скажет (а если не скажет, то подумает), что работает лучше, чем «Катя», а получает столько же. Поэтому учет личных продаж – это тот инструмент, который дал возможность почти 1200 первостольницам сети реализовать свои способности, свой талант больше продавать и больше зарабатывать для себя. В конечном итоге, постоянно повышаются продажи компании. Таким образом, мы быстро двигались по правильному направлению – увеличению продаж нашей продукции. Другая немаловажная деталь – с введением системы мотивации мы повысили эмоциональный настрой своих сотрудников. У каждого фармацевта присутствует желание идти на работу, желание лучше работать, а не «отбывать» положенные часы.

Некоторые руководители придерживаются мнения, что в расчете заработной платы любого сотрудника должна быть составляющая с субъективным фактором – это административный ресурс или мнение начальника. Я категорически не согласен. Могу заверить, что в моем коммерческом отделе не было ни одного менеджера, ни в закупках, ни в снабжении, ни в маркетинге, который бы имел какой-либо субъективный коэффициент. Другими словами, субъективного желания руководителя – дать премию или не дать – просто не существовало. Все показатели объективны, более того, взяты из централизованной информационной ERP-системы. При всем желании подделать данные невозможно. Другое дело, если сотрудник не реагирует на указания начальника, то для этого есть другие методы и меры воздействия.

Системы мотивации принесли в то время просто гигантские плоды – все сотрудники увлечены своим делом. Рост выручки и прибыли был примерно на 20-30% каждый год. А средний чек, как мерило качества работы сотрудников, вырос за шесть лет в 2,5 раза. Были переведены на собственную программу мотивации рекламный и PR-отделы.

Систему мотивации в компании можно признать состоявшейся, если она работает по всей вертикали структуры организации. Добавлю, что моя тогдашняя должность коммерческого директора тоже была замотивирована на конечный результат. Напрашивается один простой вывод – в успешной работе компании должны быть заинтересованы все и желательно лично.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по маркетингу, Москва

Спасибо, было вкусно. 

Только возникал вопрос, как сразу же получал ответ строчкой ниже.

На мой взгляд  так и надо работать. 

Генеральный директор, Екатеринбург

Многие в большей или меньшей степени понимают важную роль маркетинга в своей компании. Начинают внедряться в работу «4Р» Котлера – product (продукт), price (цена), place (место), promotion (продвижение). 

В 1960 г. Ж. Маккарти предложил модель, раскрывающую содержание маркетинга, где впервые обособлены четыре основных элемента:

  • Product (Продукт);
  • Price (Цена);
  • Promotion (Продвижение);
  • Place (Дистрибуция).

Эта модель никого отношения к Филипу Котлеру не имеет. Но…

В 1991 г. издательство Прогресс выпускает книгу Филипа Котлера «Основы маркетинга».

В середине 90-х годов в России начали открываться факультеты маркетинга в различных университетах, и отдельные курсы.

К концу 90-х годов в России просто не стало ни одного высшего учебного заведения, где бы ни существовало отделение маркетинга и рекламы.

Первыми преподавателями становились, те, кто преподавал ранее марксизм-ленинизм и философию. Не было других кадров. Угадайте, от куда они черпали свои знания?

Книга Филипа Котлера «Основы маркетинга».

Котлер в свое время добавлял к 4Р People (Персонал) и Policy (Политику).

 

Сейчас есть модель – 7P, к 4Р+

People (Персонал)

Process (Бизнес-процессы)

Philosophy (Корпоративная философия) или Physical Evidence (Физическое окружение) более соответствует рынку В2В (business-to-business) и подходит для комплекса маркетинга на рынке услуг.

 

К чему этот экскурс?

К тому, что модели 4Р, 5Р или устарели, как и определение маркетинга данное Ф.Котлером: «Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».

 

Но есть модель 4Р, которую предлагаю использовать:

Experience (опыт) – Product

Exchange (обмен) – Price

Evangelism (евангелизм) – Promotion

Everyplace (везде) – Place

 

А вместо определения маркетинга данное Ф.Котлером. Определение данное Джеем Абрахамом:

«Маркетинг – это действия компании, направленные на обучение потенциальных клиентов тому, как они могут решить свои проблемы с помощью товара компании».

 

Почувствуйте разницу!

Генеральный директор, Екатеринбург

Системы мотивации принесли в то время просто гигантские плоды – все сотрудники увлечены своим делом. Рост выручки и прибыли был примерно на 20-30% каждый год. А средний чек, как мерило качества работы сотрудников, вырос за шесть лет в 2,5 раза. Были переведены на собственную программу мотивации рекламный и PR-отделы.

В чём парадокс фармацевтического бизнеса?

Дело в том, что никто не хочет болеть. Но такая позиция Минздрава в целом и Аптек в частности, не устраивает.

Зачем они будут нужны тогда, если все будут здоровы?

Как автосервисы рады наступлению «Дня жестянщика», так Аптеки радуются наступлению заморозков и ОРЗ.

Сравнение одного по действию препарата:

ДРОТАВЕРИН 0,04 N20 – 14₽ (Россия)

НО-ШПА ФОРТЕ 0,08 N24 ТАБЛ – 171₽ (Венгрия)

Вопрос: «Чем выгодно торговать Аптеке?»

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Воротовов пишет:
Замечательная статья.

Возможно. Я нажал на звездочку - добавил статью в избранные для лучшего изучения. 

Консультант, Москва
Валерий Меркулов пишет:
Котлер в свое время добавлял к 4Р People (Персонал) и Policy (Политику).

Вы имеете ввиду политику фармацевтический компаний? 

Приведу пример подобной политики - еще в советсское время  в СМИ были опубликованы статьи о  токсическом воздейчивии  отечественных вакцин на здоровье человека, в частности связанный с консервантом  мертиолятом. Как вы думаете - это была забота о здоровье советских граждан? Ошибаетесь - это была политика  производителей совершенно  безопвсных  вакцин. Очень хотели эти производители, чтобы  Минздрав СССР закупал у них вакцины, а не производил свои. И что в итоге получилось? 

Закупать не стали -  дорого, а денег на  бесплатное здравоохранение  не было тогда  и НЕТ сейчас! Предполагалось, что сами пациенты будут преобретать дорогие, безопасные вакцины.

Но эффект получился совершенно противополижный - денег у населения нет и от вакцинации начали массово отказываться! 

Правильно  отмечает  Валерий Меркулов -

«Маркетинг – это действия компании, направленные на обучение потенциальных клиентов тому, как они могут решить свои проблемы с помощью товара компании».

Никакого обучения  в этом плане как не было так и нет! А было желание "внедрить" манипулятивным способом  в продажу свои препараты! 

 

Директор по маркетингу, Москва
Валерий Меркулов пишет:
Product (Продукт); Price (Цена); Promotion (Продвижение); Place (Дистрибуция). Эта модель никого отношения к Филипу Котлеру не имеет. Но…

А я Вам Валерий по другому скажу. Сам Котлер никакого отношения к маркетингу не имеет, но это не помешало ему заморочить головы большинству мировых маркетологов. 

Вы лучше гляньте, какая классная статья - реальный кейс - каждая буква на вес золота, а не.... Прости меня, господи. Если Вы понимаете о чем я.

Итак читать не чего, а тут как глоток воздуха. 

Генеральный директор, Тольятти

Классная статья, поставил респект с легким сердцем.

Однако есть что спросить у автора:

> Систему мотивации в компании можно признать состоявшейся, если она работает по всей вертикали структуры организации.

Вопрос первый - насколько система мотивации в начале её внедрения была увязана со стратегическими целями компании? 

Правильно ли я понимаю, что при её разработке целями было "увеличить объем продаж, средний чек и прибыль"?

Вопрос второй - насколько система мотивации окзалась хороша в период кризиса, когда явно упали средний чек, объем продаж и прибыль? Была ли она каким-то образом реорганизована? Если да, то в каком направлении?

Если нет, то как это сказалось на заработках ключевых сотрудников и их мотивации?

 

Консультант, Москва
Юрий Полозов пишет:
Вопрос первый - насколько система мотивации в начале её внедрения была увязана со стратегическими целями компании? 

Хороший вопрос! Если цель компании расширить рынок сбыта своей продукции, то мотивировать необходимо не только конкретных продавцов товара, но и обращать внимание на ЦА, которая  потребляет эту продукцию. А это значит только одно - мотивировать  необходимо тех сотрудников компании, которые готовят ЦА к употреблению именно этой продукции.

"До моего прихода в сеть аптек там, в общем-то, отсутствовала мотивация многих ключевых сотрудников на конечный результат, как в маркетинге, так и в продажах, начиная с топ-менеджеров до обычных продавцов. Это было странно, ведь на словах все соглашались с тем, что учет личного вклада сотрудника сильно влияет на увеличение продаж" -   пишет автор в своей статье 

Я о том, что если компании по реализации безопасных для здоровья  вакцин  хотят расширить свой рынок сбыта на територии РФ, то  оплачивать   пропагадну своего продукта должны именно они, и естественно мотивировать "пропагандистов" по той схеме, которая настолько четко и ясно обозначена автором этой замечательной статьи! 

Пётр Грек +1476 Пётр Грек Генеральный директор, Санкт-Петербург
Юрий Полозов пишет:

Классная статья, поставил респект с легким сердцем.

Однако есть что спросить у автора:

> Систему мотивации в компании можно признать состоявшейся, если она работает по всей вертикали структуры организации.

Вопрос первый - насколько система мотивации в начале её внедрения была увязана со стратегическими целями компании? 

Правильно ли я понимаю, что при её разработке целями было "увеличить объем продаж, средний чек и прибыль"?

Вопрос второй - насколько система мотивации окзалась хороша в период кризиса, когда явно упали средний чек, объем продаж и прибыль? Была ли она каким-то образом реорганизована? Если да, то в каком направлении?

Если нет, то как это сказалось на заработках ключевых сотрудников и их мотивации?

 

Добрый день. Конечно увязана, именно с точки зрения повышения качества работы сотрудников. Простой вал продаж был не нужен, был нужен именно рост среднего чека, особенно в период сезонного спада...Он компенсировал меньшее число клиентов, зашедших в фармамаркет.

Для этого мы внедрили новую бизнес-технологию. т.н. "Карта ЛОТО", которая позволяла совершать допролажи того ассортимента, который нужен клиенту. Причем все это делалось автоматически.

Если интересно, я могу написать отдельную статью по этой технологии. Результат ее применения замечательный - рост чека на треть за полгода. Фактически на пустом месте, точнее без рекламы, без расширения ассортимента, а только организацией работы в команде маркетологи+ продавцы+ИТ. И конечно огромная работа по переводу просто кассиров в настоящие продавцы. Именно на перелом сознания потребовалось почти полгода. Рост зп также вырос на треть у тех, реально выяснял потребности клиентов и помогал им ее удовлетворять путем приоретения сопутствющих товаров.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.