Как работать с фрилансерами, чтобы не сойти с ума: полезные советы

Зачем нужны фрилансеры? Им не нужно платить регулярную зарплату, никакой социалки, больничных. Даже перед налоговой отчитываются сами. Рабочее время почти любое, причем доплачивать за сверхурочные не принято. Офисного сотрудника обеспечивают мебелью, оргтехникой, программным обеспечением. Его обучают, мотивируют, поддерживают. Стоимость содержания специалиста в штате нужно умножать на коэффициент — и все эти деньги фриланс экономит. 

Удивительно, почему всю работу не отдают фрилансерам, если они такие выгодные! Ну во-первых на всех не хватит. По опросам ВЦИОМ, фрилансерами считают себя около 11% россиян. Кроме того, есть ограничения по видам работ. Сложно взять удаленщиков на производство, вообще в реальный сектор. Только IT, дизайн, контент, маркетинг, продажи и т.п. 

Тем не менее, аналитики PwC и Kwork оценивают емкость российского рынка фриланса в $40 млрд. То есть больше трех триллионов (!) рублей по текущему курсу. Звучит внушительно. В любом случае, даже небольшой бюджет хочется расходовать эффективно. Уж если связались с фрилансерами, держите ухо востро.

Кстати, отчасти по этой причине расцвели всевозможные агентства и студии. Фактически, они выполняют роль посредников между бизнесом и фрилансом. Согласно исследованию FL.ru, TalentTech и ВШЭ средний и крупный бизнес напрямую работает с фрилансерами только в 16% случаев. Больше половины заказов достаются самозанятым через партнеров. 

Есть еще одна сторона, которую ошибочно приписывают бизнесу. Это менеджеры компаний. Конечно, все они действуют в интересах своих работодателей. Должны действовать. Но по факту бывает как в той истории про бутик, витрину которого загородил соседний магазин — чему сотрудники только обрадовались. Ведь у них KPI по конверсии вместо объема продаж. Значит, если будут заглядывать только постоянные покупатели, шансы на премию выше. Вот так это и работает, точнее не работает

Итак, четыре основных категории:

  • Заказчик
  • Агентство
  • Менеджеры заказчика и агентства
  • Фрилансеры

Все участники делают ходы, иногда допускают ошибки — от чего суммарная результативность падает (как ни странно). В результате все зарабатывают меньше, чем могли бы в идеальном сферическом мире с танцующими пони. Давайте попробуем сделать несколько шагов по направлению к сказке.

Что делать заказчику

Если кратко, то лучше всего не искать фрилансеров лично, а обратиться в агентство. Речь не о каком-нибудь «агентстве фрилансеров» (такие есть вообще?) — а о нормальном, обычном аутсорсе. То есть web-студия для разработки сайта, маркетинговое агентство для рекламы и т. д. 

Почему это выгоднее, разве посредник не возьмет свою наценку и фрилансеру нельзя заплатить меньше? Можно, конечно. Только пока вы его найдете, проверите и несколько раз замените, вся экономия уйдет глубоко в минус. Кроме того, по многим компетенциям проверка может оказаться сложнее выполнения основной задачи. 

Если уж вы хотите экономить на фрилансе, то ведите себя как агентство. Не меняйте исполнителей часто, держите постоянных. Это экономит время на отбор, повышает шансы на получение хороших результатов. Фактически, речь о том чтобы масштабировать на фрилансеров обычную кадровую политику. Никто ведь не меняет штат раз неделю, даже МакДональдс. 

Следующий уровень сложности — строить отношения с фрилансом как с аутсорсом (каковым он и является). Не как с внештатным сотрудником на подхвате, а по-партнерски. Например, заказывая питьевую воду в офис, никто не позволит себе менять количество бутылок после получения, спорить о размере оплаты, требовать чтобы курьер заодно подвинул шкаф, а на выходе захватил мусор. Потому что подрядчик — компания, она работает по договору и на определенных условиях. Как и фриланс. 

Понятно, что нужно четко заполнять ТЗ и брифы, отвечать на встречные вопросы, не затягивать сдачу-приему, подписывать и отправлять документы. Но это очевидные следствия более важных «лайфхаков», изложенных выше.

Что делать агентству

Главное преимущество, которое дают аутсорсеру фрилансеры — возможность гибко масштабировать нагрузку. Когда мало клиентов, легко «прикрутить фитилек» и поддерживать отношения, давая символические заказы. Если дела совсем плохи, можно переключиться на внутренние проекты. Все для того, чтобы надежные люди остались на связи, и быстро подключились, когда понадобится нарастить обороты. По сравнению с содержанием штата расходы в разы, если не на порядок ниже. Поэтому нет смысла выгадывать по мелочам, сталкивая исполнителей лбами на каждой задаче, устраивая аукционы на понижение. 

В силах агентства приблизить фрилансеров к своей команде. Например, подключить им корпоративную почту, добавить в свои чаты. Приглашать на внутренние мероприятия, хотя бы онлайн. Делиться какой-то экспертизой, что тут же вернется повышением качества работы. Просто познакомить людей — не записями в CRM («по баннерам у нас Антон»), а человечнее. 

Тут важен баланс. Классическая ошибка — потеря сцепления с почвой и чересчур полное делегирование задач. В клинических случаях некоторые даже сводят напрямую заказчиков студии с фрилансерами-исполнителями, дескать дальше сами. Они могут и правда ведь сами, потому что фрилансеры часто владеют смежными специальностями, а еще у них много друзей. Но здесь опаснее потеря контроля как таковая. 

Собственно, большинство проблем агентств в использовании фрилансеров так или иначе связаны с тем, что они забывают о своей функции посредника. Очень просто этого избежать. Представьте, что речь идет не об оказании услуг, а о торговле товарами. Где они должны храниться, кто знает закупочные цены, кто отпускные, кто следит за логистикой и документами? Точно так же и с фрилансерами, и с бабочками. 

Что делать менеджерам заказчика и агентства

Их можно объединить, несмотря на противоположные интересы по некоторым вопросам (например, о сроках и ценах). Тем не менее, здесь важнее отрыв личных интересов менеджеров от выгоды для бизнеса. Он происходит в целом одинаково, и обусловлен мутной мотивацией, ошибками в KPI, звездной болезнью брендов, которые уверовали в свои глянцевые «ценности» на уровне выгодополучателей, но забыли о том, что дивиденды получают не все. 

Лучшее, что могут делать менеджеры компаний — относиться к фрилансерам как к своим коллегам. К ближайшим коллегам, которые сидят в той же комнате или в соседних ячейках опенспейса, ходят к тому же кулеру и ждут, пока освободится туалет.

Верно, это на самом деле не так, и сложно проникнуться дружеским участием к незнакомым контрагентам в неизвестно каких часовых поясах и локациях. Отчасти поэтому людей и собирают в одном помещении, устраивают совещания, корпоративы. Однако, есть смысл постараться. Тем более что это совсем не сложно.

Отправьте пару смайликов и стикеров, созвонитесь на несколько минут. Вам терзать этих несчастных десятками правок, вы хотите получить максимум из того, на что они способны. Потом еще немного, и еще, ой вот прям последний разочек! А нет, еще, и еще. Теплый бэкграунд окупится сторицей. 

Что делать фрилансерам

Главное, о чем должны помнить фрилансеры — они здесь случайно. Каждый заказ – как роль в кино, полученная по невероятному везению и стечению обстоятельств. Это касается даже регулярной, многолетней работы для одних и тех же агентств или заказчиков, не говоря о новых. Поэтому на каждом проекте по ту сторону экрана решается вопрос о том, не пора ли вас заменить штатным сотрудником. И фрилансер должен всячески, каждым жестом демонстрировать свою ценность. 

Нужно отвечать быстро, четко, по существу, в любимых мессенджерах своих заказчиков и партнеров. Если хотят созвониться, значит нужно это сделать. Предпочитают электронную почту или твиттер — делайте так. Формат коммуникаций очень, критично важен. Удаленная работа порождает стресс. Все боятся, что в полночь или раньше вы превратитесь в тыкву.

Каждый быстрый ответ по правильному каналу связи – как небольшой сеанс терапии. А его отсутствие — тревожный звоночек. Помните анекдот про то, как парень мылся в душе, за это время получил сотню SMS, пропустил десятки звонков и от него ушла девушка? Так вот, применительно к фрилансу это не анекдот. 

Далее, нет ничего хуже, чем промолчать о проблеме. Если что-то непонятно, не хватает данных, пазл не сложился, кукушка не попала в гнездо — скажите об этом. Сразу! Это так сильно все упрощает, что похоже на волшебство. Никто особо не сердится, можно получить правильные файлы и спокойно заняться делом. Вместо того, чтобы ночью перед сдачей оказаться перед выбором — признаться сейчас в том, что архив не открывается, или дожить до утра и потом уже точно карачун

Фриланс на максималках состоит в том, чтобы действительно стать тем подрядчиком-аутсорсером, с которым бизнес может общаться на равных. Делайте больше, чем просят, и как можно лучше. Точно в срок или раньше. Добавляйте маржу в свой бюджет «на берегу» или несите убытки молча. Добавляйте полезные подарки вместо ожидания бонусов. Рекомендуйте партнеров и заказчиков тем, кто будет им полезен. Ведите себя по-партнерски.

Имидж фриланса в России и так достаточно подпорчен бракоделами-прокрастинаторами. Нужно работать на расширение рыночной доли — своей личной и коллег по цеху. 

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Екатеринбург

Надо грамотно подходить к отбору фрилансера не менее грамотно, как к наёмному сотруднику в штат компании. Так как фрилансен тоже сотрудник, но на удалёнке. Нужен контроль над его действиями, обратный контакт и давать работу по частям.

Если нужен продажник на фрилансе, то ему дать скрипт, базу и правила работы, и отчётность. Практически всё так же, как и в офисе, только фрилансер работу выполняет дома.

Представьте, если вы в офисе не контролируете сотрудников, когда пришли, чем занимаются, когда ушли, что сделали, какие у них планы, какие показатели, и т.д. То однажды придя в офис не застанете там никого.

Так, что удалённая это работа или нет, в офисе сидит сотрудник или дома, в кафе, в другой стране, не важно, бизнес-процессы никто не отменял.

Бизнес, есть бизнес! Не на это надо обращать внимание, где сотрудник, а на то, приносит он пользу себе и компании или нет.

Аналитик, Москва

Блестящая статья! Но снова и снова хочется сказать: проблема далеко не всегда во фрилансерах. Чаще не готовы руководители фриланса. И автор совершенно верно пишет: 

Лучшее, что могут делать менеджеры компаний — относиться к фрилансерам как к своим коллегам. К ближайшим коллегам, которые сидят в той же комнате или в соседних ячейках опенспейса, ходят к тому же кулеру и ждут, пока освободится туалет.

В этом вся соль организации удалённой работы и фриланса!

Искренняя благодарность автору!

 

Генеральный директор, Санкт-Петербург

"если Вы не любите курицу, возможно Вы просто не умеете её готовить..." 

Генеральный директор, Екатеринбург
Павел Кузовников пишет:

"если Вы не любите курицу, возможно Вы просто не умеете её готовить..." 

В голодные 90-е, в студенческой аудитории возле кафедры собралась толпа студентов и все что-то там едят. Подходит опоздавший, а кушать-то хочется, и говорит:

- Да, я вот тоже не люблю нашего профессора...

- Не любишь, не ешь!

Если умеешь организовать бизнес, то какая разница, кто где работает, в офисе или в хоумофисе? Тем более, что последнее место работы сейчас всё более распространено, и не надо платить за офис, и всех сгонять в него. Но, и контроль никто не отменял.

Консультант, Украина

Самое главное - это найти правильного фрилансера. Точно так же как найти правильного врача, правильного юриста итд.

 

Менеджер по обучению персонала, Москва
Валерий Меркулов пишет:
Бизнес, есть бизнес! Не на это надо обращать внимание, где сотрудник, а на то, приносит он пользу себе и компании или нет.

вот полностью согласен. К сожалению, наблюдал тот факт, что руководитель больше смотрит пришел ли ты вовремя на работу и как быстро ушел после официального окончания рабочего дня, чем на результаты его работы. В этом плане каждый раз вспоминаю слова своего руководителя в ROLF: "Ты можешь в офисе вообще не появляться, но в конце месяца выполни план по продажам автомобилей и пр."  Золотые слова!

Генеральный директор, Екатеринбург
Георгий Силаев пишет:
Валерий Меркулов пишет:
Бизнес, есть бизнес! Не на это надо обращать внимание, где сотрудник, а на то, приносит он пользу себе и компании или нет.

вот полностью согласен. К сожалению, наблюдал тот факт, что руководитель больше смотрит пришел ли ты вовремя на работу и как быстро ушел после официального окончания рабочего дня, чем на результаты его работы. В этом плане каждый раз вспоминаю слова своего руководителя в ROLF: "Ты можешь в офисе вообще не появляться, но в конце месяца выполни план по продажам автомобилей и пр."  Золотые слова!

Многие Айтишники работаю в крупных мировых компаниях, в которых они никогда не были, и вряд ли захотят терять на то своё время. Главное правильно организовать процесс.

Самая лучшая компания которой нет. Нет офиса, нет сотрудников в штате, минимальное управлеческое крыло, нет собственного производства, нет собственной логистики, нет отдела продвижения и продаж. В общем всё на аутсорсинге. Но, это высший пилотаж. 

Если ли у нас такие компании, да. Это банки: Точка, Рокетбанк, тот же Тинькофф.

Генеральный директор, Екатеринбург

И в добавок к теме. Заместитель главного редактора крупнейшего российского издательства в сфере бизнес-литературы живёт и работает из Испании. И ведёт ещё онлайн школу по писательскому мастерству нон-фикшн.

А для чего ещё интернет?

Через стенку перестукиваться азбукой морзе, осталось только в фильмах.

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск

Я надеюсь тут многие получили неимоверное удовольствие от прочтения. Ну на каких же тонких гранях буквально в каждой главе ходил автор! Он знает своего клиента, он знает как произвести приятное впечатление и прекрасно понимает сколько может принести банальная улыбка и щепотка юмора. 

CIO, Краснодар

Начал читать, потом понял, что достаточно бегло пройтись сверху донизу. Сам являюсь и исполнителем для клиентов и заказчиком на фрилансе части операций и компетенций. 

Ничего полезного не увидел в материале, к сожалению, что могло бы помочь в реальной работе. Общие слова.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.