Как оформить партнерство, чтобы не потерять бизнес

Принципиально конфликты можно разделить на два вида:

  • организационные, которые затрагивают интересы партнеров вокруг владения и управления бизнесом (собственность, деньги, стратегия и т. п.);
  • личностные, ценностные.

Организационное поле

Для решения организационных конфликтов существуют объективные опоры в виде юридических законов, языка цифр, управленческих принципов. Поэтому они более управляемы в процессе их решения. Однако, прежде чем юридически оформлять документы (например, Корпоративный договор), партнерам нужно базово договориться между собой. Для этого необходимо подойти к формированию Соглашения, опираясь на следующие пункты, по которым нужно с самого начала достичь понятийных договоренностей (примерный перечень разделов документа):

  1. Стороны соглашения и доли участников.
  2. Объект соглашения.
  3. Акционерная стратегия, сроки.
  4. Система управления и контроля верхнего уровня (ОСУ, ОВК, СД, ГД и др.), в т.ч. решения, принимаемые совместно на собрании участников.
  5. Роли в бизнесе, в т. ч. вход и выход из оперативного управления.
  6. Личный контроль участников и обмен мнениями.
  7. Распределение прибыли (соотношение дивидендов, реинвестирования и пр.).
  8. Создание и участие в новых проектах, инвестирование.
  9. Распоряжение долями, акциями.
  10. Наследование.
  11. Внешний аудитор, оценщики.
  12. Использование ресурсов совместных бизнесов участниками в личных целях.
  13. Этические нормы и личные обязательства.
  14. Ответственность за нарушение пунктов данного соглашения.
  15. Разрешение споров.
  16. Иные права и обязанности сторон, конфиденциальность.
  17. Форс-мажор.
  18. Статус соглашения, срок действия, процедура пересмотра.

Кейс: вклад и ожидания не равно результатам

Клиент обратился за помощью в тот момент, когда уже накопилась критическая масса несоответствий ожиданий и результата, получаемого в партнерстве.

Дано

  • Два собственника на базе своего крупного предприятия запускают новый бизнес, новое направление.
  • Один из них в роли управляющего бизнесом.
  • Третий собственник – партнер-инвестор, которого пригласили к участию в новом бизнесе с целью привлечения его финансирования.
  • Не было никаких договоренностей по принципам и условиям партнерства: кто и как осуществляет управление бизнесом, какие критерии и условия вхождения в бизнес, сроки получения дивидендов/ возврата займов, ответственность участников.

Описание ситуации

Вкладом третьего инвестора в партнерство были финансовые ресурсы, направленные в бизнес. Получив долю, он предполагал также участвовать в принятии ключевых решений, как стратегических, так и операционных. При этом двум другим собственникам не нужно было активное участие инвестора в управлении бизнесом, на страте они предполагали только его участие в инвестировании. Как следствие, они стали препятствовать его участию и влиянию на бизнес, отгородили его от участия в принятии решений и влиянии на топ-менеджмент.

После первых проблем в компании партнеры все же стали работать над Соглашением собственников. В процессе этой работы инвестор увидел, что единственным оптимальным для него вариантом в этой ситуации будет скорейший выход из бизнеса и возврат своих инвестиций. Но, к сожалению, третий собственник смог вывести свои вложения не в полном объеме, а только частично.

Этих потерь можно было избежать, если бы заключение Партнерского соглашения было первым шагом нового партнерства, а не последним, как оказалось в этой ситуации.  

Личное и ценностное поле

Более трудными для решения могут стать ценностные противоречия, конфликты на личностном уровне. Можно выделить четыре основных причины конфликтов в этом поле:

  1. Власть и влияние.
  2. Справедливость.
  3. Безопасность/риск.
  4. Ценности и личные убеждения.

Конфликты возникают на основе разницы мотивов и интересов, неспособности договариваться и находить «третье» решение. Решение конфликтов в этой плоскости отношений – всегда прямой разговор и не всегда приятный. Продуктивным решением таких вопросов  может стать приглашение независимой стороны, которая компетентно проведет медиацию конфликта, учитывая интересы обеих сторон. Результатом работы над разрешением споров собственников становятся ясные, прозрачные и всеми одинаково понимаемые и принимаемые договоренности партнеров

Кейс: о поиске справедливости

История о том, насколько по-разному партнеры могут понимать справедливость, из-за чего назревает конфликт.

Дано

  • Два собственника: один инвестор, один «развиватель».
  • Позиция собственника-инвестора: я вложил в этот бизнес 80% денег, я могу нанять любого «развивателя». Зачем мне нужен Партнер?
  • Позиция собственника-«развивателя»: я этот бизнес «выносил», развил до состояния, когда он приносит деньги, я в принципе могу найти любого инвестора или, в крайнем случае, взять кредит в банке, чтобы стартовать бизнес. Зачем мне нужен Партнер?

Задача: помочь договориться инвестору и разивателю о перераспределении долей и предотвратить возможные противоречия в будущем.

Задача была решена в пять действий:

Шаг 1: зафиксировали все ресурсы, которые были вложены каждой стороной на старте бизнеса. При этом, кроме финансового, были зафиксированы и другие вклады: материально-технические ресурсы, клиентская база, привлеченные связи, время на управление компанией и т. п.

Шаг 2: нашли способ оцифровать каждый ресурс в рублях. Эти два шага позволили партнерам увидеть реальный вклад каждого в развитие бизнеса и получить единые критерии для оценки справедливости распределения долей.

Шаг 3: на основе сравнения вкладов партнеры смогли договориться о перераспределении долей, которое устроило обоих и каждым воспринималось, как справедливое.

Шаг 4: чтобы предупредить будущие споры, партнеры договорились и зафикисровали:

  • Их роли в системе управления бизнесом. При этом один партнер предпочел занимать пассивную роль, а второй выбрал активное управление.
  • Компенсации времени активного партнера в виде дополнительного к дивидендам дохода.
  • Единое видение стратегии развития бизнеса и правила привлечения в бизнес новых инвесторов.
  • Разработанную модель управления бизнесом, соответствующую фазе его развития и стоящим задачам.
  • Процедуру решения спорных вопросов.

Шаг 5: внесли изменения в необходимые учредительные документы.

Партнерские отношения – это процесс, а не точка, в которую вы пришли раз и навсегда. Если что-то не устраивает хотя бы одного из партнеров – это повод инициировать пересмотр договоренностей и заключить новые.

Читайте также:

Комментарии
Участники дискуссии: Олег Севодин, Михаил Лурье
Партнер, Красноярск

Более распространённо - как постоянно не думать, что наш общий пирог партнёр "жрёт быстрее". Рецептов - нет. При любых прописанных СРП )))

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

В Соглашении между Партнерами указан раздел - 10. Наследование.
Но может быть более острый вопрос - раздел имущества при разводе.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
39% россиян планируют работать после выхода на пенсию

Меньше всего работать на пенсии стремятся IT-специалисты.

Heineken протестировала VR-технологии в обучении персонала

84% сотрудников, участвовавших в тестовом VR-обучении, предпочли бы и дальше использовать эту технологию и вовсе не прибегать к очному формату.

Эксперты назвали пять профессий в FMCG, которые скоро исчезнут

Ожидается, что спрос на специалистов в FMCG сможет снизиться на 30-50% после пандемии коронавируса.

 
Россияне назвали главные категории затрат в 2020 году

Около половины жителей России отметили увеличение расходов в 2020 году.