Как достичь эффекта синергии в совместном бизнесе

Александр Пистонов

Очень часто, создавая бизнес, мы делаем это вместе с кем-то, в ком мы ощущаем поддержку и с кем мы надеемся, что наш путь к успеху будет более легким и быстрым. Приняв решение и ударив по рукам, мы начинаем бизнес в партнерстве.

бизнес

На моей практике встречалось немало таких случаев, когда партнерство перерастало в конфликт между совладельцами и, как следствие, бизнес прекращал свое существование. Это не значит, что все партнерские отношения заканчиваются одинаково печально. Нет. Многие партнерства очень даже успешны и эффективны.

Причин конфликтов великое множество. Но основные можно выделить. Как правило, разногласия и непонимание возникают из-за того, что у владельцев разные цели и, как следствие, разное видение развития бизнеса. Совладельцы не могут согласовать стратегические цели, не могут согласовать набор действий по достижению этих целей. Каждый тянет одеяло на себя, бизнес не развивается и все это приводит к банкротству.

Еще одной часто встречающейся причиной можно назвать несогласованность функций и ответственности каждого из партнеров. Недовольство может возникнуть, поскольку один из партнеров работает больше другого. Поэтому важно в самом начале определить функции каждого, и кто какой вклад вносит в развитие бизнеса.

Случай из практики. Двое друзей решили создать компанию по торговле стройматериалами. У них были хорошие намерения и большие надежды. Один взял на себя роль генерального директора, второй – финансового. И поначалу все шло хорошо, владельцы работали сообща, дополняли друг друга, бизнес развивался и приносил доход, который делился поровну, так как доли были разделены в бизнесе 50 на 50. По истечении шести лет финансовый директор встретил женщину, с которой проводил много времени и все меньше появлялся на работе. Какое-то время можно было понять его, но ситуация затянулась. У него вошло в привычку работать по три часа в день, а то и меньше, в то время как генеральный работал полный рабочий день. Бизнес в отсутствие финансового директора продолжал работать и приносить доход. Генеральный директор стал искать варианты как избавиться от такого партнера. Эта ситуация переросла в конфликт совладельцев.

Вы спросите: если не удалось избежать «столкновения», как в этом случае разрешить конфликт? Вопрос очень важный и трудноразрешимый. Советы давать по этому поводу несложно, есть много обсуждений на эту тематику, а вот в жизни реализовать это нелегко. Способов решения этого вопроса много, однако, правильных всего два:

1) Продажа доли одного из партнеров другому.

2) Раздел бизнеса: делят компанию и каждый развивает свой бизнес.

Правильное решение: чем быстрее сядут за стол переговоров и договорятся, тем лучше.

Есть еще один вариант: продажа бизнеса стратегическому инвестору. Но! Ни один здравомыслящий инвестор не войдет в бизнес, где есть конфликт между акционерами.

Что эффективнее – вести бизнес одному или в партнерстве с совладельцем?

Я бы сказал так, есть хорошая русская пословица: одна голова хорошо, а две лучше. Поэтому в партнерстве вести бизнес эффективнее и результативнее при условии, что взаимоотношения выстроены грамотно и партнер вас дополняет. Объясню. Возможности одного человека в бизнесе, как правило, ограничены. Поэтому, если компанию создает не один человек, а два или три, то это больше возможностей и больше шансов для успешного развития бизнеса.

А вот что касается управления бизнесом, то здесь все наоборот. Если один человек сам себе хозяин, сам принимает решения что делать, когда делать и как делать, то в партнерстве нужно согласовывать свое решение. Интересы команды придется ставить выше своих личных. В каком случае человек соглашается на это? Только тогда, когда он чувствует, что ему нужна поддержка в лице партнера. Кстати, очень часто предприниматели начинают бизнес вместе с друзьями. Поэтому, чтобы потом не разрушить дружеские отношения, заранее обговорите все возможные детали вплоть до мельчайших нюансов. Дружба, основанная на бизнесе, гораздо крепче бизнеса основанного на дружбе. В общем можно сказать, что работа в партнерстве многократно увеличивает эффективность бизнеса.

Советы для тех, кто решил вести бизнес в партнерстве

1. Входите в партнерство с человеком, ценности которого вы сами разделяете. У вас должны быть близкие ценностные ориентиры, схожая картина мира, иначе ничего хорошего из сотрудничества не выйдет.

2. Определитесь, нужно ли вам вступать в партнерство сейчас. Если ответ положительный, то что вы хотите получить от партнерства: получить дополнительные ресурсы для разработки продукта, создать дополнительные каналы продвижения, снизить затраты, открыть выход в новый географический регион? А может, вы чувствуете нехватку компетенций в каком-либо вопросе управления бизнесом и хотите найти человека, который бы вас дополнял в этом?

3. Опираясь на цели, определите, на каких условиях вы готовы войти в партнерство, чем готовы поделиться, будет ли это партнерство на равных или доли будут распределяться иначе, кто какую ответственность будет нести, как будут приниматься решения.

  • Желательно по максимуму все нюансы продумать вначале, чтобы избежать в будущем серьезных разногласий.
  • Обратить внимание! Если вам нужны только финансовые ресурсы и ничего более, лучше найдите инвестора и поделитесь с ним частью прибыли.
  • Что касается распределения долей: избегайте деления поровну 50/50 или 33/33/33.
  • Ваш партнер по бизнесу должен обладать навыками и иметь компетенции, которыми не обладаете вы. Только так получится эффект синергии.
  • В ситуации, когда компетенции совладельцев совпадают, один из них не нужен.
  • Эффективное партнерство может принести новому проекту положительные результаты и повысить в разы финансовые показатели компании.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 3 мая 2013 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.