Стратегические сессии: как перестать фантазировать о светлом будущем

Когда экономика в России росла, у предпринимателей сформировалась устойчивая привычка – ставить перед собой весьма амбициозные цели: сформировать рынок на основе нового продукта; стать безусловным лидером; построить нечто такое, от чего конкуренты умрут от зависти. В крайнем случае – каждый год удваивать прибыль. Подобный подход назывался стратегическим видением, формировавшем ожидаемый масштаб грядущего денежного потока. Мечты о будущем приобретали характер навязчивой идеи, определяющей логику разработки и конкретику управленческих решений.

На фазе активного роста рынков подобного рода посылы срабатывали примерно в следующем формате: ставим задачу прыгнуть на пять метров в высоту. Все взбодрились, но получилось прыгнуть на полтора метра – все равно хорошо, работаем в этом направлении дальше и больше. Ошибки в целеполагании вели в основном к несбалансированному росту компании, следствием которого являлась потеря временных и финансовых ресурсов. Но потеря ресурсов в благоприятной рыночной среде еще не несет фатальной угрозы для бизнеса: по течению плывет даже дохлая рыба (мудрость индейцев племени Дакота).

Шизофрения (возникновение сумасшедших идей, навязчивых мыслей) в разумной мере – необходимый компонент мышления бизнесмена. Без искренней веры в перспективы бизнеса трудности и проблемы порождают у собственника глубокий пессимизм в отношении будущего компании, стремление к решениям консервативного характера. Но в условиях нестабильной внешней среды постановка явно нереальных целей порождает ошибки уже не в прогнозах темпов роста, а в определении вектора стратегического развития. Компанию ожидает отрицательный денежный поток и потеря инвестиционных ресурсов.

Для превращения видения собственника в продуманный стратегический план существует эффективный инструмент – специальные сессии, в рамках которых методом мозгового штурма вырабатывается система управленческих решений.

В российском экономическом пространстве стратегические сессии постигла судьба большинства сложных инструментов управления компанией. Маркетинг консультационных услуг превратил их в занимательную игрушку, построенную в игровой форме с акцентом на светлое будущее. Чтобы уйти от этой проблемы и проводить стратегические сессии на профессиональном уровне, предлагаю воспользоваться следующим алгоритмом.

Общие правила выхода на систему долгосрочных решений

Стратегическая сессия отличается от учебных занятий или тренингов в той же мере, как реальные соревнования от тренировок. И по прилагаемым усилиям, и по ожидаемым результатам. Методология подготовки и проведения сессии определяется базовым алгоритмом стратегического управления. Вначале необходимо объективно оценить проблемы компании, затем проанализировать возможные направлений развития бизнеса и выбрать лучший из них с точки зрения максимизации будущей стоимости. На основе выбранного вектора развития разрабатывается система управленческих решений.

Стратегические сессии в подавляющем большинстве случаев инициируются владельцами компании. Если содержание мероприятия планируется сконцентрировать вокруг вопросов выяснения личных приоритетов собственников, мероприятие должно носить закрытый характер. Состав участников, как правило, ограничивается владельцами компании и топ-менеджерами: далеко не все сомнения и противоречия корпоративного уровня целесообразно выносить на широкое обсуждение. В моей практике нередко встречались случаи, когда собственники имели диаметрально противоположные мнения касательно долгосрочных целей развития организации, уровня допустимых рисков, будущей системы управления организацией. Постоянно находясь в зоне операционных задач, они просто не сосредотачивались на проблемах, которые еще только возникнут в будущем.

В случае, когда цели стратегического развития в целом определены, но нет единства мнений в способах их достижения, сессия приобретает характер инструмента управления изменениями и требует вовлечения всех основных участников стратегического процесса. Стратегию должны понять и принять исполнители.

Особую роль в проведении сессии играет модератор. Он должен суметь провести видение собственника через инструменты стратегического и финансового анализа, сформировать ключевые показатели эффективности будущего бизнеса и на этой основе помочь руководству компании сформировать систему конкретных управленческих решений. Причем разрабатывать решения зачастую приходится в условиях явного или скрытого конфликта интересов, дефицита информации, недостаточном уровне подготовки персонала. Ведущий (модератор) сессии не должен иметь прямой подчиненности и личных интересов в организации, должен обладать соответствующим опытом и компетенциями.

Место проведения сессии следует выбирать предпочтительно вне офиса, лучше всего подходят загородные учебные центры или другие выездные площадки. В офисе участники сессии будут постоянно отвлекаться на текущие вопросы, от чего эффективность мероприятия резко снижается, так как стратегический анализ требует сосредоточенности и соответствующего психологического настроя всех участников.

Содержательная часть сессии

Среди вопросов, требующих особого внимания со стороны собственников бизнеса в жесткой рыночной ситуации, выделим следующие:

  • Минимизация рисков в контуре корпоративных отношений.
  • Анализ рисков появления факторов «черного лебедя».
  • Усиление конкурентной позиции.
  • Проведение стресс-тестов, проработка пессимистических сценариев развития ситуации.
  • Оценка бизнеса на основе показателей эффективности.
  • Выявление возможностей снижения финансовых риски в условиях падения продаж.
  • Оптимизация товарного портфеля.
  • Повышение эффективности операций и снижение потребности бизнеса в ресурсах.

В итоге сессии собственник должен получить систему решений, построенную на основе оптимального баланса рыночных возможностей и доступных для конкретной компании ресурсов.

Фаза подготовки мероприятия

Подготовка к сессии заключается, в первую очередь, в сборе необходимой информации. Идеальный случай предполагает наличие годового отчета, сформированного на основе полноценной системы управленческой отчетности. Но подобная практика в российских непубличных компаниях встречается нечасто. Поэтому на практике приходится собирать информацию у специалистов и топ-менеджеров компании, используя анкеты и интервью.

К моменту начала мероприятия должны быть в наличии данные следующего характера:

  • Согласованное видение собственников о возможных перспективах развития компании.
  • Роли в управлении, которые планируют выполнять собственники в текущем режиме и на перспективу в горизонте стратегического планирования.
  • Понимание ограничений в разрезе доступных рынков и допустимых финансовых рисков.
  • Данные о ведущих трендах изменения целевых рынков.
  • Показатели выручки и прибыли в разрезе продуктов и рынков. Предпочтительно в динамике, как минимум, за два последних года.
  • Информация об основных конкурентах, клиентах и поставщиках.
  • Показатели эффективности использования основных ресурсов, задействованных в бизнесе.

Непосредственное проведение сессии занимает от одного до трех дней. Время зависит от степени сложности проблем компании и уровня компетенций персонала. В случае низкой степени готовности участников и явного недостатка информации сессию целесообразно разбить на несколько этапов. Первый этап – своего рода вводный, его задача – сбор необходимой информации и обучение персонала базовым инструментам стратегического анализа.

Общая логика проведения сессии

Стратегическая сессия

Первая фаза аудиторной работы

Задача: выявление и анализ проблем полей бизнеса.

Сессия начинается с анализа текущей конкурентной позиции компании. Основными задачами анализа являются: оценка соответствия текущих финансовых результатов стратегическим целям, выявление факторов изменения рыночной стоимости компании. Для исследования факторов стоимости бизнеса целесообразно обратиться к формуле Дюпона. В ней проводится декомпозиция показателя рентабельности собственного капитала (ROE) на коэффициенты рентабельности продаж, оборачиваемости активов и обеспечения активов собственным капиталом.

Для более точной структуризации стратегических проблем полезно постараться объективно ответить на конкретные вопросы, касающиеся собственной компании:

  • Насколько привлекателен целевой рынок с точки зрения объема, потенциала и темпов роста, уровня конкуренции, доходности. Что будет происходить с ним в перспективе?
  • Какая у компании позиция в цепочке создания ценностей, кто в ней доминирует, как может измениться ситуация?
  • Соответствует ли продуктовый портфель требованиям клиентов?
  • Нет ли серьезных ошибок в обеспечении конкретных характеристик продуктов и услуг? Когда и откуда могут появиться конкурирующие продукты и товары-заменители?
  • Способно ли производство обеспечить необходимый масштаб и требуемые характеристики продуктов и услуг?
  • Достаточен ли масштаб и уровень организации дистрибуции?
  • Эффективна ли система продвижения?
  • Нет ли серьезных проблем с поставщиками, насколько вы от них зависите?
  • Насколько эффективна модель организационного построения и системы управления?
  • Достаточны ли компетенции и уровень мотивации персонала?
  • Насколько лично вы эффективны в принятии и реализации решений стратегического уровня?

Для углубленного анализа основных проблем целесообразно создать из числа участников проектные группы, в рамках которых впоследствии будут разрабатываться варианты конкретных управленческих решений.

Общий вывод по итогам анализа проблем компании должен быть коротким и достаточно жестким, без излишней детализации. В качестве основы можно использовать предложенную ниже матрицу возможных стратегических положений компании.

Перспективные рынки

Проблемные рынки

Сильная позиция

Активное развитие

Захват позиций конкурентов

Диверсификация бизнеса

Слабая позиция

Укрепление конкурентных преимуществ

Уход с рынка, сжатие бизнеса до уровня локальных ниш

Анализ ведущих трендов изменения бизнес-среды в сочетании с пониманием конкурентной позиции бизнеса дает возможность выйти на следующее решение: либо бизнес в целом эффективен и целесообразно развивать его дальше, используя методы оптимизации, или стратегия себя исчерпала и требуется поиск новой бизнес-идеи.

Вторая фаза аудиторной работы

Задача: разработка и принятие решений стратегического уровня.

Результаты первого этапа определяют содержание основной части сессии – разработку системы конкретных решений. Общий алгоритм выхода на решения представлен на следующей схеме:

стратегические решения

В любом случае итоги работы целесообразно свести в матрицу SWOT-анализа и уже на ее основе вырабатывать систему конкретных решений. Решения по итогам сессии лучше сразу представлять в системном виде, чтобы их можно было удобно транслировать на уровень показателей эффективности и далее – на уровень процессов и персонала:

Стратегическая сессия

Увеличить изображение

Фаза реализации стратегических решений

Многолетняя личная практика автора в подготовке и проведении сессий показывает, что одной из самых трудных задач стратегического управления является превращение решений долгосрочного характера в практику повседневной деятельности компании.

Для планирования реализации решений целесообразно использовать инструменты проектного управления, к примеру, диаграмму Ганта (календарный план). Как минимум, долгосрочные цели должны быть разбиты на конкретные задачи, подкрепленные ресурсами и необходимыми компетенциями, как показано ниже на схеме:

стратегические решения

Результаты сессии должны быть оформлены в конкретные планы, документы и регламенты работы. Какие документы должны появиться?

  • Подробный протокол сессии.
  • Техническое задание на поиск информации для принятия и уточнения решений.
  • Скорректированный стратегический план.
  • Годовой бизнес-план.
  • Личные планы и контракты на уровне топ-менеджеров.

Регулярное проведение стратегических сессий лежит в основе полноценной системы планирования и контроля, без которой в сложных рыночных условиях сохранение, а тем более – увеличение денежного потока остается на уровне мечтаний.


Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Олег Кузнецов
Инженер, Екатеринбург

Большое спасибо автору за детали! Хотелось бы, когда-нибудь так работать.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.