Нужен ли практикам такой «Экономикс»?

Многие пытаются прочесть «Экономикс» (популярный в американских университетах учебник, первое иностранное пособие для экономистов, переведенное на русский язык в 1992 году). Но, не многим «удается дочитать его хотя бы до середины». И не потому, что это восьмисотстраничная книга крупного формата, не потому, что она – бесполезная. Причина – в стиле изложения экономических знаний. Особенности этого стиля показаны на примере интернет-публикации о «расчетах для выбора управленческих решений». Она предназначена для руководителей и экономистов предприятий. Об авторе ничего не скажу. Не в персоне дело. Попробуем разобраться.

2. Оригинальный текст «расчетов ...»

2.0. Выбор приоритетов финансового оздоровления предприятий, направлений развития и методов оценки финансового состояния, а также определение стратегии развития и способов ее реализации в наше время становятся важнейшими задачами для специалистов компании.

В процессе выполнения обязанностей менеджерам, экономистам, финансистам, а зачастую и бухгалтерам предприятия приходится решать ряд вопросов и принимать необходимые управленческие решения, связанные с возможными изменениями ряда взаимозависимых показателей производственно-хозяйственной деятельности за определенный период времени. В частности, такими взаимосвязанными показателями являются объемы реализации продукции, затраты на производство, размеры прибыли, соотношение постоянных и переменных затрат и др.

Для обоснованного принятия управленческого решения необходимо выполнять несложные практические расчеты, которые позволяли бы руководству предприятия принимать необходимые и, главное, обоснованные решения.

Ниже рассматриваются отдельные варианты таких расчетов.

Имеются следующие условные данные:

объем реализации РПт – 3500 т;

затраты постоянные Зпост – 1500 тыс. руб.;

затраты переменные Зпер – 4800 тыс. руб.;

прибыль П – 700 тыс. руб.;

объем реализации РП (без НДС) – 7000 тыс. руб.

Используя эти исходные данные, менеджеры предприятия для принятия обоснованных управленческих решений в процессе текущей деятельности, а также при разработке плана развития предприятия, могут изменять отдельные показатели и анализировать происходящие количественные изменения взаимоувязанных показателей

2.1. Как изменится прибыль при увеличении объема продаж на 10 %?

1. Рассчитывается маржинальная прибыль (или сумма покрытия), МП:

МП = Зпост + П = 1500 + 700 = 2200 (тыс. руб).

2. Определяется сумма покрытия на единицу объема реализации МПед:

МПед = МП / РПт = 2200 / 3500 = 628,6 (руб./т).

3. Рассчитывается маржинальная прибыль при увеличении объема продаж на 10 % МП1:

МП1 = РПт × (1 + 0,1) × МПед = 3500 × (1 + 0,1) × 628,6 = 2420 (тыс. руб).

4. Определяется величина прибыли при увеличении объема продаж на 10 % П1:

П1 = МП1 – Зпост = 2420 – 1500 = 920 (тыс. руб).

5. Рассчитывается процент изменения прибыли при увеличении объема продаж на 10 % П%:

П% = ((П1 –П) / П) × 100 % = ((920 – 700) / 700) × 100 % = 31,4 %.

При увеличении объема продаж на 10 % прибыль увеличивается на 31,4 %

2.2. Как изменится прибыль при увеличении постоянных затрат на 10 %?

1. Определяем величину прибыли П2:

П2 = РПт × МПед – Зпост(1 + 0,1) = 3500 × 628,6 / 1000 – 1500*(1 + 0,1) = 550,0 (тыс. руб).

2. Рассчитываем процент изменения прибыли П%:

П% = ((П2 – П) / П) × 100 % = ((550 – 700) / 700) × 100 % = 21,4 %.

При увеличении постоянных затрат на 10 % прибыль уменьшается на 21,4 %.

2.3. Как изменится прибыль, если сократить переменные затраты на 10 %?

1. Определяем маржинальную прибыль, если сократить переменные затраты на 10 % МП:

МП = РП – Зпер(1 – 0,1) = 7000 – 4800*(1 – 0,1) = 2680 (тыс. руб).

2. Рассчитываем величину прибыли П3: П3 = МП – Зпост = 2680 – 1500 = 1180 (тыс. руб).

3. Определяем процент изменения прибыли П%:

П% = ((П3 – П) / П) × 100 % = ((1180 – 700)/700) × 100 % = 68,6 %.

Следовательно, прибыль увеличится на 68,6 %.

2.4. Какой объем продукции следует произвести (продать), чтобы достичь пороговой выручки?

1. Определяем цену единицы продукции Цед: Цед = РП / РПт = 7000000/3500 = 2000 (руб./тыс).

2. Рассчитываем переменные затраты на единицу продукции Зпер. ед:

Зпер. ед. = Зпер / РПт = 4800000 / 3500 = 1371,4 (руб./т).

3. Определяем маржинальную прибыль на единицу МПед:

МПед = Цед – Зпер. ед = 2000 – 1371,4 = 628,6 (руб./т).

4. Рассчитываем пороговую выручку ТБУ: ТБУ = Зпост / МПед = 1500 / 628,6 = 2386 (т).

Объем производства (продаж) в точке безубыточности, или пороговый объем производства (продаж), составляет 2386 т

2.5. Какой должна быть цена реализации продукции Цр, чтобы получить прибыль в размере 805 тыс. руб.?

1. Определяем средние переменные затраты Зпер. ед на единицу продукции, то есть на 1 т:

Зпер. ед = Зпер / РПт = 4800000 / 3500 = 1371,4 (руб/т.

2. Рассчитываем ожидаемую маржинальную прибыль МПож, исходя из прибыли Пож, равной 805 тыс. руб.: МПож = Зпост + Пож = 1500 + 805 = 2305 (тыс. руб).

3. Находим среднюю величину маржинальной прибыли на единицу продукции МПед:

МПед = МПож / РПт = 2305000 / 3500 = 658,6 (руб./т).

4. Определяем цену реализации: Цр = Зпер. ед + МПед = 1371,4 + 658,6 = 2030 (руб).

Для уточнения рекомендуется определить средние постоянные затраты на единицу продукции (на 1 т) Зпост. ед: Зпост. ед = Зпост / РПт = 1500000 / 3500 = 428,6 (руб./т).

Определяется прибыль на 1 т Пед: Пед = МПед – Зпост. ед = 658,6 – 428,6 = 230 (руб./т).

Цена реализации составляет: Цр = Зпер. ед. + Зпост. ед + Пед = 1371,4 + 428,6 + 230 = 2030 (руб).

Для того чтобы получить прибыль в размере 805 тыс. руб., предприятию следует реализовывать продукцию по цене 2030 руб. за 1 т.

2.6. Как изменится точка безубыточности ТБУ, если повысить цену реализации продукции Цр в среднем на 5%, то есть установить цену на уровне 2100 руб. за 1 т?

1. Точка безубыточности, или пороговая выручка производства (продаж), при цене 2000 руб. за 1 т составляет:

ТБУ = Зпост / (Цр – Зпер.ед) = 1500000 / (2000 – 1371,4) = 2386 (т).

2. При цене реализации 2100 руб. за 1 т ТБУ составляет: ТБУ = 1500000 / (2100 – 1371,4) = 2059 (т).

Следовательно, если цену реализации повысить всего лишь на 5 %, то ТБУ уменьшится на 15,9 %, или на 327 т (2386 – 2059).

Как видим, ТБУ в значительной мере зависит от цены реализуемой продукции.

Владея такими несложными расчетами, менеджеры предприятия могут выбирать наиболее целесообразный вариант управленческого решения и с учетом внешних и внутренних факторов формировать направления по достижению поставленных целей как для предприятия в целом, так и для отдельных структурных подразделений

3. Как инженеры выполняют эти самые «расчеты ...»

3.0. Для обоснованного принятия управленческого решения, бывает, необходимо выполнять определенные расчеты. Ниже рассматриваются расчеты 3.1-3.6, соответствующие расчетам 2.1-2.6. Расчеты 3.1-3.6 выполнены по общеизвестной числовой модели, описывающей экономику предприятия. Модель состоит из следующих уравнений:

ВП = Сп – Зперем – Зпост ;

(1)

ВП = (Ц – Зперем.ед)*Оп – Зпост ;

(2)

где: ВП – валовая прибыль; Сп – сумма продаж; Зперем – сумма переменных затрат; Зпост – сумма постоянных затрат; Оп – объем продаж в натуральных показателях (тоннах); Ц = Сп/Оп – цена продаж; Зперем.ед = Зперем/Оп – удельные переменные затраты. Все величины, в уравнениях (1) и (2) – агрегированные.

Модель (1)-(2) – феноменологическая. Строится она очевидным образом. Путем пошагового введения понятий-терминов. Сначала определяется понятие валовой прибыли, ВП = Сп – Затр. Далее, затраты, Затр, разделяют на постоянные, Зпост, и переменные, Зперем. Так получается уравнение (1). После введения понятий «цена продукции/товара», Ц, и «затраты переменные на единицу продукции/товара», Зперем.ед, получается уравнение (2).

Перечислим типовые схемы расчетов по модели (1)-(2).

3.0.1. Найти относительное изменение ВП, при заданном относительном изменении одной из величин правых частей формул (1) или (2). Относительное изменение ВПотн определяется так:

ВПотн = (ВПнов – ВП)/ВП

(3)

где: ВПнов – прибыль, при новом значении одной из величин, входящих в правую часть формул (1) или (2). По этой схеме выполняются расчеты 3.1-3.3, соответствующие расчетам 2.1-2.3.

3.0.2. Также, может быть и схема расчетов «наоборот». Когда, по заданному относительному изменению ВП, нужно найти относительное изменение одной из величин правых частей уравнений (1) или (2). По этой схеме выполняется расчет 3.5, соответствующий расчету 2.5.

3.0.3. Еще, по модели, можно выполнить расчеты типа 3.0.1 или 3.0.2 в, так называемой, «точке безубыточности». Последняя определяется как определенный объем продаж в натуральных показателях. А именно, объем, Оп = Оп.тбу, при котором ВП = 0. По этой схеме выполняются расчеты 3.4 и 3.6, соответствующие расчетам 2.4 и 2.6.

Исходные данные для расчетов – следующие:

объем реализации, Оп = 3500 т;

затраты постоянные, Зпост = 1500 тыс. руб.;

затраты переменные, Зперем = 4800 тыс. руб.;

· прибыль ВП – 700 тыс. руб.;

· сумма продаж, Сп (без НДС) = 7000 тыс. руб.

(4)

Опишем вышеупомянутые расчеты 3.1-3.6.

3.1. Как изменится ВП, при увеличении Оп на 10%?

ИЗВЕСТНО: относительное изменение Оп.нов = Оп*1,1.

ОПРЕДЕЛИТЬ: относительное изменение ВПотн.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ТАК.

Величины ВПотн и Оп.нов связаны следующими уравнениями:

ВПотн = (ВПнов – ВП)/ВП ; (3)

ВПнов = (Ц – Зперем.ед)*Оп.нов – Зпост ; (2’)

где: Оп.нов = Оп*1,1.

С учетом Оп.нов = Оп*1,1 , уравнение (2’) примет следующий вид:

ВПнов = (Ц – Зперем.ед)*Оп*1,1 – Зпост.

Или: ВПнов = (Ц – Зперем.ед)*Оп – Зпост + (Ц – Зперем.ед)*Оп*0,1

Или, с учетом (2): ВПнов = ВП + (Ц – Зперем.ед)*Оп*0,1.

Или, с учетом Сп = Ц*Оп и Зперем = Зперем.ед*Оп:

ВПнов = ВП + (Сп – Зперем)*0,1

Подставив это выражение, для ВПнов, в (3), после преобразований, получим: ВПотн = (Сп – Зперем)*0,1/ВП

Посчитаем, ВПотн, при данных (4): ВПотн= ((7000-4800)*0,1)/700 = 0,31 (31%)

Таким образом, понятия «маржинальная прибыль» или «сумма покрытия», примененные в расчете 2.1 – лишние. Они не входят ни в формулировку вопроса, ни в ответ на него

3.2. Как изменится ВП, при увеличении Зпост на 10 %?

ИЗВЕСТНО: относительное изменение Зпост.нов = Зпост*1,1.

ОПРЕДЕЛИТЬ: относительное изменение ВПотн.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ТАК.

Величины ВПотн и Зпост.нов связаны уравнениями:

ВПотн = (ВПнов – ВП)/ВП ; (3)

ВПнов = Сп – Зперем – Зпост.нов ; (1’)

где: Зпост.нов = Зпост*1,1.

С учетом Зпост.нов = Зпост*1,1 , уравнение (1’) примет следующий вид:

ВПнов = Сп – Зперем – Зпост*1,1

ВПнов = Сп – Зперем – Зпост – Зпост*0,1

С учетом (1), получим: ВПнов = ВП – Зпост*0,1.

Подставив ВПнов в (3), получим: ВПотн = – Зпост*0,1/ВП

Посчитаем, при данных (4): ВПотн = -1500*0,1/700 = -0,21 (-21%)

Таким образом, понятие «сумма покрытия на единицу объема реализации МПед», примененное в п.2.2 – лишнее. Оно не входит ни в формулировку вопроса, ни в ответ на него.

3.3. Как изменится ВП, если сократить Зперем затраты на 10 %?

ИЗВЕСТНО: относительное изменение Зперем.нов = Зперем*0,9.

ОПРЕДЕЛИТЬ: относительное изменение ВПотн.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ТАК.

Величины ВПотн и Зперем.нов связаны уравнениями:

ВПотн = (ВПнов – ВП)/ВП ; (3)

ВПнов = Сп – Зперем.нов – Зпост ; (1’)

где: Зперем.нов = Зперем*0,9.

С учетом Сизм.нов = Сизм*0,9 , уравнение (1’) примет следующий вид:

ВПнов = Сп – Зперем*0,9 – Зпост

Преобразуем это выражение.

ВПнов = Сп – Зперем – Зпост + Зперем*0,1

С учетом (1), получим: ВПнов = ВП + Зперем*0,1

Подставив ВПнов в (3), получим: ВПотн = (Зперем*0,1)/ВП

Посчитаем, при данных (4): ВПотн = 4800*0,1/700 = 0,69 (69%)

Таким образом, понятие «маржинальная прибыль», примененное в п.2.3 – лишнее. Оно не входит ни в формулировку вопроса, ни в ответ на него

3.4. Какой объем продукции следует произвести (продать), чтобы достичь пороговой выручки?

Термин «пороговая выручка» не определен. По примеру-прототипу можно понять, что речь идет об объеме производства, при котором ВП = 0; а при больших объемах Оп, ВП > 0.

Формулировка вопроса:

ИЗВЕСТНО: ВП = (Ц – Зперем.ед)*Оп – Зпост (2).

ОПРЕДЕЛИТЬ: объем продаж, Оп.тбу, для которого ВП=0.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ТАК.

Начинаем с формулы (2):

0 = (Ц – Зперем.ед)*Оп.тбу – Зпост

Отсюда: Оп.тбу = Зпост/(Ц – Зперем.ед)

Учтем, что: Ц = Сп/Оп и Зперем.ед = Зперем/Оп. Тогда:

Оп.тбу = Зпост/(Сп/Оп – Зперем/Оп)

Посчитаем, при данных (4): Оп.тбу = 1500/(7000/3500 – 4800/3500) = 2386 (т)

Таким образом, понятие «маржинальную прибыль на единицу МПед», примененное в п.2.4 – лишнее. Оно не входит ни в формулировку вопроса, ни в ответ на него.

Кстати, в примере-прототипе, понятие «пороговая выручка» (конечно, по оплошности) перепутано с понятием «пороговый объем производства (продаж)».

3.5. Какой должна быть цена реализации продукции, чтобы получить ВП в размере 805 тыс. руб.?

ИЗВЕСТНО: ВП(805) = 805 (тыс.руб) и уравнение, связывающее ВП(805) и цену реализации Ц(805): ВП(805) = Ц(805)*Оп –Зперем – Зпост

ОПРЕДЕЛИТЬ: цену продаж, Ц(805).

ОПРЕДЕЛЯЕМ ТАК.

Из уравнения связи: ВП(805) = Ц(805)*Оп –Зперем – Зпост

преобразованием, получим: Ц(805) = (ВП(805) + Зперем + Зпост)/Оп

Посчитаем, при данных (4): Цз = (805 + 4800 + 1500)/3500 = 2030 (руб/т)

И не нужно, как в п.2.5, нагромождать термины:

- «средние переменные затраты Зпер. ед на единицу продукции»;

- «ожидаемая маржинальная прибыль МПож»;

- «маржинальная прибыль на единицу продукции МПед»;

- «средние постоянные затраты на единицу продукции (на 1 т) Зпост. ед»;

- «прибыль на 1 т Пед».

Они не входит в формулировку вопроса. А их «участие» в формуле ответа не требует «личного знакомства» с ними

3.6. Как изменится точка безубыточности ТБУ, если повысить цену реализации продукции Цр в среднем на 5%, то есть установить цену на уровне 2100 руб. за 1 т?

ИЗВЕСТНО: относительное и абсолютное изменение цены продажи продукции Цнов = Ц*1,05 = (Сп/Оп)*1,05 = 2000*1,05 = 2100 (руб/т).

ОПРЕДЕЛИТЬ: изменение объема продаж в точке безубыточности, Оп.тбу.нов.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ТАК.

Обозначим: Цнов = Ц + Цд = Ц + Ц*(Цд/Ц); где: Цд/Ц = 0,05

Ранее, в п.4, получено: Оп.тбу = Зпост/(Ц – Зперем.ед)

Значит: Оп.тбу.нов = Зпост/(Цнов – Зперем.ед)

Относительное изменение точки безубыточности будет:

Оп.тбу.отн = (Оп.тбу.нов–Оп.тбу) / Оп.тбу

Или: Оп.тбу.отн = (Оп.тбу.нов / Оп.тбу) – 1

Или, с учетом выражения для Оп.тбу.нов и Оп.тбу:

Оп.тбу.отн = [Зпост/(Цнов – Зперем.ед)]/[Зпост/(Ц – Зперем.ед)] – 1

Или: Оп.тбу.отн = (Ц – Зперем.ед)/(Цнов – Зперем.ед) – 1

Или: Оп.тбу.отн = (Ц – Зперем.ед)/[(Ц – Зперем.ед) + Цд] – 1

Или: Оп.тбу.отн = [(Ц–Зперем.ед)/(Ц–Зперем.ед)]/[1 + Цд/(Ц–Зперем.ед)] – 1

или (с учетом, что 1/(1+х) = 1 - х): Оп.тбу.отн = 1 – Цд/(Ц – Зперем.ед) – 1

Или: Оп.тбу.отн = – Ц*(Цд/Ц)/(Ц – Зперем.ед)

Из определения: Ц = Сп/Оп = 7000/3500 = 2 (тыс.руб/т).

Посчитаем, при данных (4): Оп.тбу.отн = – 2*0,05/(2 – 4800/3500) = – 0,159 = – 15,9%

Вышеприведенные преобразования дали общую формулу, связывающую изменение объема продаж в точке безубыточности, Оп.тбу.отн, с изменением цены реализации, Цд или Цд/Ц:

Как видно, математическое описание связей между величинами правой и левой части уравнений (1) и (2) и его применение доступно школьникам средних классов. И непонятно, почему оно недоступно экономистам.

4. Чем плох стиль оригинального текста «расчетов ...»?

Он плох перегруженностью текста ненужными терминами (далее, «терминами»). Величины-прототипы «терминов», конечно, встречаются на промежуточных шагах расчетов. Но, «лично знакомиться с ними» нет необходимости. Потому что они отсутствуют в формулировках вопросов и в формулировках ответов. А что будет, если их, все же, навязывать? – Рассмотрим следующую ситуацию:

Проводится совещание старших руководителей предприятия. Рассматривается задача финансового оздоровления предприятия (далее, «задача»). Допустим, доклад густо пересыпан «терминами». Какова будет реакция «зала»? – А такова:

- Главный инженер – считает, что такая «задача» – «не его ума дело».

- Начальник 1-го завода – молчанием скрывает свое незнакомство с «маржинальной прибылью».

- Начальник 2-го завода – участие в «сумме покрытия» отрицает: «Да, моему заводу – 58 лет! ...».

4.2. Проанализируем ситуацию.

Помогают ли «термины» решению «задачи»?

– Вряд ли. Поиск идеи решения задачи – это ассоциативный процесс. В нем сочетаются (как в калейдоскопе) термины-понятия. Если они имеют общеизвестные, очевидные прототипы в реальном производстве-сбыте, тогда, процесс поиска будет доступен всем участникам совещания. А за участниками стоят ресурсы их подразделений. Так что, силы, для решения «задачи», могут многократно увеличиться. Важно, также, чувство сопричастности (соавторства) к выполняемому решению. «Термины», же, напротив, исключают, как возможность мобилизации-концентрации сил при поиске решения «задачи», так и чувство сопричастности к реализуемому решению.

– Далее. Решение утверждает директор. В форме приказа. Приказ должен быть понятен всем, кто его будет выполнять. Значит, в конечном выражении решения «задачи», «термины», тоже – недопустимы.

5. Выводы. Какими приемами усложняется изложение экономики

Основные способы, которыми усложняется изложение экономики, можно заметить, сравнивая стили изложения в разделах 2 и 3. Перечислим эти способы.

  • Зайцы-разбегайцы. В процессе поиска связи искомого с исходными данными, вводятся промежуточные «термины». Они не входят, ни в формулировку вопроса, ни в формулировку ответа. Поэтому, их можно назвать: термины типа зайцы-разбегайцы. Такой способ известен по детскому розыгрышу: когда сообщается куча сведений о паровозе, а затем задается вопрос «сколько лет машинисту?». Прием очень эффективен для «распыления» внимания читателя.
  • Клоны. На каждом шаге поиска связи искомого с исходными данными, одни и те же величины одновременно называют несколькими наименованиями-синонимами – «клонами». Этим распыляется и утомляется внимание читателя. Которому, сначала, важнее понять схему поиска. А уж затем, ее «обогащение» массой терминов-синонимов.
  • Попробуй, догадайся. Перегруз текста «терминами» бывает непосильным даже для самих авторов публикаций по экономике. Что приводит к использованию терминов, смысл которых не указан. Или приводит к путанице «терминов». Например, в п.2.4, понятие «пороговая выручка» перепутано с понятием «пороговый объем производства (продаж)». Бывает и хуже – смысл «терминов» изменяется в процессе изложения. О чем читателю, не сообщается.
  • Игнорирование математики. Даже школьной. Делается это, якобы, для увеличения доступности изложения. А фактически, уравнения и алгебраические преобразования, доступные школьникам средних классов, подразумеваются недоступными тем, кто имеет вузовское образование. И, якобы, для увеличения доступности, алгебраические формулы излагаются словами. Ясно, что такое «изложение» исключает преобразование формул. То есть исключается получение результата средствами математики (школьной!).

Кстати, игнорирование математики имеет особенно негативные последствия для финансового анализа. Казалось бы чего проще:

6. Заключение

Одновременное применение приемов А-Б-В-Г позволяет «надежно» распылить и утомить внимание читателя. На первых двух-трех шагах рассуждений, внимания еще хватает. Дальше – «нить» рассуждения теряется гарантировано. В этом и состоит главная причина того, что читателям «Экономикса» «не удается дочитать его даже до середины».

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер по персоналу, Ростов-на-Дону

Браво!!! Браво, Владимир Иванович!!!
Особое восторг вызвал термин - ''зайцы-разбегайцы''!
Я не экономист, экономическое содержание статьи мне, возможно, и не нужно, но выводы радуют ЗДРАВОМЫСЛИЕМ.
Проработал 10 лет на скорой помощи, и первое время был плохим лекарем - не мог с людьми без латыни и ''умных слов'' разговаривать. Года 2 учился на русский язык свои мысли переводить, да, желательно, кратко - и научился! Проблема не в умных словах, а в том, что их не понимали. Если в экономике можно и не понять что-то, а можно и пару лишних терминов ввернуть для солидности, то в медицине некогда про консистенцию стула спрашивать, если человека машина сбила.
Не владеть принятым в профессии понятийным аппаратом - плохо, но гораздо хуже - владеть только им.
Ваша статья - замечательный пример НОРМАЛЬНОГО изложения материала. Спасибо.

Консультант, Москва
Помилуйте, Владимир Иванович - если излагать простые для понимания вещи в удобной форме да понятным языком, то тогда они станут понятны всем. А с чего же тогда нам, бизнес-консультантам, на хлеб зарабатывать? ;) Шучу, конечно. Очень интересная статья, спасибо! И присоединюсь к Владимиру Бердникову:
Владимир Бердников пишет: Ваша статья - замечательный пример НОРМАЛЬНОГО изложения материала. Спасибо.
Видимо, сказывается старая советская инженерная школа.
Нач. отдела, зам. руководителя, Беларусь

Прочитал книгу за летний месяц в девятом классе, особо сложностей с освоением материала не заметил. Удивлён, что книга вызывает сложности у старшего поколения, но видимо, срабатывает старая восточная мудрость «когда стакан еще пуст, наполнить его гораздо легче». Книга понравилась, и даже стала фундаментальной, благодаря ей занял первое место в областной олимпиаде по экономике. :)

Директор по продажам, Москва
, :D мне было абсолютно понятно о чем в тексте из Экономикс и совершенно непонятен язык уравнений))) он не совсем универсален, а категоричность автора с математическим складом ума заставляет его почувствовать себя немного выше остальных)))) Экономикс читала, ничего так
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Моё название статьи: НУЖЕН ЛИ ПРАКТИКАМ ТАКОЙ «ЭКОНОМИКС»? В ней идёт речь о СТИЛЕ изложения экономических текстов. Я, отнюдь, не ополчился именно против ЭКОНОМИКС-а – основной общеобразовательной книги экономистов. Просто эта книга – наглядный пример для шутки, типа «редкая птица долетит до середины Днепра». Эта статья – импульсивный скептический отклик на профессорскую статью для практиков. Написана она давно. А предложена к публикации после прочтения, на одном из форумов Е-хе, чьего-то эмоционального отклика, что-де профессоров экономики следует сажать как уголовных преступников, за то, как они преподают экономику. Я не думаю, что виновных в «злодейском преподавании» надо уничтожать. Лучше спокойно показать, какими способами-приёмами они оболванивают своих слушателей-читателей. «Жрецы египетские», понимаешь … . :)
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Антон Марченко,

Я Вам, по большому секрету, скажу, что, с возрастом, способность к усвоению нового НЕ уменьшается. Просто, человек становится прагматичнее. И больше склонен к усвоению того, что необходимо для немедленного применения.
А что можно применить из текста, который переполнен терминами типа «клонов» и «зайцев-разбегайцев»? Что можно применить из текста, в котором отношения между величинами описываются словами; НО тщательно игнорируется то, что эти отношения описываются простой математической моделью, типа алгебраического уравнения первой степени?

Нетрудно заметить, что ЭКОНОМИКС может быть переписан с помощью небольшого числа ПРОСТЫХ математических моделей. В них, множество стай терминов получат точное определение, единым способом. С помощью этих моделей, средствами математики, легко выявлять разные «тонкости». В результате, ЭКОНОМИКС «похудеет» раза в три.
Для примера, посмотрите главу из ЭКОНОМИКС-а, где описываются издержки производства. Что мешает ввести функцию; разложить её в ряд; сделать простейшее преобразование. Тогда стая терминов, для разных издержек, получает очевидное определение. А, например, пояснение такой «тонкости», что «кривая предельных издержек пересекает кривые АВС и АТС как раз в точках их минимумов», не потребует нагромождения слов. Потому как, в матанализе студента обучают определять минимумы посредством обнуления соответствующих производных.

Так что, надо ли толковать, что у старшего поколения есть сложности со стаканом.

Бренд-менеджер, Москва

Владимир ''Бритва'' Зонзов,
большое Вам человеческое спасибо от нас, блондинок. И за ''перевод'' книги, и за ответ умницам-дискутантам. Каждый раз, читая Вас, наслаждаюсь остротой ума, точностью формулировок, юмором постов. У Вас хочется учиться.

Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово
Хотел бы внести свою ''лепту'', но, вероятно, это будет ''камень в огород'' автора статьи. Во-первых, существуют, как минимум, два разных американских учебника с названием ''Экономикс'', выпущенных в начале 90-х годов на постсоветском пространстве: один написали С.Фишер и Р.Дорнбуш, другой(двухтомник) - К.Макконнелл и С.Брю. Поэтому, ради приличия, следовало бы уточнить о каком учебнике ''Экономикс'' идет речь. Во-вторых, автор в качестве примера несостоятельности ''Экономикс'' приводит анализ какой-то непонятной интернет-публикации. Это не совсем корректно, мягко говоря. Причем же здесь знаменитые американские учебники?! Если уж критикуете конкретный источник информации (в данном случае ''Экономикс''), то и ссылайтесь на информацию из данного источника (цитату, абзац, страницу, главу и т.д.). В-третьих, ''Экономикс'' - это учебники по макроэкономике. После шедевра К.Маркса «Капитал» это лучшие книги по данному направлению (впрочем, читаются и воспринимаются они существенно легче). Описанный автором пример с маржинальным анализом в рамках отдельной фирмы, завершенный сеансом ''разоблачения'', относится к микроэкономике . ''Макроэкономика'' и ''Микроэкономика'' - это ''две большие разницы'', т.е. две отдельные дисциплины. Макроэкономика изучает национальную экономику ( на уровне государства в целом, отдельных рынков, секторов, отраслей и т.д.) и мировую экономику. Предметом микроэкономики является деятельность отдельного экономического субъекта (фирмы, домашнего хозяйства и т.д.). В-четвертых, в учебниках «Экономикс» достаточно успешно используется математический «арсенал» (формулы, графики, уравнения, таблицы с числовыми данными и т.д.). Кроме того, в каждом учебнике имеется справочник используемых терминов. В-пятых, по поводу маржинального анализа... Зачем нужно рассчитывать маржинальную прибыль? Безусловно, если у Вас четко определены постоянные и переменные затраты, то может быть и не нужно этого делать. Но так бывает редко. Например, постоянные затраты славятся не только тем, что их трудно снизить, но и тем, что их крайне сложно определить. И как тогда обосновать принятие того или иного бизнес-решения? Здесь и приходит на помощь маржинальная прибыль. Например, человек решил открыть автомойку. Среднерыночная цена услуги по помывке одного автомобиля составляет 200 рублей. Расчетным путем определяем переменные затраты (стоимость воды и моющих средств, сдельная зарплата персонала), которые составляют 200 рублей на 1 ед. Постоянные затраты (земельный налог, налог на имущество, регулярное техобслуживание, охрана, «дань» бандитам, откаты властным структурам и другое) досконально неизвестны. Стоит ли человеку заниматься данным бизнесом? Ответ очевиден. Если маржинальная прибыль равна 0 или уходит в минус, а идеи по поводу существенного снижения переменных затрат напрочь отсутствуют, то заниматься данным бизнесом не стоит. Таким образом, статья буквально «притянута за уши» к учебникам «Экономикс». Такое впечатление, что автор статьи не видел и не читал данные учебники. С таким же успехом можно было «притянуть» эту статью к книге «Капитал» или Библии. ;)
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Константин,
если Вам нетрудно, прочтите, пожалуйста, моё сообщение от 11.08.2011 04:20:15.

[COLOR=gray=gray]Кстати, ''ЭКОНОМИКСОВ'' больше двух. Например, Вы могли бы упомянуть ещё ''учебник XXI-го века''.[/COLOR]

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Анна Пирогова пишет: Владимир ''Бритва'' Зонзов, большое Вам человеческое спасибо от нас, блондинок.
Анна, я возражаю, чтобы за мою фамилию, в телеграммах, брали плату, как за два слова. :)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.