Как вегетарианцы влияют на маркетинг

В России всего 2% вегетарианцев. Наибольшее их количество в Санкт-Петербурге и Калининграде, свидетельствует исследование независимого агентства Zoom Market. Какое значение имеет субкультура вегетарианцев, в том числе веганов, для потребительского рынка? Как веганство воздействует на маркетинг? Есть ли основания считать, что субкультура транслирует тренды «наружу» и что число веганов в РФ будет расти? На вопросы редакции Executive.ru отвечают эксперты.

Елена КнязеваИз десяти производителей минимум двое представляют продукцию для вегетарианцев

Елена Князева, управляющий партнер компании-дистрибьютора продуктов питания, эксперт Executive.ru

The Economist сообщил, что 2019 год назван «Годом веганства». Итальянская организация Osservatorio Veganok опубликовала данные о том, что 30 млн европейцев (6% населения) – вегетарианцы, в Америке их более 7%. Рынок продуктов для веганов вырос за 5 лет на 175%. Россия от этого тренда отстает на несколько лет. Тем не менее, эта цифра уже составляет порядка 2%, а компания Nielsen Media Research прогнозирует рост количества вегетарианцев в нашей стране минимум в два раза к 2023 году.

Расширение влияния этого движения в России становится очевидным. В Европе уже вводится обязательная аттестация продуктов с разбивкой на веганские, вегетарианские и невегетарианские, мы в России еще находимся на стадии знакомства со здоровыми продуктами, поэтому пока сложно разобраться в составе продукта. К примеру, зачастую на сырной продукции можно заметить знак: без глютена, а на хлебобулочных изделиях: без лактозы. Это, конечно, оксюморон, но у нас пока еще «работает».

Присутствие продуктов для веганов и вегетарианцев выросло с маленькой полочки в отделе для диабетиков в целый сектор в зале, в отдельного закупщика по этой категории в сети, и даже в мини-маркеты для веганов. Бум лета 2019 года стало мороженое без молока. В e-commerce буквально каждый день появляются новые проекты этого направления.

Из десяти производителей, которые хотят на полки супермаркетов, минимум две компании представляют продукцию для вегетарианцев. Многие отели стали предлагать вегетарианское меню на завтрак, в ресторанах появились популярные блюда вегетарианской кухни, в кофейнях – «немолоко» для капучино, и целые тематические праздники в кейтеринговых компаниях.

Азгануш МисакянКоличество веганов в России определенно будет расти

Азгануш Мисакян, сооснователь, Improve, эксперт Executive.ru

Количество веганов в России определенно будет расти. На Западе с улучшением условий для потребления вегетарианских продуктов число веганов значительно увеличилось, даже мясоеды начали устраивать себе «зеленые дни», стали включать в рацион продукты без использования ингредиентов животного происхождения.

В России компании еще стараются приклеить на продукт этикетку Vegan friendly, так как тренд только начал формироваться. На сформированном рынке США уже избегают ярлыка Vegan и используют наклейки Plant-based (на растительной основе), чтобы не ограничивать аудиторию покупателей только веганами.

Маркетологам сложно игнорировать растущий тренд – запрос на вегетарианство: все больше людей с каждым годом выбирают такой тип питания. Компании выводят на рынки продукты, не содержащие животных ингредиентов, будь-то косметика или производство котлет. В связи с растущим спросом со стороны веганов число соответствующих ниш и продуктов растет: появились косметика и алкоголь (например, вегетарианское пиво), вегетарианская еда для животных, эко-туры и даже хостелы и отели для вегетарианцев. 

Алексей МорозовВегетарианское меню привлекает мясоедов

Алексей Морозов, генеральный директор, «Три Т», эксперт Executive.ru

 

Использование субкультуры в интересах маркетинга я считаю оправданным на следующем примере. В популярных фаст-фуд ресторанах в свое время появились блюда здорового питания. Как выяснилось, они были убыточными, но их никто не убирал из меню, потому что людей привлекала возможность поесть именно здоровую еду. Но уже на месте человек часто решал, что сегодня он поест другие блюда, а здоровую еду закажет завтра и будет дальше питаться только ей. Часто на следующий день ситуация повторялась. Но если бы в меню не было возможности выбрать здоровую еду, человек сюда не пришел бы. Так же может работать ситуация с веганами. Человек получает право выбора и оправдание для себя и других, что он зашел поесть именно вегетарианские блюда. А бизнес привлекает клиентов и зарабатывает.

Максим ВальпаКоличество вегетарианцев будет расти вместе с уровнем жизни

Максим Вальпа, директор, агентство BrainHub, эксперт Executive.ru

Количество вегетарианцев будет расти вместе с уровнем жизни. У нас в стране к этой субкультуре, для простоты понимания, видимо, принято относить еще и тех, кто отказывается от мяса и алкоголя в силу совершенно не философских причин.

Посмотрите на отчеты Всемирной организации здравоохранения, где публикуют исследования, в которых доказано, что количество съеденного мяса напрямую влияет на риск заболеть раком кишечника и некоторых других органов. Естественно, определенная часть людей делает выводы из подобной информации, и отказывается от мяса в пользу более здоровой еды. А общество их автоматом причисляет к веганам, которыми они по своим убеждениям не являются.

Среди популярных людей тоже есть вегетарианцы, и их поклонники начинают копировать  жизненные принципы своих кумиров. Это еще один источник роста числа вегетарианцев.

Александр ЖириковВегетарианство – это целая индустрия

Александр Жириков, генеральный директор, «Мега», эксперт Executive.ru

 

Вегетарианство следует рассматривать и как стиль жизнь, и как направление бизнеса, и как философию. Это целая индустрия. В мире создаются фабрики, выпускается масса вегетарианских товаров, работают профильные СМИ, продаются книги, работают кафе и рестораны. Вегетарианство связано с многочисленными диетами, с занятиями йогой, фитнесом и вообще со здоровым образом жизни. Семинары по здоровому образу жизни собирают неплохую аудиторию. Рынок просто огромен. И в его росте сомнений нет.

Здесь следует учесть и такой существенный фактор, как здоровье. Врачи говорят, что здоровье на 60% зависит от качества питания и здорового образа жизни, а на 40% – от экологии, наследственности и состояния медицины. В России лишний вес имеет каждая вторая женщина и каждый третий мужчина. Причина – неправильное питание. Кроме того, многие россияне, да и граждане других стран, напуганы ростом числа онкологических заболеваний. Ученые  рекомендуют есть больше овощей, фруктов, орехов, уменьшить потребление мяса, сахара.

Марат БисенгалиевЖертвы моды, на которых грех не заработать

Марат Бисенгалиев, директор филиала, «Афая», эксперт Executive.ru

 

Вегетарианцы влияют так же, как и любая другая группа потребителей: под них подбирают новые группы продуктов, теоретически более полноценных в отношении питательности и, естественно, более дорогих. Те же орехи или свежие тропические фрукты – удовольствие дорогое. Можно только удивляться цене, к примеру, хумуса, который раньше продавался, по моим наблюдениям, с рентабельностью до 1000%. Сейчас она, вероятно, упала до 200-300%.

С моей точки зрения, веганство, если не сопровождается религиозными или еще какими-то основаниями – удел очень небольшой группы с редким обменом веществ. А остальные веганы – это жертвы моды, на которых грех не заработать.

Екатерина ВронскаяТенденция может остаться в рамках нишевого сегмента

Екатерина Вронская, пресс-секретарь, iMARS Communications, директор по связям с общественностью, «Спутник»

Вегетарианству и его разновидностям действительно уделяется много внимания. Такой образ жизни с каждым днем становится популярнее, и многие бренды делают эту тенденцию частью своей маркетинговой стратегии. За рубежом это довольно распространенная практика. В 1990-х годах начался активный рост компаний, производящих вегетарианские продукты питания, и, следовательно, маркетингу тоже нельзя было отставать.

Говоря о трансляции трендов, нельзя не упомянуть опыт Великобритании. Благотворительная организация Veganuary создала инициативу, которая призывает попробовать образ жизни без мяса. Компания предлагает присылать заинтересовавшемуся человеку письма с планом питания, веганскими рецептами и полезными советами. В любом случае, у каждого из нас есть выбор, поэтому, несмотря на повышенное внимание к вегетарианству, такая тенденция может совершенно не повлиять на маркетинг в целом и остаться в рамках нишевого сегмента.

Константин КрохмальВысокие цены на «зеленые» товары искусственно формируют образ элиты

Константин Крохмаль, руководитель, «Хит Центр»

 

Веганство – это тренд, и он вполне успешен. Субкультура веганства вышла за рамки одиночных почитателей и ворвалась зеленым цунами на российский потребительский рынок. И это не гротеск, а правда жизни. Кто бы мог подумать, что на потребительском рынке появятся магазины без мяса, веган-шопы, рестораны и кафе, где на посетителя, который спрашивает, есть ли что мясное, смотрят как на прокаженного. В продуктовых магазинах появились вегетарианские бургеры, котлеты, вегетарианские сосиски и так далее, до бесконечности.

Маркетинговые механизмы искусственно сформировали прослойку потребителей – приверженцев здорового образа жизни. Стало модно быть вегетарианцем, особенно круто – веганом! Почему? Да потому, что это дорого! Завышая цены на «зеленые» товары, искусственно формируется образ элиты, которая выходит за рамки обычного среднего потребителя. 

Маркетологи не дремлют, и, ловя волну, придумывают новые ходы для зарабатывания денег. И некоторые фишки вполне успешно продаются. Вегетарианская философия не ограничивается только едой. Искусственно создается инфраструктура исключительно для веганов и, как не парадоксально, это находит отклик у покупателей.

Я прогнозирую, что к 2020 году число вегетарианцев увеличится в несколько раз. Эта модная тенденция показала свою востребованность, несмотря на явный и нескрываемый рекламный ход, который рассчитан маркетологами на несколько лет вперед. Я смотрю на все это как на позитивную тенденцию, но переплачивать за это не готов!

Алексей ФилипповВеганская косметика становится актуальным трендом

Алексей Филиппов, генеральный директор, GPC Pharmaceuticals

Субкультура вегетарианцев и веганов из года в год наращивает свое влияние, веганская косметика становится актуальным трендом. Активные действующие вещества – это те компоненты косметического средства, которые оказывают наибольший эффект. В веганской косметике ингредиенты не тестируются на животных, отсутствуют продукты животного происхождения. Например, не применяется ланолин, пчелиный воск, мед, экстракты икры, сперма серого морского ежа, секрет улитки, яд королевской кобры, экстракт медузы, крокодиловый жир, протеины паутины и экстракты ласточкиных гнезд. При изготовлении веганской декоративной косметики не используется ряд цветовых пигментов. Например, цветовой пигмент кармин изготавливается из измельченных личинок жуков, и его применение противоречит веганской концепции.

Как правило, российские производители товаров для красоты и здоровья ориентируются на Европу, а в Европе основной тренд – это натуральность и экологичность. Косметическая промышленность хочет следовать этому тренду. Тем более, бывает, что активное вещество, выделенное из самого обыкновенного и всем знакомого растения, превосходит многие экзотичные компоненты по эффективности. Так, кверцетин – один из самых эффективных омолаживающих антиоксидантов – выделяется из лиственницы.

Фото в анонсе: pixabay.com


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru публикуются в начале текста, со ссылкой на профайл участника Сообщества.

Как вы относитесь к вегетарианству?
Loading...
Комментарии
Директор по развитию, Екатеринбург

Вегетарианство - это не тренд, как его понимают маркетологи. Это новый образ жизни! И он появился не случайно, и тут маркетологи по сути не причём. Кроме того, что кто-то из них понял, что на этом можно заработать.

Давно уже порядка 2-х миллиардов человек не употребляют мясо. Практически вся Индия и многие азиатские страны.

Если взять долгожителей Кавказа, то они употребляют мясо не каждый день. И чем старше становится человек, тем потребность в мясе у него уменьшается.

Если молодому человеку до 30 лет рекомендуется – 250 г. Мяса, то после 50 лет – 50 г.

И дело не в мясе, можно его есть или нет? Это вопрос глупый сам по себе. Потому что не ответили на Главный вопрос: «Зачем человек ест?»

 А ответим получим ответ:

  1. Получить энергию для своего биологического тела.
  2. Получить удовольствие от потребления пищи.

 По данным человек получает энергии от продуктов питания – 40-60% от необходимого. Откуда он берёт недостающее? От Солнца и космической энергии.

Откуда взялась космическая энергия?

Энергия – это и есть Всё! Она везде. Всё живое и не живое, видимое и не видимое состоит из энергии.

Если молекулу аминокислоты разобрать на атомы, то атом состоит из чистой энергии. Это конечная точка и начало начал.

Поэтому недостающую часть энергии человек получает через кожу и воздух.

Каждый из нас не раз был на тёплом море, и, наверное, каждый почувствовал, что достаточно небольших перекусов, чтобы утолить голод.

Или взять маленького ребёнка 2-3 лет. Его не заставишь есть, а энергии у него столько, что за ним нужен глаз да глаз.

Что касается мяса, то давайте посмотрим процесс его получения.

  1. Солнце – чистая энергия.
  2. Растения и бактерии, которые преобразуют энергию Солнца в биологическую материю.
  3. Млекопитающие, которые питаются растениями, которые перерабатываю чистую энергию Солнца.
  4. Хищные животные, которые питаются млекопитающимися, которые питаются растениями, которые перерабатываю чистую энергию Солнца.

У всех хищников, и у собак и кошек очень коротких кишечник, так как им необходимо быстро избавится от съеденной пищи, чтобы она не отравила собственный организм.

Понимаете, что чем длинней цепочка, тем менее полезна еда.

В древнем Китае была такая казнь. Заключённому в течение 10 дней кормили только мясом. Через 10 дней, приговорённый умирал в муках.

Колин Кэмпбелл, доктор наук, широко известен, как блестящий ученый и увлеченный исследователь, на основе масштабного исследования связи питания и здоровья, продолжавшейся 27 лет в различных регионах Китая. Написал книгу под названием «Китайское исследование», где было получено более 8000 статистически значимых доказательств взаимосвязи между различными особенностями питания и болезнями!

 Я никого не призываю от казаться от мяса, или ещё каких-либо продуктов, но задуматься о своём рационе стоит. Хотя это ваша жизнь и вам решать!

Так что маркетологи только «оседлали волну», которая будет нарастать.

 В России около 25% детей уже страдают ожирением или имеют лишний вес!

Директор по развитию, Екатеринбург

Интересно то, что 30 лет назад, про вегетарианство никто не слышал. Не до него было, надо было хоть что-то купить на стол.

А сейчас, чем больше еды, тем веганов.

Это как было при Советской власти. «Затарился» апельсинами, все поели, а потом они лежат в холодильники, и никому уже их не хочется.

Да и не стоит забывать про качество продуктов, генную модификацию, химические удобрения. Например, китайцы у нас берут землю в аренду, потом использую химикаты, которые у нас запрещены, выращивают китайскую капусту. А потом на этой земле больше ничего не растёт.

В США в супермаркетах есть разделение продуктов, на прост продукты и на ЭКО продукты, которые стоят как минимум в 2 раза дороже.

Так что сам выбирай, чем питаться.

Руководитель группы, Германия
Валерий Меркулов пишет:

Интересно то, что 30 лет назад, про вегетарианство никто не слышал. Не до него было, надо было хоть что-то купить на стол.

А сейчас, чем больше еды, тем веганов.

За рубежом прямо мода пошла. Но вегетарианцы и веганы - не одно и то же.

Директор по развитию, Екатеринбург
Андреас Штоль пишет:

За рубежом прямо мода пошла. Но вегетарианцы и веганы - не одно и то же.

Я понимаю, но те и другие не едят мясо. А для мясоеда, коих у нас в стране большенство, разницы между ними никакой.

Руководитель проекта, Санкт-Петербург

Месяц назад ООН выпустила доклад, где:

Эксперты ООН советуют есть меньше мяса ради борьбы с изменением климата
www.bbc.com/russian/features-4927820

Вегетарианство (веганство, сыроедение,..) — это давно не субкультура и уж тем более не мода. Это уже превратилось в необходимость, причём для всего человечества.

Консультант, Москва
Андреас Штоль пишет:
За рубежом прямо мода пошла. Но вегетарианцы и веганы - не одно и то же

Веганы  в отличие от вегетарианцев вообще не употребляют никаких продуктов животного происхождения - молоко, яйца домашних птиц,   употребляют только  жиры  и белки  растительные. В частности веганцы в своем меню любят "растительное мясо" грибов, в которых белка содержиться больше чем во всех других растениях, в частности в бобовых. И  такой  удар  по диете веганцев  нанесли ученые, которые признали грибы не чисто растениями с смесью растения и животного, и  что "растительное мясо" грибов оказалось на самом деле животным. Интересно едят чистые веганцы до сих пор грибы или нет?   

Партнер, Москва

Елена Князева, управляющий партнер компании-дистрибьютора продуктов питания, эксперт Executive.ru  в статье:  К примеру, зачастую на сырной продукции можно заметить знак: без глютена, а на хлебобулочных изделиях: без лактозы. Это, конечно, оксюморон, но у нас пока еще «работает».

Совершенно не оксюморон. Просто делают для людей, и грамотные - понимают что продают.

А в других случаях люди с непереносимостью лактозы и глютена и страдают в нашей стране, что поставщики не понимают какой вред могут нанести, и не делают соответствующую маркировку.

В лучшем случае, обычные сыры хорошего качества можно назвать низколактозными. Бывает, конечно, и хуже ... (((

А Глютен попадает в сыры различными способами - это и Сухая пшеничная клейковина в сочетании с соевым белком, это и краситель аннато, который придаёт сырам аппетитный желтый цвет ... (((

В настоящее время даже нельзя полностью доверять значкам на упаковке и надо внимательно изучать состав. - Могут, например, поставить знак и написать - Без глютена, а в составе указывается манная крупа )))

Генеральный директор, Хабаровск

Хотелось бы отметить, что вегетарианство и веганство – не одно и то же.

Вегетарианццы делятся на следующие группы:

- лакто-ово-вегетарианцы - они не едят только мясо, но употребляют яйца, молоко и мёд,

- лактовегетарианцы – они не едят мясо и яйца

- ововегетарианцы -  едят яйца, но не пьют молоко.

Веганы – руководствуются этическими нормами.  Они не едят никакой пищи животного происхождения, в том числе мёд. Среди них есть те, кто отказывается от использования товаров, в составе которых есть хоть что-то, связанное с животными: мясо, шкура, меха, перья, пух, кости, рога, бивни и пр.  Они отказываются даже от элитных автомобилей, если салон отделан натуральной кожей, от кожаной мебели, не носят кожаную обувь, не покупают сумки и кошельки, отказываются от губной помады, если в ней есть кровь измельченных насекомых (кармина) и других животных ингредиентов, например, пчелиного воска, шеллака или ланолина в составе.

Директор по производству, Украина

Вегетарианство доводит своих адептов до когнитивного диссонанса. Что влияет на их психику; с понятными последствиями для их маркетинговых мероприятий.

Особо мракобесными являются бредни о питании космической энергией.

:)

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Александр Жириков пишет:
Веганы – руководствуются этическими нормами.

Только лишь от части)) ну, какая тут этика?!  Бычка и рыбку сохранил, а морковку с капустой нет. И, то и то есть целые и сложные живые системы. Здесь, почему-то никто не рассматривает все первопричины этого явления. Помимо того, что есть физиологические противопоказания, и нельзя человеку мёд или молочку, в основной своей массе, все эти новоявленные проповедники и последователи, делают это осознанно. Значит , вопрос больше в плоскости психологии. Под это уже потом подводят и борьбу за жизнь животных, и здоровый образ жизни, и целый пласт духовных практик. И, что получается? Некая секта. Да, секта, со своими законами,  правами и, целой стратегией завоевания себе места под солнцем.Ну, это образно  конечно же. Почему секта? Потому-что, вопрос выбора в сторону вегетарианства или веганства, не суть важно, лежит в основе психологии, т.е. сознательного отказа от чего-то вполне естественного и нормального под благородным предлогом. Туда приходят по двум известным путям: эгоистичный, забота о себе, о своем здоровье через отказ от якобы вредных продуктов (и от животных, и от растительных). Здесь, помимо эгоизма, или как основа, некая самоидентичность и само исключительность. Мол, я вот такой, в тренде. Забочюсь о себе, а вы все жрёте гнильё и стресс! Здесь же, якобы и забота о окружающем мире, о животных, рыбках, птичках. Т.е., этичный. Это второй. Через сострадание к тем, кого убивают или эксплуатируют. Мы не берём третий и объективный путь  как я сказал выше -- мед. и физолог.показания/противопоказания. Там отдельная история. В основе этих двух основных мотиваций лежит эгоизм. С другой стороны, это делается под благовидным предлогом , как сохранение животных, не осквернение себя лишним стрессом, грязью и т.д. ,а основа это теже духовные древнеиндийские практики из йоги.

Жестокость к животным часто приводится в качестве причины в пользу вегетарианства. Те, кто употребляет молоко или яйца способствуют жестокости, если они используют яйца бройлерныx кур или молоко от коров или коз, которые были преждевременно отделенны от их потомства. Вегетарианцы, задумывались об этом?))) Или, вы задумывались о этической стороне, когда у вас в неволе дома теже рыбки, в аквариуме или вы неволите собаку, выгуливая её на поводке. Топчите травку, причиняя ей боль? И, прочие предпосылки к серьёзным психическим расстройствам. Или вы думаете, что всё так чинно и благородно?)))

Так же, глупо думать, что, если не использовать мясо в пищу, то станешь менее агрессивным и более нравственным. Второй миф и мотиватор вегетарианцев)))). Агрессивность коренится куда более глубоко, чем на первый взгляд может показаться. Будучи агрессивным и приняв вегетарианство, скорее всего агрессия станет больше, чем ранее. Адольф Гитлер, был истинным вегетарианцем. Грубый, но пример...

О духовной основе, а именно она и есть главная и основной базис в вегетарианстве, говорить можно. Однако, собеседник или интересант, прежде всего должен сам этого захотеть. И, пока с этим не будет полной картины понимания, нет смысла разбирать и последствия. Здесь же, опять уместно вспомнить и о сектанстве. По сути  секта -- это выделение части от общего, разрушение многих, не всех, личных и здравых взаимосвязей и создание формулировок новых.

А, маркетинг? А, что маркетинг? Он, на службе. Он делает своё дело! Дело не в маркетинге, а в том, что у конкретного человека в голове!!!

На земле есть различная пища: растительная, животная. Она важна для человека. Вопрос не в том, что мы едим, а в том, что мы об этом начинаем думать и, что к этому подводить. Ведь не то, что входит в уста человека оскверняет, а то что выходит из его уст,  т.е. из сердца.

Мясо очень важно в рационе. Особенно на северах. Однако, есть постоянно мясо, как и постоянно только траву, овощи и фрукты, это перегиб. Важно разумное и обоснованное отношение. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
280 тысяч человек зарегистрировались как самозанятые в 2019 году

Подключиться к новому налоговому режиму можно в мобильном приложении «Мой налог».

Эксперты: 4-дневная рабочая неделя приведет к снижению зарплат

Закон не препятствует пропорциональному снижению ФОТ при переходе на четырехдневную рабочую неделю.

75% россиян не верят в пенсии

Три четверти россиян не верят в пенсии, показал опрос Райффайзенбанка. А те кто верят, полагают, что она составит всего 10-20 тыс. руб.

Японцы доказали, что при четырехдневной рабочей неделе производительность растет. В Microsoft сообщили о росте на 40%

Японское подразделение Microsoft подвело положительные итоги месячного эксперимента по переходу на четырехдневную рабочую неделю.