Медиа в России: что и как читают жители страны

В медиапространстве России происходят интересные сдвиги. Что и как читают россияне? По каким каналам жители России предпочитают получать информацию? Чем различается медиапотребление представителей разных поколений? — эти и другие стороны медиарынка нашли отражение в исследовании агентства Mediator «Как читают медиа в России - 2017-2018».

Фото: pixabay

  1. Сколько медиа в России
  2. В каких регионах больше медиа
  3. Компьютер или телефон?
  4. Миллениалы рулят
  5. ​Их привычки
  6. Дочитываемость падает
  7. Откуда трафик
  8. ​Почему транформируется трафик?
  9. Сколько материалов в месяц
  10. Виральность падает
  11. Средний трафик по стране
  12. Главный в России
  13. ​Кто смотрит ТВ
  14. Что смотрят мужчины
  15. Рейтинг уровня доверия
Сколько медиа в России

На начало 2018 года в России зарегистрировано 77 519 СМИ, из них 33% — онлайн-издания (25 581). На самом деле их больше. Многие медиа решают официально не регистрироваться или зарегистрированы в других странах. Количество изданий, публикующих материалы других СМИ (так называемых «перегонщиков трафика»), примерно равно количеству незарегистрированных медиаизданий.

В каких регионах больше медиа

Распределение медиа по регионам неравномерно и напрямую связано с плотностью населения региона. Наибольшее количество медиа в Центральном федеральном округе — 8,9%, наименьшее — в Северо-Кавказском федеральном округе (0,6%). Региональные новостные издания составляют 30% (7 680) от общего количества медиа в России. Среднестатистическое региональное новостное издание имеет небольшой трафик — около 3 200 000 просмотров в месяц.

Компьютер или телефон?

В России преобладает смешанная модель медиапотребления: население чаще всего пользуется и мобильными, и десктоп-устройствами. Тем не менее, при чтении медиа пока лидирует десктоп — 54% трафика приходится именно на него. В то же время исследования в большинстве развитых стран показывают приоритет мобильных устройств, говорится в исследовании.

Миллениалы рулят

Почти 60% аудитории российских медиа — миллениалы, люди, которые родились в начале нового тысячелетия. Для миллениалов характерна мультиплатформенность, или смешанная модель медиапотребления. Они тратят на медиапотребление 18 часов в день. 5,5 часов в день проводят в социальных сетях. Среднее время концентрации на одном предмете — 20-30 секунд.

​Их привычки

Привычки и паттерны поведения этой группы сильно влияют на издания. В свою очередь соцсети с их короткими постами и разноформатным контентом повлияли на вовлеченность этой группы аудитории в другие медиа. Им стало сложно концентрироваться и воспринимать длинные монотонные тексты.

Дочитываемость падает

Только 45% пользователей дочитывают тексты до конца. Аудитории стало сложно воспринимать огромные неструктурированные тексты. В материалах начали менять верстку, добавлять интерактивные блоки: врезки-цитаты, иллюстрации, тесты. Некоторые издания пошли еще дальше и стали создавать мультимедийные форматы, когда история подается не только в форме текста, но и, например, с помощью видео-вставок.

Откуда трафик

Основной канал трафика — поисковый (переходы из поисковых систем: Mail.Ru, Яндекс, Google, Bing и др.). Он составляет 30%. За ним идет социальный (переходы из социальных сетей VK, Facebook, Twitter, Instagram) — 28%, реферальный трафик (переходы по ссылкам с других сайтов) — 19%, прямой трафик (переход напрямую на сайт через ввод URL сайта в адресную строку браузера или переход из панели закладок) — 18% и другие каналы (платный и неиндексируемый трафик) — 5%.

​Почему транформируется трафик?

Один и тот же источник может оказаться в нескольких каналах одновременно. Например, трафик из VK обычно попадает сразу в три места: социальный, реферальный и канал Other. То же происходит с трафиком из Facebook и Яндекс.Дзен. А в прямой трафик попадают переходы по ссылкам из Skype и мессенджеров. Utm-метки также влияют, в какой канал попадет источник. Доля прямого трафика снижается из-за растущего количества переходов из соцсетей и мессенджеров. Такая трансформация каналов трафика характерна не только для российских изданий. Так происходит во всем мире.

Сколько материалов в месяц

Среднее издание выпускает 1145 материалов в месяц. Из них 195 — длинные, а 950 — короткие. Текст в среднем состоит из 413 (245 по медиане) слов и 2 иллюстраций (фотографий или изображений). Среднее количество просмотров одного материала — 3370.

Виральность падает

Доля россиян, которые считают себя активными медиапользователями, составила 84%. 40% из них делится информацией и новостями как в Интернете, так и при личном общении. Доля тех, кто предпочитает общение в Интернете личному общению, — всего 9%. 43% россиян в возрасте от 60 до 64 лет предпочитают делиться новостями лично. Среди молодежи 16-19 лет несколько выше доля активных медиапользователей, которые предпочитают делиться новостями в Интернете. Но она составляет всего 13%.

Средний трафик по стране

52% российских медиа имеют трафик меньше миллиона просмотров в месяц. Среди причин низкого трафика - 75% онлайн-изданий составляют региональные новостные и тематические медиа. Аудитория этих изданий ограничена населением региона или интересом к теме, полагают эксперты.Трафик больше 20 миллионов просмотров имеет 17% изданий. В основном это федеральные новостные и развлекательные медиа. У 31% трафик варьируется от 2 до 20 миллионов.

Главный в России

72% населения России называют интернет главным источником новостей и информации в целом. Интернет является самым главным медиаканалом в рабочие и выходные дни: даже в ночные и утренние часы (с 00:00 до 06:00) частота его использования составляет не менее 13-15%. Для возрастной группы от 16 до 24 лет основным источником информации являются соцсети и блоги (70%), а также официальные сайты (52%). Для россиян старше 25 лет Интернет также является основным источником новостей, но они отдают предпочтение официальным новостным и аналитическим сайтам (66-83%).

​Кто смотрит ТВ

По мере увеличения возраста наблюдается рост значимости телевидения в качестве источника получения новостей: от 32% для возрастной группы 16-24 года, до 80% — для россиян старше 65 лет.

Что смотрят мужчины

Федеральные новостные издания чаще читают мужчины (60%). Эта тенденция характерна не только для России. Большинство иностранных изданий этой категории (например, The Atlantic, The Wall Street Journal, Guardian Australia и другие) также имеет перевес в сторону мужской аудитории. Также среднестатистический читатель федерального новостного издания моложе, чем в мире. 36 лет в России против 40+ в мире.

Рейтинг уровня доверия

За год показатель доверия к официальным сайтам в Интернете больше всего вырос среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга, а также среди молодых людей от 16 до 19 лет. Почти каждый второй житель этих городов доверяет официальным страницам в Интернете. Доверие к телевидению у россиян от 16 до 24 лет за год снизилось.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый второй россиянин уже использует ИИ в работе

81% видят в развитии ИИ-технологий новые карьерные возможности.

Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.