Имидж Компани среди кандидатов, как на него влияют отзывы работников

Недавно коллеги, с которыми мы вместе работали в одной из компаний, прислали ссылку на отзывы об этой компании, которые опубликованы на советующем сайте. Отзывы были совсем не положительными при этом убедительными и объемными, причем все, что написано было правдой. Компания брендовая на своем рынке. Вслед за отрицательными отзывами появляются положительные, где автором выступала «группа сотрудников», потом, правда, появились обширные положительные отзывы, написанные явно не рядовым менеджером, а скорее сотрудником рекламного отдела.
В связи, с чем появились вопросы, которые захотелось обсудить на форуме:
1. Кто чаще посещает подобные сайты, кандидаты, сотрудники кадровых агентств или сотрудники компаний, которые собирают сведения.
2. Насколько отрицательные отзывы в интернете влияют на имидж компании, ведут ли кандидаты проверку перед посещением компаний.
3. Как воспринимается, когда компания, вступает в полемику с отрицательными отзывами.

Расскажите коллегам:
Комментарии
HR-директор, Барнаул
Александр Гунькин, 1. какие имено сайты? н-р, на местном "работном" сайте в форуме есть тема с критикой работодателей. Читаю регулярно. В обсуждении участвуют, чаще всего, рядовые сотрудники - от грузчика до бухгалтера, максимум - торговые представители/менеджеры по продажам. Сотрудники кадровых служб смотрят на предмет имиджа своей компании. Бывали случаи, что модераторы снимали сообщения о тех или иных компаниях. Сотрудники КА смотреть могут, но им эта информация постольку-поскольку... Знаю КА, которое в течение нескольких лет ищет директора по логистике в одну и ту же компанию. Ну, знают они приколы руководства, а что делать-то?.. 2. Кандидаты пытаются собирать информацию, но адекватно это сделать тяжело. Не о всех компаниях есть отзывы. Положительных отзывов в принципе мало. По одной и той же компании отзывы могут быть противоречивыми. 3. По-разному. Это уж, какая сторона полемику будет вести успешно. Основной настрой - негативный - "работодатели сволочи".
Руководитель проекта, Москва
Александр Гунькин, добрый день 1. Посещают чаще всего кандидаты. Для них это значимо. Компании мониторят, но не все, и мало пока компаний, которые относятся к этому серьезно. Сотрудники КА обычно не смотрят, но так или иначе информация об имидже компании в качестве работодателя у них складывается всегода, просто в силу побочного сбора информации о компаниях от кандидатов. 2. Да, влияют. Кандидаты смотрят. Ощущаться компанией это начинает очень быстро в случае необходимости большого количества кандидатов на низовые позиции (массовый рекрутмент) 3. Я категорически против такого варианта. Во-первых, воспринимается, как недостоверная информация. Во-вторых, вступая в диалог (даже якобы от лица частных лиц, работающих в компании), компания оказывается на зыбком и неэффективном для нее поле некрасивого публичного конфликта. Думаю, что в таких случах необходимо создавать противовес негативным отзывам, но на других ресурсах. Например, на корпоративном сайте в виде рубрик "Работа у нас", "Истории успеха" и т.п. Хорошая штука - сообщество бывших сотрудников (т.н. "alumni") и соответствующий сайт, экаунт компании на работных сайтах с возможностью задать неформальные вопросы и т.п.. А вобще-то вопрос, конечно, имеет более глубокие корни и необходимо задуматься о общем климате в компании, настроениях сотрудников, их отношении к компании и т.п., так как все это так или иначе, рано или поздно просачивается во вне, и на просторы инета в первую очередь.
Коммерческий директор, Москва
Инесса Цыпкина пишет: Да, влияют. Кандидаты смотрят. Ощущаться компанией это начинает очень быстро в случае необходимости большого количества кандидатов на низовые позиции (массовый рекрутмент)
А как влияет, количественно или качественно. Предполагаю что качественно, посолкьку смотрят такие сайты скорее самые сообразительные. А каков механизм формирования мнения окомпании среди каниддатов, какие каналы информации, помимо подобных сайтов, работают в этом направлении. Конечно большое количество негатива, это организационная проблема, которая родилась не сегодня. В контексте данных вопросов, меня больше занитерсовал вопрос формирования положительного имиджа компании, методы и инструменты.
Руководитель проекта, Москва
Александр Гунькин пишет: А как влияет, количественно или качественно.
И так, и так. Если набирают много народа молодого, то многие уже обладают автоматической привычкой искать любую инфу в инете. Смотрят все больше и больше кандидатов на самые различные вакансии. Дело не только в сайтах типа антиджоб (думаю, что мы о них говорим), а в инфе, которая есть о компании в инете. На всех ресурсах. Каналы информации (уже упомянула в предыдущем посте :)): - интернет (я бы добавила еще публикуемые в послденее время рейтинги работодателей, хотя что в последнее время все больше информации, что эти рейтинги элементарно проплачиваются) - рекрутеры в КА, если компания сотрудничает с КА - работа с вузами, если актуально (заинтересованы в выпускниках) - ярмарки вакансий Это самые скорые варианты. Первые два - приоритетны Есть, конечно, варианты более долговременные и затратные (продуманные статьи в СМИ и др) И все-таки, и все-таки... :) Бренд работодателя формируется долго и упорным трудом. И важен ничуть не меньше, чем бренд товара. Все то, о чем мы говорим сейчас, важно! Это - реклама, имидж, месидж и т.п. Но все это окажется филькиной грамотой, если сам товар - нехорош. :)
HR-директор, Москва

Где-то уже писала на эту тему, поэтому возможно повторюсь.
Отзывы о компании нужно собрать по нескольким направлениям:

- отзывы, полученные от работающих или когда-то работавших в компании людях. Они как никто другой могут рассказать вам об атмосфере в компании, об адекватности руководства, о коллективе, об условиях работы. И интернет здесь в помощь, в том числе сайты с отзывами. Но… надо учитывать при этом – а на какую именно позицию в этой компании претендуете лично Вы (линейный исполнитель, руководитель среднего уровня, топ-менеджер?), и кто оставлял отзывы на данном сайте (линейный исполнитель, руководитель среднего уровня, топ-менеджер?). Потому что линейному исполнителю работать в той среде, куда он попадет, и вряд ли он что-то сможет изменить. А вот если Вы топ-менеджер и приняли решение идти в компанию, о которой существуют не очень хорошие отзывы, то вполне возможно что изменить что-либо в лучшую сторону будет в Ваших силах, возможностях и желания. Не всегда, конечно, и не факт, но вероятность такая есть.

- официальные и неофициальные отзывы, а также возможно интервью первых лиц компании, которые можно найти в Интернете, в деловой прессе, в профессиональных сообществах, на форумах: стратегия компании, позиция руководства и стиль руководства, отношение к своему персоналу, отсутствие громких скандалов, имидж первых лиц компании в деловых кругах.

Главное при сборе и анализе такой информации – широта охвата и адекватность оценки. То есть вам нужно оценить всю имеющуюся информацию, все положительные и все отрицательные мнения. Отнеситесь к ним объективно и непредвзято. Например, я однажды столкнулась в Интернете с таким отзывом бывшего официанта о работе в одном известном московском ресторане (стилистика автора сохранена): ««Запаситесь огромным количеством нервов, ведь в ресторан ходят практически одни бескультурные люди, которые практически не оставляют чаевых, мы их называли дешевками. При этом они ведут себя как короли, которым все всё должны. Все руководство преклоняется перед любым гостем... Самая главная в этом преклонении - директор ресторана. Готова из-за гостя загрызть вас, уволить и т.д.». А вопрос к читающему этот отзыв у меня был бы такой – а лично Вы на какую позицию претендуете в этом ресторане и как относитесь с такому отзыву?

Руководитель проекта, Москва

1. Кто чаще посещает подобные сайты, кандидаты, сотрудники кадровых агентств или сотрудники компаний, которые собирают сведения.
Необходимо всем. Я соискателям рекомендую поискать/посмотреть информацию/отзывы о компании, прежде, чем они пойдут на собеседование. при заключении договора о сотрудничестве с компаний собираем максимально информацию. Т.к. в наших общих интересах закрытие позиций (если касается подбора персонала) по максимально возможным совпадениям ценностей, взаимных требований и т.д. других факторов.
2. Насколько отрицательные отзывы в интернете влияют на имидж компании, ведут ли кандидаты проверку перед посещением компаний.
Любые отзывы о компании достаточно субъективны. На сайтах "черных списках компаний и работодателей" можно прочитать массу информации недовольных сотрудников, но при этом внутри остается работать достаточно много тех, кого устраивают правила, отношения, условия и т.д. Обратите внимание на то, что все авторы инкогнито. Более реальное состояние в компании передается по "сарафанному радио" от кандидатов или сотрудников. Что касается положительного имиджа, как правило этим занимаются отделы PR и рекламы. Есть много способов от "тайного покупателя" до "профессионального соискателя" узнать информацию о компании, но ваше личное мнение будет только тогда, когда вы сами будете там работать. :)
3. Как воспринимается, когда компания, вступает в полемику с отрицательными отзывами.
Совершенно нормально. Хороший PR-отдел или PR-щик у компании. Обычно не полемика, а технологичное и коммуникационное воздействие на такие публикации.
Если в брендовой компании работают несколько тысяч людей, а пять-десять пишут отрицательные отзывы инкогнито на подобных сайтах, как вы думаете. кому будут верить больше???

Коммерческий директор, Москва
Елена Александрова пишет: Любые отзывы о компании достаточно субъективны. На сайтах "черных списках компаний и работодателей" можно прочитать массу информации недовольных сотрудников, но при этом внутри остается работать достаточно много тех, кого устраивают правила, отношения, условия и т.д. Обратите внимание на то, что все авторы инкогнито. Более реальное состояние в компании передается по "сарафанному радио" от кандидатов или сотрудников.
Спасибо за участие, только не понял разницу, если на сайте десяток похожих отзвов, это мало чем отличается от "сарафанного радио"
Елена Александрова пишет: Как воспринимается, когда компания, вступает в полемику с отрицательными отзывами. Совершенно нормально. Хороший PR-отдел или PR-щик у компании. Обычно не полемика, а технологичное и коммуникационное воздействие на такие публикации.
Если Вы считает, что такое поведение нормально, уточните, пожалуйста, какое воздействие компания может оказать на подобные публикации, чего она такими публикациями может добиться (цель и средства) Я не могу представить ситуацию, когда Coca-cola отвечает на подобные отзывы, поэтому если напишите более развернутый ответ, буду благодарен за идеи.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Александр Гунькин, У меня есть такой опыт... :D 1. Не знаю, кто и как (статистика), но я всегда интересуюсь отзывами о компании, которая интересуется мной... 2. Проверку веду. И очень тщательно. Все отзывы пытаюсь оценить объективно (использую при этом не просто сайты и интернет, а всех своих знакомых и приятелей "по профессии", т.е. коллег). 3. Однозначно ОТРИЦАТЕЛЬНО, как возможный кандидат.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Элина Полухина пишет: отзывы, полученные от работающих или когда-то работавших в компании людях. Они как никто другой могут рассказать вам об атмосфере в компании, об адекватности руководства, о коллективе, об условиях работы. И интернет здесь в помощь, в том числе сайты с отзывами...
Элина, не соглашусь с Вами. Практика близка к 100% (по своей объективности из многих источников), которая показывает, что с отзывами в интернет обращаются, как правило, и в основной массе, именно люди с негативной реакцией, но которая, в свою очередь, также не является объективной, а носит исключительно "частный характер". Другие же отзывы - являются "чисто популистскими", или рекламными, нацеленными лишь на опровержение отрицательных отзывов. Короче... Читать можно, но верить нельзя НИЧЕМУ! Есть смысл только искать бывших сотрудников, готовых рассказать ПРАВДУ (и только по-дружески)... Звонок друзьям - и поиск "правды-матки" - мой единственный совет. ;)
HR-директор, Москва
Сергей Лаптев пишет: Практика близка к 100% (по своей объективности из многих источников), которая показывает, что с отзывами в интернет обращаются, как правило, и в основной массе, именно люди с негативной реакцией, но которая, в свою очередь, также не является объективной, а носит исключительно "частный характер". Другие же отзывы - являются "чисто популистскими", или рекламными, нацеленными лишь на опровержение отрицательных отзывов. Короче... Читать можно, но верить нельзя НИЧЕМУ! Есть смысл только искать бывших сотрудников, готовых рассказать ПРАВДУ (и только по-дружески)... Звонок друзьям - и поиск "правды-матки" - мой единственный совет.
так я ж вроде про это и говорила, может другими словами только:D :
Элина Полухина пишет: Главное при сборе и анализе такой информации – широта охвата и адекватность оценки. То есть вам нужно оценить всю имеющуюся информацию, все положительные и все отрицательные мнения. Отнеситесь к ним объективно и непредвзято.
Руководитель проекта, Москва
Александр Гунькин, Если Вы считает, что такое поведение нормально, уточните, пожалуйста, какое воздействие компания может оказать на подобные публикации, чего она такими публикациями может добиться (цель и средства) Я не могу представить ситуацию, когда Coca-cola отвечает на подобные отзывы, поэтому если напишите более развернутый ответ, буду благодарен за идеи В зависимости от ситуации: блоггеры. которые по заказу пишут отклики, официальное опровержение к написанному, пресс-конференции проводят и т.д. Coca-cola просто очень профессионально отвечает, поэтому и не заметно
Коммерческий директор, Москва
Сергей Лаптев пишет: Практика близка к 100% (по своей объективности из многих источников), которая показывает, что с отзывами в интернет обращаются, как правило, в основной массе, именно люди с негативной реакцией, но которая, в свою очередь, также не является объективной, а носит исключительно "частный характер".
Да , отзывы в основном, носят негативную окраску, но по содержанию отзыва можно понять либо в компнии есть особенности, которые необходимо подрбно изучить прежде чем принимать решение , либо отзыв это характеристика автора.Одно дело когда пишут, что директор требует, чтобы весь персонал вставал при его появлении в помещении, другое, когда серкретарь жалуется что ее наказали, за то что она не вовремя передала информацию.
Руководитель проекта, Москва
Александр Гунькин пишет: Одно дело когда пишут
Недовольные были, есть и будут всегда! Здесь можно поразвивать мысль в разных направлениях, включая пресловутый российский менталитет. Знаю, например, отличную иностранную компанию, где персонал, включая все самые нижайшие позиции, обласкан, облюблен, хорошо озарплачен :), окружен заботой, вниманием, развитием, и т.п. В итоге компания получила ядро постоянно недовольных сотрудников во главе с профсоюзом, которые угрожали (и делали!) всякими ужастями, включая рассылку писем партнерам и т.п. Это я к тому, что не стоит верить всему, что написано "на заборе" :) И тем не менее, не обращать на это внимание нельзя, так как все это, тем не менее, влияет на общий имидж компании. В дискуссии я немного смешалась. Мы говорим с позиции кандидата или с позиции работодателя? :) С позиции своего многолетнего опыта работы в крупнейшей кадровой корпорации могу сказать, что такое понятие как "имидж компании" складывается и существует незвисимо от того что думает и озабочена компания этим вопросом или нет. В головах многих кандидатах есть мнение, что компания N - отличная компания для работы! Там - нормальные зарплаты, компания занимается обучением сотрудников, менеджмент демократичный и доброжелательный + есть возможность получить опыт в других профессиональных направлениях и в конечном счете сменить профессию (например - имея в виду реальную компанию). И я хочу там работать! И если такой имидж достаточно силен, то пара отрицательных отзывов на антиджобе "рояли не сыграет" :) Но если бренда пока нет, то все имеет значение, в том числе и негативные отзывы на сайтах.
Коммерческий директор, Москва
Инесса Цыпкина пишет: В дискуссии я немного смешалась. Мы говорим с позиции кандидата или с позиции работодателя?
Каждый из управленцев (исключая собственников) мигрирует из одного состояния в другое с разной периодичностью, поэтому нет разницы, с какой стороны аквариума мы наблюдаем за такой ситуацией. Думаю, опыт может быть полезен в любом случае.
Инесса Цыпкина пишет: Это я к тому, что не стоит верить всему, что написано "на заборе" И тем не менее, не обращать на это внимание нельзя, так как все это, тем не менее, влияет на общий имидж компании.
Эта фраза понравилась, своей без альтернативностью, ни убавить, не прибавить :D
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Элина Полухина, А, ну, тогда мы солидарны (возможно, я тоже что-то упустил). ОК. ;)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
Ну тут надо методологически граммотно такое исследование построить. Например, насколько вообще ...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.