12 причин, почему проваливаются стартапы

Иногда стартапы приводят своих создателей к оглушительному успеху, иногда – к фатальному провалу. Наверняка предсказать исход бизнеса невозможно, но некоторые факторы увеличивают вероятность неудачи. Основные причины прогорания стартапов на примере реальных компаний.

1. Выгорание/потеря интереса

Основатели стартапов часто могут только мечтать о сохранении баланса между работой и личной жизнью, поэтому эмоциональное выгорание – не редкость в данной сфере. Некоторые из неудавшихся стартаперов признаются, что им не хватило способности делегировать задачи. С этой проблемой особенно часто сталкиваются в Кремниевой долине, где считается, что без выгорания нет успеха. К тому же, по словам бывшего генерального директора Zenefits Паркера Конрада, люди обычно не готовы к тому, насколько тяжело развивать стартап.

Другая похожая проблема – потеря интереса. Например, компания по доставке печенья Doughbies, собравшая в 2013 году $670 тыс. на развитие, показывала довольно хорошие результаты. На момент закрытия валовая прибыль составляла 36%, а чистая прибыль – 12%. Однако команда потеряла интерес и хотела работать над чем-то новым, поэтому история Doughbies оборвалась.

2. Напрасный пивот

Пивот – это резкая смена деятельности стартапа, иногда это идет на пользу. Вероятно, вы никогда не слышали про Burbn, а вот рожденный из него Instagram знаком каждому. Но бывают и более печальные истории. Так, стартап Inboard Technology был одним из сильнейших игроков рынка электрических скейтбордов. А потом они решили заняться электросамокатами – это и стало началом конца. Компания получила заказ от одного крупного европейского дистрибутора, но на изготовление самокатов ушло так много времени, что деньги успели закончиться. Новых инвесторов не нашлось, и пришлось закрыться.

Иногда стартапы меняют масштабы деятельности. Например, компания Rubica (сфера кибербезопасности) отказалась от работы с малым бизнесом в пользу крупных корпораций. Инвесторам эта идея не понравилась, и они перестали поддерживать компанию.

3. Недопонимание между членами команды и инвесторами

Недопонимание может возникнуть как между членами команды, так и на уровне общения с инвесторами. И во втором случае падение часто бывает еще быстрее. К примеру, компания Hubba на протяжении долгого времени считалась одним из самых перспективных стартапов Торонто. Но в 2018 году всего за три месяца команда потеряла технического директора и директора по маркетингу. Однако компания закрылась не из-за этого, а во многом из-за долгого конфликта с советом директоров, который перестал верить в рентабельность бизнеса.

Похожая судьба постигла компанию Pellion Technologies, которая производила магний-ионные аккумуляторы. В какой-то момент их главный спонсор потерял веру в способность бизнеса получать достаточный доход, работая на нишевом рынке. Инвесторы не хотели терять деньги и прекратили отношения со стартапом, из-за чего тот пришлось закрыть.

4. Проблемы с продукцией

Иногда ответ на поверхности. К примеру, по признанию бывших сотрудников платформы по управлению финансами ScaleFactor, они слишком фокусировались на продвижении и продаже своей продукции. В итоге программное обеспечение, которое они предлагали, сильно уступало по качеству тому, что было заявлено.

Даже если продукция хорошего качества – это еще не гарантия успеха. Представители стартапа Shoes of Prey признались, что им не хватило проницательности, и они не поняли реальных запросов аудитории. Компания предлагала потребителям самим создавать свою обувь, но, как выяснилось, покупатели предпочитают, чтобы им предлагали готовые решения.

5. Неудачное время

Если выпустить продукцию слишком рано, она может оказаться еще «сырой», а если слишком поздно – окно возможностей закроется. К примеру, стартап Starsky Robotics, который разрабатывал решения для автономных грузоперевозок, столкнулся с тем, что рынок был переполнен нереализованными идеями, связанными с искусственным интеллектом. В тот момент аудитория оказалась не готова к решению Starsky Robotics, и компанию пришлось закрыть.

VR-компания Vreal планировала создать пространство в виртуальной реальности, где стримеры могли бы общаться со своей аудиторией. Однако необходимой аппаратуры не было – рынок развивался гораздо медленнее, чем надеялась команда Vreal, поэтому и самому стартапу не удалось сдержать свои обещания перед инвесторами в указанный срок.

6. Не та команда

Разноплановую команду специалистов с широким спектром навыков часто называют одним из главных факторов успеха. К примеру, совладелец компании Fieldbook Джейсон Кроуфорд признавался, что провал стартапа во многом связывает с неудачами в области рекрутинга. По его словам, все специалисты хотели работать с искусственным интеллектом, беспилотными автомобилями и криптовалютами, поэтому SaaS-стартап с довольно скромной траекторией развития их не привлекал.

Стартап Katerra получил финансирование в размере почти $1,5 млрд. Компания обещала значительно сократить стоимость строительства и реставрации жилья. Однако владельцу, который раньше работал в IT-сфере, не хватило опыта в области строительства, подходящей команды тоже не было. В итоге стартап пришлось свернуть.

7. Сложности ценообразования

Стартапам часто бывает сложно устанавливать такие цены, которые позволили бы получать доход, но при этом привлекали потребителей. Так случилось и с компанией Hey Tiger, которая не смогла найти баланс между производством шоколада высокого качества и соблюдением требований индустрии. Потребители были в восторге от готового продукта, но компании не удалось выйти на прибыльность, необходимую для устойчивого развития.

Закрытие компании Arivale, занимавшейся научными разработками в области медицины, стало шоком и для партнеров, и для клиентов. Причина провала: расходы на содержание бизнеса превышали доходы. Представители компании понадеялись, что однажды стоимость проводимых ими исследований снизится, но пока этого не произошло, сложно продолжать работу.

8. Юридические проблемы

Владельцы стартапов, особенно тех, что зародились из простой идеи, часто не готовы к юридическим и регуляционным сложностям ведения бизнеса. К примеру, компании Coolest Cooler пришлось прекратить деятельность из-за увеличения пошлин на ввоз продукции из Китая с 10% до 25%. Создатели стартапа совсем не рассчитывали, что могут столкнуться с подобной проблемой, и не смогли успешно скорректировать бизнес-модель.

Производитель умного багажа Bluesmart тоже стал жертвой нормативных изменений. В 2018 году в большинстве крупных американских авиакомпаний запретили к перевозке ионно-литиевые батареи, которые использовались в чемоданах Bluesmart. Команда стартапа рассмотрела различные варианты пивота и продолжения деятельности, но в конце концов было принято решение закрыть компанию.

9. Неверная бизнес-модель

Будь то моноканальность или неспособность добиться высокой прибыльности, неверно построенная бизнес-модель может убить веру инвесторов в проект или потянуть стартап на дно.

У Aria Insights была идея оснастить дроны сенсорами, чтобы собирать данные в экстремальных условиях. Концепция стартапа заинтересовала инвесторов, но основателям не удалось найти способ использования данных, который позволил бы монетизировать бизнес-модель. Другими словами, данные собирались и отправлялись на хранение, но в индустрии отсутствовали сервисы, которые помогли бы превратить эти данные в полезные инсайты.

С проблемой построения бизнес-модели часто сталкиваются музыкальные стартапы. Например, представители компании JAAK отметили, что за 6 лет существования стартапа рынок успел сильно измениться, а они – нет. Компания не смогла построить бизнес-модель для извлечения прибыли на достаточном уровне.

10. Слишком высокая конкуренция

Сколько бы ни говорили о том, что стартапам не стоит думать о конкуренции, в реальной жизни если какая-то бизнес-идея доказывает свою эффективность, появляется много желающих ее монетизировать. К примеру, сервис по доставке детской одежды Mac & Mia был вынужден прекратить свою работу, поскольку не выдержал конкуренции со Stitch Fix и другими компаниями, появившимися на рынке всего за год с момента их основания. Всего у стартапа появилось около 20 новых конкурентов.

Компания Reach Robotics также не выдержала сверхвысокой конкуренции в сфере производства потребительских роботов. Эта индустрия оказалось не слишком гостеприимной для стартапов в целом, и спустя 6 лет работы компания закрылась.

11. Отсутствие спроса

Многие неудавшиеся стартаперы признаются, что так сильно фокусируются на интересной идее, что игнорируют потребности рынка. Так, стриминговый сервис Quibi в начале 2020 года наделал много шума, собрал $1,8 млрд на развитие, а уже в октябре того же года закрылся. По словам создателя, либо концепция была недостаточно мощной для того, чтобы использование всего одной платформы было оправданным, либо запуск во время пандемии был плохой задумкой.

На развитие ритейлера свадебных платьев Brideside пандемия точно повлияла. Две трети свадеб в 2020 году отменили, и было непонятно, как ситуация будет развиваться дальше, поэтому компанию закрыли из-за отсутствия спроса.

12. Финансовые трудности

Нужно всегда помнить, что деньги и время – ограниченные ресурсы. Так, компания Daqri (сегмент дополненной реальности) закрылась после того, как потратила более $250 млн и не смогла найти новых инвесторов. Отчасти на неудачу стартапа повлияла конкуренция со стороны гигантов, вроде Microsoft, с более серьезными капиталами. Поначалу увлеченность инвесторов поддерживала компанию на плаву, но потом интерес рынка к дополненной реальности остыл.

Европейская бюджетная авиакомпания Wow Air столкнулась с такой же проблемой. Президент компании заявил, что стартапу не удалось добиться достаточного финансирования, которое покрыло бы затраты в долгосрочной перспективе.

Многие фатальные ошибки стартаперов сводятся к тому, что их ожидания разбиваются о суровую реальность. Поэтому, прежде чем запускать собственный бизнес, стоит объективно оценить сложность ведения проекта и свои силы. Ведь даже самой блестящий идеи будет недостаточно.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-менеджер, Красноярск

Все ясно. Если перечислить причины:

1. Не хотим работать;

2. Не хотим работать;

3. Не умеем работать;

4. Не умеем работать;

5. Не умеем работать;

Ну, и так далее... 

Руководитель группы, Москва

Хорошая статья, но исходя из сказанного, можно на несколько крупных групп разделить эти риски:

1. Идея не имела рыночного потенциала (и это самая главная / плохая проблема)

2. Конфликты / личные отношения / потеря Команды 

3. не хватило / кончилось финансирование 

4. Непредсказуемое изменение внешних условий / регулирования 

 

и только первую группу можно заранее выявить и предупредить 

Начальник участка, Москва
Сергей Лозинский пишет:

Хорошая статья, но исходя из сказанного, можно на несколько крупных групп разделить эти риски:

1. Идея не имела рыночного потенциала (и это самая главная / плохая проблема)

 

 

и только первую группу можно заранее выявить и предупредить 

а как можно предупредить?

Инструментов вроде нет 99% бизнесов проваливаются и большая чать по причине "не там" "не тем" "не в то время начали" заниматься.

Время когда любая воткнутая бизнес-палка росла прошло, а методология "активности" осталась. Сейчас требуют работающую бизнес-модель (MPV) даже в тех проектах где чтоб работало нужен маштаб или серьезные кап вложения. 

Руководитель группы, Москва
Алексей Уланов пишет:
Сергей Лозинский пишет:

Хорошая статья, но исходя из сказанного, можно на несколько крупных групп разделить эти риски:

1. Идея не имела рыночного потенциала (и это самая главная / плохая проблема)

 

 

и только первую группу можно заранее выявить и предупредить 

а как можно предупредить?

Инструментов вроде нет 99% бизнесов проваливаются и большая чать по причине "не там" "не тем" "не в то время начали" заниматься.

Время когда любая воткнутая бизнес-палка росла прошло, а методология "активности" осталась. Сейчас требуют работающую бизнес-модель (MPV) даже в тех проектах где чтоб работало нужен маштаб или серьезные кап вложения. 

Согласен, но всё-таки в первом случае часто обычный здравый смысл может помочь, многие из перечисленных идей просто изначально построены на большом количестве допущений и совпадений. Тут по крайней мере можно:

1. Подумать 

2. обсудить с любыми располагаемыми экспертами 

3. протестировать рынок любыми доступными способами 

4. посмотреть опыт аналогов 

5. ещё раз подумать и обсудить между собой в режиме "докажите, почему этого не надо делать" и так далее 

В других случаях ситуация просто непредсказуема 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Опубликован рейтинг лучших работодателей Top Employers Institute 2022

Всего в рейтинге 1857 компании, из них 24 – работающие в России.

Из каких сфер приходят работать в такси

Исследование сервиса «Ситимобил»: у 11% водителей такси раньше был собственный бизнес.

Спрос на отели России у бизнес-туристов полностью восстановился

По сравнению с 2020 годом востребованность номеров в российских отелях выросла на 91% и достигла показателей 2019 года.

Россияне назвали главные причины для увольнения

17% россиян хотят уволиться в 2022 году.