Особенности бизнес-образования, или Магистратура для взрослых

На правах рекламы

Недавняя статья Кем становятся выпускники МВА? породила множество вопросов у читателей о новом формате второго высшего образования — магистратуры. В новом материале ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ Сергей Мясоедов более детально рассказывает об отличиях старой и новой систем высшего образования.

Болонский процесс, о котором, начиная с середины 1990-х годов, так много говорилось, пришел в Россию. Приказом Министерства образования от декабря 2009 года зафиксировано, что страна переходит на двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратуру. Зачем все это?

Сергей Мясоедов: Я знаю, что эту реформу многие критикуют и ругают. Откровенно говоря, в глубине сердца мне самому жалко привычную вузовскую пятилетку. Пять лет, проведенные в вузе, были самой счастливой порой моей жизни. Недостатки забылись. Осталось воспоминание о молодости, когда и сахар был слаще, и травка зеленее…

Однако есть статистика, которая показывает: в привычной системе пятый год обучения на практике оказывается невостребованным. По статистике сегодня до 65% (!) выпускников после окончания вуза не работают по специальности. Они приходят к выводу, что по молодости или по другим обстоятельствам выбрали не ту специальность, к которой лежит душа. Или не ту, что востребована на рынке. И идут переучиваться на программы второго высшего образования.

Поэтому — как и в большинстве стран мира — в нашей стране было решено отсечь от «специалитета» пятый год, обычно затрачиваемый на специализацию. И дать возможность молодым людям получить диплом о высшем образовании так называемого «первого уровня» за четыре года бакалавриата. Сэкономив существенные временные и материальные ресурсы, которые иначе были бы бесполезно затрачены. При этом у выпускника бакалаврита появляется выбор. Он может сразу продолжить углублять знания в рамках двухгодичной магистратуры. Или — вначале поработать, оглядеться, а уже потом продолжить.

При решении о продолжении образования в магистратуре, которая на языке новых образовательных стандартов называется «высшим образованием второго уровня», у студентов появляется возможность, которой не было раньше. Это — возможность выбрать магистратуру по другой профессии и в другом вузе. Или, другими словами, сменить профессию при переходе с «первого уровня» высшего образования на «второй». Например, закончить бакалариат по химии, а магистратуру по праву или финансам.

Executive.ru: А что делать тем, кто решил поработать, но потом захотел получить второе высшее образование? Ведь оно по Болонской системе отменяется?

С.М.: Нет, не отменяется. Изменяется форма или формат получения высшего образования. Вместо ускоренной программы высшего образования (продолжительность 3,5 года) будет магистратура для взрослых (продолжительность 2,5 года). И для выпускников вуза, которые решат вначале поработать, сохраняется возможность продолжить обучение на «втором уровне высшего образования» позже. То есть пойти в магистратуру. Причем это можно сделать в своем институте. Или в другом институте и по другой профессии. Именно на таких людей, которые поработали в бизнесе или госсекторе и решили получить более высокий уровень высшего образования для осуществления профессиональной деятельности, теперь существует магистратура для взрослых.

Причем новый стандарт предусматривает, что обучение в магистратуре по новому направлению (новой профессии) возможно, как для выпускников бакалариата, так и для выпускников «специалитета» (то есть традиционной вузовской пятилетки). Иными словами, в современных условиях магистратура для взрослых призвана играть ту же роль, которую раньше играло второе высшее образование. То есть можно сказать, что магистратура для взрослых — это второе высшее образование. Только в современной форме. А для тех, кто хочет разобраться в сходствах и различиях более полно, мы постараемся далее перечислить основные из них. При этом мы, естественно, будем опираться на практику работы магистратуры по менеджменту в ИБДА АНХ при Правительстве РФ.

Основные сходствапривычной программы второго высшего образования и магистратуры для взрослых:

  • по содержанию и степени сложности программы и то и другое является высшим образованием;
  • на программы принимаются только люди, уже имеющие высшее образование (бакалавриат или «специалитет»);
  • и то и другое подразумевает получение серьезных фундаментальных и прикладных (практических) знаний по выбранной профессии;
  • в конце и той и другой программы в обязательном порядке сдаются государственные аттестационные экзамены (ГАКи) и пишется завершающая выпускная квалификационная работа;
  • выпускник той и другой программы получает диплом государственного образца о высшем образовании, дающий право заниматься профессиональной деятельностью по выбранному направлению или специальности.

Основные различия привычной программы второго высшего образования и магистратуры для взрослых:

  • продолжительность — 3,5 года для традиционного второго высшего и 2,5 года — для магистратуры;
  • формы занятий — магистратура шире использует современные методы ведения занятий (тренинги, мозговые штурмы, деловые ситуации). Широко используются проектные методы обучения;
  • в магистратуре студенту дается не только определенный профессиональный объем знаний, но и прививаются навыки самостоятельной проектно ориентированной исследовательской работы;
  • для оценки знаний широко используется компетентностный подход: проверяется не запоминание информации, а умение использовать полученные знания для получения тех или иных практикоориентированных результатов;
  • «специалитет» (пять лет), хотя и продолжительнее бакалавриата (четыре года), считается высшим образованием «первого уровня». А магистратура — высшим образованием «второго» (то есть более высокого) уровня;
  • по окончании второго высшего образования в качестве квалификационной работы пишется диплом, а после магистратуры — более сложная квалификационная работа — магистерская диссертация;
  • в ряде случаев государственные экзамены магистратуры могут быть зачтены при последующей учебе в аспирантуре в качестве экзаменов кандидатского минимума;
  • наконец, в дипломе о втором высшем образовании просто указывалось название вашей новой специальности, а в дипломе об окончании магистратуры, который, как мы уже отметили, свидетельствует о более высоком, втором уровне высшего образования, указывается, что вам присвоена степень магистра по определенному направлению. Так, в нашей школе бизнеса — ИБДА АНХ при Правительстве РФ — это будет степень магистра менеджмента.

Executive.ru: Вы действительно считаете, что магистратура дает более прочные знания, чем второе высшее образование? И вам все происходящее нравится?

С.М.: Естественно, что нравится не все. Однако российская высшая школа работает в том правовом пространстве, которое существует. А, согласно последним изменениям, «специалитет» заменяется двухуровневой системой.

Как все новое и непривычное, это вызывает много недопониманий и опасений. ИБДА АНХ при Правительстве РФ проводит бакалаврскую программу с 1993 года. И ее выпускники делают карьеру не хуже, чем выпускники «специалитета» (Который у нас в Институте был с 1999 по 2007 годы.) К слову, конкурс на бюджетные места нашего бакалавриата в этом году был более 17 человек на место.

А магистратуру по менеджменту (включая магистратуру для взрослых — современного субститута второго высшего образования) мы с успехом проводим с 1996 года. И многие выпускники нашей «взрослой» программы магистратуры после окончания сделали громкую карьеру и сегодня возглавляют крупнейшие предприятия страны.

С моей точки зрения, образовательные стандарты магистратуры более гибкие и более заточенные на практику, чем разработанные десятилетия назад стандарты «специалитета». Просто по ним надо уметь работать. А это не у всех вузов получается. Вообще-то «специалитет» сегодня — это образовательный архаизм. А со следующего года в стране вводится новое (уже третье) поколение стандартов по магистратуре, где акцент на современные методы ведения занятий (проектная работа, ориентация на практические результаты, компетентностный подход и другое) ставится еще более четко. Это позволяет делать магистратуру, особенно магистратуру для взрослых, максимально приближенной к потребностям потребителей, то есть бизнесменов-практиков.

В заключении хочу подчеркнуть: глубина знаний и их практичность в первую очередь определяются отнюдь не форматом («специалитет» или «магистратура»). И даже не сроком — два с половиной или три с половиной года. Тот, кто не может ничему научить за два года, не научит и за три.

Знания и качество любой программы определяются силой педагогического коллектива: профессиональным уровнем преподавателей, их «сыгранностью» (способностью дополнять друг друга, работая по программе), их связью с практикой, их исследовательской и консультационной работой, без которых невозможно дать в аудитории самый современный материал. А также тем, насколько преподаватели владеют современными педагогическими методиками обучения (кейс-стадиз, компьютерные симуляции, тренинги, групповая предконсалтинговая работа, проектные задания и тому подобное). Именно на это надо обращать внимание, выбирая вуз и программу. Именно на это мы обращаем особое внимание в ИБДА АНХ при организации и проведении магистратуры для взрослых.

Будущее — за магистратурой. И, если вы думаете о втором высшем образовании, лучше идти в магистратуру. И по итогам учебы становиться магистром в своей области знаний. «Магистр» при прочих равных всегда выше, чем «специалист». Его знания и умения современнее и сфокусированы на нужды сегодняшней экономики. Диплом магистра — диплом более высокого уровня высшего образования, чем специалист. Наконец, магистр — это учения степень, которая признается во всем мире.

Также смотрите:

Второе высшее: есть ли выход?

Магистратура ИБДА АНХ по специализации «Общий и статегический менеджмент».

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Владислав Делов Владислав Делов Консультант, Москва

Каждый кулик свое болото хвалит это понятно... Слишком приторно, а осадок как обычно после прочтения любой заманухи - горький. Каковы реальные цели, кто является инициатором и другие вопросы останутся без ответа. Или кто то надеялся, что в колонии после развала промышленности, с/хоз., медицины, оставят в покое образование, конечно нет это было бы наивно. А бырыги от образование поддержат эти ''начинания'' с радостью, это же позволит сделать систему многоступенчатой как в тарифах МТС, чтобы запарить любого и обобрать. Хотя уже по большому счету нечего спасать, система образования давно деградировала. Одна схема для всей страны - доведение до ручки, банкротство, прихватизация барыгами и чинками. А вся недвижимость ВУЗов как мы помним находится в центральной части городов, долго это не давало покоя паразитам, которые как саранча уже все вокруг смолотили, даже землю на сотни км от городов. Все это напоминает организм в котором количество паразитов превышает количество здоровой ткани, он уже еле двигается и вот вот загнется, но паразиты лишены мозга им не досуг...

Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
>''задача двухуровневой системы ускорить карьеру слушателя и помочь войти в новую профессию, а не пичкать теорией'' Дальше трудно читать. Все равно как пытаться понять - может все-таки полезен ''гербалайф''?
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Что-то от нашествия АНХ (Филонович, Сапрыкин, Мясоедов и пр) оскомина какая-то. Неужели там все/всё настолько ниже плинтуса?

Коммерческий директор, Москва
Владимир Крючков пишет: Что-то от нашествия АНХ (Филонович, Сапрыкин, Мясоедов и пр) оскомина какая-то. Неужели там все/всё настолько ниже плинтуса?
Владимир, здравствуйте. А что Вам собственно не понравилось конкретно в материале?
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Константин Фатин пишет: Владимир, здравствуйте. А что Вам собственно не понравилось конкретно в материале?
Добрый день, Константин! А не понравилось мне следующее: 1) ''Топорный'' продакт-плейсмент. Причем, ''топорность'' системная, уже продемонстрированная ранее другими представителями АНХ. Все же от профессионалов ожидаешь профессиональной подачи материала. 2) Попытка логично оправдать введение двухуровневого образования. Никакой разумной логики, кроме разрушения системы высшего образования в стране, тут нет. Опираюсь на 27-летний опыт работы в высшей школе в качестве преподавателя, зав.кафедрой и руководителя магистратуры. Разговаривал с немецкими профессорами - они просто поражены недальновидностью такого шага в нашей стране. Удачи!
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Константин Фатин, Кстати, посмотрел рекламу АНХ тут же на сайте и многое стало ясно. [COLOR=blue=blue]Цитата: Программа предназначена для повышения квалификации руководителей и специалистов органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций различных форм собственности в сфере управления инновациями.[/COLOR] Тогда понятно - эти ребята учатся за счет бюджета или фирмы (халява-с), потому и требования к содержанию обучения у них снижены. Таким содержательная реклама ни к чему. Вот профессура и расслабилась :)
Менеджер, Москва
''«специалитет» (пять лет), хотя и продолжительнее бакалавриата (четыре года), считается высшим образованием «первого уровня». А магистратура — высшим образованием «второго» (то есть более высокого) уровня; '' Простите, давно ли это? ''Согласно ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», квалификация «специалист» считается второй ступенью высшего образования, как и магистратура. Но цели и задачи обучения у магистратуры и специалитета разные. Специалистов готовят к профессиональной деятельности в конкретной узкой сфере. Это предусматривает самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере. Выбирая специалитет, студент уже не может учиться в магистратуре на бюджетной основе, так как в этом случае магистратура по закону считается вторым высшим образованием. Зато специалист, в отличие от бакалавра, может пойти учиться дальше в аспирантуру. '' Т.е. в статье ещё и откровенная неправда (мягко говоря)?
Коммерческий директор, Москва
Владимир Крючков пишет:
Константин Фатин пишет: Владимир, здравствуйте. А что Вам собственно не понравилось конкретно в материале?
Добрый день, Константин! А не понравилось мне следующее: 1) ''Топорный'' продакт-плейсмент. Причем, ''топорность'' системная, уже продемонстрированная ранее другими представителями АНХ. Все же от профессионалов ожидаешь профессиональной подачи материала. 2) Попытка логично оправдать введение двухуровневого образования. Никакой разумной логики, кроме разрушения системы высшего образования в стране, тут нет. Опираюсь на 27-летний опыт работы в высшей школе в качестве преподавателя, зав.кафедрой и руководителя магистратуры. Разговаривал с немецкими профессорами - они просто поражены недальновидностью такого шага в нашей стране. Удачи!
Владимир, спасибо за ответ! Я заметил, что Вы активно критикуете материалы ваших коллег из образовательных учреждений, с пометкой на «правах рекламы». Владимир, Вы уже взрослый человек с хорошим образованием и 27-летним опытом работы в высшей школе в качестве преподавателя, зав.кафедрой и руководителя магистратуры, и скорее всего не являетесь целевой аудиторией данных материалов, да и пометка «на правах рекламы» сигнализирует Вам о том, что в материал будет рекламного характера. Правда, немного не понимаю Вашу критику по пунктам № 1. А, что касается пункта № 2. вопрос спорный, и думаю, немецкие профессора поражены не только этим недальновидным шагом у нас в стране :D ;) Удачи!
Владислав Делов Владислав Делов Консультант, Москва

... скорее всего не являетесь целевой аудиторией данных материалов, да и пометка «на правах рекламы» сигнализирует Вам о том, что в материал будет рекламного характера...

Улыбнул плоский намек) - ''не мешайте нам, парить наших лохов''. Вот весь смысл. Вообще пометок не читаю, реклама или нет. Если это проф ресурс консалтеров и манагеров, то качество в том числе рекламных материалов, должно отличаться от медийного мусора для обывателей... Зазеркалье....

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Владислав Делов, Спасибо, Владислав! Добавить нечего :D
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Бизнес-школа АМИ запустила Executive MBA в Казахстане

Казахстанские предприниматели получат бизнес-образование в петербургской школе.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.