Кем становятся выпускники МВА

На правах рекламы

Статья основа на анализе результатов интервью с выпускниками программ МВА Факультета Инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Когда число выпускников Факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, который уже 15 лет занимается образовательной деятельностью в сфере подготовки инновационных менеджеров, превысило 5 тыс. человек, возник вопрос о необходимости их объединения.

Блиц-опрос выпускников привел к неожиданному результату. Несмотря на то, что все выпускники работают в реальном бизнесе, то есть люди очень занятые, не нашлось ни одного, кто бы счел идею создания Клуба несостоятельной, кто бы отказался от участия в деятельности объединения выпускников. Наверное, нужно дополнительное исследование причин — то ли так интересна была учеба, что ностальгия эффективного взаимодействия заставляет искать возвращения в прошлые контакты, то ли в стране не развиты институты, где бы можно было найти общение по интересам. Наверное, и то и другое.

Ожидаемым, но не менее интересным был ответ на вопрос об обучении на факультете инновационно-технологического бизнеса, какие впечатления от обучения на факультете, что же оно (обучение) дало?

Все выпускники в своих открытых ответах отмечают положительное впечатление от учебы, причем 48% выпускников делают это в превосходной форме, в их ответах встречаются такие выражения:

  • «Учеба на факультете инновационного технологического бизнеса предоставила в мое распоряжение нечто большее, нежели знания в предметной области. Здесь формируется атмосфера взаимодействия людей бизнеса».
  • «Понравилось, что слушатели получают не просто абстрактные знания, а вполне реально применимые в бизнесе. Их можно применить в своей работе или проекте сразу же, не выходя из учебного класса или буквально на следующий день».
  • «Впечатления самые хорошие. Очень рад, что попал на Ваш факультет. Осталось в памяти — на занятия, как на праздник, очень хороший, сильный преподавательский состав».
  • «Отличный набор курсов, все полезно и интересно».
  • «Осталась в памяти творческая атмосфера и легко воспринимаемое изложение знаний».
  • «Учеба произвела на меня неизгладимое впечатление. До сих пор помню преподавателей и своих одногруппников».
  • «Хорошая встряска мозгов».
  • «Учеба на факультете произвела на меня только позитивные впечатления — новые знания, новые люди, новое общение! Весь учебный процесс — это очень грамотно организованный механизм, что позволяет учиться с удовольствием!»
  • «Мне очень повезло, что я училась…»
  • «Учеба на факультете дала в совокупности большой комплекс знаний. Причем системных знаний».
  • «Подобное бизнес обучение уже состоявшихся людей, на мой взгляд, прежде всего, меняет мировоззрение человека, позволяет ему взглянуть на жизнь с другой высоты. Учеба же на ФИТБ, в силу специфики курса и, соответственно, особенного контингента приходящих сюда людей, только обостряет этот процесс».
  • «Думаю, стоит найти время и прийти на лекции к избранным преподавателям».
  • «Яркое событие. Интересно, трудно и ново».
  • «В памяти осталось ощущение драйва, ценности, целостности и полезности даваемых знаний».
  • «Великолепная практика подготовки и защиты проекта!»

Справедливости ради нужно сказать, что часть слушателей оценивает впечатления как «в основном хорошие», «в целом положительные», «в целом благоприятные». Таких выпускников 13%. Они отмечают:

  • «Особенно важным для себя считаю общение и работу с преподавателями-практиками, желание последних передавать знания и навыки работы в российских условиях».
  • «Получен багаж новых знаний».
  • «В памяти остались полезные советы преподавателей по тем или иным областям».
  • «В особенности хочется отметить бизнес-игры. Самое ценно, что дала учеба в АНХ — это знакомства».
  • Остальные 39% выпускников считают свои впечатления положительными, но без превосходной формы. Эта часть бывших слушателей факультета отмечает:
  • «Менеджеры и преподаватели доброжелательные, система обучения адаптирована к российским условиям».
  • «Преподавательский состав — в основном грамотные, знающие специалисты практики».
  • «Защита диплома стала стимулом для написания концепции под данную инновационную идею, поэтому диплом лег в основу написанного бизнес-плана».
  • «Учеба на факультете дала много новых знаний, научила лучше структурировать и систематизировать информацию, видеть ситуацию «сверху».
  • «В памяти остались сильные преподаватели, с энтузиазмом и участием передающие нам материал».
  • «Программа дает ответы на множество вопросов «как это сделать?».

Таким образом, можно сделать вывод, что 87% выпускников полностью удовлетворены результатами обучения и 13% удовлетворены «в основном» и «в целом» (рис. 1).

Рис.1. Впечатления выпускников Факультета Инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ от обучения.

Ныне моден компетентностный подход в образовании. Так какие же компетенции развивает факультет у слушателей по мнению самих выпускников? Какую конкретную пользу принесло затраченное на обучение время?

  • «Систематизировал имевшиеся знания. Получил навыки системного мышления в проектном управлении».
  • «Разложил по правильным нишам» достаточно сумбурный «менеджерский багаж».
  • «Новый взгляд на бизнес: от купи–продай к изучи рынок-найди единомышленников- спроектируй продукт-создай своих потребителей-и помни об интеллектуальной собственности».
  • «Чему я научилась, я еще много раз использовала в работе».
  • «Если бы раньше прошел обучение, не пришлось бы заново «изобретать колесо» в отдельных вопросах».
  • «Решил стать профессиональным менеджером, вместо дальнейшей работы в качестве квалифицированного технического специалиста».
  • «Учеба на факультете … заложила базу фундаментальных знаний, систематизировала имеющиеся и добавила новые».
  • «Учеба в АНХ при Правительстве РФ (Москва) на Факультете инновационно-технологического бизнеса АНХ была чрезвычайно полезна для меня, так как позволила получить новые знании, необходимые для грамотной работы на современном наукоемком предприятии».
  • «… а в итоге смогла посмотреть на все бизнес-процессы сверху, понять направления движения. Другой подход к делу обеспечивает и другое отношение к тебе как к специалисту».
  • «… деятельность факультета очень и даже критически важна для страны».
  • «Получил полезные навыки на практических занятиях по конфликтологии и ведению переговоров, управленческий опыт на занятиях по проектному менеджменту».
  • «…слушатели получают не просто абстрактные знания, а вполне реально применимые в бизнесе. Их можно применить в своей работе или проекте сразу же, не выходя из учебного класса или буквально на следующий день. Алгоритмы и схемы сразу отрабатываешь на практике и используешь в дальнейшем. Это позволяет практически моментально получать отдачу от инвестиций в свое бизнес-образование».
  • «Да и я наверное стала другим человеком — более уверенным, понимающим свои силы и возможности, умеющим принимать решения и отвечать за них. Научилась рисковать и не бояться проигрывать».

Так как факультет позиционирует себя как бизнес-школа, то очень интересен ответ на вопрос об изменения и успехах в бизнесе, карьере, деятельности. Практически у каждого слушателя произошли те или иные изменения, почти все считают себя успешными. Наиболее яркие ответы на вопрос об успехах звучат так:

  • «Увеличил доход в два раза. Участвую в ряде интересных проектов».
  • «Мы разрабатываем ряд проектов в интересах города Москвы (в частности, по направлению «Телемедицина»)».
  • «В карьере произошла смена отрасли и коммерческие результаты. На сегодня доход увеличен в пять раз и идет формирование частного инновационного (нано) бизнеса».
  • «Начал собственные бизнесы, создаю рабочие места. Успешные проекты (хоть и пока промежуточные результаты): ООО «НаноМеТ» наноструктурный титан для медицины. ООО «Керн» разработка и производство электрогидравлической аппаратуры испытания пластов».
  • «Личные доходы начали расти уже во время учебы. В настоящее время структура доходов от инновационных проектов превышает доходы от традиционных (обычных видов бизнеса)».
  • «Создал несколько компаний работающих на IT-рынке. Научился работать с инвесторами и привлекать инвестиции. Сейчас вывожу на рынок проект Видеолети — платформу для проведения он-лайн мероприятий».
  • «… с группой программистов и управленцев организовали компанию по разработке компьютерных систем управления для компаний среднего и малого бизнеса».
  • «..вырос лично, стал инвестировать в инновационные проекты на стадии страт-ап».
  • «…учредил ООО, занимающиеся разработками в области подготовки воды и очисткой промышленных стоков, проектированием и изготовлением оборудования».
  • «…веду часть большого проекта, который помог запустить мой одногрупник».
  • «Я ушел из компании, в которой работал менеджером и стал соучредителем собственной компании».
  • «Учеба помогла мне принять и реализовать решение о продаже бизнеса и смене области деятельности».
  • «…мне удалось увеличить свою капитализацию на рынке более чем в три раза, защитить и реализовать несколько важных проектов в рамках компании, в которой я работаю».

Несомненно есть выпускники, обучение на карьеру которых не оказало сильного воздействия. Такие бывшие слушатели факультета говорят:

  • «Круг компетенций увеличился, доходы пока нет. Получение диплома МВА было отмечено руководством нейтрально».
  • «Обучение в Академии предоставило мне уверенности в себе и своих возможностях успешного развития в области инновационных идей».
  • «Идет процесс становления, доходы пока не увеличились».
  • «Семья увеличилась на 1,170 кг. К настоящему времени актив вырос до 8,600 кг. Актив уже умеет ползать, гулить и имеет два зуба».

На рисунке два приведено процентное распределение выпускников по характеру изменений и успехов после завершения обучения на настоящий момент. Из рисунка видно, что большинство выпускников (29%) сообщили, что начали свой бизнес. Таких — большинство! Причем существенным (несколько раз) увеличением дохода могут похвастаться только 16%. Часть выпускников сделали карьеру в фирме, в которой работали до обучения.

Рис. 2. Степень успешности выпускников

К сожалению, у 21% выпускников существенных изменений не наблюдается, но что же они говорят при этом:

  • «Мне гораздо легче стало начать новый проект, и масштаб мышления намного стало шире».
  • «Во время учебы я занималась карьерой, после — занялась личной жизнью. Сейчас думаю об организации собственного бизнес-проекта».
  • «… стимул в работе!»
  • «Некоторый рост доходов возможен к концу года».
  • «В общем смысле — никаких больших. Но мечты сбываются».
  • «О серьезных успешных проектах говорить пока рано, удастся «поймать журавля» — обязательно расскажу».

Закончить статью по анализу результатов опроса выпускников хотелось бы словами двух выпускников ФИТБ АНХ, которые заявляют.

  • «В принципе, я считаю, что учеба в МВА необходимая часть карьеры, да и просто полезна для личностного развития».
  • «Я очень рад, что сделал правильный выбор чтыре года назад. И благодарен Факультету за предоставляемые возможности быть в сообществе менеджеров инновационного технологического бизнеса».

(подробные ответы выпускников ФИТБ АНХ с указанием ФИО, должностей и года выпуска)

Источник изображения: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Наконец-то материал в нужном направлении. Но:
1) Опрос проводился самой школой, что предполагает комплиментарность ответов.
2) Нет четкой информации о том, насколько увеличился средний доход выпускников в первый год после учебы. Ответы расплывчаты.
3) Не заданы (или не приведены в материале) проблемные вопросы. Хотя при таком методе опроса они будут явно неинформативны.
4) Результаты такого блиц-опроса лучше не приводить, если рассчитывать на вдумчивых слушателей в будущем.
Коллегам удачи!

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Добавлю:
5) Налицо эффект ''королевского жирафа'', описанный О''Генри - кто же сознается в том, что потратил немалые деньги и два года впустую.
И дабы не быть обвиненным в очередном злопыхательстве, еще раз выражаю искреннее уважение коллегам в попытках выглядеть убедительными.

Дмитрий Зорин Дмитрий Зорин Адм. директор, Украина

Есть в Карелии речка Охта. А на ней есть порог с названием Кивиристи. Он непроходим. Его обносят по берегу и любуются.
Мне посчастливилось его пройти, когда мне было 15 лет.
И когда Я об этом рассказывал людям ''не очень профессиональным'', то они все смотрели с нескрываемым уважением. Я был сильно горд. Но, однажды Я рассказал об это ''матёрому профессионалу''. Он спросил:''А в каком году?'' Я ответил:''В 85-ом'' Он засмеялся и сказал:''В этом году его прошли все!''
Дело в том, что в этот год была засуха и вода упала настолько, что пройти его не составляло особого труда.

Вот и исследования подобные напоминают мне подобную ситуацию.

Финансовый директор, Москва
Дмитрий Зорин пишет: Есть в Карелии речка Охта. ... Вот и исследования подобные напоминают мне подобную ситуацию.
:) Улыбнуло! Интересно, а в АНХ каждый год 85-й? А если отнестить к статье чуть серьезнее, то она абсолютно ни о чем. Хотя, кто ждет многого от ''На правах рекламы''? Два графика и много-много цитат. И это исследование? Несерьезно! Нет даже елементарного ранжирования ответов по возрасту респондентов. Было бы странно, если свежий выпускник ВУЗа не добился минимального карьерного роста после выпуска. Конечно, если он не совсем дуб. А сколько таких среди респондентов? 100% или, все-таки, меньше?
Ректор, Санкт-Петербург
Андрей Медведев пишет: А если отнестить к статье чуть серьезнее, то она абсолютно ни о чем.
На мой взгляд, Вы не совсем правы. Давайте прочтем внимательно авторский текст. «Ныне моден компетентностный подход в образовании. Так какие же компетенции развивает факультет у слушателей по мнению самих выпускников? Какую конкретную пользу принесло затраченное на обучение время? «Систематизировал имевшиеся знания. Получил навыки системного мышления в проектном управлении». «Разложил по правильным нишам» достаточно сумбурный «менеджерский багаж». «Новый взгляд на бизнес: от купи–продай к изучи рынок-найди единомышленников- спроектируй продукт-создай своих потребителей-и помни об интеллектуальной собственности». «Чему я научилась, я еще много раз использовала в работе»….» Автор задает вопрос «Так какие же компетенции развивает факультет у слушателей по мнению самих выпускников?» И выпускники, по мнению автора, их перечислили.
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Борис Федоров пишет: Автор задает вопрос «Так какие же компетенции развивает факультет у слушателей по мнению самих выпускников?» И выпускники, по мнению автора, их перечислили.
:D
Дмитрий Зорин Дмитрий Зорин Адм. директор, Украина
Андрей Медведев пишет: Было бы странно, если свежий выпускник ВУЗа не добился минимального карьерного роста после выпуска.
Когда Я закончил пединститут и пришёл работать в школу, Я тоже за 2 года увеличил свой доход раз в несколько. Зарплату не платили месяцев по 7. Дети начали голодать. И Я пошёл торговать на барахолку. До 10:00 торговал, потом уроки вел. Зарплаты учителя хватало как раз на ''цветы жене''. Эх, жаль исследований никаких не велось....
Генеральный директор, Москва
На мой взгляд, очередная хвалебная статья в честь себя любимых... Мне лично бросилось в глаза два момента: 1. «Учеба на факультете инновационного технологического бизнеса предоставила в мое распоряжение нечто большее, нежели знания в предметной области. Здесь формируется атмосфера взаимодействия людей бизнеса». 2. Как видно из диаграммы, большинство выпускников открыли свой бизнес... далее... Борис Федоров,
из текста: «Ныне моден компетентностный подход в образовании. Так какие же компетенции развивает факультет у слушателей по мнению самих выпускников? Какую конкретную пользу принесло затраченное на обучение время? «Систематизировал имевшиеся знания. Получил навыки системного мышления в проектном управлении». «Разложил по правильным нишам» достаточно сумбурный «менеджерский багаж». «Новый взгляд на бизнес: от купи–продай к изучи рынок-найди единомышленников- спроектируй продукт-создай своих потребителей-и помни об интеллектуальной собственности». «Чему я научилась, я еще много раз использовала в работе»….» Автор задает вопрос «Так какие же компетенции развивает факультет у слушателей по мнению самих выпускников?» И выпускники, по мнению автора, их перечислили.
И ни одного ответа в стиле: - Применил на практике опыт такой-то компании; - Использовал наработки такой-то компании для построения того-то; - По новому выстроил систему такую-то, используя результат инноваций компании такой-то... Зато полным полно: славно потусовались ну и лекции, ничо так, нормальные позаписывали....
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В Плехановской школе бизнеса «Интеграл» стартовала программа МВА вечернего формата

Также продолжается набор на модульный формат MBA (занятия два раза в год).

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу DBA

Программа дает возможность систематизировать и концептуализировать накопленный управленческий опыт.

«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.