Рынок MBA в 2019 году – 5 трендов

В 2018 году профессиональные организации зафиксировали изменения в региональных предпочтениях кандидатов на обучение, что в свою очередь отразилось на рынке глобального бизнес-образования. Так, по данным международной организации GMAC (Graduate Management Admission Council), спрос на программы американских бизнес-школ продолжил снижаться – объем заявок от потенциальных слушателей из-за рубежа на программы MBA в США в 2018 году упал на 10,5%. Напротив, бизнес-университеты Канады, Европы и Азии ощутили заметный подъем (Application Trends Survey Report, 2018). Что за этим стоит? Какие прогнозы дают ведущие эксперты рынка на 2019 год? Об этом – в материале Executive.ru.

1. Спад заявок на программы MBA в США продолжится

Как отмечают эксперты, снижение интереса к американским программам MBA со стороны иностранных слушателей вызвано обеспокоенностью кандидатов негативной иммиграционной риторикой администрации Дональда Трампа. Немаловажную роль также сыграла высокая стоимость обучения. Даже такие гиганты, как Harvard, Wharton и Stanford в прошлом году столкнулись со спадом заявок на свои программы. По мнению представителей бизнес-школ, в 2019 году эта тенденция вероятнее всего продолжится: «Мы не ожидаем, что текущий тренд сойдет на нет – причины для этого по-прежнему существуют. Вполне возможно, что мы увидим некое подобие иммиграционной реформы, но это не произойдет быстро. Школам необходимо учитывать эти процессы и понимать, каким образом ориентироваться на кандидатов из-за рубежа. В противном случае тренд на снижение заявок будет продолжаться», – полагает Билл Булдинг, декан Duke University Fuqua School of Business.

2. Разворот в сторону Канады, Европы и Азии

При наличии альтернативных возможностей за пределами США интерес потенциальных слушателей начали привлекать другие регионы. «США продолжают оставаться ведущим направлением для международных студентов, но очевидно, что страна столкнулась с периодом турбулентности, – отмечает президент GMAC Сангит Чоуфла. – Это ведет к развитию других направлений, таких как Канада и Великобритания».

Канада

Согласно данным GMAC, в 2018 году совокупный рост заявок на обучение в канадских бизнес-школах составил 7,7% (спрос со стороны иностранных кандидатов вырос на 16,4%). Одним из факторов, который повлиял на этот результат, стала канадская иммиграционная политика, которая длительное время делала ставку на высококвалифицированных работников: «Мультикультурный ландшафт сделал Канаду уникальным направлением для международных студентов, позволяющим получить образование и гарантированное трудоустройство после окончания обучения без страха дискриминации», – отмечает Адам Халперт, заместитель директора кадровой службы MBA на факультете управления университета Desautels в Монреале.

Европа

Многих слушателей привлекают европейские программы, поскольку они дешевле и короче по продолжительности, чем в США. В 2018 году совокупный рост заявок на программы бизнес-школ Европы составил 3,2%. По мнению экспертов, этот тренд может продолжиться и в наступившем году, поскольку европейские школы не потеряли своих преимуществ, включая прогрессивную визовую политику в таких странах, как, например, Нидерланды и Германия. Среди дополнительных плюсов европейского бизнес-образования – возможность получить опыт обучения в мультикультурной среде: «В Европе очень разнообразный бизнес-климат, объединяющий вместе разные культуры, но которым приходится сталкиваться с вызовами работы в международных командах. Это само по себе является прекрасным групповым тренингом для развития лидеров, работающих в методологии Agile и предпринимательства, которые смогут справляться с вызовами будущего», – говорит Иоланда Хабетс, руководитель MBA-программ в Vlerick Business School (Бельгия).

Азия

Наиболее заметную позитивную динамику продемонстрировали бизнес-школы Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2018 году рост заявок на их программы составил практически 9%. Среди факторов, ускоривших этот прогресс – растущие доходы в регионе и численность населения. Азиатские студенты тяготеют к обучению на родной земле и демонстрируют рвение к управленческому образованию, особенно в Китае. Показательно, что базирующаяся в Шанхае бизнес-школа CEIBS в 2018 году поднялась сразу на пятую позицию с восьмого места в рейтинге глобальных программ MBA газеты Financial Times, став самой высоко представленной школой из Китая. Как отмечает FT, количество бизнес-школ из Китая, Индии, Сингапура и Австралии в Global MBA Ranking 2019 соответствует количеству 2017 и 2016 годов, что является показателем стабилизации и зрелости рынка MBA в регионе.

Совокупный объем заявок на программы бизнес-школ в 2018 году

Регион

Количество программ

Объем заявок в 2017 году

Объем заявок в 2018 году

Динамика, %

Азиатско-Тихоокеанский регион

38

97 177

105 754

+8,8%

Канада

26

5 456

5 874

+7,7%

Европа

68

37 293

38 493

+3,2%

США

405

150 749

140 864

-6,6%

Показатель учитывает внутренние и международные заявки. Данные из отчета GMAC – Application Trends Survey Report, 2018

В текущем году эксперты также прогнозируют отдельный спрос на специализированные программы MBA в Азии, фокусирующиеся на предпринимательстве, медиа и коммуникациях, управлении в сфере luxury и аналитике: «Три трендовые области, которые мы наблюдаем – это предпринимательство, аналитика и дизайн-мышление», – считает Адитиа Сингх, директор Athena School of Management (Индия). По мнению господина Сингха, для развития программ MBA в Индии есть хороший потенциал. И у этого прогноза есть определенные подтверждения – в частности, бизнес-школа Indian Institute of Management Calcutta в 2018 году поднялась сразу на 29 мест с 78 на 49 строчку в рейтинге глобальных программ MBA от FT, совершив самый большой скачок среди школ, попавших в топ-100.

3. Британские бизнес-школы останутся в плюсе, несмотря на Brexit

Сюрпризом для рынка стал рост заявок на 3,9% в бизнес-школы Великобритании, несмотря на неопределенность, связанную с Brexit. Опасения британских бизнес-школ усиливались в связи с ужесточением иммиграционных ограничений. Тем не менее, падение фунта перевесило все недостатки, сделав курсы более дешевыми для студентов и подогрев интерес к британским программам. «Мы ожидаем, что наступивший год будет активным», – считает директор по набору на программы MBA London Business School Дэвид Симпсон. Оптимизм подкрепляют и результаты рейтинга FT – британские бизнес-школы заняли второе место по представленности в топ-100 после США, продемонстрировав позитивную динамику. В частности, Saïd Business School (University of Oxford) поднялась на 14 позиций на 13-е место, заняв самое высокое место за все время участия в рейтинге с 2001 года.

4. Бизнес-школы будут больше прислушиваться к запросам общества

Бизнес-школы начали более пристально фокусироваться на социально-ориентированном лидерстве. Многие профессиональные организации, занимающиеся рейтингованием программ MBA, также стали включать в критерии оценки программ наличие курсов по корпоративной социальной ответственности. Так, в FT Global MBA Ranking 2019 лидером по этому показателю стала американская бизнес-школа Darden (University of Virginia), благодаря включению в учебный план существенного набора дисциплин по КСО-тематике. По мнению представителей бизнес-школ, этому аспекту необходимо уделять больше внимания и в дальнейшем, чтобы сгладить возможную конфликтность между обществом и властью: «Мы проживаем момент неопределенности в геополитическом контексте. Европа по многим показателям демонстрирует результаты лучше, чем когда либо. Тем не менее, существует растущее чувство фрустрации и разобщенности между разными стратами в обществе и теми, кто находится у власти… Решить эту головоломку помогут бизнес-лидеры, которые осознают ответственность своего положения и нацелены на то, чтобы услышать общество в широком смысле этого слова и справиться с этими щекотливыми проблемами», – отмечает Франц Хейкамп, декан испанской бизнес-школы IESE, лидера прошлогоднего рейтинга FT EMBA в части КСО-дисциплин.

5. Возрастет спрос на технологии и прикладные форматы обучения

Экспертное сообщество обращает внимание на возрастающую потребность среди слушателей в прикладных знаниях. Все большую популярность приобретают смешанные формы обучения, онлайн-форматы и технологические решения, позволяющие смоделировать процессы, приближенные к рабочим: «Я думаю, что возникнет потребность в большем фокусе на прикладном обучении и интеграции академических знаний с бизнес-практикой в реальном времени, отмечает Амир Майкл, директор программ MBA в Durham University Business School (Великобритания). – Мы ожидаем, что у слушателей значительно возрастет потребность в выходе на крупный бизнес. Поэтому мы хотим сформировать их технологические и цифровые навыки, отвечающие стандартам современной индустрии».

Отдельное внимание представители бизнес-школ обращают на то, что в наступившем году т.н. disruptive technologies («подрывные технологии») продолжат оказывать влияние на отраслевое развитие, что в свою очередь может отразиться и на образовательном контенте бизнес-школ: «Много говорят о четвертой индустриальной революции и ее потенциале «подорвать» любую отрасль через масштабную автоматизацию и внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект. Эта тенденция продолжится в 2019 году и позже, – считает Сегран Наир, директор открытых академических программ в University of Cape Town Graduate School of Business (Южная Африка). – В перспективе организациям необходимо будет инвестировать не только в развитие технологических компетенций, но также и в способности своих сотрудников. Очевидно, что бизнес-школы играют здесь ключевую роль».

При подготовке обзора использованы публикации ft.com, businessbecause.com, bloomberg.com, gmac.com

Фото: freepik.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Украина

Международные школы делают очень большой акцент на использование кейсов в работе. С точки зрения умения применять полученные знания - это, пожалуй, самый лучший метод. Хотя и самый утомительный для преподавателя.
Некоторые бизнес-школы, например, Гарвард, делают отличные симуляции для изучения международного бизнеса.

Хотя бизнес-школы и критикуют за якобы оторванность от "реальных бизнес-примеров", в формате "живых кейсов", дискуссионных панелей и пр. есть много возможностей увидеть-услышать то, что делается у коллег в режиме реального времени. Плюс общение за кулисами добавляет интереса!

Директор по маркетингу, Москва

Браво, Людмила! Отличная выкладка.

Уверен дальше будет хуже. Причины? Проще некуда!

1.МВА - мистификация и профанация с самого начала. Никому ничего не дала, ну, разве, что такие же потратившиеся впустую люди давали работу - тн психологическая компенсация.

2.МВА как и ЕГЭ уже полностью себя дискедитировал в разрезе закрепления и своевременного извлечения из ресурсов долговременной памяти актуальной информации.

3. Как вовремя остановившийся потребитель подтверждаю - американские кейсы в России не работают и не будут работать никогда!

4. Вот обладатели заветных сертификатов МВА и пытаются безуспешно внедрить американские схемы на наш рынок, ослабояя его экономику полученными знаниями из источников ангажированных США.

5. Фас меня! Господа и дамы, бизнес-администраторы!))))

Александр Горячесветов +141 Александр Горячесветов Консультант, Саратов


Дмитрий Ляшенко пишет:
Уверен дальше будет хуже. Причины? Проще некуда!

1.МВА - мистификация и профанация с самого начала. Никому ничего не дала, ну, разве, что такие же потратившиеся впустую люди давали работу - тн психологическая компенсация.


Абсолютно согласен!
Подтверждаю сие, как жертва американского обучения.
Их система обучения заточена под малый бизнес. С доходом до 200.000 долларов в год. Практически отсутствует обучение среднему бизнесу. Весь большой бизнес сосредоточен в руках ограниченного круга семей.
Если появляется интересная "тема" и направление, его просто выкупают или отбирают. Оставляя генератора идей управляющим и то на некоторое время.
В таких условиях МВА становится бессмысленным. И просто превращается в клуб.

А вот клубная система в Америке развита очень и очень сильно. Поэтому слушатель МВА, по сути, просто имеет возможность получить некоторые знакомства и не более того.

Курсы МВА - набор бессмысленных курсов "лидеров", психологии управления и поддержания имиджа. Ни о каком стратегическом планировании, системном управлении даже речи не идет.

Представитель иной цивилизации (неамериканской) не может использовать полученные знания. Т.к. система ценностей и менталитет родного общества находится в противоречии с информацией МВА.

Получается - или перестраивай родное общество по американским лекалам или нарабатывай собственный опыт и систематизируй его. ЧТо мы и наблюдаем в Российской системе государственного управления. В этом и кроется противоречия либералов и общества.

На основании чего, вывод: МВА бессмысленная трата ресурсов для получения неприменимого опыта и знаний. И это становится понятным потенциальным абитуриентам.

Однако, остается вопрос к созданию собственной системе обучения стратегическому планированию и управлению.

Директор по маркетингу, Москва
Александр Горячесветов пишет:
На основании чего, вывод: МВА бессмысленная трата ресурсов для получения неприменимого опыта и знаний. И это становится понятным потенциальным абитуриентам.

Александр, мне в середине 2000х много раз рассказывали историю, HRы работодателей настаивали на наличии МВА у соискателей.

У Вас есть такие истории? И чем все успокоились?

Начальник участка, Москва

Когда речь заходит про МВА, постоянно вспоминаю слова нашего сатирика Михаила Задорнова, который ещё лет 10-15 назад, рассказывая про обучение в Америке, удивлялся: " Управление бизнесом состоит из таких составляющих, как анализ, постановка целей, планирование, мотивация, контроль, администрирование... Но на выходе - получается только Мастер Бизнес Администрирования! А куда остальное дели?

Ну, тупыыые!))"

Глава филиала, регион. директор, Магнитогорск
Константин Столяров пишет:
" Управление бизнесом состоит из таких составляющих, как анализ, постановка целей, планирование, мотивация, контроль, администрирование... Но на выходе - получается только Мастер Бизнес Администрирования! А куда остальное дели?

«Всё проходит. Но кое-что застревает». (А Кнышев)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В Высшей школе бизнеса ВШЭ обсудили тренды геоаналитики и применение ИИ

Более 50 специалистов обсудили использование инструментов геоинформатики и искусственного интеллекта для развития бизнеса.

Преподаватели ВШБ НИУ ВШЭ попали в число победителей конкурса лучших научных работ

В номинациях по секции «Менеджмент» победителями стали сразу три работы преподавателей Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

ВШБ НИУ ВШЭ расширила глобальное партнерство по ESG

ESG-центра ВШБ присоединился к сообществу Центров устойчивого развития NBS SCC.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Там было сколько угодно проблем из многих областей, которые только начали решать. Но люди упорно...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян трудоустраивали друзей и родственников в свою компанию

Чаще других в хантинге принимали участие специалисты из сфер маркетинга, рекламы и PR, туризма, гостинично-ресторанного и автомобильного бизнеса.