Цифровая революция: бизнес-школы перестраивают программы

Изменения в технологиях толкают бизнес-школы к корректировке учебных планов и внедрению новых образовательных форматов. 24 предложения по блокчейну и цифровым валютам от ведущих университетов мира и EdTech-новинки – в обзоре Executive.ru.

Мода на криптовалюту

В декабре 2017 года курс биткоина достиг своего исторического максимума в $20 тыс., подогрев интерес бизнеса и общественности к криптовалютам и технологии блокчейн. По данным американской площадки Upwork, специализирующейся на поиске фрилансеров, в прошлом году спрос на сотрудников, связанных с блокчейн-индустрией, в США вырос в 35 раз. При этом потребность в квалифицированных кадрах испытывают не только компании финансового сектора, но и другие отрасли, которые также хотят понимать, какие возможности для бизнеса открывает применение данной технологии.

Активнее всего на возросшие запросы работодателей и слушателей начали реагировать американские бизнес-школы. «Процесс пошел намного быстрее, чем мы предполагали. У бизнес-школ нет иного выбора, как обновлять свои программы»,­ – отмечает Дэвид Ермак, профессор финансов бизнес-школы New York University Stern – эта школа еще в 2014 году обратила внимание на потенциал криптовалют и блокчейна. По словам Ермака, его последний курс по цифровым валютам собрал 230 слушателей, что в два раза больше прошлогоднего потока. На нем слушатели программ MBA знакомятся с функционированием блокчейн-технологии и основными принципами криптовалюты в контексте влияния на будущее финансового сектора.

Бизнес-школы экспериментируют с содержанием и подачей материала, предлагая отдельные курсы по криптовалютам, специализированные программы, проводят дискуссионные клубы с участием приглашенных спикеров, форумы и интенсивы. В частности, по данным CNBC, в 2018 году сразу несколько американских бизнес-школ анонсировали запуск новых курсов в программах MBA:

  • Cryptocurrency в Stanford Graduate School of Business.
  • Blockchain, Cryptocurrency, and Distributed Ledger Technology в Wharton Business School.
  • Бизнес-школа Duke Fuqua запустила курс Innovation and Cryptoventures, рассчитанный на слушателей, которые хотят создать собственные блокчейн-стартапы.
  • MIT Sloan разработала трехдневный курс в формате интенсива.
  • В Georgetown University's McDonough School of Business по просьбе слушателей увеличили количество часов на занятия по изучению цифровых активов и блокчейн-технологии.
  • Школы Harvard Business School и Berkeley Haas в поддержку обучения организовали студенческие клубы, посвященные популярной теме.

Многие школы включают проблематику, связанную с цифровыми валютами и блокчейном, в более широкие курсы и программы по финтехам. В частности, в курсе The FinTech Revolution (бизнес-школа Chicago Booth) основной акцент сделан на том, как повлияет использование криптовалют на монетарную политику и как отразится внедрение блокчейна на финансовой отчетности, трейдинге и инвестиционном банкинге.

Бизнес-школы Европы и Азии также не отстают в разработке обучающего контента по цифровым технологиям. Так студенты программ MBA могут послушать курсы по блокчейну в университетах Великобритании, Франции, Испании и Швейцарии. А среди лидеров азиатских программ заметны бизнес-школы Индии и Сингапура.

Курсы по криптовалютам, блокчейну и финтехнологиям в ведущих бизнес-школах

Название

Перевод

Бизнес-школа

Курсы

1. Cryptocurrency

Криптовалюта

Stanford Business School, США

2. Financial Tech

Финансовые технологии

University of Pennsylvania-Wharton, США

3. Fintech & Digital Disruption in the Financial Sector

Финтех и цифровая революция в финансовом секторе

INSEAD (Digital@INSEAD, Франция / Сингапур)

4. Fintech, Student Group

The FinTech Revolution

Финтех, студенческая группа

Финтех-революция

Chicago Booth, США

5. Fintech: Consumer Financial Services

Финтех: потребительские финансовые услуги

Columbia Business School, США

6. Blockchain Courses:

- Cryptocurrency Engineering and Design

- Shared Public Ledgers: Cryptocurrencies, Blockchains, and Other Marvels

- Entrepreneurs without Borders

Курсы по блокчейну:

- Инжиниринг и дизайн криптовалют

- Распределенные публичные реестры: криптовалюты, блокчейн и другие инновации

- Предпринимательство без границ

MIT, США

7. Fintech as a Major, Master of Finance

Курсы по выбору в рамках финтех-специализации, программа Master of finance

IESE Business School, Испания

8. Fintech Intensive, NYC Intensives

Финтех-интенсивы

Cornell Johnson, США

9. BBA Course in Fintech Management

Bachelor of Computing Information with Fintech Specialisation

Финтех-менеджмент для бакалавров

Финтех-специализация для бакалавров по компьютерной информации

National University of Singapore, Сингапур

10. Digital Currencies, Blockchains, and the Financial Services Industry

Цифровые валюты, блокчейн и отрасль финансовых услуг

NYU Stern, США

11. The Disruption – Fintech Revolution Course

Цифровая революция

USC Marshall, США

12. Innovation and Cryptoventures

Инновации и венчурные криптобизнесы

Duke Fuqua, США

13. Blockchain Business Applications

Бизнес-приложения блокчейн

UCLA Anderson, США

14. Digital Finance

Цифровые финансы

IMD, Швейцария

15. Fintech Innovations

Финтех-инновации

Michigan Ross, США

Клубы

16. Blockchain at Berkeley, StudentClub

Блокчейн в Беркли, Студенческий клуб

Berkeley Haas, США

17. Fintech course & Fintech Student Club

Курс по финтехам и студенческий клуб

Yale SOM, США

18. Darden Fintech Club

Дарден финтех-клуб

Virginia Darden, США

Программы

19. Fintech@Kellogg, Programming

Финтех в Келлог, программирование

Kellogg School of Management, США

20. Oxford Blockchain Strategy Programme

Стратегическая программа по блокчейну

Oxford Saïd, Великобритания

21. Fintech Open Programme

Финтех, открытая программа

ESADE, Испания

22. Blockchain / Distributed Trust – Center for Digital Strategies

Серия материалов по блокчейну, подготовленных Центром цифровых стратегий

Dartmouth Tuck, США

Мероприятия

23. Fintech Entrepreneurship specialist pathway, Launchpad

Комплекс лекций / мероприятий для финтех-предпринимателей

University of Cambridge Judge, Великобритания

24. Blockchain workshops and roundtables

ISB Fintech Summit, Annual Industry Event

Воркшопы и круглые столы по блокчейну

Ежегодный финтех-саммит

Indian School of Business, Индия

Перечень школ составлен на основе рейтинга Financial Times Global MBA Ranking 2018. Список курсов не является исчерпывающим.

Несмотря на востребованность данной темы, академическое сообщество все чаще обращает внимание на вызовы, с которыми приходится сталкиваться бизнес-школам при разработке курсов, посвященных криптовалютам и блокчейну. В первую очередь, эта область быстро меняется – структура и содержание учебного плана стремительно устаревают и требуют регулярного обновления.

«Это намного сложнее, чем вести курс по учебнику», – отмечает Дэвид Ермак. Так, при подготовке последнего курса профессору Ермаку пришлось обновлять программу, добавляя уроки по созданию версий криптовалют (хардфорков), а также по ICO (initial coin offerings – первичное размещение токенов).

«Пока вы входите в аудиторию, в вашем курсе что-то уже может стать неактуальным», – добавляет Кэмпбелл Харви, преподающий курс по инновациям и криптовалютам в Duke Fuqua. Кроме того, создание популярного курса требует не только хорошего уровня преподавания, но и привлечения спикеров-экспертов, которых по-прежнему не так много.

EdTech: цифра меняет школу

Цифровые технологии оказывают воздействие не только на учебный контент, но и на физическое пространство бизнес-школ.

Бурно развивающаяся культура стартапов привлекает внимание к технологическому сектору. По данным Forbes на начало этого года, в США пятерку компаний с самой высокой капитализацией составляют высокотехнологические бизнесы – Microsoft, Apple, Google, Amazon и Facebook. Эти компании активно рекрутируют выпускников бизнес-школ. Чтобы готовить квалифицированные кадры, американские бизнес-школы активно внедряют новые образовательные форматы, с фокусом на технологический аспект обучения. Educational technologies или EdTech включают широкий спектр инструментов – от онлайн-платформ и дистанционных курсов до специализированных центров на территории кампусов, где слушатели разрабатывают и тестируют свои инновационные идеи.

В University of Washington у слушателей есть доступ к CoMotion, университетскому пространству – makerspace, где начинающие предприниматели могут воспользоваться инструментами, близкими к HTC Vive или Google Cardboard для разработки креативных бизнес-решений. У них также есть доступ к 3D-принтерам для изготовления и тестирования прототипов своих продуктов. Схожую модель использует и Harvard University. В инновационной лаборатории (i-lab) слушатели получают возможность сходу приступить к работе, благодаря многочисленным ресурсам для совместной и индивидуальной деятельности. Лаборатория оснащена 130 рабочими местами, 12 конференц-комнатами, специальной студией для разработки прототипов. По данным университета, за 7 лет более 30 компаний выросли из i-lab и более 575 команд приняли участие в программе венчурного инкубатора – Venture Incubation Program.

В 2017 году бизнес-школа Kellogg School of Management (Northwestern University) сообщила об открытии Global Hub – отдельного технологически оснащенного корпуса, расширяющего возможности для обучения. В частности, благодаря продвинутой интеграционной технологии профессора и студенты могут заниматься в классах-трансформерах. В зависимости от потребности можно менять формат аудиторий – от многоярусного лекционного типа к небольшим пространствам, идеальным для проектного обучения. Возможности для обучения расширяются благодаря визуальным и аудио-инструментам, которые позволяют слушателям со всей страны присоединиться к занятиям и принимать участие в дискуссиях онлайн. Технология также позволяет приглашенным лекторам и спикерам, которые не могут присутствовать очно, участвовать дистанционно.

IE Business School (Испания) – лидер рейтинга QS Distance Online MBA Ranking 2018 – в конце 2016 года запустила WOW Room («Окно в мир») – футуристический учебный центр на территории кампуса бизнес-школы в Мадриде, в работе которого используются искусственный интеллект, моделирование, Big Data, интерактивные роботы и голограммы. По сути, это видеостена, размером в 24 квадратных метра, состоящая из 48 экранов, которые расположены в форме буквы U, и которая окружает преподавателя на 200 градусов. Аппаратное обеспечение системы включает в себя два тактильных экрана и камеры, которые позволяют записывать и редактировать сеансы в режиме реального времени. Лекции читают профессора, которые либо физически присутствуют в зале WOW Room, либо проецируются в виде голограмм.

Tech-лаборатория при Imperial College Business School (Великобритания) разработала программу Global MBA в дистанционном формате. В процессе обучения используется онлайн-платформа HUB, благодаря которой слушатели получают доступ к материалам программы и отслеживают свои результаты в режиме реального времени. И хотя основной акцент сделан именно на онлайн-составляющей программы, некоторые занятия проходят и в кампусе.

МООК как альтернатива

Альтернативный формат онлайн-обучения представляют массовые открытые онлайн-курсы (МООК), которые предлагают провайдеры дистанционного обучения, такие как Coursera и edX. Благодаря удобству формата и экономичности МООК пользуются большой популярностью среди слушателей. По словам руководителей образовательных онлайн-площадок, их востребованность во многом связана с необходимостью работников постоянно повышать уровень собственной квалификации. Профессионалы нуждаются в различных типах обучения на разных стадиях карьеры.

«Сейчас уже не так важно, есть ли в вашем резюме бизнес-степень. Сотрудникам необходимо будет постоянно обновлять свои навыки», – отмечает Майк Фирик, CEO в Alison.com, ресурса, которым пользуется 8 млн слушателей.

С появлением доступных онлайн-ресурсов мир переходит к непрерывному образованию. Как следствие, это влияет на изменение концепции университетской степени и концепции образовательной системы в целом. По мнению экспертов рынка, трансформация учебных форматов в бизнес-школах – это всего лишь вопрос времени: «Формат монолитных двухлетних магистерских программ изменится в будущем, а подходы к обучению станут более живыми и гибкими», – считает Анант Агарвал, CEO edX.

При подготовке обзора использованы публикации ft.com, cnbc.com, forbes.com, topmba.com, edtechmagazine.com

На фото – учебный центр WOW Room в IE Business School, источник: ie.edu

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Красноярск

Эти тенденции наблюдаются и нашей действительности. Я уже писал про уникальную систему работы со школьниками, позволяющая формировать навыки работы над проектами в команде и привязанную к реальным достижениям. тема блокчейна у них достаточно популярна и есть наработки в области работы с информацией.

Но вот по онлайн-курсам в России , по моему мнению, ситуация ухудшилась. Все меньше людей верят в их эффективность и все же стремятся к реальному общению. Первый бум интернета прошел и теперь заказчики понимают. что "за экраном" может быть не тот, кто обозначал себя при общении.

Конечно, раскрученные бренды , вроде бы гарантируют качество, но ведь и у них могут быть случайные специалисты, особенно, при быстром росте количества слушателей.

Директор по рекламе, Москва

все эти лаборатории связаны с промышленным производством в странах НТР, там понятно что диджитализировать, а вот вопрос что диджитализировать в моногороде, где закрылось промпредприятие и бывшие рабочие поверив в экономику услуг открыли таксопарки и возят друг друга, через некоторое время они покупая сложные технически товары и продукты тем самым вывозят деньги вовне, что там можно после этого им продиджитализировать и смоделировать 3D принтерами?

Консультант, Красноярск
Дмитрий Федоров пишет:
бывшие рабочие поверив в экономику услуг открыли таксопарки

Когда и где в основе организации бизнеса лежала "вера".Всегда должны быть понимание сути рынка и точный расчет. И промышленное производство без привязки к грамотной оценке рынка, так же умрет.

Дмитрий Федоров пишет:
покупая сложные технически товары и продукты
И сразу скажу- а что мешает проработать вопрос бизнесов. связанных с продуктами. Те же самые ситифермы в виде теплиц, более глубокая переработка? Конечно, если были серьезные объемы продаж у градообразующего предприятия. эти финиковые потоки услугами ге закроешь и здесь без помощи государства ничего не сделаешь. Наглядный пример красноярского Желеногорска.Но там сумели решить проблему. введя в город ряд предприятий и до сих пор получая субсидии от государства
Директор по рекламе, Москва
Николай Перов пишет:
Конечно, если были серьезные объемы продаж у градообразующего предприятия

этот важный вопрос связан с углублением разделения труда в эпоху НТР и решается в дуализмах следующего типа - подшипники не продашь в розничных магазинах, так стоит ли строить подшипниковый завод или проще их импортировать? и кто понесет риски ненужности подшипников если создали завод город с жителями адептами глубокого разделения труда

кто является регулятором уровня глубины разделения труда в этом случае? волшебная рука рынка?

Партнер, Москва

узкая тема и широкое название ))) Опять идёт перекос в сторону финансового сектора с виртуальными деньгами, а не в производство чего-то полезного.

Если это основная тема, то бизнес-школы пошли по наиболее лёгкому пути копирования рекламных компаний и заменили настоящую цифровизацию на "криптовизацию", ...

которая ничего не принесла до сих пор кроме финансовых пирамид и энергетических затрат, которые уже заметны на общем фоне общего потребления электроэнергии.

А проблемы климата в связи с этим энергопотреблением как бы отошли на второй план ))) - бизнес важнее всяких там надуманных проблем (((

Вообще, интересно кто стоит за этой рекламной компанией криптовалют?

Директор по качеству , Хабаровск

Бизнес никогда не ходил тяжелыми путями. Принцип и девиз бизнеса, - наплевать какой продукт, главное объем прибыли. Ну а пирамида "диджитализации", это святое, а святое трогать нельзя. Опять же, мы все "оттуда" если что. Наши моногорода убили "эти" их называть нельзя а то привлекут..... Вам кинули очередную игрушку?, они попали в цель. Вам нужно чем то заниматься, вот вас и занимают, что бы вы не задавали лишних вопросов. Та электроника которая сегодня действительно облегчает нам всем жизнь, это один из бизнесов с высокой добавленной стоимостью. Конечно это уступает вооружениям и наркотикам, но всё же.....

Находясь на стадии "дожития" (пенсионер), сравниваю вчера и сегодня. Создана ситуация при которой обычных потребителей вынуждают (разными способами) пользоваться новыми технологиями, превращающими обычных потребителей в приложение к гаджетам. Остановитесь на улице и понаблюдайте за людьми, они все в смартфонах и ничего не видят вокруг.

Следующий шаг в виртуальную жизнь, это криптовалюта, и дальнейшая "диджитализация". Верной дорогой идете товарищи, кстати вас сильно много развелось (людей) и с этим надо что то делать, социальные программы не справляются....

Руководитель проекта, Москва

Действительно, громкое название и мало содержания. Ну прогремел этот биткойн, переписали программы. Кстати, на что могли переписать программы те, кто никакого блокчейна 2 - 3 года назад в глаза не видел? Вопрос риторический.

Ну так в мире регулярно что-то подобное, новое, происходит. Только в более узкой сфере. И все активно переписывают. Собственно никакой "цифровой революции" не случилось. Просто нашёлся ещё один способ зарабатывать деньги на бирже, породивший массу способов зарабатывать деньги на тех... кто зарабатывает деньги на бирже.

Руководитель управления, Москва

надо сказать правду - люди хотят получать деньги, управляя заводами и комбайнами -пароходами из теплого офиса. Ну так обеспечьте им это.

Консультант, Украина
Андрей Сомов пишет:

надо сказать правду - люди хотят получать деньги, управляя заводами и комбайнами -пароходами из теплого офиса. Ну так обеспечьте им это.

Та божеж мой, платите гроши и будет вам все в шоколаде.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.