5 советов, как выстраивать обучение в компании в эпоху турбулентности

Александр Макаров более 17 лет занимается обучением сотрудников в крупных FMCG-компаниях. Он руководил корпоративным университетом IDS Borjomi, который с коллегами выстроил с нуля, до этого был бизнес-тренером и менеджером проектов Capability и перезапустил учебную программу «Шаги визита» в PepsiCo.

1 июня 2022 года в партнерстве с Академией iSpring стартует его авторский онлайн-курс «Руководитель отдела обучения и развития персонала», на котором за три месяца участники создадут стратегию развития отдела обучения в компании — от бюджетирования и состава команды до запуска проекта и его связи с показателями бизнеса. В преддверии курса эксперт рассказал, как развивать сотрудников в новой реальности и что делать, чтобы ваша компания по-прежнему в вас нуждалась.

Больше пользы за меньшие деньги

Сейчас мы видим два больших процесса. Во-первых, многие компании переходят от стратегического управления к операционному. Вместо долгосрочного планирования они фокусируются на организации, координации и контроле работы прямо сейчас, в момент кризиса. Во-вторых, бизнес старается уменьшить расходы и работать как можно эффективнее с минимальными затратами.

С одной стороны, для отдела обучения это может стать проблемой — возможно, некоторые компании захотят отказаться от них, чтобы сэкономить. С другой стороны, если в компании происходят большие перемены, кто-то должен внедрять новые процессы и обучать им сотрудников.

Я считаю, что в моменты кризисов и турбулентностей отдел обучения может стать жизненно необходимым для компании. Но для этого придется перестроить работу отдела и поменять методы: найти способы уменьшить расходы и увеличить эффективность, придумать, как вы можете помочь компании прямо сейчас, и самостоятельно предложить решения заказчикам. 

Вот пять главных советов, которые помогут перестроить работу отдела обучения, чтобы снизить затраты и принести компании пользу.

1. Выстраивайте микросистемы

Часто система обучения в большой компании похожа на рейсовый автобус. Он приходит по расписанию и перевозит большое количество людей из точки А в точку Б. Если ваш отдел работает по такой схеме, то теперь, помимо автобуса, ему понадобится служба такси — она будет возить небольшие группы людей по их персональной траектории.

Когда в компании происходят изменения, нужно не только проводить стандартное общее обучение, но и помогать отдельным командам развивать навыки и решать задачи, которые стоят перед ними прямо сейчас. 

Например, если какому-то подразделению нужно искать новых партнеров и договариваться с ними, сотрудникам может понадобиться обучение переговорным навыкам — и чем скорее, тем лучше. А значит, этой команде нужна специальная траектория.

Определите, какие потребности есть у компании и ее подразделений, расставьте приоритеты, и вы поймете, какое обучение можно предложить разным группам сотрудников. При этом рушить старую систему не надо — просто дополняйте ее.

2. Создайте систему обмена знаниями

Центр обучения не обязательно должен быть источником экспертизы — можно сделать так, чтобы сотрудники компании сами делились друг с другом знаниями. В таком случае ваша задача — создавать для них обучающую среду, помогать систематизировать информацию, хранить и обмениваться ей.

Это современный подход, который позволяет центру обучения экономить силы, время и бюджет. При этом он помогает бизнесу накапливать внутреннюю экспертизу, а работникам — чувствовать себя значимой частью компании.

3. Lean Production контента

В новых условиях мы не можем позволить себе долго работать над контентом — все постоянно меняется, и длинный курс, над которым ваш отдел старался полгода, к моменту выхода может потерять актуальность.

Я советую перейти на формат микрообучения и выпускать контент понемногу — так, чтобы его можно было быстро подстроить под запросы компании, быстро сделать и быстро поменять или доработать.

Кстати, обратите внимание на библиотеки готового контента. Зачем с нуля создавать курсы по стилям лидерства или технике постановки целей по SMART, если у многих компаний они уже есть и ими можно пользоваться?

4. Перейдите на гибкое управление проектами

Если вы еще не используете Agile, то самое время попробовать. Сейчас у отделов обучения нет времени на то, чтобы долго работать над проектом, сдавать его заказчику в готовом виде, а потом несколько раз корректировать и переделывать.

Гораздо проще и эффективнее проводить проекты через короткие итерации. Вы сможете экономить время и силы, а бизнес будет получать готовые решения, не требующие серьёзных доработок и глобальных изменений. К тому же, в зависимости от меняющихся условий и запросов, можно будет по ходу дела вносить в проект изменения так, чтобы увеличить его пользу.

5. Оптимизируйте оценку персонала

Самым валидным методом диагностики считается ассессмент-центр, но в нынешних условиях проводить его очень неудобно. Это дорого, а сам процесс и его подготовка требуют много времени. Есть и другие способы — может, чуть менее валидные, но все же эффективные.

Например, с помощью современных инструментов можно проводить непрерывную диагностику — регулярно тестировать сотрудников, давать им обратную связь и получать ее от них. Это как камеры контроля скорости на дороге — я не буду ехать быстрее положенного, если знаю, что мои нарушения фиксируются.


1 июня 2022 года стартует онлайн-курс «Руководитель отдела обучения и развития персонала». Курс состоит из 13 занятий и длится 3 месяца. После каждого занятия — практика под руководством персонального наставника. Вы по этапам создадите стратегию развития отдела обучения, подходящую именно вашей компании, научитесь грамотно составлять бюджет проекта, узнаете, как выстроить программу развития сотрудников и создать архитектуру системы обучения. В конце курса каждый участник получит сертификат от Академии iSpring.

Записаться на курс можно на сайте Академии iSpring

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Максим Часовиков
Руководитель, Москва

Это как камеры контроля скорости на дороге — я не буду ехать быстрее положенного, если знаю, что мои нарушения фиксируются.

Вот она самая апотропия Бодрияйяра, в нашей реальности... А потом уже симулякры будут... 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.