Элла Черномор: О русском языке и еще кое о чем

Элла Черномор

Моя дочь уже в 5 классе, сейчас в гимназии, но это не изменило главного – стиль преподавания русского языка везде одинаково бездарен, вместо интереса порождает недопонимание, пробелы, страх и нелюбовь к предмету.

У меня в школе тоже не было хорошего учителя русского языка (по математике один раз нашу учительницу подменял отец одного из учеников – так я узнала, что даже такой гуманитарий, как я, вполне может освоить этот предмет на «отлично». Другое дело, что счастье было недолгим). Но мне было практически все равно, потому что у меня врожденная любовь к языкам. Но у моей дочери как раз математический склад ума, и я столкнулась с необходимостью где-то брать время, чтобы подменять собой школьного преподавателя (которому, кстати, зарплату платят).

Исходя из своего опыта, я знаю, что бывает два варианта, когда обучение становится эффективным: у человека есть осознанная цель, для достижения которой абсолютно необходимы эти знания или человека заинтересовывают получить знания настолько, что сам процесс становится захватывающим приключением.

Конечно, осознанной цели у пришедшего в первый класс ученика быть не может. Ее в ряде случаев нет и у выпускников школы. Значит, процесс обучения нужно строить на интересе. Просто картинки на наших детях уже не работают. Они работали на нас, когда телевидение было монохромным, а в кино удавалось попасть довольно редко, тем более, что смотреть было не особо и что. При наличии всех цветовых и трехдименсионных радостей в жизни нужно искать другие пути, а именно – искать то, чего нашим детям не хватает. А не хватает им как раз беседы, сказки, простой бытовой мистики, с которой они живут каждый день, но о существовании которой не подозревают. Им нужно общение в повествовательной форме, динамичное, логичное, с неожиданными выводами и поворотами рассказа, обязательно отсылающее слушателя к глубокой истории своей страны, своего этноса. Нужно связать наших детей с корнями, поскольку последние 25 лет мы только и делали, что связывали их с Америкой, и сейчас они мало представляют, что же, собственно, это за страна такая – Россия.

Я понимаю, что основным возражением тут может быть плотная учебная программа, не позволяющая учителю творить. Но тут же возражу: если у учителя есть дар, ни одна программа не может с этим справиться – он все равно всех научит. Так что, что там мешает нашим учителям (в основном женщинам) танцевать, – вопрос не очень ко мне.

Будучи человеком верующим, я считаю, что нельзя обходить этот вопрос в воспитании ребенка. Более того, для меня это просто преступно. Поэтому пример, который я привожу ниже, объединяет эти две задачи в одно решение. Он предполагает дополнение, «разворачивание» каждого постулата в зависимости от реакции слушающего (выражения его глаз), а также опору на сам алфавит, о котором я веду речь. Выбор, какими словами излагаются эти мысли, тоже зависит от аудитории. У меня сейчас задача заинтересовать довольно взрослых детей в азах русского языка и за пару лекций построить с ними фундамент и дать орудие труда для дальнейшего освоения материала уже при все том же преподавателе, но на новом уровне самостоятельного подхода, поскольку, за исключением пары глубоких гуманитариев, весь класс не справляется с русским языком.
Вот мой вариант беседы:

В Святой Книге написано, что нас создал Б-г.

Дарвин утверждает, что мы – результат удачного эволюционирования обезьян.

Сдается мне, что и во втором варианте есть доля правды. Ведь когда у Адама и Хавы родились три сына, на ком-то они же женились. Да и сам Праотец пару раз тоже… Значит, были на Земле формы жизни, обожив которые своим семенем, получили Подобные Господу свои коленные ветви.

В наследство от этого современному человеку достался постоянный выбор – быть подобным Б-гу или вернуться к обезьяньим предкам.

Поскольку Б-г – это Любовь, следовательно, все, что более-менее похоже на любовь духовную, а также само стремление к духовному развитию делает нас подобными нашему Создателю. И наоборот, все физическое, забота о физическом теле исключительно ради удовлетворения его стремлений к наслаждению, подчинение жизни грубым материям приближает нас к Homo Sapience.

Выбор, конечно, за каждым, но вернемся к созданию Мира Б-гом.

Как написано – вначале было Слово. То есть Господь сотворил весь существующий мир одним только словом. Такова сила того, что мы как Образ и Подобие Его произносим каждый день. И выбирая путь уподобления Всевышнему, мы все больше обретаем способность сотворения словом.

Святая Книга говорит нам, что Слово это было у Б-га, поскольку Он является Творцом всего, и ничего не было, кроме Него.

И слово это было БОГ.

С – Слово

Л – Люди

О – Он

В – Веди

О – Он

Таким образом, значение самого термина «Слово» понимается, как Слово, которым Он сотворил Людей, и через которое люди познают Его.

Б – Буки

О – Он

Г- Глаголь

То есть Словом Он Сотворил (Творит, Делает)

Когда рассматриваешь каждое слово как емкое понятие, в котором каждая буква стоит не просто так, а занимает свое определенное место, становится понятна необходимость тщательно относиться к грамотному написанию слов.

А также вспоминается мудрость предыдущих поколений, скрывавших свои истинные имена от всех, так как имя дает глубокое понимание самого обладателя, а значит и власть над ним – показывает его сильные и слабые стороны. Также и наименования всех окружающих нас предметов дают нам такое же знание. Не случайно Господь дает Адаму право назвать всех сотворенных животных. Конечно, к этому времени они уже существовали, но Адам, давая им имена, придает каждому из них атрибут познания.

Безусловно то, что алфавит был продуктом потребности удаленного общения людей между собой, а также передачи знаний от одного поколения к другому. Но те, кто создавал его, делали это не просто так, а вкладывая основную жизненно необходимую информацию в саму структуру. Даже если человек осваивал только сами буквы, он уже получал эту информацию и мог на нее опираться в жизни.

Старославянская азбука говорит: «Я Закон знаю – делай добро, жизнь твоя будет хорошей. Земля есть и все на ней. Мыслите (знайте), люди, что Он – покой (жизни). Говори слово (свое) твердо. А глупость (пустое) отсылай от себя. Поскольку это от Червя».

Недаром изначально люди произносили слова очень скупо, не тратя их понапрасну, ведь каждое из них сотворяло и каждое имело настолько глубокое значение, что не было необходимости его подчеркивать витиеватостью речи.

Научившись писать, люди столкнулись с другой проблемой – написанное не передавало интонацию, а, следовательно, некоторые предложения могли быть неправильно поняты читающим. Люди стали обращать внимание, что же именно позволяет понимать мысль, вложенную автором в устную речь, и выяснили, что это интонации и смысловые паузы (стопы). Единственно верным решением было выразить эти стопы на письме какими-то знаками. К таким знакам в современном письменном языке относятся, например, запятые. Отсюда следует вывод о том, что расстановка знаков препинания также необходима, как и грамотное написание самих слов, поскольку передает мысль пишущего и исключает разночтения.

Приведя свою письменную речь в относительный порядок, люди задумались о том, как передать все это другим, к примеру, следующим поколениям. Конечно, перебирать бесконечное множество вариантов предложений письменной речи и заучивать расстановку знаков препинания в них было невозможно. Но примерно это пришлось сделать тем, кто задался целью найти ключ к разгадке. И тут они выяснили, что постановку очень многих знаков препинания объединяет одно и то же. Например, такой знак обязательно во всех примерах ставился перед «что», «но», «а» (в значении но), и так далее. Это дало возможность обобщения и систематизации постановки знаков. Такая систематизация превратилась в свод правил.

Таким образом, не правила диктуют нам применение письменного родного языка, а наоборот, письменный язык диктует применение правил. Поэтому каждое из них мы как носители этого языка легко можем проверить на множестве примеров. Именно это и стоит делать изначально на каждом этапе изучения того или иного правила – сначала приглядеться к похожим примерам, а потом вывести это правило самостоятельно. Тогда станет понятно, насколько оно органично вытекает из жизни, и необходимости просто заучивать уже не будет.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Юрий Максименко Юрий Максименко CIO, Украина
Сдается мне, что и во втором варианте есть доля правды. Ведь когда у Адама и Хавы родились три сына, на ком-то они же женились. Да и сам Праотец пару раз тоже… Значит, были на Земле формы жизни, обожив которые своим семенем, получили Подобные Господу свои коленные ветви.
Какой ужас! Если это -- истоки, то мне подавай Америку! P.S. Я понимаю, что лучше не фиксировать внимание деток на том, что Каин и Сиф женились на своих сестрах (другого пути просто не было). Но формы жизни, обожив которые своим семенем -- это уже полный вынос мозга.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Уважаемая Администрация! Прикрутите, пожалуйста, к голосовалке кнопку ''Бред''![COLOR=red=red] Чёрт знает что творится
Генеральный директор, Тольятти

---Будучи человеком верующим, я считаю, что нельзя обходить этот вопрос в воспитании ребенка. ---
Вот своего ребенка воспитывайте и учите дома чему и как хотите.
Некоторые учат полоскать рот кетчупом и валяться в снегу.
Некоторые учат воровать.
Вы учите всякому бреду (ну, это хотя бы безопасно для физического здоровья ребенка).
Вопрос к администрации - каким образом эта статья соответствует декларации Сообщества?

Александр Байкалов Александр Байкалов Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
пишет: Чего не хватает детям в школьном обучении? «Б
при внимательном прочтении статьи - бреда со стороны автора не приметил. Не знаю как читали статью коллеги высказавшиеся ранее, может по диагонали а может и вовсе не читали а так увидели слова раздражители и сразу в штыки. Вопрос к ним. Со многим соглашусь с автором. Касательно обучения в сегодняшней школе - имею свою точку зрения: Считаю необходимым вернуть программы и методики обучения в начальных классах, которые были в советское время. Обучение должно быть единым и базовым для всех учащихся начальной школы. Думаю что и до 8 класса (сейчас до 9 -го) также методики и программы должны быть те что использовались в советское время. Это фундамент образования. Обязательные предметы: русский язык литература история математика ближе к окончанию школы - можно и предложить выбор того предмета который будет полезен при поступлении в высшее учебное заведение! Сейчас что получается - методик и программ много - толку практически нет.. Прислушайтесь к тому как общаются подростки! нет не между собой (это понятно - там всё по обезьяниному - жестами и мычанием) а с взрослыми, с родителями - недавно случайно услышал - девушка лет 16-17 общалась с мамой: ''ну.. это.. чё, там, как бы.. мам, чё, ну... и т.д. С Уважением,
Менеджер по маркетингу, Ставрополь

хмм..
какое то двоякое ощущение от прочитанного.
с одной стороны - здорово преподавать предметы небанально. Детки внимательней слушают, лучше запоминают материал.
с другой стороны - смущают некоторые религиозные взгляды, все же страна у нас многонациональная и как к такой подаче ''русского языка'' родители других концессий?
так же меня смутила фраза ''формы жизни, обожив которые своим семенем'' :o все таки детки в пятом классе учиться, не в 11

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Элла, действительно, откуда это толкование книги Бытия, относительно других форм жизни? И почему Хава а не Ева? Может стоит всё-таки быть ближе к общепризнанному святоотеческому толкованию, и такие вещи координировать с педагогом по ОПК или хотя-бы справится в учебнике по этому предмету, который в Вашей гимназии используется... А в целом метод правильный, примеры только проработать получше.
Виктория Данилова пишет: все же страна у нас многонациональная
а причём здесь это бессмысленное заклинание-мантра? Тут речь о вероисповедании идёт, а не о национальности. К тому же те факты, которые описаны в книге Бытия, признаются почти всеми крупнейшими коФессиями, кроме буддистов, но у них в их школах не территорях их компактного проживания давно его (буддизм) преподают, особо не переживая по поводу пресловутой ''многоконфессиональности и многонациональности...''. Да, пожалуй, кроме ещё одной пока ещё довольно распространённой конЦессии у нас в стране - безбожников...
Консультант, Москва
Александр Байкалов пишет: Считаю необходимым вернуть программы и методики обучения в начальных классах, которые были в советское время. Обучение должно быть единым и базовым для всех учащихся начальной школы. Думаю что и до 8 класса (сейчас до 9 -го) также методики и программы должны быть те что использовались в советское время. Это фундамент образования. Обязательные предметы: русский язык литература история математика ближе к окончанию школы - можно и предложить выбор того предмета который будет полезен при поступлении в высшее учебное заведение! Сейчас что получается - методик и программ много - толку практически нет..
Категорически одобрямс! У меня двое детей в ''близком к школе'' возрасте. Мучительно ищем школу, куда отдать (есть несколько вариантов, включая ''специальные'' и ''с уклоном''). Пришли к выводу, что школа должна дать ''социализацию''. Остальное - дадим сами или наймём репетитора. P.S. Врождённую грамотность по русскому заложили. Говорят дети грамотно. Пишут... ну, для 4 и 5 лет их ошибки ещё более чем простительны :) Чем для ''челов каторыя типо пишуть статти в жорналы''
Юрий Максименко Юрий Максименко CIO, Украина
Александр Байкалов пишет: при внимательном прочтении статьи - бреда со стороны автора не приметил.
Тогда, может, Вы объясните почтенной публике, что значит ''обожить своим семенем''?
Юрий Максименко Юрий Максименко CIO, Украина
Александр Байкалов пишет: Это фундамент образования. Обязательные предметы: русский язык литература история математика
Вынужден Вас огорчить. Обязательные предметы ныне в России: -- Физкультура -- Россия в мире -- ОБЖ -- Личный проект (не знаю, что это такое)
Юрий Максименко Юрий Максименко CIO, Украина
Борис Зверев пишет: Пришли к выводу, что школа должна дать ''социализацию''. Остальное - дадим сами или наймём репетитора.
Поддерживаю. От себя добавлю: самое опасное тут -- отбить желание что-то изучать. Я вот преподаватель. И был в программе такой пункт: вращение объектов броузера средствами JavaScript (отменили его, может, и правильно). Очень было интересно, сказав: ''А сейчас вспомним некоторые сведения из тригонометрии'', посмотреть на реакцию аудитории. Всем как будто попала вода в больной зуб. Лучше б им вообще не рассказывали о тригонометрии. Они также её бы не знали -- но не боялись бы её.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.