Как построить системный бизнес: 6 ключевых шагов

Сначала давайте определимся, что такое системный бизнес. Чтобы быстро ответить на этот вопрос я использую метафору. Все люди разные, но у всех есть одинаковая структура тела — костный скелет. Да, кто-то выше ростом, у кого-то тоньше или толще кость, но строение скелета одинаковое.

Так и у бизнеса. Все они разные, но есть одинаковый «скелет»:

  1. Ваш продукт или услугу требуется показать миру — это маркетинг.
  2. Вы контактируете с клиентом, неважно онлайн или оффлайн — это продажи.
  3. Вам требуются сотрудники и организация их работы, контроль и аналитика, автоматизация и многое другой – это можно отнести к управлению.

Объединение всех этих элементов в единую цепочку связей и есть — системный бизнес. Как его построить?

Первый шаг: взглянуть на свой бизнес со стороны

Эйштейну приписывают цитату: «Невозможно изменить систему, находясь внутри самой системы». То есть, чтобы увидеть дополнительные возможности развития, необходимо посмотреть на свой бизнес со стороны, а этому способствует отличный и уже многим известный инструмент – бизнес-модель.

Бизнес-модель – это «фундамент», который включает в себя картину бизнеса на одном листе бумаги и состоит из следующих подробно описанных пунктов:

  • Клиенты. Кому вы продаете, или хотели бы продавать свой товар или услугу?
  • Ценности. Какой результат получает клиент после покупки?
  • Каналы связи. Каким способом вы привлекаете клиентов?
  • Взаимоотношение. Как вы организуете процесс продажи?
  • Доходы. За счет чего вы зарабатываете, и как заработать больше?
  • Товар. Составные части вашего товара или услуг.
  • Ресурсы. То, что у вас есть, и что необходимо, чтобы продавать товар или услугу.
  • Партнеры. Те люди или компании, которые помогают вам в процессе создания и продажи.
  • Расходы. Это расходы.

Насколько хорошо проработан ваш фундамент (бизнес-модель), настолько большой «дом» вам удастся построить из своего бизнеса. Желаю вам детально разобраться с этим шагом, и построить небоскреб.

Второй шаг: время собственника

Вы — предприниматель, цените время и деньги. Вы сильно заняты, и даже когда позволяете себе отдых, то мысли о бизнесе не отпускают. Вас это устраивает, даже может нравится, но вы понимаете, что уже некоторое время ваш бизнес стоит на месте.

Уже нет тех ярких рывков, когда вы могли вырасти в доходах в несколько раз. Вы пытаетесь что-то делать, использовать современные решения, соцсети и рекламу, но все это не то.

Чего-то не хватает.

На этом шаге мы собираем все рабочие процессы в компании, выделяем то, чем занимается собственник или хочет заниматься, и отсекаем все лишнее.

Здесь происходит корректное делегирование, отказ от лишних действий, перераспределение задач между сотрудниками. Результатом является освобождение времени собственника для стратегических задач развития.

Третий шаг: управленческий учет

Это система отчетов и подробное описание цепочки отношений с клиентом, начиная с первой точки контакта до заключения сделки. Вы точно знаете сколько людей видит ваши предложения, сколько откликаются, сколько приходят, сколько делают заказ и оплачивают. Понимаете узкие места, и можете их контролировать. Вы постоянно анализируете опережающие показатели в разрезе каждого дня, и держите руку на пульсе.

Это первичная финансовая информация, которая дает вам понимание как прошел рабочий день, и находитесь ли вы в рамках месячного плана.

Благодаря этому инструменту я обнаруживал: потери в 400 тыс. руб. с каждой сделки в недвижимости; долги на сумму в 11 миллионов рублей, о которых собственник не подозревал и многое другое. Инструмент из серии – должен быть!

Четвертый шаг: бизнес-процессы

Бизнес-процессы – это четкие алгоритмы действий сотрудников от рутинных и бытовых до производственных. В этот раздел желательно добавить инструкции, регламенты и чек-листы. Это то, что дает понимание следующего шага для каждого из участников бизнеса. А самое главное, вы контролируете все это в реальном времени.

Если вы наняли нового специалиста, то на его адаптацию уходит минимум времени, потому что все, что ему нужно знать, расписано и есть в созданных инструкциях.

Пятый шаг: мотивация

Это неизменный стимул продаж, где настроена система таким образом, что сотрудники зарабатывают тогда, когда их действия выгодны владельцу.

Внедрена система рангов с материальной и нематериальной мотивацией. Используется трехэтапная система вознаграждений с планом продаж и так далее.

Звучит банально, но эффективность этого шага нельзя недооценивать.

Шестой шаг: финансовый учет

По-простому это планирование движения и распределения денежных средств, расходов и доходов.

Ваша задача – четко знать, сколько средств вам понадобится в будущем, и исключить кассовые разрывы – моменты, когда деньги сильно нужны, а их нет.

Существует несколько подходов к формированию учета, и самым передовым из них я считаю систему фондов, когда вы на основе анализа прогнозируете свои расходы и доходы на длительный период, а затем откладываете нужные суммы.

Это делается, чтобы в будущем полностью исключить кассовые разрывы, иметь деньги на развитие и прекратить удивляться «неожиданным» расходам.

Именно на этом шаге, вы получаете уверенность в будущем вашего бизнеса, появляется чувство спокойствия и надежности. Это именно то, чего многим из нас не хватает в бизнесе.

Вместо заключения

А теперь самое главное. В описанных шагах нет ничего нового. Все знакомо, и вы об этом уже слышали. А действительно важным является реальное и полноценное внедрение этих шагов в бизнес. Многие считают, что уже все внедрили, но проверьте своей бизнес через призму первого шага. Может еще можно что-то улучшить?

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Партнер, Москва

Неплохая статья. Только автор забыл дать ссылку на источник информации. Ив Пинье. "Построение бизнес - моделей. Настольная книга стратега и новатора." Действительно ничего нового. В таком виде советы и рекомендации мало помогают. Разве что могут задуматься люди, но не более... Цели нужно разделять до конкретных действий определенных сотрудников. Рассчитывать потенциальный рынок, строить финансовую модель, искать точки роста и т.д. Но это лучше получается у отраслевых экспертов, которые знают что и как работает в данной области на данном конкретном рынке. Универсальные специалисты могут давать только универсальные советы, на которых трудно выстроить уникальную модель и обеспечить преимущества.

У автора (судя по анкете) хороший опыт управления проектами в нефтяном бизнесе. Мне кажется, было бы интереснее и понятнее такую статью с привязкой к практическим примерам почитать.

Руководитель, Москва
  1. Ваш продукт или услугу требуется показать миру — это маркетинг.

Это не маркетинг, это маленькая и не самая важная часть маркетинга, это PR

Руководитель, Москва

Вам требуются сотрудники и организация их работы, контроль и аналитика, автоматизация и многое другой – это можно отнести к управлению.

Это скорее производство

Руководитель, Москва

состоит из следующих подробно описанных пунктов:

Не хватает главного - для чего он нужне собственнику

Преподаватель, Украина
Максим Часовиков пишет:

состоит из следующих подробно описанных пунктов:

Не хватает главного - для чего он нужне собственнику

Максим!

С Вашими комментариями я совершенно согласен, тем более, что они льют елей на мою лампаду теории и творчества, ведь насколько я помню школьную программу, то скелет позвоночных (не тоько человека) делится на осевой скелет, череп и скелет конечностей. Использовав всю креативность, можно представит. пп.1-2 - маркетинг (скелет конечностей), п.3 - производство и менеджмент (осевой скелет). Отсутсвует п.4 - собственник (череп). Я просто не понял, что ему нужно фундамент, лист бумаги или дом? 

P.S. Метафору о "скелете" использовал еще П.Друкер, утверждавший, что менеджмент становится необходимым бизнесу при переходе от бесхребетных к позвоночным - он являнтся центральной нервной системой.

Консультант, Краснодар
Максим Клемешов пишет:

Неплохая статья. Только автор забыл дать ссылку на источник информации. Ив Пинье. "Построение бизнес - моделей. Настольная книга стратега и новатора." Действительно ничего нового. В таком виде советы и рекомендации мало помогают. Разве что могут задуматься люди, но не более... Цели нужно разделять до конкретных действий определенных сотрудников. Рассчитывать потенциальный рынок, строить финансовую модель, искать точки роста и т.д. Но это лучше получается у отраслевых экспертов, которые знают что и как работает в данной области на данном конкретном рынке. Универсальные специалисты могут давать только универсальные советы, на которых трудно выстроить уникальную модель и обеспечить преимущества.

У автора (судя по анкете) хороший опыт управления проектами в нефтяном бизнесе. Мне кажется, было бы интереснее и понятнее такую статью с привязкой к практическим примерам почитать.

Да, Вы правы Ив Пинье и А.Остервальдер прекрасно описали способ построения Бизнес-модели, за что им низкий поклон. Вы также очень точно заметили цель статьи, дать возможность задуматься людям, что то, что они делают обычно - это не всё. Есть что-то ещё. В статье описаны всего 6 шагов, которых было достаточно, чтобы помочь компании стать номер один в России и речь не о нефтебизнесе. Я, как раз, считаю эти шаги универсальными и поэтому решил поделиться с теми, кому это может быть полезно. Благодарю Вас за обратную связь и учту замечания при написании новых статей.

Консультант, Краснодар
Максим Часовиков пишет:
  1. Ваш продукт или услугу требуется показать миру — это маркетинг.

Это не маркетинг, это маленькая и не самая важная часть маркетинга, это PR

Вы конечно правы. PR - это малая часть маркетинга,  сам маркетинг - это целый мир, на который точно одной статьи не хватит)

Консультант, Краснодар
Максим Часовиков пишет:

состоит из следующих подробно описанных пунктов:

Не хватает главного - для чего он нужне собственнику

Хорошее замечание и идея для новой статьи. Или ответ можно найти в книге Ив Пинье и А.Остервальдера о которой мы уже упомянули выше в комментариях.

Консультант, Краснодар
Максим Часовиков пишет:

Вам требуются сотрудники и организация их работы, контроль и аналитика, автоматизация и многое другой – это можно отнести к управлению.

Это скорее производство

Найм и управление работой сотрудников сложно назвать производством. Под аналитикой и автоматизацией я подразумевал исключительно элементы управления, но теперь понимаю, что стоило это уточнить.

Консультант, Краснодар
Богдан Литовченко пишет:
Максим Часовиков пишет:

состоит из следующих подробно описанных пунктов:

Не хватает главного - для чего он нужне собственнику

Максим!

С Вашими комментариями я совершенно согласен, тем более, что они льют елей на мою лампаду теории и творчества, ведь насколько я помню школьную программу, то скелет позвоночных (не тоько человека) делится на осевой скелет, череп и скелет конечностей. Использовав всю креативность, можно представит. пп.1-2 - маркетинг (скелет конечностей), п.3 - производство и менеджмент (осевой скелет). Отсутсвует п.4 - собственник (череп). Я просто не понял, что ему нужно фундамент, лист бумаги или дом? 

P.S. Метафору о "скелете" использовал еще П.Друкер, утверждавший, что менеджмент становится необходимым бизнесу при переходе от бесхребетных к позвоночным - он являнтся центральной нервной системой.

Спасибо за глубокий комментарий. Мне очень импонирует ваша креативность, возьму на вооружение.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.