Лидерство и аутсорсинг. Лучшая статья (02-08.03.10) в «Творчестве без купюр»

Юрий Грибанов

С точки зрения теории управления, компания может быть рассмотрена как система (то есть как совокупность элементов и связей между ними), находящаяся в некой среде. А любая система решает две основные задачи, первая из которых - обеспечение выдерживания системой давления среды (или, проще говоря, обеспечение самого существования, функционирования системы); вторая же задача сводится к тому, чтобы все свободные от сдерживания давления среды ресурсы максимально результативно употреблять для достижения тех целей, ради которых система (компания), собственно говоря, и была создана.

До последнего времени по причине пока еще, увы, невысокого уровня знания российскими бизнесменами теории управления, а также из-за еще относительно невысокого уровня конкуренции само наличие в бизнесе этих двух разных (хотя и взаимосвязанных) задач у нас еще мало кем осознавалось. «Натуральное хозяйство», когда по мере развития компания создает у себя множество вспомогательных служб, необходимых для поддержания ее функционирования, считается чем-то совершенно естественным. Одной из наиболее быстро растущих вспомогательных служб стали IT - очевидно, потому, что прямо пропорционально росту бизнеса увеличивается документооборот и, соответственно, увеличивается необходимость эти документы печатать и копировать...

Однако день ото дня конкуренция все возрастает и возрастает, соответственно, все больше возрастает и осознание необходимости освоения теории управления, и потому все больше российских бизнесменов начинает не просто интуитивно чувствовать, но и на основании строгих теоретических знаний управления отчетливо понимать, что главный резерв повышения эффективности бизнеса скрыт в отказе от ведения «натурального хозяйства», которое по мере своего расширения все больше и больше пожирает ресурсы, так необходимые для основной деятельности. Если в самом общем виде выделить суть проблемы, то она такова: разрастающееся «натуральное хозяйство» усложняет и без того непростое внутрикорпоративное управление, что повышает издержки и, самое главное, снижает общую управляемость и общее быстродействие системы.

Компенсировать эти отрицательные последствия можно двумя способами. Способ первый: действовать в обход принятых в компании формальных процедур принятия решений, что со временем вносит свой дополнительный вклад в снижение общей управляемости. Способ второй, кардинально противоположный: полностью отказаться от «натурального хозяйства» (либо свести его к минимуму), делегировав его функции сторонним компаниям. Тогда вместо всех многочисленных и различных по своему характеру информационных связей, замкнутых на то или иное вспомогательное подразделение, остается один информационный канал, по которому в заменившую вспомогательное подразделение стороннюю организацию поступает запрос на тот или иной объем услуги, а на этот запрос в обратном направлении поступает ответ в виде оказания услуги. В результате высвобождаются ресурсы компании, многократно снижается внутрикорпоративный информационный обмен и принципиально упрощается общая структура компании: остаются лишь те фрагменты управленческой структуры, которые прямо и непосредственно занимаются тем основным делом, которое составляет саму суть бизнеса компании и приносит ей деньги. И все это приводит к повышению быстродействия системы и ее управляемости, что делает компанию более мобильной, дает ей возможность быстрее и адекватнее реагировать на постоянно изменяющиеся условия рынка.

Понятно, что бизнесменам психологически трудно отказаться от такого уже ставшего традиционным и привычным «натурального хозяйства», и потому, наверное, сейчас столько еще много фирм, чей бизнес развивается, мягко говоря, не так, как хотелось бы их владельцам. Однако рост конкуренции, поиск внутренних резервов развития и повышение требований к качеству управления неизбежно приводят многих к пересмотру собственных взглядов на свой бизнес, на то, как организовано управление им, и потому мы прогнозируем в ближайшем будущем всплеск многочисленных реорганизаций, направленных на избавление компаний от собственных вспомогательных служб, и переход на аутсорсинг.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
. . . . Директор по развитию, Москва

Кстати одной из услуг на аутсорсинге, считаю само управление компанией. Если учесть что в большинстве российских компаний управление производится на самом низком уровне качества, при отсутствии в компании управленцев-профессионалов, есть смысл передавать его на аутсорсинг. Заранее согласовав показатели эффективности.

Менеджер, Москва
...суть проблемы, - такова: разрастающееся «натуральное хозяйство» усложняет и без того сложное внутрикорпоративное управление, что повышает издержки и, самое главное, снижает общую управляемость и общее быстродействие системы.
Своевременность действий стоит очень- очень дорого. Это - ключевой шаг в эффективном решении многих проблем.
. . . . Директор по развитию, Москва

Это интереснейшая тема, к сожалению не станет популярной на сайте. Все потому, что большинство руководителей ощущают себя Ноем у которого каждой твари должно быть по паре. Помню когда я работал в одном известном оборонном КБ, то в хозяйстве нашего главного конструктора были не только пионерлагерь, профилакторий и 2 детсадика, но и свиноферма....

Менеджер, Москва
Михаил Кузнецов пишет: Все потому, что большинство руководителей ощущают себя Ноем у которого каждой твари должно быть по паре
Видимо всё-таки жажда приобретать в собственность побеждает, - иногда это вполне обоснованно. Но чаще просто стремление иметь и всё. Патриарх об этом говорил. Действительно: это инстинкт работает. :oops:
Председатель совета директоров, Москва
Кузнецов Михаил пишет: Кстати одной из услуг на аутсорсинге, считаю само управление компанией.
полностью с Вами согласен Михаил. Если посмотрим вокруг то увидим, что данный вид аутсорсинга довольно таки распространённый.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Это интереснейшая тема, ...
Не только интереснейшая, но и наисложнейшая, если вести речь об аутсорсинге более широкого набора функциональных областей. Как правильно проводить тендер, на что обращать внимание в договоре, как выбирать аутсорсинговую компанию, что можно, а что нельзя или неэффективно передавать на аутсорсинг, как правильно организовать внутреннюю службу для взаимодействия с аутсорсерами и т.д. Если же вести речь об аутсорсинге оргтехники,- мне кажется, что уже очень многие крупные компании перешли на него. В случае правильной организации, рисков тут немного. Вопрос в том - как обосновать переход на него языком цифр, а не красивыми словами.
Директор по продажам, Владивосток
Михаил Кузнецов пишет: Это интереснейшая тема, к сожалению не станет популярной на сайте. Все потому, что большинство руководителей ощущают себя Ноем у которого каждой твари должно быть по паре
... Вот блин... у меня в каждом филиале по 2 менеджера, и везде мальчик/девочка... Ушел строить лодку.
Presale-менеджер, Германия

неужто все по прежнему так плохо на российском рынке с осознанием сути темы :cry: просто какая-то жуть.

. . . . Директор по развитию, Москва
Юрий Грибанов пишет: полностью с Вами согласен Михаил. Если посмотрим вокруг то увидим, что данный вид аутсорсинга довольно таки распространённый.
Юрий, данный вид аутсорсинга отсутствует почти полностью.
Сергей Капустянский Сергей Капустянский Исполнительный директор, Санкт-Петербург
Кузнецов Михаил пишет: Кстати одной из услуг на аутсорсинге, считаю само управление компанией
В чем смысл? Огромная доля собственников заводит свой бизнес не столько ради денег, сколько ради обладания властью. Им не нужна эффективность - если они не будут участвовать в процессах. Да это уже и не собственник, это - инвестор. Я считаю, что инвестор и собственник - это две разные ментальности. В своей маленькой компании - я царь и Бог. И ради этого все и затевалось, собственно. А эффективность - это уже вторично. Естественно, то, что я говорю, пригодно только для малого и среднего бизнеса. В стратегических отраслях крупного бизнеса, главный критерий оценки - эффективность.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бизнес OBI в России продали за 600 рублей

До пандемии бизнес OBI в России оценивали в €100 млн.

В Санкт-Петербурге на месте закрывшегося кинотеатра в ТЦ открыли фуд-холл

За полгода количество кинозалов в России сократилось на 12,4%.

Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

В строительной отрасли растет дефицит кадров

По данным Минстроя России, сектору сегодня не хватает около 3 млн человек.