10 ошибок при выборе профессии и вуза: вопросы, которые помогут определиться

Вспомните себя в 9 или 11 классе, когда вы решали, какую профессию выбрать и в какой вуз поступать. Для меня это была очень непростая задача, ведь решался вопрос (как тогда казалось!) о сфере занятости буквально на всю жизнь. Хотелось, чтобы работа была интересной, востребованной и перспективной. Я почему-то решила в тот момент, что для меня это будет бухгалтерский учет и аудит. Судьба распорядилась иначе: я училась программированию в экономике, но, что интересно, именно этот «запасной» вариант поступления во многом определил мою основную деятельность в жизни.

Конечно, многие мои знакомые, став инженерами, так и не построили ни одного моста. Зато другие, окончив экономический факультет, занимают высокие должности в ЦБ РФ. Поэтому выбор высшего учебного заведения – вопрос, несомненно, важный. О нем стоит подумать и абитуриенту, и родителям, которые хотят помочь (но не навязать) определиться с будущей профессией своему ребенку. 

10 ошибок при выборе профессии

В современных школах готовиться к выбору профессии начинают уже со средних классов. Когда базовые навыки по чтению, письму и счету освоены, появилась самостоятельность и навык учиться, резко расширяется количество предметов. Это помогает молодым умам в том числе попробовать себя в различных областях науки и жизни. Кто-то выбирает языки или спорт, кто-то математику или физику. 

В этот момент родители и преподаватели могут помочь предложениями попробовать себя в разных областях: сходить к себе на работу (по возможности), посмотреть обучающие фильмы, побывать на мастер-классах у популярных, горящих своим делом спикеров, отправиться в обучающий лагерь и т.д. Тут важно не настаивать, а предлагать, заинтересовывать, хоть это и не просто.

Многие школьники старших классов испытывают сложности при выборе будущей профессии. Так, например, по данным исследования «Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников», у 32% опрошенных школьников выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52% – средний; и только у 16% — высокий (Т.М. Урутина, Л.Г. Агеева, Молодой ученый, 2015 год).

Рассмотрим несколько основных ошибок, которые совершают школьники.

1. Мало знают о существовании различных профессий

Пожалуй, если сейчас спросить среднестатистического ученика о том, на кого можно выучиться в вузе, он расскажет хорошо если о 40-50 самых традиционных вариантах, в то время как профессий – тысячи. В этом случае можно вместе обратиться к интернету и посмотреть более узкие, но в то же время востребованные специальности в сфере, которая в целом интересна.

2. Не думают о будущем месте работы

И этот вопрос достаточно широк: много ли компаний нуждаются в данных специалистах, будет ли выбор и альтернатива, возможно ли продвижение по карьерной лестнице, каков уровень оплаты на разных этапах. И даже – есть ли возможность устроиться на работу по профессии в месте, где ребенок планирует дальше жить?

Можно мечтать выучиться на океанолога, но если пока нет перспективы переехать к океану, то выбор не будет разумным. Загляните на сайты с вакансиями, подумайте и почитайте вместе прогнозы о том, какие профессии могут быть востребованы в ближайшей перспективе, учитывая текущую ситуацию в мире. 

3. Выбирают вуз по семейной традиции

Как говорится, решают стать доктором или инженером в «пятом поколении». Родители очень хотят такого продолжения, потому что могут оказать протекцию в будущем трудоустройстве, поэтому начинают готовить «преемников» с пеленок. Давление может окончиться большими проблемами для обоих поколений: младшее будет заниматься нелюбимым делом всю жизнь (если будет), старшее получит балласт в компании.

Так, моя подруга окончила престижный вуз по специальности «инженер» из-за желания папы, уйдя с факультета социологии, которой грезила. В итоге ни дня в своей жизни она не работала в бюро…

4. Идут учиться за компанию с приятелями

Когда не хочется разлучаться со школьными друзьями, нередко подают заявление на факультет, который не подходит. Заметьте, что учиться неинтересному придется значительное время, и на возможную неуспеваемость больше никто не будет закрывать глаза, а это грозит отчислением и принудительным расставанием с приятелями.

5. Выбирают модную профессию

К сожалению, сотрудники, которых ищут активно сегодня, необязательно будут востребованы через 3-5 лет. А вот человек, увлеченный своей работой, знающей о ней все, будет нужен всегда.

6. Видят только внешнюю сторону профессии

Например, работа пилота или капитана корабля может привлечь своей необычностью, мужественностью. Но в расчет не идет, например, будущий график – ненормированный, с длительным отсутствием дома.

7. Следование за преподавателем

Иногда в школе один из предметов дает учитель, к которому ребенок тянется как к человеку, и потому выбирает профессию, связанную с этой сферой, хотя предрасположенностей к ней не имеет. Стоит помочь это понять.

8. Выбирают профессию по интересному школьному предмету, упуская нюансы самой профессии

Например, будущей студентке нравится литература и она решает стать педагогом, упуская из вида, что не умеет и не любит общаться с детьми.

9. Не могут реально оценить свои возможности

Нередко школьники старших классов не знают, с чего начать выбирать профессию: не знают свои сильные и слабые стороны, не понимают, что им может понадобиться на той или иной работе, завышают или занижают требования к себе. Здесь может помочь школьный или детский психолог, а также тесты на профориентацию. Они есть в бесплатном доступе в Интернете.

10. Идут в вуз, чтобы просто получить высшее образование

То есть у ребенка нет понимания, что обучение влечет за собой дело жизни, он просто продолжает ходить учиться все равно чему. Важно донести до него важность выбора профессии заранее. Конечно, всегда можно доучиться в будущем, и это будет сильным аргументом, но никто не вернет время, которое было потрачено зря.

Кстати, согласно опросам, значительная часть бывших студентов не работает по специальности, на которую обучались. Поэтому подойти с умом к выбору вуза и профессии лучше заранее.

Выпускники работают не по специальности

Источник: HeadHunter

Логичная задача родителей в этом случае заранее ненавязчиво проговорить с ребенком все эти пункты, понять, почему была выбрана та или иная профессия и вуз, помочь сделать выбор логичным и независящим от эмоций.

Как выбирать вуз

Еще один важный вопрос, который может быть решен ребенком эмоционально или за компанию. Взвесьте вместе все «за» и «против», пройдя следующие шаги:

  1. Оцените отзывы о вузе: как долго он работает, предоставляет ли возможность стажировок в стране или за границей, насколько сильный преподавательский состав конкретно вашего факультета. Особенно важно, есть ли среди преподавателей практикующие профессионалы, которые могут не просто пересказать книгу, но и поделиться реальным опытом.
  2. Узнайте, какие компании заинтересованы в специалистах, которые выпускает вуз. Уточнить это можно, например, у старшекурсников, которые проходят преддипломные работы – насколько сложно было им найти место для стажировки. Также можно вместе посмотреть рейтинги учебных заведений по тому, насколько востребованы специалисты из них.
  3. Сходите на дни открытых дверей, посмотрите, какие достижения у конкретного института или университета, поговорите с выпускниками и студентами. Также можно включиться в интернет-сообщества конкретных факультетов, чтобы понять, какие сложности могут возникать в процессе учебы.
  4. Выберите подходящий для себя формат обучения. Узнайте, какую программу предлагает вуз для выбранной специальности. Уточните, сколько будет практических занятий, что часто гораздо важнее теории.
  5. Посмотрите на возможности и условия проживания у выбранного учебного заведения, если ваш ребенок планирует жить отдельно. Насколько это будет доступно и каких затрат потребует от вас. 

Если выбор небольшой

Если выбор между двумя-тремя вузами или профессиями, можно воспользоваться простым листком, где можно предложить будущему студенту расписать все плюсы и минусы каждого поступления. Также можно попробовать пойти глубже и оценить выбор с помощью метода «Декартовых координат». Для этого нужно ответить на 4 вопроса по каждому месту учебы:

  1. Что будет, если я выберу учиться тут? Каковы плюсы этого обучения? 
  2. Что я потеряю или с чем расстанусь, если буду учиться тут?
  3. Если я не буду учиться тут, то что останется в моей жизни и что я приобрету от этого?
  4. Что я потеряю, если не буду учиться тут.

Если отвечать на вопросы честно, то велика вероятность лучше понять свои личные приоритеты в выборе вуза, которые пока скрыты сомнениями. В данном случае родителю можно сесть и сделать такие же списки отдельно от ребенка, а после сравнить получившиеся ответы и вместе их обсудить.

Полезные вопросы, которые помогут определиться с выбором

Задавать себе вопросы – очень важный навык, он формирует привычку к осознанности и у взрослых, и у детей. Выбирая вуз, а вместе с ним, возможно, и дело жизни, абитуриенту хорошо бы начать понимать себя и свои возможности, а для этого можно предложить ему на час-другой остановиться и задуматься над этим небольшим списком вопросов:

  1. Что мне нравится делать? И что мне делать точно не нравится?
  2. Как и где я хочу работать? 
  3. Какой должен быть график у будущей профессии? Какая оплата?
  4. Какие навыки у меня уже есть и какие я хочу освоить?
  5. Какие предметы в школе мне легче и интереснее изучать? По каким я читаю дополнительные материалы с интересом?
  6. Какой я вижу работу своей мечты?
  7. Какие профессии подходят под вышеописанные критерии?
  8. Какие профессии наверняка будут востребованы через 5 лет?
  9. Какие доступные мне вузы предлагают обучение этим или смежным профессиям?
  10. Какова программа и преподавательский состав в выбранных учебных заведениях?
  11. Что о нем говорят в рейтингах и отзывах?
  12. Насколько удобно и возможно мне будет учиться в этом вузе?
  13. Кто будет учиться со мной? Смогу ли я завести полезные знакомства?

Ответив на них последовательно, ребенок сможет начать понимать себя лучше. Даст себе возможность помечтать, а родителям поможет понять, чего действительно хочет. Велика вероятность увидеть, что ваш будущий студент хочет идти по жизни совсем не той дорогой, которую придумали ему вы, поэтому с этими вопросами лучше подходить чуть заранее, за пару лет до поступления, чтобы была возможность придумать альтернативный вариант обучения или совместно поискать компромиссные решения. 

Чем еще может помочь родитель в вопросе профориентации

1. Создать возможность для ребенка узнать побольше профессий изнутри. Для этого не обязательно ходить по разным рабочим местам, достаточно приглашать ваших лояльных знакомых, родственников на встречу и просить поделиться с ребенком тем, чем они занимаются на работе. Так ваше чадо получит представление о реальном рабочем и учебном процессе в будущей профессии, о чем в буклетах не пишут.

Как-то я рассказывала сыну подруги, как учатся на программиста. Он горел этой идеей, пока не услышал, что на курсе у меня было 13 различных математических и логических предметов за 5 лет. В результате стал изучать банковское дело и не жалеет.

2. Подключить ребенка к профессиональным чатам и сообществам по той профессии, которую он выбирает, по сфере интересов. Они обычно есть в Telegram, на форумах или в социальных сетях. Ваши знакомые вам подскажут.

3. Посоветовать ребенку поискать блоги представителей интересных ребенку профессий, где ведущие рассказывают о своей работе. Нередко в таких аккаунтах даются ссылки на предстоящие события и мероприятия, которые также можно совместно посетить. Подскажите будущему студенту подписаться и понаблюдать, обсуждайте интересные новости вместе. Это очень по-взрослому. 

4. Сейчас многие мероприятия проходят онлайн, например, мастер-майнды, где профессиональные сообщества обсуждают текущие тренды и ситуацию в своей сфере. Нередко они закрыты, но можно порекомендовать ребенку написать организаторам и попросить подключиться к сессии, обосновав желанием лучше познакомиться с будущей профессией. Даже если его не пропустят, могут порекомендовать более открытые мероприятия. Хорошо замотивированным молодым людям нередко отвечают с удовольствием.

5. Попробовать себя в действии на желаемой работе также стоит, если это реально возможно. Для этого обращайтесь к тем же знакомым из п.1 с просьбами дать ребенку небольшие задачи.

6. Использовать для знакомства с профессией выбранный вуз. В некоторых из них есть специальные подготовительные курсы, например, «Школа молодого предпринимателя», где с 9 класса можно окунуться в учебный процесс, попробовать предметы, включиться в активности самого учебного заведения. 

Заключение

От осознанного выбора вуза и профессии зависит многое в вашей жизни, не стоит пускать все на самотек. Даже если сейчас не совсем понятно, кем вы хотите работать, разберитесь, что вам нравится делать, это значительно сузит круг возможностей. И старайтесь получить образование в том, что вам интересно – не известно, какие дороги перед вами откроются в будущем.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Посыл статьи в целом правильный и нужный - детям нужна помощь в выборе вуза и профессии. И вполне оправданы отдельные рекомендации по более близкому знакомству с будущей специальностью.  

Но можно ли, например, обобщать и называть ошибкой "выбор вуза по семейной традиции"? Профессиональная семейная традиция - это ресурсный, но, увы, исчезающий феномен. В статье говорится о том, что ребенок становится жертвой традиции, но не говорится о преимуществах, которые он получает (глубины погружения в профессию, уважения к ней, идущих из истории и культуры семьи).

Приверженность профессии и так у нас давно не в чести, а тут ее еще и в ошибки записали.

Консультант, Москва

То же самое можно сказать и о других "ошибках", например, "следовании за преподавателем" или о "выборе профессии по интересному школьному предмету". Не хочется углубляться в детали, но возразить хочется по каждому пункту, например:  

...будущей студентке нравится литература и она решает стать педагогом, упуская из вида, что не умеет и не любит общаться с детьми.

Откуда этот приговор? Не рано ли утверждать, что будущая студентка не умеет / не любит общаться с детьми? И даже если это действительно так,  девочка может пойти на любимые русский и литературу и стать отличным методологом, редактором, корректором, копирайтером (получив доп образование) или найдет еще какую-то специальность.

Консультант, Москва

Не менее спорной звучит следующая сентенция:

если сейчас спросить среднестатистического ученика о том, на кого можно выучиться в вузе, он расскажет хорошо если о 40-50 самых традиционных вариантах, в то время как профессий – тысячи. В этом случае можно вместе обратиться к интернету и посмотреть более узкие, но в то же время востребованные специальности в сфере, которая в целом интересна.

По-моему, 40-50 профессий более, чем достаточно для выбора магистрального пути для 16-17-летних выпускников. Совершенно очевидно, что знакомство с остальными сотнями возможных вариантов настолько "расширит круг возможностей", что молодые люди могут вообще потерять проф ориентиры и окончательно запутаться. Хотя автор сам себе противоречит и этот круг предлагает сузить, заранее исключая такие юношеские мечты, как профессии океанолога, пилота или командира корабля. Поэтому и вывод получается неожиданным: 

Даже если сейчас не совсем понятно, кем вы хотите работать, разберитесь, что вам нравится делать, это значительно сузит круг возможностей. И старайтесь получить образование в том, что вам интересно – не известно, какие дороги перед вами откроются в будущем.

И правда, неизвестно, какие дороги откроются для выпусников во время обучения. Ведь образование и профессия (а точнее - работа) - это разные вещи. Помогать детям надо, важно не перестараться.

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово
Любовь Гвоздилина пишет:

Не менее спорной звучит следующая сентенция:

если сейчас спросить среднестатистического ученика о том, на кого можно выучиться в вузе, он расскажет хорошо если о 40-50 самых традиционных вариантах, в то время как профессий – тысячи. В этом случае можно вместе обратиться к интернету и посмотреть более узкие, но в то же время востребованные специальности в сфере, которая в целом интересна.

По-моему, 40-50 профессий более, чем достаточно для выбора магистрального пути для 16-17-летних выпускников. Совершенно очевидно, что знакомство с остальными сотнями возможных вариантов настолько "расширит круг возможностей", что молодые люди могут вообще потерять проф ориентиры и окончательно запутаться. Хотя автор сам себе противоречит и этот круг предлагает сузить, заранее исключая такие юношеские мечты, как профессии океанолога, пилота или командира корабля. Поэтому и вывод получается неожиданным: 

Даже если сейчас не совсем понятно, кем вы хотите работать, разберитесь, что вам нравится делать, это значительно сузит круг возможностей. И старайтесь получить образование в том, что вам интересно – не известно, какие дороги перед вами откроются в будущем.

И правда, неизвестно, какие дороги откроются для выпусников во время обучения. Ведь образование и профессия (а точнее - работа) - это разные вещи. Помогать детям надо, важно не перестараться.

Совершенно справедливо, Любовь. Выбирать из "тысячи", даже условной гораздо менее рационально, чем следовать стопам родителей. Вообще, на любой вариант можно привести как примеры Успеха, так и Провала. Тут уж точно нет универсального рецепта. Мы с дочерью определились с ВУЗом, три года ездили на "Дни открытых дверей Университета", определились со специальностью, успешно прошли конкурс, но... пришлось менять всё 

Руководитель группы, Москва

С учетом темпов изменений и неопределенности  все равно придётся профессию менять, причем неоднократно. Поэтому выбирать стоит базовое сильное образование, которое в дальнейшем позволит проще это делать, обеспечивая междисциплинарными навыками и знаниями 

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Ошибка № 1 - в жизни все меняется, и интересны тоже. 

Поэтому, чтобы работа радовала и приносила удовольствие нужно уметь определять тот момент, когда становится интересным что-то другое. Например, работал человек закупщиком или продавцом, переговаривал с иностранными партнерами, но стало интересно заниматься переговорами. Нужнго просто вовремя схватить этот момент и перестроиться. 

Аналитик, Москва

Автор много статей для обсуждения пишет, но ни разу не участвовала в этих дискуссиях. Её замечания верные, но я бы изменил чуток название. 

Например - "10 ошибок, которые нужно совершить". Это же старшеклассники, юноши и девушки. Им нужно ошибаться, пробовать, свергать режимы, опровергать традиции, искать новые пути, делать ошибки. 

Ну нельзя так: "Сыночек, не ходи туда, там плохие мальчики". 

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

Ну сами посудите, первые четыре совета:

1. Мало знают о существовании различных профессий

Ну и что? Я и знать не знал, что через какое-то время будут мерчендайзеры. Что через 10 лет будут программисты питона. Несомненно кругозор надо расширять, но это не ошибка.

2. Не думают о будущем месте работы

Да и чёрт с ним, с будущим местом работы. Пусть это будет шахта, плато Путорана, Антарктида. Не надо бояться, страх придёт гораздо позже, лет через 20. А сейчас пробуйте и боритесь. Потом будет поздно и неинтересно, начнуться дурацкие поиски смысла жизни, сидя за рулём огромного джипа. Поймите, что это молодое время поиска не вернуть! Оно не возвращается! "Только раз бывает восемнадцать лет".


3. Выбирают вуз по семейной традиции

Отлично! Будет у кого спросить совета, сравнить, попытаться сделать лучше, чем твои родители. 


4. Идут учиться за компанию с приятелями

Ну здрасьте! Давайте не ходить за компанию. Давайте наперекор компании. Да вся юность становится прекрасней именно из-за компании! За компанию в армию, за компанию в институт. Ищите и обрящете! Высоцкому вчера 85 лет. Напомню, что начинал он с архитектурного. Искать себя в молодости - это не ошибка, это нормально!

Ассистент, Москва

Всё же, слишком копаться не стоит, иначе можно еще на старте отбить желание поступать хоть в какой-то вуз) В любой профессии есть свои нюансы, когда студент немного вдохновленный романтик - это классно. 

Адм. директор, Санкт-Петербург

Вспоминаю "дела минувших дней", когда сам выбирал - где и чему дальше учиться, а потом сын определялся с тем же вопросом.

У меня "это" было в конце семидесятых годов уже прошлого века, тогда "профориентация" существовала в виде приходивших в школы руководителей и специалистов предприятий, также были "олимпиады" по предметам и "работа ВУЗОв" с теми, кто достигал каких-то значимых результатов на олимпиадах. Отдельно достаточно активно зазывали в свои ряды военные училища. Поэтому к десятому классу мне было уже понятно, что я - технарь, мне интересны электричество и электроника, отсюда и выбор - политех...Из совершённых существенных ошибок - я недооценил значимость математики для технаря (которой в школе занимался на минимально возможном уровне, без погружения) и недостаточно сориентировался в процессах девяностых годов... Уже в нынешнем веке-тысячелетии пришлось "доучиться" менеджменту в части управления проектами.

Сын в 2008 году окончил школу, к моменту окончания вопрос о месте дальнейшего обучения на повестке дня не стоял - он был определён уже в 2006 году, при этом с 2005 по 2008 год мы посещали самые разные учебные заведения в "дни открытых дверей", но поступал он в единственный им выбранный - ПГУПС (Университет Путей Сообщения). Хотя учитель химии страшно расстоилась, узнав об этом - у него были неплохие результаты по химии... Но узнав потом, что в ПГУПС преподавал и сам Менделеев, и "курс общей химии" там тоже был - немного оттаяла...

В общем и целом считаю, что к выбору ВУЗа, безусловно, нужно подходить вдумчиво (или вообще не получать высшее образование, углубляясь в специалитет), а вот с выбором профессии сложнее - динамика такова, что профессию и сферы деятельности приходится менять, по разным причинам!

И роль родителей/родственников/друзей тут очень велика, юноши и девушки в силу разных причин не уделяют этому должное внимание!

Руководитель группы, Москва
Любовь Гвоздилина пишет:
Откуда этот приговор? Не рано ли утверждать, что будущая студентка не умеет / не любит общаться с детьми?

Умеет ли человек общаться с детьми, видно еще когда он сам ребенок.

Конечно, это не приговор. Когда ребенок, имеющий проблемы в общении с другими детьми, вырастет, он может посещать психолога, проработать проблемы, и тогда ему станет легче общаться с людьми и, в частности, с детьми. 

Но сама проблема - она уже видна не просто со студенческого возраста, а с детского. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Средняя зарплата в Москве превысит 200 тыс. руб. в 2027 году, по мнению властей Москвы

Власти Москвы также ожидают умеренный рост потребительского сектора.

Руководители российских компаний не доверяют нейросетям

Больше половины опрошенных считают, что ИИ – не лучший помощник для решения задач.

«Ашан» начал трудоустраивать людей с ментальными особенностями

Компания продолжает делать шаги в сторону поддержки инклюзивности и взяла на работу людей с аутизмом и другими нарушениями.

Каждый пятый россиянин не получал повышение уже более 5 лет

Для 20% опрошенных толчком для карьерного роста стало увольнение с прежнего места работы.