Как подготовить ребенка к учебе в зарубежной школе

Про неизбежные трудности в первые недели обучения ребенка в школе за границей обычно рассуждают мало. Принято говорить скорее о неоспоримых преимуществах, нежели о временных неудобствах. Тем более, что в рекламе знаменитых учебных заведений лейтмотивом звучит одна мысль: «Ваш ребенок обязательно будет счастлив с нами». Но счастлив будет не каждый ребенок и не всегда сразу. 

Как правило, когда родители принимают решение об обучении своего чада за рубежом, то стандартно интересуются рейтингом учебного заведения, процентом поступивших в топовые вузы, оснащенностью школы, стоимостью обучения. А вот вопрос атмосферы и психологической составляющей, зачастую не встает вовсе.

Разумеется, все взрослые понимают, что момент привыкания на новом месте неизбежен. Но можно ли его минимизировать с первых дней обучения, и как еще до отъезда начать готовить ребенка психологически, задумываются не все.

А ведь есть систематически повторяющиеся сложности для каждого маленького ученика, который собирается учиться за границей. Часть из них – это личные сомнения и страхи, а часть – фактически принципиальные отличия систем и стран.

И заблаговременная подготовка к типичным трудностям всегда способствует успешному и комфортному переходу ребенка в новую среду.

К чему же нужно быть готовым, собирая ребенка в школу за границу?

1. Личный вызов

По мере приближения даты отъезда страхов у ребенка появляется все больше. Чаще всего дети боятся новой школы, новой системы, жизни вдали от дома. Многие подростки не озвучивают в семье, что попросту опасаются не справиться с учебной программой, не найти своего места в новом социуме.

Хватит ли его языкового уровня для подготовки к урокам и тестам? Будет ли возможность часто летать домой и видеться с близкими? Нелегко начинать обучение в школе. Любой. Будь то своя страна или другая. И уж точно первый раз в новой школе в новой стране.

Все это – дополнительные вызовы для юной личности. И здесь важно дать ребенку уверенность в том, что эти обстоятельства – точно не навсегда, и что есть близкие люди, на чью поддержку он может рассчитывать. 

2. Жизнь вдалеке

Отъезд в другую страну обычно пугает всех, тем более ребенка. Особенно, если планируется учеба с проживанием в пансионе, то есть совсем без родителей. 

Как помочь ребенку познакомиться со школой заранее? Есть разные варианты, и их можно комбинировать:

  • Первая поездка с родителями и посещение школы на день открытых дверей.

Желательно делать это в течение академического года, чтобы ребенок мог не только походить по кампусу, но и пообщаться с учениками школы. 

  • Самостоятельная учебная поездка на лето.

Это может быть лагерь при той же школе. С помощью такого пробного курса можно вызвать интерес у ребенка к продолжению учебы за рубежом. Часто такие программы сочетают обучение языку и хобби.

Так, курс «Английский и баскетбол» в одной из лучших школ в США Montverde Academy позволяет подтянуть и язык, и спортивный уровень. Для любителей верховой езды подобную программу можно взять в известной своей конюшней и американской школе Grier School. Хоккеисты (как мальчики, так и девочки) могут учиться летом в Shattuck-St. Mary’s School – эта школа 25 раз становилась чемпионом в США.

  • Пробное обучение в течение одного месяца или семестра.

Например, в Австралии Education Queensland International организует семестровое обучение в одной из школ. В Австрии такую программу делает The American International School, в Великобритании – Saint Andrew's College, на Кипре – Pascal English School. И почти в каждой стране есть школы, предлагающие курс на короткий срок в течение учебного года. Единственное ограничение – в последний класс приехать не получится, так как все ученики нацелены на подготовку к выпускным экзаменам, и поэтому обычно такие программы immersion предлагаются для возраста до 16 лет.

  • Онлайн-уроки от школы.

Некоторые учебные заведения сейчас предоставляют возможность купить один или более предметов и начать заранее готовиться к переходу в новую школу. Очень правильный путь, который помогает и начать осваивать программу, и познакомиться с учителями и будущими одноклассниками. В Канаде, например, такое обучение предлагает школа Merrick Preparatory School.

3. Расставание с родителями и друзьями

Сепарация от родителей – процесс для большинства подростков желанный в мечтах, но на деле оказывается весьма болезненным. Справедливости ради добавим, что для мам и пап потеря ежедневного личного контакта с ребенком – не меньший стресс, который может стать серьезной преградой в принятии решения об отъезде. Хотя в наше время настолько развита связь и коммуникация, что поддержание  ежедневного общения и близких доверительных отношений стало гораздо легче.

А мысль о расставании с друзьями пугает почти всех детей. По опросам наших юных учеников, которые мы делаем уже 25 лет, вопросы «Кто будут мои новые друзья?», «Смогу ли я найти их?» являются самыми насущными в списке у ребенка.  

Самим зарубежным школам тоже очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя у них комфортно, чтобы у него было «чувство дома». Школьники обычно живут в пансионах, так называемых boarding houses, или в принимающих семьях.

В Appleby College в Канаде, например,  школьники живут в 4 разных «домах». В каждом создана своя особая атмосфера уюта. Ребенок всегда может как уединиться в своей комнате, так и поговорить по душам с куратором или взрослым, живущим в том же доме – он называется houseparent. В американских школах часто в доме живет целая семья, они обычно работают в школе (учителями, тренеры).

Также адаптацию и расставание с родителями помогают преодолеть опекуны, которые необходимы в некоторых странах, например в Великобритании и Канаде. В британской школе Queen Ethelburga’s Collegiate опекун не только представляет интересы ребенка во всех официальных инстанциях, но и является доверенным лицом и другом. Именно он забирает на длинные выходные, заказывает торт и подарки на день рождения. Если ученику грустно, то опекун поговорит, успокоит, встретится и постарается помочь.

4. Интеграция в новую среду 

Уровень стрессоустойчивости и самоидентификации у детей – очень разный. И это поистине один самых сложных и важных моментов жизни. Именно с него начинается изменение мышления ребенка и познание себя как личности. 

Иностранная школа – абсолютно новый мир, иные правила общения, новые академические требования, другой формат заданий, социальные и учебные нормы, отличающиеся от тех, к которым ребенок привык. Ведь возникает необходимость общаться и выстраивать отношения не только с местными учениками и учителями, но и с детьми из других стран и культур. Так называемый процесс «Fitting In». Что сложно и непривычно даже для взрослого человека.

Адаптация может быть довольно сложной и проходит медленно, примерно в течение 3 месяцев. В этот период ребенок обычно проходит 3 стадии:

  • Восторг: все новое и интересное, свобода и надежды, все в школе нравится и вдохновляет.
  • Ностальгия по дому и друзьям: многое в новом мире отрицается, кажется странно устроенным и бессмысленным. Появляется сильное желание вернуться домой по любой причине. В этот момент важно ребенка поддержать, каждое недовольство обсуждать детально, помогать выявлять истинные и надуманные проблемы. И, главное, в этот короткий период (обычно он длится не более 3 недель) не поддаться на просьбы о возвращении, иначе на всю жизнь в сознании ребенка может закрепиться страх перед новым и неуверенность в себе.
  • Принятие: наконец, появляется объективная оценка того, что нравится, а что нет. У ребенка складывается картинка того, как он может комфортно жить и быть счастливым в новом мире. 

Во всех школах знают, как помочь преодолеть временные психологические трудности, вызванные слишком большой разницей в менталитетах. Администрация и учителя предоставляют колоссальную поддержку иностранным ученикам, устраивают «icebreaking parties» – активные мероприятия, нацеленные на преодоление сложностей в общении на этапе знакомства, чтобы учащимся было легче подружиться.

Так, в британской школе Queen Ethelburga’s Collegiate в старших классах для девочек введены такие уроки, как этикет, сервировка стола и организация приемов, а старшеклассницы устраивают приемы юношам из Британской морской академии.   

По времени длительность адаптации зависит не только от самого ребенка, но от возраста переезда и от особенностей жителей страны обучения. В 11-12 лет завести друзей проще, в 13-16 лет подросткам иногда приходится доказать, чем они могут быть интересны сверстникам как личность. В Ирландии дети могут подружиться с ирландцами уже в течение пары месяцев. А англичане могут «принять» по-настоящему, не на уровне светской беседы, только со временем. Поэтому, обучаясь в Англии, ребенок говорит о том, что у него есть настоящие друзья, как правило, через один-два года.

5. Языковой «шок»

Даже с хорошим знанием языка (по европейской системе – от B2 до C2) языковой «шок» неизбежен. Ребенок в первые дни ощущает, что его подготовки не достаточно, чтобы чувствовать себя свободно, и все равно потребуется несколько месяцев, чтобы набрать нужную базу как академического, так и разговорного языка. Нужно учить новую терминологию по предметам и слэнговые выражения, понимать быструю речь с разными акцентами.

А если языковой уровень ниже среднего (по европейской системе – ниже B2), то обучение на обычной программе для подростка будет очень сложным. В таком случае учеба сразу  в сильной рейтинговой школе будет слишком большим стрессом для ребенка. Поэтому стоит рассмотреть варианты International Prep Centers – это подготовительные, «транзитные» центры, которые существуют при общеобразовательной частной школе и принимают только иностранных детей.

Обучение начинается с формулы: не менее 50% уроков – изучение языка, остальное – математика, искусство, спорт. По мере повышения уровня владения языком (обычно через 2-4 месяца) количество языковых уроков уменьшается, добавляются естественные и гуманитарные науки. При этом внеклассные мероприятия проходят вместе с учениками основной школы – экскурсии, театр, соревнования, походы, кружки по различным предметам, игры и многое другое.

Поэтому изоляции от школьной жизни не происходит, только программа «заточена» на более мягкий и эффективный переход в новую систему образования. Как только введение в предметы пройдено, языковой барьер больше не является преградой, школа переводит его в основные классы. 

6. Стресс от сложности академического процесса

В зарубежных школах интенсивный процесс обучения очень отличается от российского. Новая терминология, методика, правила общения на уроках, тип задач и оценок. Например, в Великобритании совершенно другой подход к изучению математики. Если в России ученику дается уравнение, и он должен, применяя правила, решить его, то в Великобритании большинство заданий – описательные, то есть дается ситуация из реальной жизни (например, данные по производству машин), и ученик должен сам вывести уравнение, а потом объяснить, почему он выбрал именно это уравнение или формулу.

В первую неделю может казаться, что ребенок вообще ничего не понимает, находится в вакууме, школа и программа выбрана не того уровня. Все педагоги частных школ за границей это прекрасно осознают и стараются обеспечить максимальную поддержку.

Уже через пару недель проблемы нивелируются, а если и возникают сложности, то организуются дополнительные уроки или просто неформальный разговор. Чаще всего преподаватель в зарубежной школе – это друг. Плюс, например, в школе The American International School в Австрии еще есть тьюторы, которые выстраивают для каждого ученика индивидуальную образовательную стратегию.

В частных зарубежных школах преподаватели готовы помогать детям на все 100%. Но ребенок должен знать, что в западной культуре принято с вопросами приходить. Не понимает тему, не может решить задачу – нужно просто после урока сказать учителю. Незнание не карается. Наоборот, учителя будут прикладывать все усилия, чтобы он освоил материал, особенно видя его инициативу. 

Также очень важно эмоциональное здоровье (emotional wellness) ученика. Часто родители рисуют радужную картинку и выбирают школу посильнее и попрестижнее. Первое, что ждет ребёнка в таком учебном заведении - конкуренция. В рейтинговых школах каким-то детям сложно держать уровень и выбиться в лидеры. Не каждый рождается чемпионом. Да и всем ли именно это нужно?

Для некоторых такая среда – слишком стрессовая. И если ребенок не готов эмоционально, даже при идеальной предварительной академической подготовке, у него будут проблемы в первый год учебы за рубежом. Иногда не топовая и чуть более мягкая школа помогает быстрее сформировать уверенность и самодостаточность, обеспечивая соответствующий уровень «соперничества» для детей. 

7. Плохие оценки

Как ни странно прозвучит, но «плохие» оценки в первом семестре, когда ребенок впервые оказывается на обучении за рубежом – это норма. Поскольку в первые месяцы на ученика «наваливаются» буквально все вышеперечисленные задачи: и языковой шок, и ностальгия по привычному окружению, и необходимость позиционировать себя в новом социуме, и непривычные формы процесса обучения.

Ребенок много времени тратит на то, чтобы разобраться, где он оказался и как завоевать себе место в новом пространстве. На это уходят огромные усилия и эмоциональный потенциал. Отсюда – нестабильность или даже провал в результатах учебы. Но волноваться по этому поводу родителям не нужно, а уж тем более ругать. Практика показывает, что после периода адаптации во втором семестре у всех детей оценки становятся значительно лучше.

8. Выбор предметов

К этой опции не готовы обычно оказываются ни дети, ни родители. Когда за три-четыре года до окончания школы необходимо выбрать предметы, которые ты будешь плотно изучать, как правило, за счет других дисциплин, менее важных для дальнейшего поступления в университет.

Так, в Англии A-levels – целенаправленная 2-летняя подготовка к вузу по выбранной специальности, когда в 16-17 лет изучаются только 3-5 профилирующих предмета. Содержание программы A-levels зависит от специальности, которую ученик планирует получить в университете. 

Правильный набор дисциплин и их уровней (а его тоже необходимо выбрать, например, в программах IB и American High School Diploma) - крайне серьезная и ответственная задача, прямо в дальнейшем влияющая на поступление в вуз. Но при частных школах работают советники по поступлению в университеты (college counselors или university advisors), которые помогают выработать стратегию поступления в университеты и разрабатывают индивидуально для каждого ребенка план по подготовке.  

9. Второй иностранный язык

Чтобы не усугублять стресс, в первый год учебы лучше не брать второй язык для изучения, в особенности, если с основным языком обучения пока не все идеально. Здесь возникает чисто техническая сложность – «двойной» перевод. Когда, чтобы понять учителя, все еще приходится переводить с русского на английский, а с английского уже, например, на испанский. Времени на такой перевод в голове нужно в два раза больше, из-за чего трудно успевать за темпом подачи материала.

Включение второго иностранного языка в программу лучше делать тогда, когда с основным языком все хорошо настолько, что восприятие информации уже идет напрямую на основном языке. Обычно это происходит на втором году в школе.

10. Ориентация на кампусе

Немаловажно на первых порах освоить маршруты перехода между классными комнатами, что может быть проблематично, особенно, если кампус школы очень большой.

На днях одна наша ученица в Нью-Джерси (штат США) рассказала, как провела целый урок не в своей группе и поняла это только в конце, когда обсуждали домашнее задание. Такие казусы, конечно, могут случаться только в первую неделю, когда ребенок идет на урок по предмету в первый раз.

В американской системе в старшей школе вообще нет привычного понимания классов. Разные предметы могут быть в программе ученика из разных уровней (например, математика grade 10, а физика grade 9). И поэтому ребенок может учиться в группах с разными «одноклассниками» по разным предметам. Зато это тоже способствует развитию коммуникабельности и умению эффективно действовать в новом окружении. 

11. Новое гибкое мышление

Выбирая локацию школы, стоит обращать внимание, что даже внутри одной страны в различных регионах менталитет может отличаться. Есть отличные сильные школы и в Калифорнии, и в Колорадо. Но и в учебном заведении, и вне его стен основные принципы жизни будут очень различны в этих штатах. И важно, чтобы ценности данного сообщества были близки вашей семье и не вызывали дискомфорта.

Также лучше заранее настраивать ребенка на спокойное восприятие других обычаев и норм поведения, иных культур разных стран. Этому, в том числе, может помочь совместное чтение статей или просмотр передач о городе, регионе и стране. Мы рекомендуем также вступить в группы в социальных сетях – школы и города, чтобы там задавать вопросы и получать ценную информацию «изнутри». 

Обычно частная школа за границей – это мультикультурная среда. Все – уникальные представители своей страны и веры. Каждое мнение – это мнение. Так, в канадской школе Appleby College (провинция Ontario) учатся более 48 национальностей. Школа знаменита международными обменными программами, International Global Leadership Program, с которой ребята ездят по всему свету. Цель – развивать понимание мира, гибкость ума, в том числе через дискуссии за круглым столом, когда у ребят есть возможность в дружеской атмосфере обсудить те или иные вопросы, высказать свою позицию.

Именно на таких встречах дети учатся взаимодействовать друг с другом, заявлять о себе и не бояться, но быть готовыми к тому, что твою точку зрения могут не принять, но тебя обязательно услышат. Так вырабатывается ценный навык гибкого мышления. И этому в зарубежных школах уделяется особое внимание.

12. Наказания

Наказания в зарубежных школах, конечно, существуют. И это может вызвать дополнительный стресс у ученика. Есть масса дисциплинарных вещей, за которые могут сурово наказать или отчислить из школы, например, за курение, выпивку.

За списывание, обман, драку (драться в западных школах строжайше запрещено), самовольную отлучку в город, как правило, в англоязычных странах принято наказывать общественными работами (уборка территории и подобное) или дополнительной спортивной нагрузкой (пробежка рано утром, отжимания, подтягивания). Хотя по комментариям самих учеников это – самая понятная и малая из всех «трудностей».

Какие бы сложности не возникали, главное – открытый диалог с ребенком. Тогда все сложности временны и решаемы.


Получить больше информации о нюансах обучения в зарубежной школе, о выборе школы для ребенка, об особенностях поступления в 2022 году и лично пообщаться с представителями зарубежных университетов и школ можно на 10-й выставке международного образования – «Лидеры образования за рубежом»

Дата и время: 9 октября 2021, 14:00-19:00 мск
Формат: онлайн, на русском и английском языках

В программе:

  • Личные встречи с представителями школ и вузов, где вы сможете задать все интересующие вопросы.
  • Бесплатные консультации по обучению и жизни за границей от эксперта с 26-летним опытом в индустрии образования.
  • Полезные материалы – видео-советы и инструкции, которые вы получите при регистрации.
  • Насыщенная программа мероприятий – тренинги и мастер-классы: профориентация, подготовка к экзаменам, самостоятельное поступление в топовые вузы, как учиться со стипендией, как получать образование в постковидном мире и другие темы.
  • Розыгрыш среди участников выставки – сертификаты на уроки игры в гольф, незабываемый морской круиз на пароме Viking Line и другие призы.

Подробности и регистрация – на сайте AcademConsult

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Маркин
Менеджер, Москва

Сейчас не в любые страны пускают родителей без сертификата, а в России его получить не всем по силам. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на менеджеров по продажам вырос в полтора раза

Сильнее всего спрос на sales-менеджеров вырос в компаниях из IT-отрасли – сразу на 84% к прошлому году. 

В Петербурге с 1 ноября введут QR-коды для посещения мероприятий

А работников старше 60 лет отправят на удаленку.

Сколько россиян мечтают стать начальниками

Большинство опрошенных хотят быть боссами из-за более высокой зарплаты.

Две трети сотрудников не готовы к сокращению зарплат ради работы на удаленке

Подавляющее большинство сотрудников не готовы к сокращению заработных плат в случае релокации.