Как сделать неконтролируемую импульсивность своей суперспособностью

Нужна ли нам концентрация внимания? Жалобы на трудности со вниманием, своим и чужим, в наше время повсеместны. Иногда жалуются на него, указывая прямо: «У меня проблемы с концентрацией». «Как заставить людей сконцентрироваться на задаче?». Или косвенно:

  • «Все время прокрастинирую». (Так или иначе — направляю внимание «не на то», внимание не согласовано с «сознательными» приоритетами).
  • «Глаз замылился, пропускаю ошибки. Как будто все время не включен». (Внимание формальное, поверхностное, на самом деле — только видимость внимания).
  • «Довожу до конца только два проекта из десяти».
  • «Всегда поступаю одинаково. Если привычки нарушаются, чувствую себя очень плохо».
  • «По три раза проверяю, закрыл машину или нет». (Слепые пятна внимания, резкие внезапные выключения, которые невозможно контролировать).

Этот список можно длить и дальше. Но что, если наше внимание не такое уж и плохое, может, мы просто плохо пользуемся тем, что есть. Более того: возможно, сам факт многочисленных жалоб на плохое внимание свидетельствует о том, что хорошего нам больше не нужно и потребность в массовой концентрации снизилась с наступлением постиндустриальной эпохи.

Внимание к вниманию

Прежде всего, как мы определяем, что концентрация внимания «плохая»? В основе диагностики лежит даже не наблюдение, а самонаблюдение (суждение человека о том, насколько он способен концентрировать внимание). Очевидно, что это суждение сильно зависит от того, какой именно деятельностью мы заняты. Мне может «не хватить» внимания для монотонной скрупулезной работы, но его будет вполне достаточно для успешных переговоров.

В то же время для многих людей невозможность концентрироваться на задаче, суетливость, неконтролируемая импульсивность, непоседливость и категорическое неумение планировать – это не миф, а реальность, которая серьезно мешает адаптироваться в жизни. Эти прокрастинаторы пытаются «не отвлекаться», но у них ничего не получается. Их внутренняя обезьянка завлекает их на «Темную Игровую Площадку» (термины из популярной статьи Тима Урбана о прокрастинации и мотивации), они ничего не могут поделать и считают, что во всем виновата их импульсивность и отвлекаемость.

Особенность моей работы такова, что я имею дело с людьми, которые неплохо адаптировались и социализировались. Ко мне приходят люди, о которых можно было бы упрощенно сказать, что у них легкая форма СДВГ. Среди них есть те, для кого их особенности – источник успеха (и они не жалуются на проблемы с концентрацией). Глядя на них, я не раз задумывался: какие слабые признаки отличают адаптированных людей с «не таким» вниманием от неадаптированных? И какие скромные, немасштабные вмешательства иногда могут помочь человеку в этой сфере?

Не ограничение, а суперспособность

Пожалуй, я бы назвал адаптированного «невнимательного и гиперактивного» человека новым работником постиндустриальной эры. На их примере особенно отчетливо видно, насколько понизилась ценность усидчивости и концентрации. Такой человек быстрее соображает, легко переключается. Он быстро устает и быстро отдыхает. Можно сказать, он вообще не делит жизнь на отдых и работу. Он работает короткими циклами проектов, стратегических сессий, летучих диалогов в мессенджере, постоянных перелетов. У этих людей короткое внимание и неровный поток энергии. Но они научились управлять им и стали эффективными. По отношению к адаптированным людям с «плохой» концентрацией уже не подходит выражение «дефицит внимания». Да, внимания мало, но его не «слишком» мало. Собственно, дефицита и не наблюдается, потому что люди научились эффективнее использовать тот объем концентрации, который есть, те особенности, которые в наличии.

Я бы сказал, что главным отличием их от тех, у кого есть проблемы с концентрацией, является ритм. При «плохом» произвольном внимании импульсы между корой и подкоркой головного мозга, регулирующие активность и торможение, проводятся медленнее, чем надо. Человек с проблемным вниманием – в чем-то тормоз. Он может быстро соображать, но еще быстрее выдыхается, и часто не успевает сам за собой. Будто лампочка мигает или контакт прерывается.

Но успешные люди, которых я вижу перед собой, с большим или меньшим эффектом «оседлали» это мигание, сделали его более ритмичным. Включился — поработал, выключился — отвлекся. А между этими включениями и выключениями — еще другие, третьи и четвертые фазы цикла: поглазел в окно, потрепался, подтянулся на турнике. Собственно, именно так поступают с «непоседливыми» детьми в школе умные учителя. Таких детей посылают налить воды в лейку, отдать бумажку заведующей, принести классный журнал из учительской, их вызывают к доске, чтобы они просто писали под диктовку тему урока, а иногда учитель просто подходит к ним и кладет руку на плечо или еще как-то невербально обращается к ним.

Человеку с новым типом внимания нужно больше стимулов, больше мелких, мерных, цикличных маленьких заземлений. Они заменяют ритмом непроизвольные судорожные включения в активность и выключения из нее. Чтобы организовать себе такой ритм, у человека с новым типом внимания должно быть понимание того, что хозяин этого ритма – он сам. Как написал Тим Урбан, «на глубинном уровне все сводится к битве уверенности». Работа по настройке ритма, связывающего ваши долгосрочные цели со среднесрочными и краткосрочными, не может быть проведена одномоментно. Она должна вестись непрерывно.

Как научиться управлять вниманием?

Если вы действительно считаете, что уровень вашей концентрации недостаточный для вашей работы, попробуйте поразмышлять над следующими приемами:

  • Мантры и мемы. Ключевые фразы могут быть шуточными, без особого глубокого смысла. У одного моего клиента есть фраза «Грузите апельсины бочками», которая помогает ему вспомнить о своих среднесрочных планах.
  • Контролируемые паузы. Отвлекайтесь от работы «по заданию», например, каждый семь или каждые пятнадцать минут.
  • Парадоксальное чередование. Попеременно (по 5-10 минут или меньше) занимайтесь несколькими видами деятельности, сочетая и чередуя их. Главное — не залипать ни на «нужных», ни на «пустяковых» активностях.
  • Перемена мест. Не работайте за рабочим столом. Перемещайтесь по местности: офису, городу и миру. Смена картинки вокруг поможет вам воспринимать ваши задания как нечто разнообразное и даст пищу вашим импульсам.
  • Музыка во время работы. Лучше всего ритмичные песни. Они делают именно то, чего вы хотите добиться: контролируемо отвлекают вас и не дают отвлекаться неконтролируемо.
  • Общение. Работая в ситуации, где вас постоянно отвлекают от «дела» люди (и это будет частью вашей работы), вы будете воспринимать этот фон как достаточный, чтобы «спасать» свою работу от полного коллапса. (Тот же Тим Урбан подчеркивает важность некоторого стресса даже для людей, чья прокрастинация стала серьезной проблемой).
  • Турник. Если это возможно, стоит чередовать работу и быструю, не требующую времени физическую активность. Это срабатывает со школьниками, сработает и со взрослыми.
  • Чашки кофе и иные вознаграждения. Годятся любые способы примитивной геймификации даже самой творческой или ответственной работы.

Много людей с «плохим вниманием» на деле от него не страдают. Да, это «резкий стиль вождения», с постоянными поворотами, остановками и ускорениями. Но и в таком стиле можно водить эффективно и безаварийно. При большой импульсивности спасает не чувство вины за отвлечения, а только гибкость и быстрота перехода внимания от одного к другому.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Копирайтер, Калуга

К сожалению, нередко бизнес-тренеры и консультанты пытаются заменить собой психолога или психиатра. Получается не очень

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Михаил Караваев пишет:
К сожалению, нередко бизнес-тренеры и консультанты пытаются заменить собой психолога или психиатра. Получается не очень

В планах внимательно прочитать, сравнить со своим поведением (так как сам достаточно импульсивен, но давно с этим справляюсь). И тут такой коммент. Потому начну с коммента:

1. Михаил, вы не дали критики по существу публикации, а сразу перешли на личность автора. Причем не его одного, а представителей целой отрасли.

На Е-хе хватает "спецов по консультантам", которые в них ни черта не смыслят. Стоит ли пополнять эту немногочисленную (но крайне агрессивную) группу воинствующих дилетантов?

А что-то есть по существу публикации?

2. Когда врач по профессии начинает писать (А.П. Чехов) - некоторые люди признают их за писателей. Вы, похоже, не из их числа.

Работа консультанта по управлению - это работа исследователя. Но исследователя проблем конкретной фирмы (отрасли, региона и т.д.), но не сферы менеджмента (а в менеджменте психологии много).

А когда консультант/бизнес-тренер по профессии выводит свои теории - он становится исследователем в некоторой теме (как здесь). То есть он уже в роли не консультанта, не бизнес-тренера.

3. Полагаю, что много полезных вещей и открытий сделали люди в тех сферах, в которых они не имели базового образования. Поскольку здесь тема про концентрацию, то приведу конкретный пример:

Психологи серьезно занимаются вопросами запоминания. А концентрация внимания - один из важнейших подпроцессов запоминания.

При этом Ф.Лёзер, не будучи психологом, написавший книгу Тренировка памяти (где серьезное место уделено концентрации внимания) - отмечает - психологи изучают много лет память, но это пока мало дало практической пользы для людей - для улучшения запоминания.

Сделав открытие, что процесс запоминания (и концентрация как один из подпроцессов запоминания) - это процесс познавательный, он предложил работающую технологию эффективного запоминания, до сих пор лучшую.

По сути, я задал Вам три вопроса:

Что имеете сказать по существу публикации?

Когда консультант предлагает свои модели в некоторой сфере, не связанной с клиентом - это роль консультанта по управлению или исследователя этой темы?

Вы уверены, что человек должен заниматься только тем, где имеет официальное базовое образование, а не просто самообразование?



Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - «Все время прокрастинирую». (Так или иначе — направляю внимание «не на то», внимание не согласовано с «сознательными» приоритетами).

Хотя увязать концентрацию внимание и прокрастинацию автор имеет право, строя свою логическую цепочку. Но это нужно еще сделать.

Но направление внимания не на то, что нужно, и откладывание нужного дела - принципиально разные вещи. Автор же в этом тезисе и увязал без каких-либо аргументов. Не могу согласиться.

Цитата - непоседливость и категорическое неумение планировать – это не миф, а реальность, которая серьезно мешает адаптироваться в жизни. Эти прокрастинаторы пытаются «не отвлекаться», но у них ничего не получается.

Неумение планировать и непоседливость - считаю такое объединение нелогичным. Можно уметь отлично планировать (я такой). И при том быть непоседливым (опять я). Что касается адаптированности - то я, полагаю, обладаю суперспособностями к адаптации. Это качество связано с чем-то иным, не перечисленным.

Вероятно статья предлагает инструменты для людей "о которых можно было бы упрощенно сказать, что у них легкая форма СДВГ"

Поскольку я к таким не отношусь, а тема больше медицинская, - то пусть оценку ей дают спецы в этой сфере, я не из их числа.

Копирайтер, Калуга
Владимир Токарев пишет:
По сути, я задал Вам три вопроса:
Что имеете сказать по существу публикации?
Когда консультант предлагает свои модели в некоторой сфере, не связанной с клиентом - это роль консультанта по управлению или исследователя этой темы?
Вы уверены, что человек должен заниматься только тем, где имеет официальное базовое образование, а не просто самообразование?

Это вопросы

Владимир Токарев пишет:
Вероятно статья предлагает инструменты для людей "о которых можно было бы упрощенно сказать, что у них легкая форма СДВГ"
Поскольку я к таким не отношусь, а тема больше медицинская, - то пусть оценку ей дают спецы в этой сфере, я не из их числа

А вот тут вы сами на них ответили. Я ограничился короткой репликой о том, что заниматься нарушениями психики должен специалист, а вы не поленились и "разжевали" (в том числе и для себя), за что вам спасибо

Менеджер, Москва
Михаил Караваев пишет:

К сожалению, нередко бизнес-тренеры и консультанты пытаются заменить собой психолога или психиатра. Получается не очень

Михаил, а вы поинтересовались профилем автора? "Не очень" - потому что сами пробовали? )

Копирайтер, Калуга
Татьяна Морозова пишет:

Михаил, а вы поинтересовались профилем автора? "Не очень" - потому что сами пробовали? )

Конечно, интересовался. И сразу обратил внимание на к.м.н. Сейчас погуглил. Великий интернет говорит, что кандидатская диссертация была защищена в Ленинградском НИИ им. Бехтерева, тема - «Клинико-психологический анализ групповой психотерапии при заикании». Это круто, хоть и не совсем про тренинги. Согласен, был неправ насчёт квалификации автора.

Но тогда мне тем более непонятно, зачем давать рекомендации общего характера? Специалисту должно быть понятно, что психокоррекция - процесс индивидуальный (что не отменяет пользы групповой терапии), тем более при подозрении на психические расстройства, пусть в лёгкой форме. Ну и если вводятся термины, не имеющие широкого хождения ("новый тип внимантя"), им следует давать толкование. Это должно быть очевидно для профессионала

Аналитик, Ростов-на-Дону

===Контролируемые паузы. Отвлекайтесь от работы «по заданию», например, каждый семь или каждые пятнадцать минут.

  • Парадоксальное чередование. Попеременно (по 5-10 минут или меньше) занимайтесь несколькими видами деятельности, сочетая и чередуя их. Главное — не залипать ни на «нужных», ни на «пустяковых» активностях.===
  • Хм, так ведь можно потерять причинно-следственную связь между периодами деятельности и вообще не достичь логического финала действий. Если часто отвлекаться, то по мере накопления событий по процессу, период восстановления после отвлечения "а на чем я закончил и почему" может превысить период "а чего мне делать дальше" до следующего перерыва. "Вот мочало. Начинай сначала".

    Говорят, что мозг работает в силу примерно 5-10 процентов от своего потенциала. Все остальное ждет своего часа, которого может и не дождаться. Можно, конечно, попытаться стимулировать эти штуки, но так можно и шизу поймать. Хотя, все гении были немного (или много) сумасшедшими.

    Консультант, Москва

    Есть мнение что синдром гиперактивности - это защитный механизм от переутомления. Полное истощение энергетических ресурсов организма, приводит к преобладанию процессов торможения в ЦНС над процессами возбуждения, наблюдается апатия, депрессия, с редкими парадоксальными вспышками активности. Естественный антидепрессант вырабатывается в нейронах головного мозга под влиянием импульсов от скелетных мышц. В состоянии приближающемуся к переутомлению организм начинает защищаться и "заставляет" человека автоматически включать механизм повышенной двигательной активности.

    Копирайтер, Калуга
    Валентина Путилина пишет:

    Есть мнение что синдром гиперактивности - это защитный механизм от переутомления. Полное истощение энергетических ресурсов организма, приводит к преобладанию процессов торможения в ЦНС над процессами возбуждения, наблюдается апатия, депрессия, с редкими парадоксальными вспышками активности. Естественный антидепрессант вырабатывается в нейронах головного мозга под влиянием импульсов от скелетных мышц. В состоянии приближающемуся к переутомлению организм начинает защищаться и "заставляет" человека автоматически включать механизм повышенной двигательной активности.

    СДВГ - это психическое расстройство, заболевание, которым должен заниматься врач (психиатр). Не психолог, не маркетолог, не коуч. Если есть подозрение на СДВГ - также нужно сходить к психиатру, чтобы исключить (или подтвердить) диагноз, а не читать статьи и не заниматься самолечением. Я не очень понял, для чего автор приводит в качестве примера людей с СДВГ, т.к. они отличаются от здоровых, также не понял, для кого написана статья. Создаётся впечатление, что для всех (и здоровых, и с синдромом) - ну, тогда это как-то непрофессионально (как я понимаю, по специальности автор - психиатр)

    Консультант, Москва

    В то же время для многих людей невозможность концентрироваться на задаче, суетливость, неконтролируемая импульсивность, непоседливость и категорическое неумение планировать – это не миф, а реальность, которая серьезно мешает адаптироваться в жизни.

    Эти прокрастинаторы пытаются «не отвлекаться», но у них ничего не получается. Их внутренняя обезьянка завлекает их на «Темную Игровую Площадку» (термины из популярной статьиТима Урбанао прокрастинации и мотивации), они ничего не могут поделать и считают, что во всем виновата их импульсивность и отвлекаемость - пишет автор.

    Не всегда импульсивность и отвлекаемость свойства личности, чаще всего это первые и довольно серьезные признаки переутомления, которое является состоянием патологическим. Симптомы переутомления возникают в результате стойких нарушений функционирования центральной нервной системы. Процессы возбуждения и торможения нейронов головного мозга теряют свою системность и периодичность, можно сказать, что наступает ультра - фаза чрезмерно длительного торможения в коре головного мозга после короткой фазы возбуждения. В фазе торможения преобладает – усталость, бездеятельность, замедленная и слабовыраженная реакция в ответ на раздражители – это не что иное как отвлекаемость и невозможность сосредоточится на поставленной рабочей задаче.

    А в фазе возбуждения наблюдаются единичные парадоксальные всплески активности - то есть импульсивность.

    Так что «внутренняя обезьянка» по Тиму Урбану, который считает эти признаки врожденными, не всегда верна. Эти признаки могут вполне быть приобретенными, связанными в большей степени с неумением планировать свое рабочее время, неумением чередовать время умственной нагрузки и время отдыха. Этому навыку необходимо учиться, чтобы грамотно организовать свою деятельность.

    И немного о прокрастинации. Следует помнить, что прокрастинатор – это человек, который постоянно откладывает важные дела на потом. Это связано с особенностью нашего мозга. Если предстоит СЛОЖНОЕ и самое главное НЕПРИЯТНОЕ дело, он услужливо подкидывает своему хозяину идею, как удалить сиюминутную тревогу – просто не надо делать то, чего не хочется! А что делать не хочется? Здесь уже вопрос мотивации к работе – работа сложная, многозадачная, но низко оплачиваемая. Таким образом, формируется установка ничего неделания и постоянного откладывания различных дел, которые воспринимаются как НЕПРИЯТНЫЕ и очень ТРУДНЫЕ. А проще говоря ППД - патологическое привычное действие - не делать сложные дела, увиливать от них и откладывать в необозримое будущее, которое чаще всего имеет на финише - увольнение сотрудника !

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
    Статью прочитали
    Обсуждение статей
    Все комментарии
    Дискуссии
    3
    Евгений Равич
    Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
    Все дискуссии
    HR-новости
    Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

    Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

    «Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

    До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

    «Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

    Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

    Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

    Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.