Как создать резюме, повышающее вашу стоимость на рынке труда

Согласно исследованиям Workforce, 90% потенциально подходящих кандидатов не получают предложение о работе из-за того, что не проходят первый этап отбора — этап проверки резюме отделом кадров будущего работодателя. Статья посвящена основным блокам, на которые стоит обратить внимание при составлении резюме, чтобы максимально повысить шансы приглашения на интервью. В конце статьи также будет чек-лист, по которому вы сможете не только проверить, но и улучшить качество своего резюме, внеся указанные изменения.

Я, как эксперт в карьерной поддержке, коуч, партнер консалтинговой компании Success Partners и образовательной платформы SP Lab, просмотрел сотни резюме кандидатов на позиции различного уровня, и могу с уверенностью сказать, что качество подготовки зачастую «хромает».

Эта статья подойдет для кандидатов всех профессий за исключением креативных специальностей: индустрия/консалтинг/банки и так далее. Статья сделана в формате ответов на часто задаваемые вопросы.

При составлении резюме я использую и рекомендую подход, состоящий из шести этапов:

  1. Макет и дизайн резюме
  2. Блок о себе
  3. Блок образование
  4. Блок опыт работы
  5. Блок достижений
  6. Блок навыков

В этой статье поговорим о первом этапе.

1. Какой оптимальный размер резюме?

  • Для студентов и начинающих профессионалов размер CV не должен превышать 1 страницу А4 (опыт работы: от 0 мес. до 3 лет).
  • Для профессионалов размер резюме не должен превышать 2 страницы А4 (опыт работы: более 3 лет).
  • Для студентов, поступающих в магистратуру и аспирантуру, размер резюме должен быть не более 3 страниц: дополнительные страницы предназначены для конференций и публикаций.

2. Какие основные блоки должны быть в моем резюме?

Существует четыре основных блока, которые рекомендуется включать в резюме: образование, опыт работы, навыки и общественные мероприятия

3. В каком порядке необходимо презентовать свои блоки?

  • Если вы недавно окончили Университет (до 3 лет назад), секция с образованием должна быть в шапке. За секцией по образованию должен следовать ваш опыт работы в виде стажировок. При отсутствии опыта работы укажите ваш опыт участия в кейс-чемпионатах/других активностях, которые нацелены на подготовку студентов к реальной работе. За секцией опыт работы следует секция навыки, и завершает резюме секция общественные мероприятия.
  • Если у вас уже есть большой опыт работы (от 3 лет), то секция с описанием опыта работы должна указываться в первую очередь. За ней будут последовательно следовать секции образование, навыки и общественные мероприятия.

Примечание: Каждую секцию необходимо начинать в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего опыта, заканчивая самым ранним.

4. Стоит ли использовать заранее подготовленный шаблон резюме?

Мы рекомендуем не использовать готовые шаблоны, опубликованные в интернете. Ваше резюме — это уникальная история, описывающая ваш опыт.

5. Стоит ли использовать разные цвета в резюме?

Нет, черный цвет на белой бумаге — «золотой стандарт». Использование ярких цветов покажет ваш непрофессионализм. Примечание: Для этого правила есть исключения — креативные или дизайнерские специальности.

6. Какой шрифт использовать в резюме?

Рекомендуемые шрифты — Sans Serif и Arial. Избегайте нестандартных шрифтов. Они заставляют читающего концентрировать внимание на шрифте, а не на содержании вашего резюме. Размер шрифта должен быть между 10 и 12 пт, чтобы быть читаемым.

7. Какой вариант предпочтительнее для упрощения читабельности: буллеты или сухой текст?

Нет однозначного правила касательно буллетов и текста. Главное — чтобы резюме было читаемым (единая структура), а рекрутер не потерялся в бесконечном описании вашего опыта. Наиболее эффективный способ — комбинация буллетов и текста. «Поиграйте» со своим резюме, покажите его друзьям и определите, что производит на них наибольшее впечатление.

8. Каких ошибок следуют избегать при форматировании резюме?

Чтобы резюме хорошо читалось, важно не только подобрать понятные и недвусмысленные формулировки, но и аккуратно и логично сверстать его. Вот четыре типичные ошибки, с которыми я сталкиваюсь при проверке резюме:

  • Небрежное выравнивание. Все части вашего резюме должны быть идеально выровнены, у каждого объекта должно быть свое логически обоснованное место на листе.
  • Нелогичные интервалы или их отсутствие. Все части вашего резюме должны быть разделены белым пространством. При этом, важно соблюдать визуальную иерархию. Это значит, что, например, что, если в разделе «Образование» настроен междустрочный интервал Х, то расстояние между разъездами должно быть хотя бы 1,5Х или 2Х.
  • Отсутствие единства. Основные элементы вашего резюме (заголовки, подзаголовки, подписи и пр.) должны быть выполнены в едином стиле. Это значит, что, например, если заголовок в разделе «Образование» написан шрифтом Arial Bold 18 кегля, то заголовки других разделов должны быть выполнены в том же стиле.
  • Недостаток контраста. Названия разделов, мест работы, учебы и прочие важные элементы должны быть «якорными точками» вашего резюме. Таким образом, если текст в основной части резюме написан 12-м кеглем, то заголовки для разделов должны быть хотя бы 14-го кегля. В крайнем случае, можно выделить их жирным, хотя я рекомендую оставить жирное выделение для других целей.

9. Какой предпочтительный формат резюме: pdf или doc?

PDF — предпочтительный вариант для отправки резюме, так как ваше резюме будет отображаться одинаково на любом компьютере с любым набором офисных программ. В случае формата Word резюме будет отображаться на всех носителях по-разному.

10. Есть ли хорошие примеры CV, на которые можно ориентироваться при составлении своего резюме?

Да, есть, их можно найти в справочниках по составлению резюме от ведущих мировых университетов (Harvard University; London School of Economics и так далее). Обратите внимание на то, что скопировать резюме другого человека — это не лучшая стратегия. Ваш опыт уникален, и чтобы презентовать его в наилучшем свете, необходимо внести изменения в любое идеальное резюме.

Таким образом, получается чек-лист из восьми пунктов:

  1. Размер резюме
  2. Резюме разбито на блоки с подходящим форматированием
  3. Порядок, логика и хронология блоков
  4. Отсутствие готового шаблона
  5. Черный цвет текста
  6. Шрифт Arial/Sans Serif
  7. Резюме легко читается
  8. PDF

Разбор следующих блоков резюме будет предоставлен в следующей статье.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по производству, Санкт-Петербург

Здравствуйте. Как то все сухо без примеров написано. Для новичка статья не информативна. И еще обещали чек-лис приложить.

HR-директор, Москва

Я знаю процесс рекрутинга изнутри. На счет того, что резюме обязательно должно направляться работодателю в формате PDF я не могу согласиться. Рекрутер, получив резюме делает пометки и комментарии к нему. Делается это либо в виде дополнительного файла в CRM, либо непосредственно в файле самого резюме. Направляя резюме в PDF, кандидат может создать дополнительные сложности рекрутеру, который не имеет CRM, или привык делать пометки в файле. Любая сложность при отборе резюме "включает" человеческий фактор и снижает вероятность прохождения резюме через руки рекрутера (ресечера) до лица, принимающего решение о найме. У резюме в формате DOC такой проблемы не будет.

Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

Здравствуйте!

Все, о чем сказано, есть в моем резюме. Системно, по блокам, одним шрифтом и т.п. А отказывают сразу на этапе просмотра из-за возраста. И что мне с этим делать? Стесняться, скрывать, что мне почти 51 год?

Опыт работы в очень достойных организациях и хороших должностях.

Генеральный директор, Москва

Все советы дельные и могут быть применимы.

Не знаю, правда, на сколько CV поднимает стоимость человека на рынке )) по мне так это информационный материал, который можно быстро прочитать и получить объективную информацию о профессионале. А исходя уже из того, ЧТО нам написано, можно делать какие-то оценки.

На стрктурированное и логичное CV тратится меньше времени для прочтения и понимания - это бесспорный +

 

Консультант, Украина

Статья - полная чушь, уж извините. От выбора шрифта стоимость не меняется. Просто надо писать в резюме то, в чем ты участвовал, что конкретно сделал и как оно отразилось.

Неправильно:

Курировал процесс внедрения ERP на протяжении года.

 

Правильно:

Руководил средним менеджементом при адаптации ERP, которое успешно завершил спустя год и выявил ряд неоптимальных бизнес-процессов, оптимизация которых через ERP дала экономию оборотных средств предприятия в виде 5 миллионов в год.

 

Адм. директор, Санкт-Петербург
Оксана Старостина пишет:
А отказывают сразу на этапе просмотра из-за возраста. И что мне с этим делать? Стесняться, скрывать, что мне...

С возрастом уже ничего не поделаешь, скрывать - смысла никакого.

А что делать - это уже индивидуально для каждого, общих рекомендаций немного:

1. Идти  на собеседование туда, куда зовут

2. Быть готовым спускаться по ступенькам вниз

3. Искать применение в сферах, которых ..дцать лет назад не было

4. Смотреть новости

Работа в конце концов найдётся, тяжелее будет найти зарплату...

По теме статьи - "улучшал" резюме за деньги в своё время, результата не получил...

Консультант, Украина

Все, о чем сказано, есть в моем резюме. Системно, по блокам, одним шрифтом и т.п. А отказывают сразу на этапе просмотра из-за возраста. И что мне с этим делать? Стесняться, скрывать, что мне почти 51 год?

Опыт работы в очень достойных организациях и хороших должностях.

Разница между вами и более молодыми сотрудниками только в том, что те готовы работать за еду из-за своей глупости. И то, что вас не берут в компании, которые выплачивают только на еду - это один плюс. Зачем вам такие недостойные организации?

 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Оксана Старостина пишет:
Стесняться, скрывать, что мне почти 51 год?

Ну, это нормально!

Пишите, что вам 35. В начале всё равно не поймут, а как поймут, уже будет поздно- вас оценили))

Генеральный директор, Нижний Новгород
Валерий Андреев пишет:
Пишите, что вам 35. В начале всё равно не поймут, а как поймут, уже будет поздно- вас оценили))

Ну подбиральщики ещё не настолько интеллектуально деградировали, чтобы мнимый возраст с другими циферками не сопоставить) Хотя юмор на всякий случай оценила))))

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Елена Рыжкова пишет:
Валерий Андреев пишет:
Пишите, что вам 35. В начале всё равно не поймут, а как поймут, уже будет поздно- вас оценили))

Ну подбиральщики ещё не настолько интеллектуально деградировали, чтобы мнимый возраст с другими циферками не сопоставить) Хотя юмор на всякий случай оценила))))

Интеллектуально может и нет, а вот визуальное восприятие зашорено

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.