Как обойти возрастную дискриминацию с помощью резюме

Многие кандидаты с большим опытом, сами того не осознавая, косвенно подчеркивают свой возраст. Воспользуйтесь этими советами, чтобы избежать ошибок при составлении резюме.

Эти рекомендации – не панацея, а лишь подсказка, как сделать резюме более эффективным инструментом для отклика, чтобы ваш будущий руководитель оценил, прежде всего, ваши достижения, проекты и навыки, а не выслугу лет.

1. Не подчеркивайте возраст

Уничтожьте все намеки на возраст в резюме. Прежде всего удалите дату рождения. Затем уберите даты, когда вы получали образование. Оставьте только название учебного учреждения, степень или диплом. Если относительно недавно вы проходили практические тренинги или повышение квалификации, укажите именно их, а ваше первое или второе высшее, которое вы получили 20-30 лет назад, удалите. Безусловно, это не решит проблему на 100%, потому что большинство работодателей требуют информацию о первом высшем, как гарантию образованности кандидата. Но этот прием поможет преодолеть первый барьер и вступить в предметную беседу с контактным лицом.

Старайтесь избегать слов и выражений, которые намекают на ваш возраст. Например, не пытайтесь привлечь внимание количеством лет работы в индустрии. Замените «20 лет работы» на «10+ лет опыта работы в роли директора». Проверьте эпитеты, которыми вы описываете себя. Опытный, зрелый, закаленный, здоровый, энергичный, молодо выглядящий – все эти описания привлекают внимание к возрасту, а не отвлекают от него.

Вы не обязаны указывать семейное положение и наличие детей в резюме. С этой информацией очень легко вычислить возраст кандидата, особенно, если указан возраст детей. Поэтому удалите эту информацию из резюме. Исключение составляют те случаи, когда наличие детей является явным плюсом для кандидата, например, когда речь идет о работе с детьми или в сфере, связанной с детьми или детскими товарами и услугами.

2. Не оставляйте для связи email из прошлого и домашний телефон

Старый домен в названии вашей электронной почты подскажет, что вы настоящий «динозавр», который начал пользоваться интернетом много лет назад. Вряд ли это может навредить вашей карьере, но и обойти возрастную дискриминацию на этапе отбора резюме тоже не поможет. Это не означает, что надо перестать пользоваться любимым сервисом, но для деловых и карьерных вопросов заведите аккаунт на gmail, например.

Вы наверняка помните времена, когда было обычным делом добавлять в адрес электронной почты цифры, например, год своего рождения: вашафамилия73@hotmail.com. Такие адреса позволяют легко вычислить ваш возраст. Чтобы избежать этой ситуации, заведите новый email.

Домашний телефон – тоже привычка из прошлого, не указывайте его в резюме. Для деловых контактов оставляйте только мобильный телефон.

3. Добавьте гиперссылки на ваш email и профили в соцсетях

Добавьте гиперссылку на контактный email в резюме, это поможет рекрутеру быстро связаться с вами и договориться о дальнейших встречах. Ко всему прочему добавьте ссылки на профили в социальных сетях, которые вы используете в профессиональных целях. Подчеркиваем: в профессиональных целях, а не в личных. В любом случае компания будет наводить справки и искать ваши онлайн-следы в интернете, поэтому опередите ее и направьте по ссылкам, которые готовы показать. Если вы работаете в творческой среде, сразу давайте ссылки на портфолио.

4. Обновите формат резюме

Придайте резюме современный вид. Добавьте цвет в заголовки, или вставьте свой личный логотип, если он у вас есть. Поиграйте со шрифтом: вместо того, чтобы использовать Times New Roman, отдайте предпочтение современным шрифтам, таким как Calibri, Cambria, Palatino, Verdana. Все они являются стандартными и отлично воспринимаются разными операционными системами. Важно выбрать и использовать в резюме только один шрифт. Также оставьте пространство между текстом, чтобы резюме было легко и удобно читать.

5. Не указывайте все места работы

Резюме – это не анкета или биография, поэтому нет необходимости детально описывать весь карьерный путь в 20-30 лет с самого начала. Резюме – это инструмент, который помогает кандидату продать себя работодателю. Если вы указываете нерелевантный опыт из далекого прошлого – это верный способ выдать свой возраст и сделать резюме устаревшим. Нет такого закона или правила, которое обязывает кандидата перечислять все компании и должности. Сосредоточьтесь на последних 10-15 годах вашей карьеры. Если давно в прошлом у вас был опыт, релевантный вакансии, которую вы рассматриваете сегодня, есть смысл вкратце упомянуть об этом. Этот выборочный подход позволит сократить резюме до двух, а лучше до одной страницы – это рекомендованная длина CV.

6. Не хвастайтесь навыками, которые уже устарели

Работодатель ищет кандидатов, которые обладают востребованными навыками и компетенциями на сегодняшний день. Поэтому не указывайте в резюме, что вы опытный пользователь программ, которые потеряли свою актуальность. То же самое касается базового софта, которым владеют все, например Microsoft Word.

Аналогичный подход применим и к гибким навыкам, которые вы указываете в резюме. «Лидерство» или «решение проблем» – базовые компетенции руководителя, которые работодатель в состоянии оценить на основе вашего опыта. Тщательно выбирайте те навыки из своего арсенала, которые позволят подчеркнуть, что вы в курсе новых тенденций отрасли. Например, если вы профессионал в продажах, можете указать название CRM, которую использовали в работе. Не уверены, какие навыки востребованы работодателями? Ищите ответы в размещенных вакансиях.

7. Не указывайте карьерную цель в начале резюме

Избавьтесь от привычки указывать карьерную цель в начале резюме. Вместо того чтобы указывать, чего вы ждете от новой работы, сосредоточьтесь на задачах и потребностях потенциального работодателя. Для этого начните резюме с краткого абзаца, примерно в 50 слов, о том, какие навыки, опыт и экспертизу вы можете предложить со своей стороны, и какой вклад можете внести в дело компании.

По материалам theladders.com и theguardian.com, перевела с английского Алина Прудских

Фото: freepik.com

Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

А зачем все эти ухищрения? Чтобы потерять время на пустое собеседование?

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Алейников пишет:
А зачем все эти ухищрения? Чтобы потерять время на пустое собеседование?

Мне кажется, что проблемы не совсем у соискателя.

Если "возрастной" соискатель - ценный кадр, это проблема нанимателя который его упустил. А.А.Любищев прожил 82 года, его работоспособность с годами только росла до самой смерти в 1972 году.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Я не рассматривала возврат в найм, но недавно встретилось предложение, которое было моё на 100500% Настолько интересное в функциональном плане, что не смогла удержаться. Причем средний возраст сотрудников 32 года.

Что сделала:

1. Возраст из резюме убрала (тут прямо как по этому мануалу)

2. Написала продающее (!) сопроводительное письмо.

3. Отправила это не на hh-помойку, где была вакансия, а направила по корпоративному адресу.

4. На следующий день раскопала профиль директора-владельца в его любимой социальной сети и написала короткое сообщение о том, что вакансия жуть как заинтересовала и, дескать, волнуюсь, что мои доки потонут в море корпоративной почты. Приложила сопроводительное письмо - типа кто я и что я, и почему могу быть вам ценной.

5. Утром следующего дня была разбужена звонком из их hr-службы)

Вывод:

1. Продающие сопроводительные письма реально работают. Слово "продающие" - ключевое)

2. Чтобы ещё ярче себя показать и отстроиться от конкурентов, лучше использовать формат продающей видеосамопрезентации. Эта тема вообще свежая и не по зубам многим. Все дело - в правильной подаче, про которую даже не знают) К слову, по этой теме вебинар готовлю.

Консультант, Красноярск

У автора чстранная позиция- спрятать то. что очевидно- то епсть возраст.И не надо объединять прожитые годы с неумением учиться и постигать нвоое.насколько смешным будет смотреться стрчока в резюме претендента люого возраста, если его обучали работать в селськом хозяйстве с технологиями прошлого века.

А в общем. принципиально не понимаю, чем найм на работу отличается от умения продавать.

HR-директор, Ижевск

Н-да.... очень странные советы. Безусловно, в резюме надо сначала рассказать про себя все хорошее (опыт работы, проекты и т.п.), а потом то, что может вызывать сомнения (возраст, маленькие дети и т.п.)

Но маскировать это сознательно, дабы никто не догадался? как то глупо, извините.

Во-первых, такое резюме само по себе вызовет определенные сомнения у опытного рекрутера. а особенно, если ему дана определенная установка

во-вторых, на собеседовании все равно узнают сколько вам лет. и опять же, если дана определенная установка, все ваши усилия пойдут прахом

в-третьих, вы действительно хотите в компанию, которой плевать на ваш опыт, лишь бы "возраст был в рамочках"? Ну возьмут вас, а работать там как будете?

HR-директор, Ижевск
Елена Рыжкова пишет:

Я не рассматривала возврат в найм, но недавно встретилось предложение, которое было моё на 100500% Настолько интересное в функциональном плане, что не смогла удержаться. Причем средний возраст сотрудников 32 года.

Что сделала:

14. На следующий день раскопала профиль директора-владельца в его любимой социальной сети и написала короткое сообщение о том, что вакансия жуть как заинтересовала и, дескать, волнуюсь, что мои доки потонут в море корпоративной почты. Приложила сопроводительное письмо - типа кто я и что я, и почему могу быть вам ценной.

5. Утром следующего дня была разбужена звонком из их hr-службы)

Вывод:

1. Продающие сопроводительные письма реально работают. Слово "продающие" - ключевое)

2. Чтобы ещё ярче себя показать и отстроиться от конкурентов, лучше использовать формат продающей видеосамопрезентации. Эта тема вообще свежая и не по зубам многим. Все дело - в правильной подаче, про которую даже не знают) К слову, по этой теме вебинар готовлю.

Елена, мне кажется ваш пример не совсем про возраст. В том плане, если бы вы возраст не убрали, но сделали все остальные действия - вас бы все равно разбудил звонок.

А вот видеосамопрезентацию можно рекомендовать только людям очень привычным и очень публичным. Большинство кандидатов, без привычки, на ней выглядят натянуто и убого. Даже те, которые потом в реале - хороши.

Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

Статья - перевод с английского и советы явно "не русские". Убирать возраст смысла нет - лично мне в свое время был лень разгадывать ребусы, сопоставляя даты учебы, цифры в адресе почты и т.д.. Тем более что любой мало мальски опытный рекрутер поймет, что если возраст не указан, то скорее всего соискатель не юн. А вот занизить дату рождения лет на 5 можно. Но это если соответственно и выглядишь. Мне попадался народ, который и в 35 выглядел лет на 10 старше. И всегда такие кандидаты был слабые или очень слабые. Видимо все взаимосвязано - образ жизни/внешний вид/способность вызывать к себе интерес на собеседовании.

Что касается остального - как второстепенные факторы, да годится. А основное - нужно составить актуальный образ (набор навыков, компетенций) кандидата, которого вы бы себе взяли на работу, честно ответить, в чем ваши навыки соответствуют в чем нет. Ну и работать со слабыми и сильными своими сторонами. За последние полгода я дважды был на собеседованиях (как ранее и писал, работу по найму пока особо не ищу), оба раза меня не взяли, но на мой взгляд именно из-за несоответствия моих компетенций современным требованиям. Для меня такие собеседования как нить Ариадны, указывающая путь к светлому будущему и высокой з/п :))).

HR-директор, Саратов
Наталья Кравченко пишет:

Н-да.... очень странные советы. Безусловно, в резюме надо сначала рассказать про себя все хорошее (опыт работы, проекты и т.п.), а потом то, что может вызывать сомнения (возраст, маленькие дети и т.п.)

Но маскировать это сознательно, дабы никто не догадался? как то глупо, извините.

Во-первых, такое резюме само по себе вызовет определенные сомнения у опытного рекрутера. а особенно, если ему дана определенная установка

во-вторых, на собеседовании все равно узнают сколько вам лет. и опять же, если дана определенная установка, все ваши усилия пойдут прахом

в-третьих, вы действительно хотите в компанию, которой плевать на ваш опыт, лишь бы "возраст был в рамочках"? Ну возьмут вас, а работать там как будете?

Наталья, а вы как часто принимаете возрастных кандидатов...нет вы вообще приглашаете возрастных кандидатов на собеседование...какой возраст для вас предельный 35 лет...

Директор по продажам, Тольятти
Наталья Кравченко пишет:
в-третьих, вы действительно хотите в компанию, которой плевать на ваш опыт, лишь бы "возраст был в рамочках"? Ну возьмут вас, а работать там как будете?

Уважаемая Наталья,

очень правильно написано. Я Вам респект поставил.

Вот только что делать соискателю в ситуации, когда практически все вакансии между делом сообщают соискателю про "молодой, дружный коллектив", что является очевидной приметой "старики нам тут не нужны"?

Соискателю в возрасте и с опытом ведь тоже кушать хочется, причем хотя бы три раза в неделю...

Директор по продажам, Тольятти
Николай Перов пишет:
не понимаю, чем найм на работу отличается от умения продавать.

Уважаемый Николай,

дело в том, что не всякий умеющий продавать себя умеет продавать что-то иное.

Примеров несть числа.

С другой стороны, работу ищут не только продажники, но и закупщики (сюрприз?). А также представители еще тысяч других профессий, не связанных с продажами.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Эксперты: 4-дневная рабочая неделя приведет к снижению зарплат

Закон не препятствует пропорциональному снижению ФОТ при переходе на четырехдневную рабочую неделю.

75% россиян не верят в пенсии

Три четверти россиян не верят в пенсии, показал опрос Райффайзенбанка. А те кто верят, полагают, что она составит всего 10-20 тыс. руб.

Японцы доказали, что при четырехдневной рабочей неделе производительность растет. В Microsoft сообщили о росте на 40%

Японское подразделение Microsoft подвело положительные итоги месячного эксперимента по переходу на четырехдневную рабочую неделю.

 
Кто счастлив в России?

Самыми счастливыми оказались - медики, госслужащие и HR-ы. Об этом сообщается в исследовании Headhunter.