Сотрудник, который «сгорел на работе», малоэффективен для бизнеса. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на некоторые симптомы профессионального выгорания:
- Тревожность, раздражительность, агрессивность.
- Подавленность и отсутствие мотивации.
- Обострение хронических болезней, появление новых.
- Плохое качество работы, но человек больше не беспокоится о своей репутации.
- Испорченные отношения с коллегами.
Если сотрудник с выгоранием не обращается за помощью к специалистам, то со временем ситуация станет хуже. Работодатель потеряет его в любом случае – это вопрос времени. Причин выгорания много, поэтому руководителям нужно заранее понимать, какие из них можно устранить в своей команде. Здесь сработают только действия на опережение.
Составляющие выгорания и его причины
Профессиональное выгорание можно перепутать с усталостью, но это разные состояния. Первое объединяет три фактора:
- Эмоциональное истощение. Оно не проходит даже после продолжительного отдыха и ощущается как бессилие, опустошенность.
- Деперсонализация и дегуманизация. Эти проявления легко заметить по тому, как меняется поведение человека. Он становится более циничным, грубым, холодным, менее эмпатичным.
- Редукция личных достижений. Выражается в обесценивании собственной работы и ее результатов, в нежелании прилагать усилия к решению рабочих задач.
У выгорания огромное количество причин, среди которых:
- Перфекционизм – желание все и всегда делать идеально.
- Неумение отстаивать свои границы, говорить «нет», когда это необходимо.
- Проблемы с тайм-менеджментом, нарушение work-life balance.
- Некачественные условия труда.
- Плохие отношения в коллективе – как между сотрудниками, так и с руководителями.
- Скучная рутинная работа без перспектив развития и интересных задач.
- Невысокий уровень дохода.
- Невозможность увидеть ценность результатов своего труда.
- Проблемы в личной жизни, которые переносятся в работу, и т. д.
А еще выгорание может иметь особенности в зависимости от того, о какой сфере идет речь. Это хорошо видно на примере IT-специалистов.
Причины выгорания айтишников
Сотрудники IT-сферы хорошо знакомы с описанной проблемой. Это отмечают как российские, так и зарубежные психологи, исследователи. В 2023 году Habr и Beehive провели опрос среди 2 тыс. айтишников. Оказалось, 96% опрошенных столкнулись с некоторыми признаками выгорания. А у 44,5% респондентов выявлена поздняя стадия выгорания.
Годом ранее похожее исследование, но уже в масштабе 33 стран, проводила команда Yerbo. Оказалось, что 62% опрошенных IT-специалистов уже чувствуют себя физически и эмоционально истощенными. При этом у 42,1% выявлены высокие риски выгорания.
У людей, не связанных с отраслью, подобные результаты вызывают недоумение. Работа в IT-сфере часто кажется мечтой. Хорошие зарплаты, гибкий график, лояльные руководители, стильные офисы с большим количеством «плюшек» – все это выглядит так, будто у айтишников нет проблем. Но проценты исследований говорят об обратном.
Есть как минимум 6 причин, по которым IT-сотрудники настолько сильно подвержены профессиональному выгоранию.
1. Высокая рабочая нагрузка
Конкуренция в IT-сфере растет с каждым годом. А значит, компании должны внедрять новые решения в кратчайшие сроки, пока это не сделали конкуренты. Многие команды находятся в режиме «догнать и обогнать», что существенно повышает уровень стресса. Ситуация осложняется, если к этому добавляются агрессивный стиль управления, плохие отношения в команде, слишком высокие требования к каждому сотруднику и суровая система наказаний.
Что делать? Руководителю важно правильно распределить нагрузку между сотрудниками. Если в какой-то момент она становится чрезмерной, решать проблему нужно за счет новых специалистов. Тут пригодятся эффективная система обучения и продуманная схема онбординга.
2. Культура переработок
Это одна из серьезнейших проблем IT-сферы. Даже если руководители не говорят об этом прямо, в компаниях часто создаются условия, при которых сотрудники перерабатывают. Они решают рабочие вопросы по ночам, на выходных и во время отпуска. Это закономерно приводит к истощению.
Что делать? Руководитель должен следить за тем, чтобы его сотрудники качественно отдыхали и восстанавливались. Важно поощрять не переработки, а work-life balance, а также не перегружать сотрудников задачами, решение которых не вмещается в рабочее время.
3. Необходимость постоянного обучения
Если айтишники хотят идти в ногу со временем, надо постоянно учиться. Многие делают это без остановки, что тоже приводит к эмоциональному истощению и последующему выгоранию.
Что делать? Руководитель может ограничить требования к обучению. Например, можно предлагать сотрудникам обучающие курсы только в тот период, когда у них мало рабочих задач.
4. Размытые границы между работой и личной жизнью из-за удаленки
В IT-сфере удаленная работа стала привычной. Но, помимо плюсов, у такого формата есть и минусы, например, сложности с разделением работы и личной жизни. Нередко рабочий день сотрудников растягивается с утра до ночи. В таком случае специалисты не успевают отдыхать и переключаться между разными сферами жизни.
Что делать? Руководителям стоит подумать о том, как ограничить работу конкретными рамками даже при условии, что сотрудники не ходят в офис. В этом помогут таск-менеджеры, система регулярных отчетов, строго ограниченные слоты для созвонов и т. д.
5. Плохие отношения в коллективе
У многих IT-специалистов наблюдаются сложности в общении. Если в команде уже есть выгоревшие сотрудники, ситуация только ухудшается. Агрессивность, раздражительность и повышенная тревожность коллег точно не способствуют эффективной коммуникации.
Что делать? Руководителям важно следить за коммуникацией в команде. Удобный корпоративный мессенджер без лишнего информационного шума, четкие правила переписки и созвоны по делу – база, без которой не обойтись. А дальше можно расширять возможности для общения. Тимбилдинги, геймификация, брейнштормы, работа с психологом – это решения, которые можно и нужно взять на вооружение. Но все это сработает только в атмосфере открытости и взаимного уважения, поддержки.
6. Обезличивание и отсутствие признания
Одна из важнейших проблем в IT-сфере заключается в том, что специалисты часто не видят результатов своего труда, не могут понять и «пощупать» его ценность. Учителя регулярно получают благодарность от учеников и родителей, врачи – от спасенных пациентов. А программист, который написал несколько важных строчек кода, вряд ли услышит «спасибо» от пользователя. Из-за этого у многих айтишников складывается впечатление, что их работа никому не нужна, а усилия сливаются впустую.
Что делать? Если IT-специалист не может получить благодарность за свою работу от конечного потребителя, то эту потребность должна закрыть команда. Например, отдельная функция «спасибо» в корпоративном мессенджере, чтобы участники команды могли благодарить друг друга за помощь. Не менее важна и поддержка от руководителей разных уровней. Важно, чтобы они замечали успехи сотрудников, регулярно их озвучивали и подчеркивали.
Чек-лист для руководителей: как снизить риски выгорания сотрудников
- Создавайте условия для эффективной коммуникации в команде. Убедитесь, что у каждого участника есть возможность безопасно высказать мнение, отстоять свою точку зрения.
- Расставляйте приоритеты. Требуйте строгого соблюдения правил и высоких результатов только тогда, когда это необходимо.
- Давайте четкие задачи, избегайте абстрактных формулировок, размытых целей. Важно, чтобы сотрудники хорошо понимали, для чего они делают ту или иную работу, какие результаты это принесет команде, проекту или компании.
- Поддерживайте сотрудников в том, чтобы они соблюдали режим труда и отдыха. Не поощряйте переработки, нестабильный рабочий график, работу на выходных и в отпуске.
- Не перегружайте специалистов чрезмерными объемами работы, даже если они справляются.
- Предъявляйте разумные требования к дополнительному обучению. Если оно нужно, давайте людям достаточно времени, чтобы освоить новую информацию и внедрить ее в работу, не жертвуя отдыхом и личной жизнью.
- Изучайте своих сотрудников и их интересы. По возможности подбирайте для них задачи, которые отвечают этим интересам.
- Поощряйте инициативу и самостоятельность, насколько это возможно в рамках бизнеса.
- Воспринимайте ошибки людей как возможность научить их чему-то новому, а не как повод для наказания.
- Почаще благодарите сотрудников за выполненную работу и показывайте, насколько результат этой работы полезен для команды, бизнеса, клиентов.
- Убедитесь, что ваши цели разделяют другие руководители, на всех уровнях компании.
- Рассказывайте сотрудникам о том, как самостоятельно снизить риски выгорания. Этому способствуют здоровый образ жизни, расширение социальных связей, работа с психологами.
Также читайте:
Мне кажется, первое и второе немножко пересекаются, но в целом все причины правильно выделены.
Первое, что нужно признать, это то, что у многих IT-шников «тупая» техническая работа.
И выгорание на такой работе неизбежно.
Для поддержания жизни людям нужно общение с другими людьми.
Общение с программами и занятие программированием таким не является.
Высокая зарплата и всевозможные удобства заставляют людей мириться с этим, но от этого работа интереснее не становится.
Так что по идее выгорать должны практически все.
Возможно, некоторым специалистам поможет периодическая смена такой работы на другую, хотя это непросто организовать.
Кроме того, нужно учитывать, что развитие человека предполагает периодическую смену приоритетов (смысла жизни), и против такого "выгорания" уже ничто не поможет.
Как же я не переношу этот термин "выгорание".
Но проблемы указаны верно. Хотя самой страшной пролемой программистов (не хочу рассматривать всех айтишников, разные они бываю) является замыкание в себе. Когда-то я работал независимым программистом, как-то поймал себя на мысли, что при входе в автобус, я прорабатывал алгоритм такого вхождения. Ты постянно погружён в программу, в её алгоритм.
Сейчас стало ещё тяжелее этим ребятам, работа стала коллективной, разработка длительной, ты делаешь не всю красавицу-сстему, а её какой-то кусок. Не видишь горизонта.Это и правда тяжело.
Ну а характеры, коллеги, переработки - это общее для многих работ.
Я когда-то для себя пользовался придуманной фразой: программист, как поэт, только его стихов никто не видит. Мне всегда доставлял удовольствие поиск соственных багов. ))))
И снова о выгорании - с пугающей частотой. Но пока не видел похожих текстов о выгорании солистов балетных трупп, официантов или диспетчеров такси. Хотя и у них работа - не сахар.
Многих работа в IT действительно интересует, и коллективная работа в этой (и смежных) отрасли более типична, чем индивидуальная. Нормальная инженерная работа, предполагающая регулярное общение специалистов ( иногда - разных профессий) друг с другом. И всегда есть, куда расти и у кого учиться.
Не знаю, кого именно автор имел в виду под айтишниками - там много профессий, далеко не только угрюмые разработчики, головы которых круглосуточно заняты кодированием. Это, видимо, новая версия немного загадочных "компьютерщиков" из 90-х. А с программами так или иначе сейчас общаются практически все обладатели смартфонов. Какая булочная еще не предложила поставить приложение.
Если есть исследования, показывающие процент социопатов среди представителей разных отраслей, можно было бы сравнить, например, по десятилетиям и сделать выводы о возможных причинах.
Говоря о переработках, в Греции сейчас санкционировали шестидневную рабочую неделю. Кому-то предстоит поработать побольше, если он этого захочет.
Погружение в алгоритм характерно не только для программистов.
У меня такой же эффект наблюдался во время серьёзных занятий математикой.
Я тоже сталкивался с такой проблемой при занятии математикой и системным анализом.
Неприятное состояние.
У выгорания только одна причина - неспобность обработать стресс, от чего он становится хроническим. Все остальное - производные этого.
Если штангист не может поднять штангу, причина - сил не хватает. А не в том, что у него "хват не тот" или еще что-то
Напомнило фильм "Матрица".
Выгоревший айтишник: "Ты привыкнешь к этому. Я уже даже не вижу код. Я вижу блондинку, брюнетку, рыжую."
главная причина выгорания любого сотрудника - плохой Руководитель....