Как нанять менеджера по продажам сложных проектов

B2B-продажи – дело тонкое, а еще долгое, сложное, с многочисленными обсуждениями и пилотными проектами. От менеджера, который возьмется за продажи в энтерпрайзе, требуется глубоко разбираться в продукте, находить боли клиента, а порой тот и сам их не осознает, и предлагать решения.

Наша компания работает с 2005 года, и около 15 лет мы жили без менеджера по продажам. Время от времени попытки его найти случались, но безуспешные. Обычно мы имели дело с двумя крайностями: либо человек ничего не продавал, либо давал клиентам невыполнимые обещания. В итоге за сделки отвечали все: директор, аналитики и даже product owner. Со временем запустилось сарафанное радио, которое стабильно приносило клиентов. Но в 2020 году мы снова задумались о том, что активный продажник все-таки нужен. Компания росла, хотелось использовать новые каналы и больше общаться с потенциальными заказчиками.

В итоге sales-менеджера мы искали примерно полгода. За это время я провел несколько десятков собеседований и в конце концов сформулировал для себя требования, которым должен отвечать хороший специалист по B2B-продажам.

Первый этап: изучаем резюме менеджера по продажам

При чтении резюме обращайте внимание не только на то, где работал кандидат, но и сколько времени он провел в той или иной компании и когда вышел на рынок труда.

Минимальный срок сделки в enterprise-сегменте – шесть месяцев. Иногда от первой встречи до подписания договора проходит год или даже два. Часто крупные сделки в B2B завершаются в конце года, а в период с декабря по февраль менеджер по продажам получает бонус. А теперь представьте, что такой специалист приходит к вам на собеседование в январе. По резюме вы видите, что на прошлом месте он проработал год или даже меньше. С большей вероятностью это означает, что он так и не смог ничего продать.

Дурной знак и в том, если соискатель не задержался больше двух лет ни в одной из компаний. Вывод напрашивается сам собой: с продажами у него нигде не заладилось. Да и в целом, чтобы разобраться в специфике сложного продукта, а в B2B часто именно о таких и речь, порой требуется около года. Нужен ли вам человек, который не готов к такому долгому погружению?

Второй этап: собеседование с менеджером по продажам

Спрашивайте sales-менеджера не только про опыт и удачные сделки, но и постарайтесь разобраться, что это за человек, ведь именно он будет представлять компанию на встречах с клиентами. Часто есть только один шанс, чтобы произвести правильное впечатление. И нет ничего хуже, чем услышать от потенциального клиента: «Ребята, от вас приходил невнятный человек, который ничего в продукте не понимает».

Вот мой список вопросов для собеседования:

  1. «Расскажите о продукте, который вы продавали?». Мой опыт продаж показывает, что покупатели наших решений хотят разговаривать с человеком, который понимает, как продукт устроен и работает. Надо уметь донести ценностную модель, логически объяснить преимущества товара или услуги. Если кандидат уверенно, с пониманием и энтузиазмом рассказывает о том, что он уже продавал, значит, сможет разобраться и в вашем продукте.
  2. «Сделки на какие суммы вы проводили?». Ответ на этот вопрос показывает, готов ли человек психологически работать с чеками на миллионы и десятки миллионов рублей. Другая крайность, когда соискатель уверенно заявляет: да через полгода будет продажа! Обычно такое заявление свидетельствует о том, что кандидат не разбирается в специфике энтерпрайза.
  3. «Как был выстроен процесс продаж на вашем последнем месте работы?». Иногда в ответ на этот вопрос мне приходилось слышать истории, которые явно не укладывались в законодательные рамки. Для нас такая «схемотехника» неприемлема, поэтому кандидаты, которые говорили что-то вроде «мы с вами договариваемся о схеме мотивации, и вас не должно волновать, как я приведу к вам клиентов», дальше собеседования не проходили. Иногда я спрашивал у соискателя, как он провел ту или иную сделку. И если человек начинал юлить или замалчивать какие-то моменты, для меня это было красным флагом.
  4. «Какие ресурсы вам нужны для успешных продаж?». Ответ в духе «мне нужен только ноутбук, и завтра я пойду по своей базе продавать» означает, что человек не планирует разбираться в рынке и в продукте. Я, например, ожидаю, что кандидат скажет, что ему нужен специалист, который глубоко знает техническую сторону продукта, потому что на первых порах сам sales-менеджер такие моменты клиенту явно не объяснит.
  5. «Какие критерии неуспеха? Как мы поймем, что что-то идет не так?». Как мы помним, в enterprise-сегменте длительный цикл сделки. Если все пойдет хорошо, то примерно через 10-12 месяцев случится первая продажа. Но увидеть через год, что ничего не получилось, значит, потерять время. Поэтому нужно определить маркеры, по которым работодатель и новый сотрудник будут понимать, что движутся в правильном направлении. Такими маркерами могут быть целевые встречи с новыми заказчиками, которые организовал sales-менеджер, или пилотные проекты с клиентами.
  6. «Вот наш сайт, есть описание продуктов и список клиентов. Куда пойдем дальше наше решение предлагать? Как оценим рынок для наших продуктов?». Ответ на этот вопрос позволяет понять, как кандидат подготовился к собеседованию. Некоторые соискатели начинали сразу предлагать нерелевантные отрасли или говорить что-то в духе «да я туда позвоню, сюда позвоню». Таких менеджеров я про себя называл «суперзаписная книжка».
  7. «Какие вопросы у вас есть ко мне?». Собеседование – это не экзамен для кандидата. Это переговоры, на которых соискатель также оценивает работодателя. Поэтому важно услышать вопросы от будущего сотрудника. Например, какие стратегические цели у компании, а какие – ближайшие и почему именно такие? Как в компании принимают решения? Кто и как будет оценивать результаты работы? Красный флаг – ответ в стиле «да, мне все понятно, я на сайте все посмотрел». Как правило, это означает, что человек поверхностный. Представим, что такой специалист придет на встречу с клиентом. Скорей всего, он не будет детально разбираться в его болях и пытаться найти наилучшее решение, а будет банально впаривать продукт.

Третий этап: впечатление после интервью с кандидатом

После собеседования попробуйте поставить себя на место клиента, с которым кандидат в дальнейшем будет взаимодействовать. Если с человеком скучно, это снова плохой знак. Что, если к клиенту придет такой специалист? Захочет ли он иметь с ним дело? Скорей всего, такому человеку будут часто отказывать. Так что эмоциональная заряженность – это действительно важно.

Во время встречи и после нее я анализировал, умеет ли человек слушать и слышать собеседника. Насколько внимателен он был к вопросам? Насколько демонстрировал живую заинтересованность?

Показательная история: однажды вместе с техническим директором я проводил собеседование. Кандидат быстро понял, что лицо, принимающее решение (ЛПР), в данном случае я. И умудрился сделать так, что всю встречу мне было некомфортно от того, что он уделял мне слишком много внимания. Если говорить про крупные сделки, конечно, финальное решение принимает ЛПР, но ведь готовит это решение его команда. Даже если sales-менеджер построил отличные отношения с ЛПР, но прошел по головам всех других людей, это обязательно аукнется. Да и проект придется делать со всей командой заказчика, поэтому важно выстраивать отношения на всех уровнях.

Выводы

Менеджера по продажам, которого вы в итоге примете на работу, нужно будет все равно готовить и обучать. Именно так получилось и с тем человеком, которого мы в итоге приняли в штат. Мы нашли заряженную и позитивную девушку, которая тем не менее трезво оценивала дистанцию и понимала, что речь о марафоне, а не спринтерском забеге. Как-то один опытный менеджер IBM сказал, что сейлы, особенно если речь идет о продаже сложных продуктов, должны иметь горящие глаза. Именно этому принципу я и последовал.

Да, на первых порах пришлось поработать над уверенностью и научить новую коллегу не смущаться биг-боссов и того, что не до конца знает какие-то технические нюансы. Но все оказалось не зря: первая крупная сделка у нее случилась ровно через год.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Тольятти

Годная статья.
Особенно понравился момент про "да всё понятно", как критерий отрицательной оценки кандидата. В самом деле, поверхностность - беда многих современных продавцов в В2В.
Я скромно добавлю, что предпочтение в выборе должны иметь аудиалы по ведущему типу получения информации. Такие люди умеют не только говорить, но и умеют слушать и СЛЫШАТЬ.
Второе важное качество в продажах В2В - навык задавать открытые вопросы.

IT-менеджер, Красноярск
Юрий Полозов пишет:
Особенно понравился момент про "да всё понятно", как критерий отрицательной оценки кандидата. В самом деле, поверхностность - беда многих современных продавцов в В2В...

Да не только продавцов, наверно. Недавно, на собеседовании, интервьюер обмолвился, что у них, в организации, у менеджеров проектов есть специализация. Для меня, например, это открытие целого пласта проблем в области управления проектами в этой организации, со своими, характерными болями. Основная гипотеза, таким образом, была сформирована. Оставалось нащупать ее подтверждение набором наводящих вопросов по симптоматике, последствиях такого управленческого решения и озвучить УТП.

 

Специалист, Пермь

Спасибо за статью.

Могли бы раскрыть тему обучения принятых sales- сотрудников?

чему именно и в каком объеме вы обучаете

- техническая часть

- переговоры

- общие шаги цикла сделки. 

Генеральный директор, Тольятти
Антон Французов пишет:
Да не только продавцов, наверно.

Уважаемый Антон,

да, естественно. Просто с продавцами приходится общаться куда чаще, чем с иными сотрудниками других фирм. Они же активные, им надо быстро-быстро заработать. "Нет времени! Трясти надо!!" (С).

Меня всегда веселят звонки от транспортных компаний с предложением "а давайте вы будете пользоваться нашими услугами". Почти всегда спрашиваю такого сэйлза "А у вас есть доступ к базе данных действующих клиентов вашей компании? А посмотрите в ней нашу компанию. Нашли? Что вам еще подсказать?".

Менеджер, Абакан

"Юная дева с горящими глазами" = неопытный специалист за малый прайс. 

Плавали, знаем. 

Генеральный директор, Москва
Юрий Полозов пишет:
Второе важное качество в продажах В2В - навык задавать открытые вопросы.

Согласен. Это умение тренируется.

Генеральный директор, Москва

"сейлы ... должны иметь горящие глаза."
Я бы еще отметил, что для успешных продаж товаров они должны нравиться самим сейлам.

Генеральный директор, Москва

Хороший текст. Практически со всем предложенным можно согласиться.

Есть ли в Вашей компании какой-то фиксированный испытательный срок для продавцов? Какое время обычно уходит на адаптацию - или такого опыта пока нет?

Генеральный директор, Москва
Марина Захарова пишет:

"Юная дева с горящими глазами" = неопытный специалист за малый прайс. 

Плавали, знаем. 

Далеко не всегда. И не так уж это страшно. Со временем всё изменится.

Менеджер, Абакан
Евгений Равич пишет:
Марина Захарова пишет:

"Юная дева с горящими глазами" = неопытный специалист за малый прайс. 

Плавали, знаем. 

Далеко не всегда. И не так уж это страшно. Со временем всё изменится.

конечно, изменится 

Юная дева позрослеет, скажет - агде моя з/п?! ей в ответ - а ты что сделал для родины и чем себя показал? и неважно , что было реально сделано, оно все равно будет не то и не столько... Звезды то с неба нет?

а так как у сложных вещей срок продвижения и закрепления на позиции долгий, явно больше 3х лет, то.... эта музыка будет вечной: продажники не те, причем свои всегда будут не те, новые снаружи будут появлятся , сверкать глазами, завораживать начальство, получать свои деньги (явно большие , чем у местных) и спустя недолгое время улетать... ибо сверкать глазами можно недолго, ну когда много молний никто ж не радуется ?  

увы, я дева с жизненным опытом, поэтому от мест , где хотят "горящих глаз" держусь подалее. Сначала ваш ход, а потом мои глаза )))))))))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.