Как использовать технологии маркетинга в строительстве HR-бренда

О важности HR-бренда в России задумались сравнительно недавно – каких-то пять лет назад. Тем не менее, сегодня уже сложно встретить более или менее крупного работодателя, который не слышал этого понятия. Кто-то уже внедряет HR-бренд, кто-то только присматривается, а кто-то пробовал, но пока безуспешно.

Понимание необходимости выстраивания образа привлекательного работодателя возникло не на пустом месте: на рынок труда стабильным потоком устремились представители поколения Y, которые предпочитают равноправную конкуренцию, принципы партнерства и возможность высказывать собственное мнение вместо слепого следования указаниям. Впрочем, об игреках уже пишут книги, а HR-специалисты учатся продуктивно взаимодействовать с ними.

Борьба за светлые головы с каждым годом обещает становиться только более «кровопролитной», ведь современный работодатель потерял монополию в ответе на вопрос, с кем я хочу работать. Сегодня соискатель, приходящий на интервью, также оценивает компанию сточки зрения релевантности его требованиям. И дело сводится не только к зарплатным ожиданиям…

Очень серьезные инструменты

Когда необходимость HR-бренда становится очевидной, сразу же встает вопрос: с чего начать? По сути, «бренд-работодатель» готовится из тех же ингредиентов, что и просто бренд: ни в архитектуре, ни в коммуникационной стратегии нет ничего специфического, что разительно отличалось бы от инструментов маркетинговых коммуникаций. Поэтому все технологии, которые применяют в маркетинге, можно с успехом применить и в HR.

Фундаментальная основа – качественные исследования, ведь здесь, как и в основе любого другого бренда лежит уникальное торговое предложение, отвечающее потребностям целевой аудитории. В мире HR такое предложение носит название Employer Value Proposition. EVP представляет собой ценностное предложение компании, основанное на инсайтах сотрудников и соискателей, это некоторая система выгод и благ, призванная убедить соискателя остановить свой выбор на данной конкретной компании. Поэтому все компетенции в области исследований целевых аудиторий жизненно необходимы HR-специалистам.

Не менее важный инструмент маркетинга, который необходимо взять на вооружение кадровым сотрудникам или отдать на аутсорсинг, – коммуникационная стратегия. Здесь как раз жизненно необходимы исследования как внутренней, так и внешней среды, которые позволят проанализировать существующую ситуацию, выявить проблемы и правильно поставить цели и задачи.

Щепотка творчества

Выше мы говорили об инструментах, базирующихся на понимании глубинных процессов маркетинга, требующих высокого уровня компетенции специалиста и погруженности в процессы. Но в работе эйчара успех в охоте за лучшими головами строится не только на стратегической составляющей, но и на творческой. Проще говоря, HR-брендинг невозможен без креатива. Он включает в себя весь арсенал – от комплексных интегрированных рекламных компаний, направленных на привлечение специалистов, до реализации локальных задач по копирайтингу, HR-журналистике, видео-производству и, конечно же, ивентов. И, казалось бы, уже все освоили корпоративную рассылку с дайджестом новостей компании и напоминанием о днях рождения сотрудников. Но стоит ли на этом останавливаться? Креативный подход – это то, что позволит качественно отстроиться от конкурентов и рассказать о своей индивидуальности. Поэтому для специалиста в сфере корпоративных коммуникаций так важно не выпадать из трендов не только мира HR, но и глобальных, искать нестандартные идеи. Чтобы привлекать звезд, надо самому быть звездой не меньшего масштаба.

При этом в процессе поиска творческих решений, не стоит забывать, что любой бренд должен быть узнаваем во всех каналах коммуникации. И здесь на помощь кадровому специалисту приходит дизайн. Брендбук для HR-бренда так же необходим, как и для внешних коммуникаций, причем все это не должно противоречить друг другу.

Последнее в списке, но далеко не последнее по важности оружие, – цифровые каналы коммуникации. Это, пожалуй, один из самых эффективных инструментов, который современный HR может позаимствовать у маркетинга. Сюда попадают все мультимедийные каналы, социальные сети (как традиционные, так и внутрикорпоративные), форумы, работа с негативными отзывами, внедрение образовательных платформ, системы геймификации, разработка и сопровождение программ по управлению карьерой. Невооруженным взглядом видно: есть, где развернуться.

Как бы мы к этому ни относились, но мир HR стремительно преобразовывается и требует от специалистов в сфере подбора персонала осваивать те территории, которые ранее находились вне сферы компетенции. Начало работы с брендом работодателя даст возможность идти в ногу с динамично меняющимися рыночными условиями и технологиями, носителями которых является сотрудники Y-поколения, и привлечь новый высококвалифицированный персонал.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Наумкин, Нина Панкратова
Юрист, Великобритания

И кто ж сегодня лучший работодатель России или у кого лучший HR-бренд?

HR-директор, Екатеринбург

При наличии только HR-бренда, лучшим работодателем не станешь. Декларируемые ценности должны быть хотя бы приближены к реальному положению дел, а в идеале совпадать. А то сколько таких горе-компаний... Все деньги/силы/время вложили в HR-бренд, (и получилось круто!), а приходишь к ним и понимаешь - ничего не меняется в принципах ведения бизнеса, просто теперь все внутренние проблемы компании завернуты в очень красивую обертку

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.