Держите родственников и друзей подальше от своего бизнеса

Наша компания была сформирована по родственно-дружескому принципу. Предполагалось, что такой подход автоматически приведет к усиленной мотивации и честности сотрудников. А торговать – не операции на сердце делать – любой научится. Блажен, кто верует.

Мой, довольно обширный опыт работы с родственниками и друзьями, позволяет теперь утверждать обратное! В случае возникновения серьезных проблем с обычным сотрудником, его увольнение решает большинство из них (все-таки суды между работником и работодателем в РФ не так часты). А вот в случае родственно-дружеских связей все из плоскости работы переносится в личную жизнь, и там длится и длится.

Приведу несколько иллюстраций. Начну с эпизода, после которого я почувствовал себя настоящим управленцем. На этапе бурного роста продаж мне в помощники взяли сотрудника, который должен был помочь с ведением отчетности и учета, а также взять на себя формальное общение с клиентами. Это был один из моих близких друзей.

Человек в высшей степени аккуратный, педантичный и уравновешенный, он имел один глобальный изъян. Приходил на работу обычно после 12.00. Эдак к 14.00-15.00. Все мои многочисленные беседы с ним с целью донести мысль, что так себя вести нельзя, что он «подставляет меня», что он подает дурной пример другим («а что? Ему можно, а мне нельзя?») к успеху не привели. Ну, любит человек поспать. Что тут поделаешь?

В итоге я принял единственное возможное решение: уволить друга. Надо сказать, что за всю свою управленческую карьеру я уволил множество сотрудников в различных фирмах. Но удовольствия от этого так и не научился получать. Довольно быстро я научился говорить увольняемому сотруднику, что эта компания не смогла создать ему необходимые условия, и что на новом месте у него будет шанс раскрыть свой потенциал «более лучше»))).

Понятно, что с этим увольнением я тянул до последнего. И когда откладывать было уже нельзя, объявил Володе о своем решении. К его чести надо заметить, что он принял эту новость довольно стоически.

Естественно, увольнение прервало нашу дружбу. Забегая вперед, скажу, что через два года он позвонил и признал, что я был прав. Теперь мы снова общаемся, хотя и не так тесно, как раньше.

Так вот, уволив близкого мне человека, я понял, что перешел через определенный рубеж, и я стал значительно взрослее как управленец.

Еще одним аспектом рабочего «веселья» являлись мои отношения с супругой. Она вела настоящую бухгалтерию. Естественно, что в процессе работы возникали ошибки, недочеты, упущения. Когда я говорил ей об этом, то возникал рабочий конфликт, который, естественно, переносился домой. А домашние неурядицы транслировались в офис.

Конечно, подобный аспект учета абы кому не доверишь, но жизнь с женой в постоянном производственно-бытовом конфликте – удовольствие ниже среднего.

Работа с родственниками обернулась еще одной гранью. Мама одного ооочень большого руководителя нашей фирмы нуждалась в области приложения своих сил. Несмотря на свой предпенсионный возраст, она была в высшей степени энергичной женщиной. Но работу по понятным причинам найти не могла.

Я всячески отговаривал своего начальника принимать это роковое и необратимое решение. Еще бы! Кто же отругает, оштрафует или уволит маму?! Я предлагал ему просто выплачивать ей ежемесячно некоторую сумму. Предлагал различную удаленную (то есть, вне офиса) работу. Но все мои усилия были тщетны. И вот это произошло: мама вышла на работу! Не стану тратить время читателей, живописуя различные стороны ее деятельности. Остановлюсь на одном. Но каком!

Лояльность фирме она понимала весьма своеобразно. Ее рабочее место находилось в большой рабочей комнате открытой планировки (даже без офисных перегородок), в которой располагались продавцы, снабженцы, их руководители и менеджеры проектов. Без особого труда каждый мог слышать разговоры по телефону каждого. Чем мама не замедлила воспользоваться. Как только какой-либо сотрудник заканчивал разговор, показавшейся ей важным, она почти демонстративно вставала и шла его пересказывать сыну. Скрыть ее поведение было невозможно, да она и не особо пыталась.

Можете представить, к чему это вскоре привело. Сотрудники вместо того, чтобы думать об эффективности переговоров, заботились о впечатлении, производимом на маму. О том, чтобы услышав половину разговора, у нее не закрались подозрения. По сути, это парализовало работу компании. Никакие увещевания сына, объяснения, уговоры на маму не действовали. В «лучшем» случае она обижалась на пару дней за черствость и непонимание сыном ее искренних порывов. После чего все повторялось заново…

Ну, и напоследок, пару слов о честности родственников. В компании в должности менеджера по продажам работал дальний родственник владельца. Всем, кроме акционера, было очевидно, что он довольно нагло ворует. Я множество раз находил доказательства, так или иначе подтверждающие это. Но… «жена Цезаря вне подозрений».

Однако бесконтрольность рождает вседозволенность. Во время моего отпуска вскрылись эти вопиющие факты и его наконец-то уволили. Правда он еще пару лет нигде не работал и жил безбедно.

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель управления, Екатеринбург

Со всеми такими же проблемами вполне можно столкнуться и вне родственно - дружеского круга. Впрочем точно так же как и внутри семейного круга, помимо бизнеса.
Мы с супругой познакомились и проработали в одной конторе несколько лет. В той же конторе работали ещё несколько семейных пар. Предприятие здравствует со смутных времён и поныне. Есть вполне конструктивный опыт организации нескольких бизнесов с близкими друзьями. Сейчас работаю в большом холдинге, где такие связи в порядке вещей, причём с самого ''низу'' до самого ''верху''. С другой стороны знаю не мало примеров, где исповедующие, подобную данной статье, идеологию бизнесмены, испытывают постоянные проблемы во взаимоотношениях внутри коллектива, которые, соответственно, транслируются во вне. Так что, кто умеет наладить отношения в коллективе, тот всегда в плюсе. Кто не умеет, у того найдётся куча ''логичных'' объяснений своим косякам.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Эдгар Шейн говорит следующее об отношениях на предприятии. В сфере бизнеса отношения должны быть эмоционально нейтральными, специфичными, универсалистскими, ориентированными на результат и личность сотрудника.
И такие отношения практически невозможно обеспечить с близкими друзьями и родственниками. А если и можно, то только тогда, когда руководитель может четко переключаться между ролью руководителя и ролью близкого друга и родственника.
Менеджер, Москва

Ну, держать-то , конечно, надо и подальше - родственников, друзей, жен, друзей жен, друзей мужей, друзей и приятелей двоюродных братьев учредителей и ген.директоров.... , да только весь наш российский бизнес - ''семейный'', ''клановый'' и это факт..., и ''со стороны'', ''с улицы'' придти и занять нормальное место в этом бизнесе (компании) по-факту практически не реально. Что есть факт, подтвержденный фактами :) ...

Директор по маркетингу, Москва

Александр, Вы наверняка слышали мужской принцип. (цензурно формулирую) ''Не заводи романов, где живешь (работаешь). И не живи (работай) там, где заводишь романы '' ИМХО весьма глубокая мысль. Вам не кажется?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Константин Терехин пишет: цензурно формулирую)
Изящнее ''хорошая птица не гадит в своём гнезде''. Звучит даже поэтично :)
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Тем не менее не соглашусь с тем посылом автора который я понял как главный (может ошибочно тогда сорри). Родственники - такие же люди как все. даже лучше, ибо их всё-таки как-то знаешь. И работать с ними можно и должно но по принципу взаимодавца - быть готовым потерять в случае чего. навсегда. лучше это даже проговорить. То есть родной. я конечно тебя на работу возьму - но если что-то пойдёт не так, то мы с тобой разойдёмся как в море корабли. Что тебе дороже?
Мама же конечно грустный случай. тут было понятно, чем всё закончится.

Директор по маркетингу, Москва

Марат, я хоть убейте не пойму, зачем закладывать такую мину? Понятно, что родственников на многие порядки меньше, чем потенциальных работников на рынке труда. С кем горше расставаться с простым сотрудником или с родственником? да и деловые отношения перетекают в домашние. А домашние в деловые :(

Директор по маркетингу, Москва

Хорошие знакомые. Свой бизнес, около 50 чел. В том числе друзья/знакомые/дальние родственники Распался бизнес через пол года после того как главным бухгалтером устроилась жена хозяина.
Ее любимое развлечение – на чаепитии рассказывать «коллегам» как в очередном ресторане объелась омаров, из-за покупки новой шубы пришлось перестраивать гардероб, а младший ребенок взмолился что бы на завтрак ему давали манную кашу а не бутерброд с черной икрой.
Друзья/знакомые уволились, а родственники перешли с базой клиентов к конкуренту

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Сергей Колесников пишет: Хорошие знакомые. Свой бизнес, около 50 чел. В том числе друзья/знакомые/дальние родственники Распался бизнес через пол года после того как главным бухгалтером устроилась жена хозяина. Ее любимое развлечение – на чаепитии рассказывать «коллегам» как в очередном ресторане объелась омаров, из-за покупки новой шубы пришлось перестраивать гардероб, а младший ребенок взмолился что бы на завтрак ему давали манную кашу а не бутерброд с черной икрой. Друзья/знакомые уволились, а родственники перешли с базой клиентов к конкуренту +97
Возможно, что это был тонкий ход хозяина по избавлению от слабокомпетентных (слабопрофессиональных) друзей и родственников, а заодно и от, например, убыточной или привередливой клиентской базы.
Директор по маркетингу, Москва
Дмитрий Пудан пишет: Возможно, что это был тонкий ход хозяина
))) Ну на мазохиста он не похож, а бизнес и в самом деле позволял делать то о чем сообщала ''коллегам'' жена. Просто друзья/родственники оказались видимо слабонервными и завистливыми. «Колбасу надо есть под одеялом»
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Эксперты: 4-дневная рабочая неделя приведет к снижению зарплат

Закон не препятствует пропорциональному снижению ФОТ при переходе на четырехдневную рабочую неделю.

75% россиян не верят в пенсии

Три четверти россиян не верят в пенсии, показал опрос Райффайзенбанка. А те кто верят, полагают, что она составит всего 10-20 тыс. руб.

Японцы доказали, что при четырехдневной рабочей неделе производительность растет. В Microsoft сообщили о росте на 40%

Японское подразделение Microsoft подвело положительные итоги месячного эксперимента по переходу на четырехдневную рабочую неделю.

 
Кто счастлив в России?

Самыми счастливыми оказались - медики, госслужащие и HR-ы. Об этом сообщается в исследовании Headhunter.