Зачем работодателям нужны «пузомерки»

В середине марта 2014 года компания Aon Hewitt представила результаты исследования «Лучшие работодатели Центральной и Восточной Европы», в котором приняли участие более 360 тыс. сотрудников 432 компаний из 10 стран.

В топ-15 лучших работодателей вошли четыре компании из России, причем три из них – Johnson&Johnson, Yandex и OBI – сразу попали в топ-5 среди организаций с численностью сотрудников более 1 тыс. человек. Еще одна – Cisco – оказалась в пятерке лучших работодателей с численностью штата от 251 до 1 тыс. человек. А вот в пятерке компаний с численностью менее 250 человек ни одного российского работодателя отмечено не было.

Отдельным этапом провели опрос в России. Лидерами российского рейтинга стали: Cisco, Microsoft, SAS, Johnson& Johnson, «Новартис», Яндекс, Roche, OBI, Avito, Mars.

Исследований на тему привлекательности работодателя, HR-бренда, еще 10 лет назад не было вовсе, а сейчас с каждым годом их становится все больше. Причина этого – четкое понимание, что для удержания уже работающих сотрудников, а также для поиска потенциальных, огромное значение имеет публичная информация о компании, ее имидж. Как лучшие ученики выбирают вузы по рейтингам, так и лучшие кандидаты выбирают новое место работы по совокупности факторов, в том числе – по суммарному показателю «рейтинг работодателя».

У нас в кадровом агентстве регулярно происходят следующие беседы.

Консультант: на какой ежемесячный доход вы рассчитываете? Какая минимальная зарплата, начиная от которой вы будете рассматривать предложения?

Соискатель: это очень зависит от задач и от того, о какой компании идет речь…

Так вот цифры могут меняться до 50% в зависимости от имиджа компании. Ведь что такое имидж для будущего сотрудника? Это возможности развития, коллектив, защищенность, гордость или смущение, когда он будет отвечать друзьям, где работает.

Составить свое представление о компании (верное или неверное) – дело недолгое, при наличии возможностей современной информационной среды – все тайное быстро становится явным.

Но звание «лучшего» надо еще получить! И тут начинается работа HR-отдела и руководства по формированию комплекса мероприятий, которые повысят значимость бренда компании, а именно – удовлетворенность и вовлеченность персонала.

Эту работу невозможно сделать усилиями одного подразделения. Как правило, в результате сформированной стратегии, разрабатывается комплекс мероприятий по ее осуществлению, ведущий к устойчивому формированию требуемого результата.

Одним из инструментов является – формирование и улучшение имиджа работодателя. В ситуации дефицита квалифицированных кадров, «охоты» за лучшими специалистами, привлекательный работодатель – ценное и экономически обоснованное звание.

Зачем нужна вовлеченность персонала? Есть хорошее выражение: «можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Так вот, присутствие на работе еще не означает, что сотрудник лоялен компании, разделяет ее ценности, стремится к улучшению результатов своей работы, гордится своей компанией и вносит инновационные предложения. Всего этого можно ждать только от персонала, который «живет на одной волне» со своим работодателем. А это означает, что вовлеченность персонала – один из инструментов экономического развития компании, причем значимых инструментов!

Понимать – это хорошо, а вот создать настоящий HR-бренд – это другое. Поскольку я являюсь членом жюри премии «HR-бренд», которую уже несколько лет проводит HeadHanter, то уже седьмой год имею возможность внимательно изучать – какие усилия прикладывают претенденты в этом направлении. Чего только не придумывают:

  • программа благотворительности, где пример подают руководители,
  • организации корпоративного театра,
  • программа обмена между странами (причем не только по профессиональным вопросам),
  • организация корпоративных фондов для помощи больным и нуждающимся родственникам,
  • специальные программы для работы женщин, ушедших в декрет,
  • создание единого информационного поля, где размещаются истории успеха руководства и лучших сотрудников, формируя установку – «ты тоже так можешь!», да и много другого, все не перечислишь…

Очень интересны программы, учитывающие потребности и особенности миропонимания поколения Y – сделанные в интерактивных форматах, в игровой форме, красочные и креативные. Участвовать в них – одно удовольствие! Все эти программы требуют ресурсов для реализации, больших или не очень бюджетов.

Когда происходит стратегическое планирование на уровне транснациональной компании, для каждой страны, безусловно, есть специфика в реализации, но бюджет на сам проект, на вовлечение участников, PR-результатов – выделяется немалый.

Количество вовлеченных людей, транслирующих происходящее в социальных сетях, – в абсолютном значении очень большое, ведь такие компании, как правило, многочисленные. Именно они, чаще всего, побеждают в различных опросах на эту тему.

Компании среднего бизнеса также активно создают такие программы, но их бюджеты, конечно, несравнимо меньше. Это и минус (по понятным причинам), и плюс. Есть весьма интересные малозатратные проекты, которые за счет красивого решения требуют совсем немного финансов, но вызывают не меньшую эмоциональную реакцию и вовлечение. Например, проект «прогнозов», когда все сотрудники участвуют в планировании и прогнозировании результатов, участие в жизни компании со стороны внерабочего процесса и т.п. Таким образом, бренд небольших компаний не менее привлекателен для их сотрудников «внутри», хоть и менее известен «снаружи». При проведении масштабных опросов и подведении итогов, если нет изначального деления на крупные, средние и мелкие компании, они, конечно, не столь ярко проявляются, как масштабные проекты. Но если проводить исследование именно по вовлеченности персонала, экономическому эффекту от реализованного проекта – тут, я думаю, результаты будут вполне сравнимы, и еще вопрос – кто окажется в лидерах.

Как правило, проводя опрос сотрудников по результатам реализованного проекта, раз в год им предлагается оценить удовлетворенность конкретными параметрами. Это может быть: возможность развития, обучение, коллектив и прочее.

Результаты 2013 года показали отражение экономической ситуации в нашей стране. Многие бизнесы чувствовали себя недостаточно уверенно, сложно было прогнозировать устойчивость, не говоря уж о развитии. Поэтому в опросах отразилась неудовлетворенность персонала отсутствием роста заработной платы и карьерного роста. Зато факторы, связанные с удовлетворенностью общением с коллегами и условиями труда – на высоте.

Я полагаю, что столь «молодое» направление в нашей стране как формирование HR-бренда (осознанно это происходит максимум 10 лет) будет с годами набирать обороты, потому что гуманитарная и экономическая польза от этого станет значимым фактором конкуренции в бизнесе.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Нейроинтерфейс от Skillbox и Neiry поможет выбрать профессию

Новая технология работает на базе электрической активности мозга, помогая измерять поведенческие паттерны человека.

Почти половина россиян собираются работать на новогодних праздниках

Трудиться во время новогодних каникул будут в большей мере жители Перми, Волгограда, Самары и Нижнего Новгорода.

Спрос на услуги фрилансеров вырос почти в два раза за год

При этом спрос на специалистов по продвижению бизнеса в соцсетях вырос в 5 раз, а на маркетологов – в 4 раза.

Michelin сократит более 1,5 тыс. сотрудников в Германии

Французский производитель шин Michelin анонсировал закрытие трех немецких производственных площадок.