Собеседование: не дай украсть свою идею

Собеседование – это такая страшная штука, она заставляет нас вылезать вон из кожи, показывать все, на что мы способны, выдавать на гора кучу идей в надежде понравиться работодателю и получить место. А компании пользуются нашими слабостями и под шумок присваивают идеи, вежливо отвечая: «Извините, но вы нам не подходите».

Избежать собеседований нельзя, но, может быть, можно застраховаться от нечистых на руку работодателей? Или это нам только кажется, что нас обворовывают?

Практические задания на собеседованиях были всегда; чем выше позиция, тем более вероятно, что компания захочет проверить кандидата. Однако в последнее время подобные тесты стали использоваться почти повсеместно, а нестабильная ситуация на рынке (в частности та волна увольнений, которая прошла во многих организациях и общая тенденция экономить на всем, чем только можно) дала повод менеджерам задуматься: а так ли бескорыстны работодатели? Не хотят ли они в эти сложные времена, воспользовавшись правом сильного (кадровый рынок-то стал рынком компаний) просто и дешево решить свои проблемы за счет огромного числа ищущих работу кандидатов? Подобные мысли подогревает и тот факт, что соискатель вынужден верить компании на слово, он никак не может проверить чистоту ее помыслов и проконтролировать дальнейшую жизнь своих идей.

По сути задание типа «Какие вы видите проблемы и как вы будете их решать, если окажетесь в кресле…» – это банальный тест, только с реальными, а не абстрактными условиями. Но именно реальность и смущает многих кандидатов. Если бы речь шла об организациях А и В, то вопрос бы и не возник. Но вот компании хотят четко понимать, чего же стоит соискатель, что стоит за его уверенностью в себе и красивыми словами, а виртуальные ситуации не всегда подходят. Да и зачем тратить время на изобретение чего-то, если оно вот, в натуральном виде рядом лежит, бери и пользуйся?! И кстати, в повальном увлечении работодателей подобными задачками виноваты сами соискатели. Комментирует Екатерина Горохова, вице-президент и генеральный директор международного агентства по подбору персонала Kelly Services: «Необходимость в ассессментах обусловлена, прежде всего, тем, что за последние годы у большинства кандидатов, вследствие частой смены места работы, появился навык продавать себя на интервью. Нередко по результатам простого собеседования тяжело выявить все сильные и слабые стороны претендента. Согласно нашим исследованиям, более 64% россиян работают на последнем месте работы менее 2-х лет, причем с 2004 по 2008 гг. этот показатель не опускался ниже 70%. По большому счету, ассессмент – это наиболее безобидный и главное законный способ проверки компетенций кандидата, так как вариант проверки по предыдущему месту работы не всегда корректен – возможно, кандидат еще не сообщил работодателю о своем решении уйти и такой звонок негативно отразится на его карьере».

Все оказалось просто, понятно и безобидно. В правильных компаниях. Работодатели блюдут свои интересы, боятся ошибиться, ведь цена этой оплошности для них высока (это время и деньги), вот и проверяют кандидатов. Неужели менеджерам не стоит волноваться за сохранность своих идей, и яростные сторонники теории заговора неправы, подозревая работодателей в присвоении чужого? Нет, все не совсем так спокойно. Не все компании – правильные.

«Как всегда в любом деле встречаются компании, которые изначально вовсе не собираются брать специалиста, а просто мониторят рынок, набираются интересных идей и даже порой решают таким образом свои задачи. В основном это такие компании, которые не боятся потерять репутацию, ведь сейчас в интернете, в социальных сетях и блогах информация разлетается молниеносно, кандидаты очень быстро узнают, что есть компания, которая имеет подобную практику», - делится своим мнением Галина Дмитриева, директор по маркетингу компании Ventra Employment. Ее поддерживает HR-менеджер крупной российской компании, решившийся говорить откровенно только на условиях анонимности: «Компании, конечно же, извлекают пользу из тех практических заданий, которые дают кандидатам. Во-первых, подобные задания помогают определить реальные знания и навыки менеджера, а во-вторых…в хозяйстве все сгодится. Хотя редко за подобными предложениями на самом деле стоит далекоидущий замысел, просто все мы люди, и, когда неподходящий по разным параметрам кандидат вдруг изрекает почти гениальную идею, удержаться и не пустить ее в дело трудно. Гораздо чаще работодатели используют кандидатов в качестве тестеров. Просят оценить линейку продукции, указать на недостатки и достоинства, которые, по их наблюдениям, у продукта есть. Это не значит, что мнение кандидата суперценное, но оно может таким оказаться. Посторонние люди, пользователи могут увидеть то, что не видно компании. Другое дело, совпадает ли ее оценка с оценкой кандидата и считает ли она нужным прислушаться к его словам и что-то изменить. Но не воспользоваться оказией… Ну да, глупо». Вот так, оказывается, компании и крадут у менеджеров, и пользуются ими. И все бесплатно. Ведь возьмут одного, а просмотрят…

Но как же застраховаться от подобных… нечистоплотных компаний? Конечно, идей и потраченного времени может быть и не жалко, в конце концов, идеям найдется применение, а час, потраченный на собеседование, – это новый опыт и вклад в себя, свои навыки. Но согласитесь, обидно, когда тебя используют, тем более втемную. Как этого не допустить?

Первое и самое важное, что следует усвоить соискателю – от практического задания ему не отвертеться, если он хочет действительно претендовать на позицию. Галина Дмитриева замечает: «У кандидата всегда есть право отказаться выполнять данное задание, особенно если оно должно содержать какие-то креативные идеи, которые компания может использовать. Все зависит от его личной заинтересованности в данной позиции и в данной компании. На мой взгляд, согласие кандидата выполнять задание является тестом на лояльность, ведь компании нужен не просто грамотный сотрудник, но еще и сотрудник, который хочет работать именно в этой компании». Т.е. вы можете гордо сказать «Нет», однако после этого вам остается только уйти. А вечно уходить нельзя, работа все-таки нужна. И потом, может быть, именно эта компания – чиста как стеклышко и никаких незаконных видов на вас не имеет. Выход только один – нужно действовать тоньше и умнее.

Советует Мария Тезикова, старший консультант рекрутинговой компании «Адэкко»: «Сложно дать строгие рекомендации о том, как вести себя, чтобы успешно справиться с заданием и не оказаться в ситуации «бесплатного дарения собственных идей». Убедительно выглядят кандидаты, которые решают задание, предлагая конкретные идеи и порядок действий. Но всегда стоит контролировать ситуацию – не нужно выкладывать все козыри, должна сохраняться некоторая интрига, в компании должен проснуться интерес к вам. Вы должны произвести впечатление, что реально заинтересованы в решении поставленных задач и представляете, с чего начать и что делать, но достаточно привести 2-3 красочных примера, не нужно писать бизнес-план или давать в безвозмездное пользование список потенциальных клиентов с контактами». Не увлекайтесь, говорите ровно столько, сколько нужно, не старайтесь поразить воображение рекрутера. В конце концов, если вас возьмут, надо же будет чем-то приятно удивить работодателя.

А вот если собеседование начинается сразу с практического задания, то это на 99% означает, что вас используют. Ведь компания должна не только изучить кандидата, но и продать себя ему. По крайней мере, если речь идет о серьезной компании и серьезной позиции. Так что в первой части беседы рекрутер должен не только поинтересоваться ожиданиями соискателя, но и рассказать о компании, требованиях к позиции, попросить менеджера подробно рассказать о себе. Практическое задание – это последний барьер, оно идет только после того, как рекрутер уяснит для себя основные знания, навыки кандидата, бегло оценит его личностные качества, выяснит, подходит ли в принципе менеджер на позицию. Так что если вас сразу спросили, как вы решите проблему, стоящую перед компанией, будьте особенно бдительны и на положительный результат не рассчитывайте.

И еще один момент. Из закулисных разговоров становится ясно, что большинство специалистов по кадровому рынку придерживается мнения, что нечистыми на руку могут оказаться в основном российские компании, причем безотносительно к их размерам и известности бренда. Западные работодатели, как правило, слишком дорожат репутацией, чтобы присваивать идеи, ведь шила в мешке не утаишь. Но использовать кандидата в качестве тестера – тут за руку не поймаешь…

В общем, от воровства идей на собеседовании застраховаться в принципе можно, главное – быть бдительным и не выкладывать на стол все карты разом. Вы, конечно, вряд ли узнаете, воспользовались ли вами или нет, но вот от негативных мыслей избавитесь, осадочка не останется. А это уже не мало. Или просто не обращайте на воров внимания, ведь ваш ум, опыт и знания всегда с вами и их никто не отнимет.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Коммерческий директор, Москва

Согласен. Помоему Уandex этим занимается. Приходилось общатся.Вообще в штате Крупных компаний есть спецы, которые мониторят рынок на предмет идей. Интернет компании в первых рядах.Специалистов которые знают программы найти не проблема. А вот найти чудиков (и бросить их) готовых выложить идею, которая уделает Googl это пытаются делать.Осторожны будте.Посему и идеи у них обрезаные.

Партнер, США
пишет:Компания использовала вас как бесплатного коуча или тестера и присвоила ваши идеи
Какая все-таки это несусветная глупость... И я понимаю, что придумали ее горлопаны, которые просто работать не могут, ходят по разным компаниям и морочат им голову. Люди с идеями, вообще никогда работу не ищут - потому что за такими людьми всегда стоит очередь работодателей, ждущих своей очереди нанять этого человека и желающих платить ему столько сколько смогут из последних сил.Работу ищут только те, у кого идей нет. Пусто в голове, потому они собствнно и работу потеряли как правило.Прежде чем наичнать спорить с этой точкой зрения - оглянитесь на своих знакомых. Поделите их на две группы - безработные и те, кто прочно на своем месте сидит и работодатель счастлив, что у него есть такой человек.А потом попробуйте вспомнить идеи тех, кто без работы сидит...
Директор по маркетингу, Москва

Странноватая статья.Собеседование длится недолго. [COLOR=red][B]Предложить серьезную, продуктивную идею за несколько минут невозможно.[/B] [/COLOR]Если же проблема лежит на поверхности, то… Это все равно, что попросить нескольких врачей поставить за минуты диагноз, желательно по фотографии. Такие глупости часто совершают фирмы, устраивая ложный тендер среди рекламных агентств, наивно полагая, что агентства, и без того занимающиеся в основном картинками, могут, не имея ни малейшего представления о бизнесе компании, предложить им что-то ценное.[B][COLOR=red]Серьезные идеи обычно рождаются после серьезного влезания в фирму.[/COLOR] [/B]На это уходят дни, а иногда и недели. Этого часто не понимают фирмы, обращаясь к консультантам с просьбой при первой же встрече высказать рекомендации по улучшению бизнеса.

Директор по рекламе, Екатеринбург

если идея родилась 'экспромтом', без глубокой проработки проблемы, это только доказывает, что вы легко генерите решения, и в принципе, не против 'подарить' одно из них потенциальному работодателю. Да и на здоровье - красивая картинка еще не значит, что это РЕШЕНИЕ, это только эскиз.

Управляющий директор, Москва
Дмитрий Маришкин пишет:Люди с идеями, вообще никогда работу не ищут - потому что за такими людьми всегда стоит очередь работодателей, ждущих своей очереди нанять этого человека и желающих платить ему столько сколько смогут из последних сил. Работу ищут только те, у кого идей нет. Пусто в голове, потому они собствнно и работу потеряли как правило.
Уважаемый Дмитрий ! Ваша наивность выходит за рамки разумного её восприятия. Видимо вы находитесь либо в другом измерении, либо просто настолько оторвались от реальности, что совершенно не в теме.Все описанное в статье – реалии нашей российской жизни. Мониторинг персонала начался практически сразу после кризиса. Как и поиск идей выхода из проблемных ситуаций. Могу привести собственную статистику – из 100% российских компаний, выставляющих вакансии подобным образом действуют около 30%. Причем факты подкреплены доказательствами. Это не впечатляет ?А без работы у нас сидят 80% наиболее активные, революционные и требовательные сотрудники, которые в кризисном состоянии, нередко были замещены дешевыми посредственностями, безропотными штрейкбрехерами. От которых легко избавиться без проблем в любой момент. А вот когда компания реально идет на дно, то «холявщики» начинают «пляски» с мониторингом профессионалов и поиском бесплатных аудиторов.
Александр Репьев пишет:Предложить серьезную, продуктивную идею за несколько минут невозможно.
Александр, вы не правы. Среднее время собеседования, сейчас – это не менее 2-ух часов. Примерно половину от этого, «мониторщики» свободно тратят на извлечение идеи и уточнение её деталей. Этого вполне хватает, уверяю Вас.
Управляющий директор, Москва

Ещё один интересный момент, который оказался за кадром в этой статье. С целью сокращения фонда оплаты труда, некоторые «деятели» выставляют вакансию и методично опуская планку з/п мониторят рынок. Приглашая на собеседование людей, определяют кто и за какие деньги готов выполнять эту работу. Причем планка понижается даже на ЗАНЯТЫХ в компании должностях. В итоге, подобрав сотрудника, который на том же уровне, но за существенно меньшие деньги готов выполнять имеющийся функционал увольняют работающего в компании человека. Эта «чума» распространяется. Несомненно, что это не характеризует положительно такую компанию. Но факт остается фактом.

Директор по работе с клиентами, Москва

А мне кажется, что на рынке много, а выигрывают компани, которые могут идеи быстро и качественно воплотить. И вообще - если кандидату жалко идеи, которая генерится в ходе общения с компанией, значит этот человек вообще не готов к работе, к вкладу в компании. Надо рассматривать каждое интервью как инвестицию. А готовность к значительным инвестициям = готовности к риску. Если готов инвестировать, то и выигрыш может быть больше. Выигрыш в том, что ближе познакомишься с людьми, поймешь уровень их мышления, поймешь насколько люди 'свои'. Возможный проигрыш - для меня больше в том, что придти в компанию не поняв ее проблемы и свои задачи. И жадничать не надо. если люди могут воспользоваться вашей идеей, значит вы что-то хорошее сделали. Да, не за деньги, но все рвно польза.

Преподаватель, Москва
Екатерина Гельфанд пишет:И вообще - если кандидату жалко идеи, которая генерится в ходе общения с компанией, значит этот человек вообще не готов к работе, к вкладу в компании. Надо рассматривать каждое интервью как инвестицию. А готовность к значительным инвестициям = готовности к риску. Если готов инвестировать, то и выигрыш может быть больше.
Согласна с Екатериной.Кандидат высокого уровня обладает достаточной квалификацией, чтобы избежать пустой траты времени на собеседования в неподходящих компаниях (к их числу отнесем и те, кто таким образом собирает 'идеи'). С другой стороны, бывает и так, что да, кандидат что-то оригинальное сгенерировал, но компании не подошел. Возможно, чем-то из его идей компания потом воспользуется. Разве это риск для кандидата, который в принципе является генератором идей? И где точные критерии того, что компания использовала именно его идею? Информационое пространство современного мира пронизано идеями. Мне кажется, что страх быть использованным и 'обокраденным' присущ кандидатам, которые сами 'используют' компании. В конце-концов, если твои идеи имеют для вас нетленную ценность - не лучше ли открыть собственный бизнес. 8)
Главный редактор, Москва

Согласен с Константином Морозовым, сразу видно, что человек в отрасли не новичок. А те, кто защищает нечестных работодателей, - прото и есть слуги таких работодателей. Обычно это самые посредственные люди, абсолютно без идей, у которых в голове только одно - как украсть что-нибудь. И такая ситуация очень сильно вредит рынку труда. Выигрывают не нее только бездари-воры. Яндекс, кстати, этим занимается 100%. Об этом все говорят.

Руководитель, Украина

Могу подтвердить правоту автора статьи.При поиске работы столкнулся с интересной и перспективной вакансией, где московская компания предлагала работу в Украине, но в трех вопросах один - основной вопрос, был о предоставлении компании бизнес-план работы филиала. Ни много ни мало, а подайте им бизнес-план. На мой запрос о легитимности такого задания без гарантии работы, компания вообще прекратила общение.У моего товарища был опыт общения с нечистоплотным работодателем. Компания по производству продуктов питания для детей предложила изложить идеи по улучшению продаж ее продукции. Неделю он колдовал над многостраничным документом. В итоге ему отказали, но каково же было его удивление, когда через три месяца он увидел продукцию этой компании, где использовались на 99% его креативные идеи. Директор по маркетингу просто нагло украл его разработку.Будьте бдительны! Удачи!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бизнес OBI в России продали за 600 рублей

До пандемии бизнес OBI в России оценивали в €100 млн.

В Санкт-Петербурге на месте закрывшегося кинотеатра в ТЦ открыли фуд-холл

За полгода количество кинозалов в России сократилось на 12,4%.

Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

В строительной отрасли растет дефицит кадров

По данным Минстроя России, сектору сегодня не хватает около 3 млн человек.