Почему ИИ не отберет работу у айтишников

В последнее время моя лента пестрит такими заголовками: «В США искусственный интеллект уже оставляет программистов без работы!», «Срочно переучивайся на сварщика: в IT начался закат!». Сначала я просто пролистывал, но потом задумался. А что, если это правда? Я же сам в IT-сфере, да еще и с ИИ работаю. И знаете, к какому выводу я пришел? С этими паническими прогнозами я не согласен. Давайте разберемся по порядку, без истерик.

Как IT-специалисты чувствуют себя в Штатах

Ситуация за океаном действительно меняется. Крупные компании, которые нанимали десятки джунов для рутинной работы, теперь смотрят в сторону ИИ. Зачем платить человеку, если нейросеть может написать простой код или найти банальную ошибку? Логика есть. И да, по некоторым данным, рабочие специальности в Штатах – те же сантехники или электрики – могут зарабатывать больше начинающего программиста.

Почему российский IT-рынок не сравнить с американским

Представьте себе две разные стройки. На одной – небоскреб, все процессы отлажены, каждый винтик на своем месте. На другой – только залили фундамент, идут споры, как лучше строить, не хватает толковых прорабов. Американский IT-рынок – это первый вариант. Наш – пока второй. В России до сих пор огромный пласт компаний только начинает цифровую трансформацию. Спрос на IT-решения растет, а вот хороших, опытных специалистов, которые могут не просто код писать, а разобраться в чужом бизнесе и предложить решение, по-прежнему мало. Их ИИ так просто не заменит.

В своей работе я вижу это особенно четко. ИИ для меня – не соперник, а мощный инструмент, как шуруповерт вместо отвертки. Технология берет на себя рутину: написать мне заготовку кода, подсказать идею, помочь с документацией. Это освобождает время и силы для главного – продумывания архитектуры проекта, того, как все это будет работать вместе и приносить пользу. ИИ не думает стратегически – это делаю я. И вот тут мы подходим к главному.

Каких специалистов ИИ заменит, а кого – усилит

Давайте честно, рынок переполнен джунами, которые научились складывать код из кубиков, гугля готовые решения. Их главная ценность была в скорости работы, теперь эту скорость перебивает ИИ.

А что же с опытными специалистами? С теми, кто за джунами должен перепроверять, исправлять, дорабатывать? Грустный анекдот «хороший сеньор проработает и за двоих» теряет актуальность. Теперь хороший senior, вооруженный ИИ, сможет проработать за пятерых – и сделает это качественнее, потому что уйдет рутина.

Но дело не только в программистах. Вот примеры, где ИИ ну никак не заменит специалиста, но сделает его в разы сильнее:

  • Системные и бизнес-аналитики. ИИ может быстро обработать гору требований, найти в них противоречия и даже сгенерировать типовые пользовательские сценарии. Но понять глубинные боли бизнеса, вытащить у заказчика то, чего он сам не осознает, и спроектировать целостную систему – это задача человека-аналитика.
  • Data Engineer. ИИ отлично помогает писать код для ETL-процессов и оптимизировать пайплайны. Но проектировать надежную, масштабируемую архитектуру данных, которая не рассыплется под нагрузкой, и принимать стратегические решения о хранении и обработке информации – это прерогатива живого инженера.
  • DevOps/SRE-инженеры. Нейронка может предложить шаблон конфигурации или написать скрипт для мониторинга. Но нести ответственность за отказоустойчивость всей платформы, принимать решения в момент серьезного инцидента и выстраивать общую стратегию надежности – тут без человека не обойтись. ИИ становится его помощником в рутине.
  • Продуктовые менеджеры. ИИ может проанализировать тонны отзывов пользователей и сгенерировать гипотезы. Но расставить приоритеты, понять, какая гипотеза действительно приведет к росту бизнеса, и отстоять свою дорожную карту перед ЛПР-ами – это на грани искусства, нужны человеческие интуиция, опыт и чутье.

Я сам постоянно сталкиваюсь с тем, что нейросеть «галлюцинирует» и выдает странный код. Пока что часто быстрее и надежнее написать самому. Но я рассматриваю ИИ как долгосрочную инвестицию в свою эффективность. Я учусь работать с технологией, «дрессирую» под свои задачи. Это моя «длинная партия», так вижу.

Неужели айтишники уйдут в сантехники?

А вот с тем, что рабочие специальности в России начинают цениться все выше, это правда, во всяком случае, я так вижу. И причина не в том, что айтишники стали никому не нужны, а в том, что рынок труда, наконец, выравнивается. Времена, когда все бежали в «белые воротнички», в офисы, привели к тому, что хорошего сантехника или монтажника найти стало очень сложно. А спрос на их работу никуда не делся.

Новые законы, усложняющие трудовую миграцию, лишь подстегнули этот тренд. Это не крах IT-рынка, а здоровая коррекция. Общество понимает, что и код, и труба в ванной – одинаково важны для комфортной жизни. Ценность начинает определяться не названием профессии, а реальной уникальностью и качеством работы.

Выводы

  • Не стоит хоронить IT-отрасль. Стоит готовиться к взрослению рынка.
  • Начинающим программистам придется серьезно подтянуться, учиться не просто кодить, а думать как архитектор.
  • Опытные специалисты, которые не боятся осваивать ИИ как новый инструмент, получат невиданное ранее преимущество.
  • Рабочие профессии продолжат дорожать, возвращая себе утерянный вес и уважение.

Лично я не паникую, а вижу в этом новом витке эволюции рынка возможность для роста. Возможность отделить зерна от плевел, рутину – от творчества. И как тот росток, что пробивает асфальт, искать свои точки роста там, где другие видят только препятствие.

Фото в анонсе: freepik.com

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Александр, отлично сказано!

Но сильные синьоры все равно вырастают из начинающих джунов. Будем надеяться работа с рутиной уменьшится, но приемственность сохранится ))).

Директор по развитию, Москва

Мне происходящие процессы в ИТ похожи на естесственный отбор: кто сможет приспособиться к изменениям - выживет, кто нет - увы...

Так же во всех отраслях происходит. Просто на примере ИТ очень все процессы концентрировано выглядят для стороннего наблюдателя - стартанули живенько и дальше пошла утряска-усушка.

Социум - про справедливость, равные права и прочую гуманитарщину. А жизнь идет по своим законам, как правило, жестоким. Параллельные миры и мы в них одновременно существуем. И да - паника не поможет никак.

Аналитик, Москва

Блестяще! Александр высказал профессиональную точку зрения!
Эмоции по поводу, что ИИ принесёт счастье, заменит всех, включая программистов нужно малость охладить.
Александр абсолютно прав:

рынок переполнен джунами, которые научились складывать код из кубиков, гугля готовые решения.

Хороший программист - это не кодер из шаблонов. Хороший программист в широком смысле слова - это и человек, разбирающийся в бизнесе, в прикладных науках. 

А ИИ - всего лишь помощник на всех этапах. Особенно это важно для бизнес-аналитиков. В больших проектах в бизнес-анализе сидят действительно очень умные ребята, с ИИ им будет просто легче.

Директор по развитию, Люксембург

Спасибо за статью! Прочитал с пользой для себя.

На днях видел статистику, что 2025 год стал годом "похорон" стартапов. Мало прорывных идей на индивидуальном уровне, мало успешных выводов на рынок частных инициатив, которые "дизраптят и бустят". А ведь именно этот сегмент генерировал спрос на айтишников, которые из джунов за несколько лет дорастали до руководителей (при грамотном карьерном треке и умении продать себя) и мигрировали между большими и маленькими компаниями, увеличивая свои зарплаты в разы.

Как по мне, это похоже на эволюцию любой другой тех индустрии. Возьмем электричество: появилась технология, появились первые специалисты, затем началось масштабное распространение по планете, возникло множество специалистов, многих убивало током при первом касании с технологией.

Прошло всего 100 лет, и мы наблюдаем крупные энергетические холдинги, разделенные на генерацию, транспорт, сбыт и прочие около структуры. Университеты выпускают узкопрофильных специалистов. Там нет случайных людей. Целые поколения работают в отрасли (поверьте, там тоже много инноваций внутри, по типу того, что сначала данные считали вручную, а теперь счетчики сами передают данные о потреблении в биллинг).

То же самое происходит и в ИТ. Джуны в ИТ, как и электромонтеры, будут нужны, но с понятным профилем, функционалом и ожиданиями. Индустрия стабилизируется, ведь ей всего-то лет 40.

Генеральный директор, Москва

Александр, респект! Все верно и точно описали.

Вы - глоток свежего воздуха и реального профессионализма.

Крайне задолбали статьи  всяких доморощенных фантастов-консультантов  и шпециалистов по кадрам про лидерство и мотивацию стоя и лежа на этом сайте.

Хорошего вам настроения и успехов! Вы – молодец!

Аналитик, Москва
Роман Ермошин пишет:

Спасибо за статью! Прочитал с пользой для себя.

На днях видел статистику, что 2025 год стал годом "похорон" стартапов. Мало прорывных идей на индивидуальном уровне, мало успешных выводов на рынок частных инициатив, которые "дизраптят и бустят". А ведь именно этот сегмент генерировал спрос на айтишников, которые из джунов за несколько лет дорастали до руководителей (при грамотном карьерном треке и умении продать себя) и мигрировали между большими и маленькими компаниями, увеличивая свои зарплаты в разы.

Как по мне, это похоже на эволюцию любой другой тех индустрии. Возьмем электричество: появилась технология, появились первые специалисты, затем началось масштабное распространение по планете, возникло множество специалистов, многих убивало током при первом касании с технологией.

Прошло всего 100 лет, и мы наблюдаем крупные энергетические холдинги, разделенные на генерацию, транспорт, сбыт и прочие около структуры. Университеты выпускают узкопрофильных специалистов. Там нет случайных людей. Целые поколения работают в отрасли (поверьте, там тоже много инноваций внутри, по типу того, что сначала данные считали вручную, а теперь счетчики сами передают данные о потреблении в биллинг).

То же самое происходит и в ИТ. Джуны в ИТ, как и электромонтеры, будут нужны, но с понятным профилем, функционалом и ожиданиями. Индустрия стабилизируется, ведь ей всего-то лет 40.

Все верно! Но вот отрасли не 40 лет. Лет 60-70. И меня учили ещё те, программисты, которые писали загрузчики для ЭВМ.

И вы несомненно правы: отрасль стабилизируется. Еще пару десятков лет назад на ИТ пытались натянут подход в строительных проектах. Сейчас что-то самостоятельное появилось.

Системный аналитик, Екатеринбург

Главное, почему IT не вымрет - это то, что бизнесу все ещё надо спрашивать с каких-то конкретных людей за конкретные косяки, так что там будут люди. Да, быть может, их станет чуть меньше, но они точно там будут и даже джунов будут набирать, потому что нынешние сеньоры уйдут постепенно естественным путём, ну и нужны будут новые люди

Главное, что раздражает, это сломанный найм, когда реальные миддлы плюсы и сеньоры вынуждены конкурировать со всякими вкатунами, которые начитались каналов про меркантильность, нарисовали себе резюме, натаскались проходить собеседования и из-за них нормальным людям тяжелее пройти эйчар-фильиры и добраться до первого собеседования 

Генеральный директор, Москва
Никита Гуцал пишет:
лавное, что раздражает, это сломанный найм, когда реальные миддлы плюсы и сеньоры вынуждены конкурировать со всякими вкатунами, которые начитались каналов про меркантильность, нарисовали себе резюме, натаскались проходить собеседования и из-за них нормальным людям тяжелее пройти эйчар-фильиры и добраться до первого собеседования 

Вряд ли они претендуют на одни и те же позиции. Или требования к вакансии занижены.

Консультант, Калининград

Так в SignalFire State of Talent Report 2025 уже все написали... а Анжелла Татарская рассказала в том же ключе о российском рынке. Происходят серьезные структурные сдвиги. Кстати, автор тоже о них пишет. Например, "нести ответственность за отказоустойчивость всей платформы, принимать решения в момент серьезного инцидента и выстраивать общую стратегию надежности" не может сотрудник, чья компетентность ограничивается "скрипт ами для мониторинга".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Руководители рассказали о главных сложностях в управлении сотрудниками

Больше всего руководители устают от сотрудников, которые постоянно чем-то недовольны, и признались, что увольнения вызывают сильные эмоции.