Как выбрать эффективного коуча

В последние несколько лет коучинг стал очень популярен в России. Но то, что я вижу по своему окружению – люди не до конца понимают, что такое коучинг и как это работает. Поэтому в этой статье я хочу рассказать о том, что такое коучинг, чего не стоит ждать от коуча, дать советы о том, как выбрать себе эффективного коуча, поговорить о том, что такое коучинговый запрос и структура коуч-сессии, а также о коучинговых вопросах и техниках, и о том как долго и часто нужно ходить к коучу.

Рождению коучинга мы обязаны Тимоти Голви (род. в 1938 году), который будучи тренером по теннису, заметил, что игроки боятся соперника, но не реального, а внутреннего, который находится у нас в голове и продуцирует негативные мысли. И после этого в его тренерской практике добавился аспект работы с внутренним соперником. Это привело к удивительным результатам, и впоследствии коучинг с большим удовольствием принял бизнес, ну а потом и все остальные сферы жизни человека.

Основные определения

Коучинг – это искусство создания особых условий, которые облегчают движение клиента к его целям и способствуют всестороннему развитию личности и потенциала клиента.

Коуч (не коучер, как можно часто услышать) – это сертифицированный специалист, владеющий технологиями и инструментами, который содействует клиенту в достижении цели. Это происходит через использование специальных коучинговых техник и профессиональное использование специальных вопросов. Основные вещи, которые делает коуч:

  • Испытывает искренний интерес к клиенту
  • Создает атмосферу, в которой Клиенту легко и он раскрывается
  • Исходит из того, что перед нами взрослый, здоровый, ответственный человек
  • Применяет наилучшие инструменты из своего арсенала, которые позволяют человеку посмотреть на свою ситуацию c разных сторон и точек зрения разных людей
  • Верит в человека
  • Осознает процессы, которые происходят в поле сессии

КоучИ/Клиент/Чемпион/Герой – так в коучинговой среде принято называть клиентов коуча.

На просторах интернета можно встретить такие формулировки: «коуч обучает эффективности», или «коуч проконсультирует по путям развития вашего бизнеса». Конечно же, сертифицированные коучи, читая это, немножко подхихикивают. Но клиенты, как говорится, коучинговых университетов не кончали, поэтому считаю своим долгом просветить вас о том, кем не является коуч:

  • Бывает, что новые клиенты пишут мне «когда вам было бы удобно провести тренинг для меня». Это происходит из-за путаницы в словах: так как по-английски тренер (в основном в спорте) – coach, то люди разумно думают, что коуч = тренер. Но это не так, коуч не обучает клиентов. В компетенцию человека, занимающегося коучингом, может входить проведение тренингов, но в этот момент он становится тренером.
  • Коуч – не консультант. Вообще, одной из важных составляющих коучингового состояния является состояние не-знания. То есть коуч совершенно не должен понимать индустрию, в которой работает его клиент, задача коуча – прекрасно ориентироваться в коучинговых техниках, чувствовать клиента и ход сессии, чтобы предложить клиенту лучшее из своего арсенала.
  • Коуч – не психиатр, не психотерапевт и даже не психолог. Принципиальное отличие от классической психотерапии заключается в том, что психотерапия зачастую фокусируется на проблеме и месте ее возникновения в прошлом. А коучинг – напротив, фокусируется на будущем.
  • Коуч – не наставник. Наставник делится своим конкретным опытом по принципу «Делай как Я». Коуч работает с клиентом по принципу «Делай как ТЫ».
  • Коуч – не друг. Одной из важных составляющих этики коуча является то, что коуч не может работать со своими близкими друзьями, с их супругами и детьми. Также не рекомендуется работать в коучинговой рамке с подчиненными и коллегами. Это связано с тем, что у вас уже выстроены определенные отношения с этими людьми, и они будут очень сильно мешать в коучинговой работе.
  • Коуч – не контролер. Я сталкивалась, особенно в корпоративной среде, с таким ожиданием от коуча: «Вы мне задавайте задания, проверяйте их выполнение, напоминайте о них между сессиями и ругайте, если я их не выполняю». Нет и еще раз нет. Ответственность за результат работы всегда лежит на клиенте. Ответственность коуча заключается в том, чтобы подобрать максимально правильную технику/комбинацию техник и провести эффективную коуч-сессию для удовлетворения запроса клиента.

Как выбрать эффективного коуча

Итак, вы решили заняться коучингом! Будет здорово, если кто-то из вашего окружения посоветует вам специалиста, но и в этом случае, и в случае холодного поиска, обратите внимание на следующие моменты:

1. Дипломы и сертификаты. Если их нет на сайте коуча – не стесняйтесь спросить. Лично я считаю, что очень неплохо, если коуч прошел обучение в нескольких школах, это дает возможность расширить свои рамки и действовать в сессиях более вариативно.

Среди красивых бумажек должен быть именно сертификат/сертификаты, который подтверждает, что данный коуч прошел сертификацию по стандартам какой-либо из коучинговых ассоциаций. Почему это важно? Обычно, независимо от того, какая ассоциация выдает сертификат, чтобы его получить нужно не просто походить на занятия, а проделать довольно серьезную работу:

  • Заниматься в тройках – вы с коллегами работаете в ролях клиент, коуч, наблюдатель. В моем последнем обучении нам было необходимо отработать таким образом 60 часов.
  • Ходить на групповую супервизию – это процесс в рамках которого коуч работает с клиентом из группы, а группа и супервизоры дают свою обратную связь.
  • Предоставить письма от своих психотерапевтов/коучей о прохождении определенного количества сессий.
  • Предоставить записи клиентских сессий.
  • Сдать тест на знания предмета.
  • Получить хорошие оценки по проведению демонстрационной сессии.

2. «Возраст» сертификатов/дипломов. Я считаю, что если последние несколько лет коуч нигде не учился, это нехороший сигнал. При этом я не имею в виду, что он должен был обязательно заканчивать по 1 сертификационной программе в год. Это могут быть дополнительный курсы или тренинги по коучинговой тематике. По моему глубокому убеждению, наша профессия предполагает постоянное совершенствование, и если ты прекращаешь это делать, ты очень скоро выпадешь из обоймы.

3. Отзывы клиентов. Скорее всего они есть на сайте-потратьте время – прочитайте их. Но кроме этого, не постесняйтесь попросить у коуча контакт 1-2 клиентов, и не поленитесь связаться с ними и задать все вопросы, которые Вас волнуют.

4. Возраст коуча. По моему глубокому убеждению и реальным наблюдениям коуч моложе 30 лет будет работать неэффективно, элементарно потому что он недостаточно проработан сам. Как говорит один мой коллега «он еще не решил все вопросы со своей мамой».

5. Как коуч относится к своим границам: занимается с вами, когда время сессии уже истекло, не выставляет дополнительные деньги, если приезжает в удобное вам место, начинает дружить с вами – если ответ на эти вопросы – «да», я бы не рекомендовала работать с таким коучем.

6. И, пожалуй, самый важный пункт – вам должно быть комфортно с коучем. И это его задача – создать такие условия. Перестаньте говорить себе что-то типа: «Вот, Иван Сергеевич был тоже очень строгий и неприятный, но по алгебре меня подготовил». Поймите, коучинг – про другое. Коуч создает максимально комфортные для вас условия, в которых вы раскрываетесь и получаете доступ к вашим истинным целям, желаниям и ресурсам. Если перед вами человек, который постоянно приглашает вас выйти из зоны комфорта, идти через кровь и пот – это не коуч. Вполне возможно, что он хороший специалист, но в чем-то другом.

С какими запросами можно приходить к коучу

По моим наблюдениям, у большинства людей есть представление, что к коучу стоит идти только с запросами, связанными с реализацией профессиональных целей. Спешу вас разуверить – это не так: к коучу можно приходить с абсолютно любыми запросами. Приведу немного примеров из своей практики: запросы про любые отношения, принятие себя, изменение своих реакций, поиск своего предназначения, баланс между различными сферами жизни, жизненно-важный выбор, развитие в себе новых качеств/навыков, увеличение уверенности в себе, проработка повторяющихся сценариев, исследование своих частей, эмоций, реакций и ограничивающих убеждений.

Коуч-сессия всегда базируется только на запросе клиента. То есть коуч не может вдруг предложить клиенту: «А давайте-ка поработаем с вашей профессиональной реализацией». Куда идти может решить только клиент. Как идти – коуч.

На моем пути встречаются очень ответственные клиенты, которые перед первой сессией долго выпытывают у меня как нужно сформулировать запрос. Обычно в таких случаях я говорю: «Расслабьтесь. Просто расслабьтесь. Мы сформулируем запрос вместе на сессии» Но есть супер-мега-ответственные клиенты, которые не хотят расслабляться. И тогда я говорю, что нужно задать себе 2 простых вопроса: «что будет для вас наилучшим результатом сессии? С чем вы хотите выйти из моего кабинета?»

Также стоит сказать, что по статистике в России только 30% людей идут к чему-то, остальные 70% идут от чего-то (хочу, чтобы начальник перестал доводить, чтобы дети стали послушнее и муж не ворчал). И в этом нет ничего плохого, опытный коуч всегда поможет переформулировать проблему в запрос.

Как проходит коуч-сессия

Если мы говорим об индивидуальном коучинге, то сессия проходит при участии клиента и коуча в максимально удобном изолированном помещении. Также возможно занятие по скайпу. Сессия обычно длится около 60 минут.

Нужно отметить, что коучинг – очень структурированное действие. В любой сессии есть 7 четких этапов:

  • Формирование запроса на коучинговую сессию.
  • Проверка запроса на экологичность (согласен ли клиент и его окружение с последствиями реализации целей).
  • Исследование текущего состояния.
  • Работа с запросом. Это сердце коуч сессии, ее основная часть. Именно здесь применяются определенные техники или комбинация техник.
  • План действий.
  • Подведение итогов и обратная связь коучу.
  • Среди коучей бытуют разные мнения о том, кто должен делать замети по сессии. У меня здесь очень четкая позиция – заметки должен делать коуч, чтобы не выдергивать клиента из состояния потока.

А теперь поговорим о коучинговых вопросах

Когда-то очень давно, когда я начинала работать в бизнесе и только узнала о существовании коучей, я представляла их работу так: сидит очень умный человек, он уже знает ответы на все вопросы, а клиент такой, как бы это сказать помягче, не очень умный. И вот коуч ему говорит: «И вы должны сделать что?» Клиент молчит. Коуч: «Ну подумайте, такая штука на о начинается на т заканчивается». Клиент молчит. Коуч: «Ну вы уже делали его на прошлой неделе». Клиент: «А, отчет». Общее ликование.

Конечно, это очень далеко от реальности: коуч никогда не знает ответ на вопрос, который он задает. В том числе поэтому, коучу действительно искренне интересно взаимодействовать с клиентом. Основной инструмент хорошего коуча – это правильные вопросы. Правильно заданный вопрос позволяет клиенту отыскать необходимые ответы внутри себя, пережить важные инсайты и найти наиболее эффективные решения. В разных школах коучинговые вопросы называют волшебными, эффективными, сильными, раскрывающими, пробуждающими и ресурсными.

Практически во всех школах коучинга уделяют очень большое внимание тренировке навыка формулирования вопросов. Что же это за вопросы?

  • Во-первых открытые. То есть такие вопросы, на которые нельзя дать ответ «да» или «нет».
  • Вопросы формулируются таким образом, чтобы пробуждать воображение, открытия или действия. Я часто в своей работе использую метафору волшебной палочки, машины времени, которая находится в моем книжном шкафу или интеллектуальной камеры, которая висит на потолке.
  • Вопросы формулируются так, чтобы двигать клиента вперед к желаемому результату, а не оправдываться перед собой и коучем и смотреть в прошлое.
  • Вопросы помогают клиентам расширять видение будущего. Например, в технике «Выбор будущего» через правильные вопросы мы находим альтернативный вариант развития событий.
  • Вопросы побуждают клиента думать за рамками, идти дальше, исследовать глубже. Обычно для этого мы применяем рамку «А что еще?» и «Как если бы». «Как если бы» – очень мощный инструмент, который помогает нам переместить фокус нашего внимания с «как» и внутреннего критика, который посылает нам автоматические негативные послания, на пространство внутренней мудрости, где творчество бьет фонтаном.

Коучинговые техники

По большому счету, любая коучинговая техника – набор классных коучинговых вопросов сформированный в некий системный, законченный вид. Что дают коучинговые техники?

  • Конечно же, в первую очередь они двигают клиента в направлении решения его запроса. И тут как раз и раскрывается профессионализм коуча, так как его задача, имея запрос клиента, выстроить стратегию коуч-сессии, то есть понять какие техники он будет применять, и что будет делать, если у клиента возникнет определенная сложность, тормозящая процесс.
  • Ряд коучинговых техник направлен на анализ отношений с кем-либо. В рамках этих техник клиенту удается побыть в шкуре своего партнера, посмотреть на их взаимоотношения со стороны и сделать определенные выводы.
  • Некоторые техники связаны с наполнение себя мощным ресурсом, который помогает решить насущные задачи. Это, например, может быть техника Классики Дилтса, где мы получаем поддержку от разных людей и себя в прошлом, настоящем и будущем.
  • Есть довольно много техник, которые связаны с исследованием себя и получением очень серьезных инсайтов. Это и работа со своими эмоциями, исследование своих частей и анализ ограничивающих убеждений.
  • Так как я обучалась Психодраме в коучинге, то иногда применяю в своей работе психодраматические элементы: метафорические карты, игрушки, предметы. Иногда клиенту очень важно визуализировать сцену и услышать себя со стороны, и здесь очень помогает психодрама.
  • Коучинговые техники часто имеют свойство распаковываться. Это значит, что в рамках самой сессии клиент ощутил эффект, но основной результат был получен на следующий день или даже через неделю. А еще у коучинга есть, так называемый, побочный эффект. Чтобы было понятно, приведу пример: я работала с клиенткой, ее запрос касался профессиональной реализации, в рамках работы мы вышли на тему страха успеха, поработали с ней. Клиентка ушла. Через 2 недели она написала мне «Я стала летать на самолете без успокоительных капель и гораздо более уверенно выступаю перед незнакомой аудиторией».

Как часто надо ходить к коучу? Я считаю, что это может решить только клиент, потому что все мы живем на разных скоростях, у каждого из нас своя жизненная ситуация, но если говорить о стандартной практике, то это 1 раз в неделю, если вы настроены на долгосрочную работу.

Как долго нужно ходить к коучу? Опять же, все зависит от клиента и его запроса/запросов. У меня есть клиенты, которые ходят ко мне постоянно, а иногда бывают ситуации, когда Клиент приходит, делает очень ресурсную работу, достигает цели, сформулированной в запросе, благодарит и уходит. Многие коучи продают сессии пакетами (5, 6, 10, 12, 24 сессии). Покупка пакета в пересчете на 1 сессию получается существенно дешевле, чем покупка единоразовых сессий. Но я всегда рекомендую не покупать сразу пакет, а попробовать позаниматься с коучем 1-2 раза, для того, чтобы ответить на все важные для вас вопросы, в том числе вопросы из-чек листа «как выбирать коуча» в этой статье.

Коучинг не умеет менять жизнь вокруг нас, но он делает нашу жизнь более осознанной и, как результат, счастливой. Мы легче достигаем целей, мы проще относимся к препятствиям, возникающим на пути, мы строим более гармоничные отношения. Мы с бОльшим принятием относимся к своим ограничениям и особенностям. Мы открываем в себе новые возможности, таланты и все это двигает нас вперед!

Удачи вам на пути самосовершенствования и буду рада видеть вас у себя на:

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Спросите у коуча - сколько денег заработали его заказчики?

Потом позвоните им и задайте тот же вопрос.

Если суммы совпадут - коуч хороший.

Консультант, Москва
Павел Кузовников пишет:
Спросите у коуча - сколько денег заработали его заказчики?
Потом позвоните им и задайте тот же вопрос.
Если суммы совпадут - коуч хороший.

Павел, вопрос сам по себе неплохой, что он проверяет: честность, память коуча? И еще коучинг - далеко не только про достижение финансового результата.

Консультант, Москва

Саша, привет! Рада видеть!)
И поздравляю с публикацией!

Консультант, Москва
Ирина Смирнова пишет:
Саша, привет! Рада видеть!)
И поздравляю с публикацией!

Ира, привет, взаимно!

Огромное спасибо

Начальник участка, Москва

Одна моя знакомая - рекрутер жаловалась, что с коучами, приходящими на собеседование в ту или иную компанию, невозможно проводить собеседование: " На любой мой вопрос сразу следует серия вопросов с его стороны, заставляющих меня саму ответить на мною же заданный ему вопрос".)))

Руководитель группы, Москва
Павел Кузовников пишет:
Спросите у коуча - сколько денег заработали его заказчики?

Я работаю как карьерный коуч по стандартам ICF. У меня не было ни одного клиента с запросом: "Найти способы, как заработать денег". В основном, идут с запросами: "Понять, в той ли профессии я работаю или не в той", "Определиться с выбором - увольняться с работы или нет", "Определиться, на какую из трех предложенных работ устраиваться в итоге", "Определиться, поступать в аспирантуру или идти работать на завод", "Понять, в каком направлении идти, чтобы реализовать свое призвание"... Результат, который получают клиенты, - они начинают лучше понимать себя, свои приоритеты и ценности, и принимают свое решение.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.