Откуда берутся некомпетентные менеджеры

Причины некомпетентности менеджеров, и что с этим делать?

Нет времени писать новую статью. Хотя статья, конечно, больше влияет на личный рейтинг, (но я не из особо меркантильных людей), поэтому решила вынести это на дискуссию. И на мой взгляд, очень важную. Особенно в свете последних статей на портале про звезды, команды и проч.

Сначала определимся, что есть компетентные менеджеры.

Управленцы разного уровня, умеющие решать сложные задачи в условиях современного рынка в формате VUCA или BANI (это уж кому какая аббревиатура больше нравится). Способные самостоятельно принимать решения, действуя как член гетерогенной, разнородной по составу структуры, чем, собственно говоря, и является любая организация.

Характеристики сложных задач – неоднозначность, противоречивость, неопределенность, недостаточная надежность информации, альтернативные точки зрения.

Есть такая PISA (Programme for International Student Assessment) Международная программа по оценке компетентности образовательных достижений пятнадцатилетних школьников. Проводится каждые 3 года. С 2000 года количество стран-участниц выросло с 32 до 79.

Главная цель тестирования – проверка умения применять знания на практике.
Появился даже новый термин PISA-shock. Шок, в который впадали страны, увидев результаты исследований и итоги своей образовательной деятельности.
В исследовании – 3 направления:
• Естественно-научная грамотность
• Математическая грамотность
• Читательская грамотность
Задания делятся на 3 категории (по сложности и по кол-ву баллов, которые можно заработать): –
• легкие (менее 500 баллов)
• средние (400–600 баллов)
• трудные (600–1000 баллов)
За все время нашего участия наши школьники никогда не набирали выше 500 баллов (самый высокий был 495). И занимали с 26 по 43 место среди других стран в разные годы и по трем направлениям. Подробности (рейтинги стран, сами задания, причины прекращения нашего участия в программе после 2018 года) есть в сети, достаточно набрать слово PISA. Так что останавливаться на них не буду.

Интересны выводы наших специалистов о качестве мышления, которое свойственно нашим школьникам.
Что оказалось особенно непреодолимым для выполнения трудных заданий?
1. Работать с противоречивой информацией.
2. Видеть разные возможности ее интерпретации.
3. Рассматривать каждое явление и предмет не только в черно-белой дихотомии и причинности, но с разных позиций.
4. Объяснять и, главное, принимать альтернативные взгляды.
5. Оценивать динамичные и сложно интегрированные процессы.
6. Формулировать правильные гипотезы и прогнозы на основе этой информации.

То есть неразвитое диалектическое мышление, которое в психологии признается высшей формой мышления (о чем я писала в своей последней статье, и к чему многие отнеслись так иронично).
Но известно же, что «желуди не являются причиной дубов, потому что их наличия недостаточно для рождения дуба». И что менеджеры вырастают из детей.
Кстати, первые места во всех циклах стабильно занимают страны Юго-Восточной̆ Азии. Попробуйте догадаться, почему?

Кто виноват – понятно. Что с этим делать, и как все можно исправить?

Расскажите коллегам:
Комментарии
Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Ирина, позволю себе начать эту дискуссию. Материал интересный. Позвольте спросить, а в связи с чем Вы видете актуальность той проблемы, которую подняли?

Вы же говорите о менеджерах, а не об инвесторах, руководителях, от которых что-то реально зависит.

А что зависит от менджера? Я имею в виду не локальные проблемы, а более глобальные.

Консультант, Нижний Новгород
Михаил Лурье пишет:

Ирина, позволю себе начать эту дискуссию. Материал интересный. Позвольте спросить, а в связи с чем Вы видете актуальность той проблемы, которую подняли?

Вы же говорите о менеджерах, а не об инвесторах, руководителях, от которых что-то реально зависит.

А что зависит от менджера? Я имею в виду не локальные проблемы, а более глобальные.

В данном случае я под термином "менеджеры" имею в виду управленцев разного уровня, в том числе и топ-менеджеров. А потом, каждый менеджер – руководитель. И от менеджеров на любом уровне зависит результативность и продуктивность работы компании. А от низших уровней особенно, на мой взгляд. 

Так как я первый раз публиковала дискуссию, то от отсутствия опыта) у меня получилось, что она опубликовалсь 2 раза. В первую я забыла добавить текст) Вы не знаете случайно, как можно удалить пустую без текста, Михаил? Что-то я не могу найти, как это сделать. И вообще можно редактировать как-то текст? Заметила опечатку  в цифрах.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Ирина Плотникова пишет:
Так как я первый раз публиковала дискуссию, то от отсутствия опыта) у меня получилось, что она опубликовалсь 2 раза. В первую я забыла добавить текст) Вы не знаете случайно, как можно удалить пустую без текста, Михаил? Что-то я не могу найти, как это сделать. И вообще можно редактировать как-то текст? Заметила опечатку  в цифрах.

Это надо связаться с редакцией и их попросить удалить дубль, внести правки.

Консультант, Нижний Новгород
Михаил Лурье пишет:
Ирина Плотникова пишет:
Так как я первый раз публиковала дискуссию, то от отсутствия опыта) у меня получилось, что она опубликовалсь 2 раза. В первую я забыла добавить текст) Вы не знаете случайно, как можно удалить пустую без текста, Михаил? Что-то я не могу найти, как это сделать. И вообще можно редактировать как-то текст? Заметила опечатку  в цифрах.

Это надо связаться с редакцией и их попросить удалить дубль, внести правки.

Спасибо! Я уже написала в поддержку. То есть самостоятельно никак). Тоже ведь, по сути,  про менеджмент)

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

Некомпетентные менеджеры берутся из существующей в России уже давно системы тотального отрицательного отбора, при которой все руководящие должности получают только "свои люди" безотносительно их профессионального уровня. Лояльность и неформальные связи ценятся намного выше компетентности и знаний. Нормальный такой средневековый феодализм. Да, бывает кое-где у нас порой, что руководителями случайно становятся профессионалы - но это все же исключения в общей массе. Как называет эту категорию Михаил Хазин - СУКИ - случайно уцелевшие квалифицированные исполнители. 

Начальник участка, Москва

Ничего не понял. Есть институция образования она выполняет занимательную функцию. Человек во время самого опасного периода жизни занят и под присмотром, иногда присматриватели еще учат, а учащиеся учатся. Но такое редко, обычно обе стороны эмулируют. 
Теперь о менеджерах: никто менеджеров не готовит - то что человек  5лет просидел и послушал тетю или дядю не имеющих управленческого опыта не образовывает. Так не работает и работать не может. 
Нет наставничества - любого специалиста надо готовить несколько лет, никто за это не готов платить, а это значит молодое поколение не наберет опыта, или это будет печальный травматический опыт.

1. Работать с противоречивой информацией.
2. Видеть разные возможности ее интерпретации.
3. Рассматривать каждое явление и предмет не только в черно-белой дихотомии и причинности, но с разных позиций.
4. Объяснять и, главное, принимать альтернативные взгляды.
5. Оценивать динамичные и сложно интегрированные процессы.
6. Формулировать правильные гипотезы и прогнозы на основе этой информации.

Этому не учат. Соответсвенно только случайно если человек от родителей или окружения нахватался может что то показать. 

Не согласен что модель мышления является определяющей, важнее институализация, она не дает косячить даже совсем тупым людям. В рамках сложной институализации общества для результата особенно умных не нужно все работает и так. А если институции разрушены самые умные люди не могут реализовать себя поскольку некуда примениться в принципе. 

Есть наука "общая теория управления" она однозначно говорит о том что наиболее эффективный сигнал это не выданный максимально сложными алгоритмами, а выданный вовремя и приводящий к цели. То есть диалектика избыточна для решения подовляющего круга управленческих задач. На мой взгляд большая часть проблем на уровне элементарного рацио решается. Проблемы в примативной части психики лежат - не слушают умных без крутой тачки и бабы с силиконовыми сиськами.

Начальник участка, Москва
Дмитрий Карусев пишет:

Некомпетентные менеджеры берутся из существующей в России уже давно системы тотального отрицательного отбора, при которой все руководящие должности получают только "свои люди" безотносительно их профессионального уровня. Лояльность и неформальные связи ценятся намного выше компетентности и знаний. Нормальный такой средневековый феодализм. Да, бывает кое-где у нас порой, что руководителями случайно становятся профессионалы - но это все же исключения в общей массе. Как называет эту категорию Михаил Хазин - СУКИ - случайно уцелевшие квалифицированные исполнители. 

Неа, в феодализме лифты еще по воинской доблести работали. Там без замка и группы обороняющих его, тебя просто мочканут. 
Дмитрий представь что в рамках института частной собственности руководящие посты отдали завхозам. То есть собственник это завхоз, а не управленец. Инстутализированно оно так. В рамках развитых стран к институции частной собственности привязана еще экспертные и финансовые ограничители решений, загоняющих в правильное русло, а у нас нет. В голове завхоза: чем больше ресурсов он пылесосит тем лучше. 

Консультант, Нижний Новгород
Дмитрий Карусев пишет:

Некомпетентные менеджеры берутся из существующей в России уже давно системы тотального отрицательного отбора, при которой все руководящие должности получают только "свои люди" безотносительно их профессионального уровня. Лояльность и неформальные связи ценятся намного выше компетентности и знаний. Нормальный такой средневековый феодализм. Да, бывает кое-где у нас порой, что руководителями случайно становятся профессионалы - но это все же исключения в общей массе. Как называет эту категорию Михаил Хазин - СУКИ - случайно уцелевшие квалифицированные исполнители. 

Соглашусь. Особенности культуры оказывают сильное влияние.  Но компетенции подростков, которые возможно станут менеджерам, тоже не очень высокого уровня. И высшее образование проблемы, к сожалению, не решает.

Консультант, Нижний Новгород
Алексей Уланов пишет:

Ничего не понял. Есть институция образования она выполняет занимательную функцию. Человек во время самого опасного периода жизни занят и под присмотром, иногда присматриватели еще учат, а учащиеся учатся. Но такое редко, обычно обе стороны эмулируют. 
Теперь о менеджерах: никто менеджеров не готовит - то что человек  5лет просидел и послушал тетю или дядю не имеющих управленческого опыта не образовывает. Так не работает и работать не может. 
Нет наставничества - любого специалиста надо готовить несколько лет, никто за это не готов платить, а это значит молодое поколение не наберет опыта, или это будет печальный травматический опыт.

1. Работать с противоречивой информацией.
2. Видеть разные возможности ее интерпретации.
3. Рассматривать каждое явление и предмет не только в черно-белой дихотомии и причинности, но с разных позиций.
4. Объяснять и, главное, принимать альтернативные взгляды.
5. Оценивать динамичные и сложно интегрированные процессы.
6. Формулировать правильные гипотезы и прогнозы на основе этой информации.

Этому не учат. Соответсвенно только случайно если человек от родителей или окружения нахватался может что то показать. 

Не согласен что модель мышления является определяющей, важнее институализация, она не дает косячить даже совсем тупым людям. В рамках сложной институализации общества для результата особенно умных не нужно все работает и так. А если институции разрушены самые умные люди не могут реализовать себя поскольку некуда примениться в принципе. 

Есть наука "общая теория управления" она однозначно говорит о том что наиболее эффективный сигнал это не выданный максимально сложными алгоритмами, а выданный вовремя и приводящий к цели. То есть диалектика избыточна для решения подовляющего круга управленческих задач. На мой взгляд большая часть проблем на уровне элементарного рацио решается. Проблемы в примативной части психики лежат - не слушают умных без крутой тачки и бабы с силиконовыми сиськами.

Вот я где-то с вами согласна, Алексей, например про институализацию, но это опять же 2 стороны одной медали. Вопрос не в том, чтобы не косячить, а в том, чтобы развиваться. 

И мышление – это внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений, аргументация и проч.. В том числе и институализация от него зависит.. Какое мышлениие – такие и институты.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Ирина Плотникова пишет:
Вопрос не в том, чтобы не косячить, а в том, чтобы развиваться.

А как происходит процесс развития?

Я бы представил это как процесс выкладывания мозаики. Из обучения и опыта приходят кусочки, которые надо вставить, найдя ему место или отложить, если место не находиться.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Ирина Плотникова пишет:
Соглашусь. Особенности культуры оказывают сильное влияние.  Но компетенции подростков, которые возможно станут менеджерам, тоже не очень высокого уровня. И высшее образование проблемы, к сожалению, не решает.

На мой взгляд, в идеале менеджером должен становиться либо человек с явно выраженными лидерскими качествами и способностями организатора, либо компетентный профессионал, который собаку съел в том, чем занимается. Лучше всего, когда это всё сочетается в одном человеке - но так бывает не очень часто. Руководить точно не должны люди, ничего не понимающие в той сфере, в которой им предстоит руководить, а также те, которые не умеют организовать подчиненных для достижения результатов. Если какого-то мальчика назначили руководителем по блату, но он при этом разбирается в предмете и умеет организовать людей - ноль претензий к нему с моей стороны. 

Консультант, Нижний Новгород
Михаил Лурье пишет:
Ирина Плотникова пишет:
Вопрос не в том, чтобы не косячить, а в том, чтобы развиваться.

А как происходит процесс развития?

Я бы представил это как процесс выкладывания мозаики. Из обучения и опыта приходят кусочки, которые надо вставить, найдя ему место или отложить, если место не находиться.

Я много объясняла, чем отличается диалектическое мышление Е. Равичу в треде под той своей статьей. Под развитием в данном случае я имею в виду, что если хочешь быть первым, нужна готовность и способость мышления к переменам. А это всегда умение работать с противоречиями. То, о чем китайцы говорят, что кризис или хаос – это возможости. И здесь в первую очередь нужно видеть полную картину, а потом подбирать кусочки мозаики.

Но мышление развивается у человека определенным путем, тут вы правы. Хотя зачатки диалектического мышления есть и у дошкольнков, как показывают многочисленные исследования.

"...Дошкольникам задавались вопросы, ответы на которые предполагали оперирование противоположностями: «Что бывает одновременно, сразу и легким и тяжелым? и живым и неживым? и черным и белым? и тем же самым и другим?» и т. п. Нужно отметить, что для многих взрослых эти вопросы казались непонятными, и они не знали, как на них отвечать. Оказалось, что у дошкольников средней, старшей и подготовительной групп предложенные вопросы не вызывали недоумения. Они давали различные ответы, что позволяет говорить о принятии ребенком диалектической задачи, содержавшейся в вопросах.

Но потом это мышление в условиях современной школы теряется. Его просто убвают на корню. Вот тем, что Алексей называет институализацией. Поэтому мы получаем менеджеров или управленческий персонал не способных мыслить диалектически и в широком контексте.

 

 

Руководитель проекта, Ростов-на-Дону

погуглила результаты, действительно неизменно впереди Сингапур и Гонконг.

Но мне кажется, что вместо обвительного тона к менеджерам - что у нас не так, стоит присмотреться к лидерам. Обучение идет 12 лет. Дети могут выбирать предметы и программы обучения, которые им больше нравятся и подходят, уроки проходят в формате дискуссии и тд. Мягко и прагматично азиаты приходят к хорошим показателям.

Думаю, что все из читателей помнят нашу систему образования казарменного типа, которая не особо изменилась за последние 30 лет. Ах, почему же дети не достигают результата? Может быть потому что они запуганы или демотивированы? Потому что их не учат мыслить, мнение должно быть быть правильное только одно, только то, которое транслирует учитель. 

Я как могла боролась с лицемерием, коррупцией и узколобостью учителей в гимназии и выбрала частную школу для своих детей. Частных пока мало и не все они хороши, но есть надежда,  что будущее поколение выучится тому, что ему интересно без психотравм. 

Статья о том, как внедряли сингапурскую систему в Татарстане отвечает на вопрос https://mel.fm/vospitaniye/sovety/8021759-Singapore_school

Консультант, Нижний Новгород
Дмитрий Карусев пишет:
Ирина Плотникова пишет:
Соглашусь. Особенности культуры оказывают сильное влияние.  Но компетенции подростков, которые возможно станут менеджерам, тоже не очень высокого уровня. И высшее образование проблемы, к сожалению, не решает.

На мой взгляд, в идеале менеджером должен становиться либо человек с явно выраженными лидерскими качествами и способностями организатора, либо компетентный профессионал, который собаку съел в том, чем занимается. Лучше всего, когда это всё сочетается в одном человеке - но так бывает не очень часто. Руководить точно не должны люди, ничего не понимающие в той сфере, в которой им предстоит руководить, а также те, которые не умеют организовать подчиненных для достижения результатов. Если какого-то мальчика назначили руководителем по блату, но он при этом разбирается в предмете и умеет организовать людей - ноль претензий к нему с моей стороны. 

Если честно, я очень настороженно отношусь ко всем теориям лидерства, Дмитрий, в том виде, в котором они подаются. В лидерстве главной частью являются фолловеры) Сколько историй мы знаем, когда авторитетный лидер (по общему мнению) спускает резолюции, приказы, команды, но на местах они игнорируются. Почему? И в чем ценность такого лидерства?

Консультант, Нижний Новгород
Наталья Шпакова пишет:

погуглила результаты, действительно неизменно впереди Сингапур и Гонконг.

Но мне кажется, что вместо обвительного тона к менеджерам - что у нас не так, стоит присмотреться к лидерам. Обучение идет 12 лет. Дети могут выбирать предметы и программы обучения, которые им больше нравятся и подходят, уроки проходят в формате дискуссии и тд. Мягко и прагматично азиаты приходят к хорошим показателям.

Думаю, что все из читателей помнят нашу систему образования казарменного типа, которая не особо изменилась за последние 30 лет. Ах, почему же дети не достигают результата? Может быть потому что они запуганы или демотивированы? Потому что их не учат мыслить, мнение должно быть быть правильное только одно, только то, которое транслирует учитель. 

Я как могла боролась с лицемерием, коррупцией и узколобостью учителей в гимназии и выбрала частную школу для своих детей. Частных пока мало и не все они хороши, но есть надежда,  что будущее поколение выучится тому, что ему интересно без психотравм. 

Статья о том, как внедряли сингапурскую систему в Татарстане отвечает на вопрос https://mel.fm/vospitaniye/sovety/8021759-Singapore_school

Почему вы трактуете это как обвинительный тон, Наталья? Все результаты есть в открытом доступе. И задания есть. Их можно даже менеджерам предложить) Зажмуриться и не замечать – разве лучший вариант? За ссылку спасибо, очень ценно!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.