Как получить управленческие знания

Хочу предложить для обсуждение что-то типа кейса " Как получить управленческие знания без всяких курсов по "управлению"и консультантов". Кейс построен на реальной моей(!) жизни в контексте управления.
Я начал преподавать (ассистент) в вузе сразу после студенческой скамьи. Естественно никакого опыта ни в чем не было. Но его и не требовалось вначале. Я, как ассистент, вел практические, лабораторные и курсовые работы по теоретическим дисциплинам. Но был и мой "собственный" курс - "Проектирование Программных систем". Тут опыт, несмотря на молодость, у меня был. Я еще студентом (3 курс) выполнял ряд программистских работ в КБ "Антонова" сначала в группе, а потом и самостоятельно.
Этот опыт и знания оказались нужны не только для обучения студентов но и для некоторых научных работ, проводимых профессурой в институте. Меня начали активно привлекать к "ХозДоговорной работе".
И вот здесь я впервые столкнулся с проблемой. Мне нужны были помощники-сотрудники и много (работы было много). А опыта и умения УПРАВЛЯТЬ этими людьми (некоторые были старше меня) естественно не было.
Помог случай. В одной из работ потребовалось не только писать программы но и вписывать их работу в орг. структуру предприятия. Если кто знает это работы по АСУ ТП.
Я понял что мне резко потребовались знания по "Системному анализу". Курсов тогда не было и, с разрешения кафедры, засел в ГПНТБ на Кузнецком Мосту и в Ленинке.
Через пару месяцев активного "самообучения" орг. вопросы стали понятными и решаемы, но…
Я уже говорил что среди моих, молодого пацана с амбициями, "подчиненных" были сотрудники старше меня и умнее (доценты, к.т.н.) в жизни и по другим научным областям.
Я решил заняться психологией. Опять же с разрешения кафедры целый семестр (4 мес) проходил активно-агрессивную стажировку по индивидуальной программе, составленной лично для меня, на кафедре "Психологии" в Ростовском университете. В то время (время СССР) это еще можно было сделать.
Вернувшись к работе в ВУЗе я уже другим человеком. Преподавание и ХозДоговорная работа стала для меня любимым делом как хобби. Я только этим и занимался углубляя знания и отрабатывая навыки на реальной практике управления малыми группами.
Ну и результаты не заставили себя ждать. Я защитил диссертацию и получил звание доцента.
Сменилась экономическая формация, настал капитализм. Я ушел из ВУЗА и с группой моих бывших студентов организовал компанию (не одну) и занялись бизнесом.
Опять потребовались новые знания. Это Экономика!
Заканчиваю это грустное повествование как обоснование следующего.
Я считаю, на собственном опыте, что есть 3(три) БАЗОВЫЕ дисциплины, без которых быть руководителем практически невозможно. Это:
1. Системный анализ
2. Психология
3. Экономика (микроэкономика)
При этом освоение этих знаний должно происходить на фоне РЕАЛЬНОЙ практической работы для выработки умений и навыков.

Не имея базовых знаний все курсы по менеджменту практически бесполезны т.к. не имеют логической ЦЕЛОСТНОСТИ и логической обоснованности действий и инструментов управления. "Системный анализ" и "Психология" как раз и связывают методы управления в единую систему!!

Отсутствие базовых знаний в массе руководителей и порождает проблему ситуационного обучения. Ситуационное обучение порождает "обособленные знания" которые без активного применения мгновенно "усыхают" и забываются. Но даже реальная практика не может охватить все разнообразие и массу нюансов управления.

Комментарии
Директор по маркетингу, Москва

Так и есть, Валерий Иваныч. Так и есть. 

От себя лишь осмелюсь внести некие подробности. И уточнения, как Вы уточнили по микроэкономике.

2.Психология - психология управления (остальное в ней просто ни к чему) .

3.Системный анализ.

В классическом его исполнении он эффективен лишь управленцам среднего, ну или на край топового тактического звена. 

Вы же как основатель и руководитель компании системно работали ведь тоже не всегда. Стратегия (особенно кризисная или ростовая) часто заставляет отказываться от логического и последовательного подхода в принятии решений, да и сама доля постоянных и переменных элементов не всегда может опираться на общенаучные и классические статистические методы, но и противоречить им.

А по сему и введение в системный анализ должно градироваться от статуса руководителя и статуса его сектора управления - дозирование и смелость в принятии нестандартных решений.

Как говориться, что позволено Юпитеру... 

Researcher, Москва
Дмитрий Ляшенко пишет:
Вы же как основатель и руководитель компании системно работали ведь тоже не всегда. Стратегия (особенно кризисная или ростовая) часто заставляет отказываться от логического и последовательного подхода в принятии решений, да и сама доля постоянных и переменных элементов не всегда может опираться на общенаучные и классические статистические методы, но и противоречить им.

Конечно!!

Ведь никто не рождается сразу ГенДиректором компании с оборотом в десятки миллионов долларов. У каждого свой путь, но на этом пути и появляется точка где потребуется свое (если есть) системное мышление привести "в порядок". 

Особенно это важно, как Вы правильно указали, при изменениях вызванных либо внутренними проблемами либо внешней средой.

Представление собственной компании как системы, а именно это дает системный анализ, дает возможность определить в какой подсистеме нужны изменения. НЕ понимая этого вы (обобщающий образ) можете улучшить работу одной подсистемы, которая "автоматически" угробит некоторые другие и погубит компанию. Улучшение в одном месте БАЗ понимания всей системы чаще ВРЕДИТ всей компании чем помогает. 

Консультант, Волгоград

Без базовых знаний, включающих  системный подход, психологию, экономику быть руководителем практически невозможно-согласна полностью, спасибо, что открыли дискуссию. 

Главный вопрос, который вытек из статьи, что бурно обсуждалась, каким образом получаются эти базовые знания (на фоне практики выходит и из Вашего кейса, и, о чем и говорилось с позиции практиков ). Но, что считать фоном практики - стажировки, проекты, работу в компаниях и на производствах, либо, применение принципов менеджмента (включая системный подход) на той же кафедре? Это может считаться "на фоне" практики? 

Глава филиала, регион. директор, Магнитогорск
Валерий Овсий пишет:
Представление собственной компании как системы, а именно это дает системный анализ, дает возможность определить в какой подсистеме нужны изменения. НЕ понимая этого вы (обобщающий образ) можете улучшить работу одной подсистемы, которая "автоматически" угробит некоторые другие и погубит компанию. Улучшение в одном месте БЕЗ понимания всей системы чаще ВРЕДИТ всей компании чем помогает. 

Точно!

Рискну добавить лишь, что удобно в предельно-сжатой, популярной форме изучать системный анализ в рамках курса ТРИЗ (классической, или, скажем, GB-ТРИЗ — в данном случае не важно). За какой-то день-два (4-8 уч. ч.) легко научиться видеть всю фирму в комплексе, основные тренды в рамках триады Рынок-Фирма-Товар, освоить «Системный оператор» и так далее.

Более компактного и инструментального изложения не видел ни в одной другой системе.

Но если в позднем СССР эта часть входила в состав курса «Основы инженерного мышления», то сегодня упоминается нечасто. А без системного подхода ЛЮБЫЕ знания будут фрагментарными и не связанными.

Можно это изучить и самостоятельно, по книгам или бесплатным (видео)курсам. Например, по нашему курсу ТРИЗ от УрФУ на платформе «Открытое образование» (гуглите). Правда, до этой темы надо ещё дойти (не первая).

Директор по маркетингу, Москва
Валерий Овсий пишет:
Ведь никто не рождается сразу ГенДиректором компании с оборотом в десятки миллионов долларов. У каждого свой путь, но на этом пути и появляется

Тут, как я понимаю вопрос релевантности преподавателя. 

Я не Рассматриваю в данном амплуа всех "наших" консультантов и коучей, которые несомненно все это могут преподать.

Я обожаю мастер-классы. Штучный товар, когда самый незыблемый авторитет отрасли даёт междусобойчик группе своих из 2-4 человек максимум. Мне посчастливилось внимать в таком формате PR, маркетинг и психологию. Такое даже в вузе студентам не передавал - бесполезно, не вкурят ближайшие 15-20 лет практике в отрасли. 

И чрезвычайно был бы рад хапнуть системного анализа из уст старых "полканов" КБ оборонки, отвечающих за это направление.

Приходилось иметь с некоторыми дело, вот уж где постоянно на переговорах стараешься успеть хоть каплю законспектировать... Диктофоны и мобилы, понятно, запрещены...

Остаётся только облизываться... 

Глава филиала, регион. директор, Магнитогорск
Дмитрий Ляшенко пишет:
Приходилось иметь с некоторыми дело, вот уж где постоянно на переговорах стараешься успеть хоть каплю законспектировать... Диктофоны и мобилы, понятно, запрещены... Остаётся только облизываться... 

Зачем «облизываться»? Достаточно освоить мыслекарты (minmaps) чтобы успевать фиксировать детализированно структуру изложения с близкой к живой речи лектора скоростью.

Researcher, Москва
Анастасия Борзенко пишет:
применение принципов менеджмента (включая системный подход) на той же кафедре?

Я Вам отвечу реальным примером из жизни нашей (я работал 17 лет) кафедры. У нас был преподаватель, доцент, который был всем примером. Отвечал на кафедре за матодологию преподавания. Абсолютно организованный человек.  И вот, нас молодых регулярно осенью отправляли со студентами "на картошку". Так получилось что один раз направили и его. Работа то не сложная. В твоем подчинение 15-20 студентов и некоторый фронт сельхоз работ, который нужно выполнить. И все!

Но случился скандал! Работы не выполнялись, студенты недовольные, руководство колхоза написало претензию в институт... А опыт работы на кафедре был у человека больше 15 лет. Оказывается что опыты бывают разные...

Глава филиала, регион. директор, Магнитогорск
Валерий Овсий пишет:
Но случился скандал! Работы не выполнялись, студенты недовольные, руководство колхоза написало претензию в институт... А опыт работы на кафедре был у человека больше 15 лет. Оказывается что опыты бывают разные...

Разницу этого опыта я обычно обозначаю авторской поговоркой «Вещать — не мешки перемещать». ;)

PS. Конечно, «Выезд на картошку — это когда колхозники помогают интеллектуальным работникам собирать урожай» (М. Задорнов) — не самый эффективный способ использования интеллекта. Но насколько запоминающийся! Командообразование, опять же…

Researcher, Москва
Дмитрий Ляшенко пишет:
Я обожаю мастер-классы. Штучный товар, когда самый незыблемый авторитет отрасли даёт междусобойчик группе своих из 2-4 человек максимум.

Поддерживаю!

Эта форма на мой взгляд наиболее эффективна, но только для определенной, уже как бы подготовленной группы. 

Меня раньше приглашали на такие мастер-классы в качестве мастера ;-)
Я рассказывал что и как я делаю людям, которые были на позиции моих подчиненных, но, понятно, в другой компании. Я на таких мастер-классах наверно получал чуть ли не больше чем они... Очень качественные вопросы "по делу" и не менее качественные возражения на мои высказывания...

Консультант, Волгоград
Константин Куликов пишет:
Валерий Овсий пишет:
Но случился скандал! Работы не выполнялись, студенты недовольные, руководство колхоза написало претензию в институт... А опыт работы на кафедре был у человека больше 15 лет. Оказывается что опыты бывают разные...

Разницу этого опыта я обычно обозначаю авторской поговоркой «Вещать — не мешки перемещать». ;)

PS. Конечно, «Выезд на картошку — это когда колхозники помогают интеллектуальным работникам собирать урожай» (М. Задорнов) — не самый эффективный способ использования интеллекта. Но насколько запоминающийся! Командообразование, опять же…

А у меня вот такого опыта нет, даже не представляю о чем речь, папа не отпускал в колхоз на картошку никогда))

Консультант, Волгоград
Валерий Овсий пишет:
Анастасия Борзенко пишет:
применение принципов менеджмента (включая системный подход) на той же кафедре?

Я Вам отвечу реальным примером из жизни нашей (я работал 17 лет) кафедры. У нас был преподаватель, доцент, который был всем примером. Отвечал на кафедре за матодологию преподавания. Абсолютно организованный человек.  И вот, нас молодых регулярно осенью отправляли со студентами "на картошку". Так получилось что один раз направили и его. Работа то не сложная. В твоем подчинение 15-20 студентов и некоторый фронт сельхоз работ, который нужно выполнить. И все!

Но случился скандал! Работы не выполнялись, студенты недовольные, руководство колхоза написало претензию в институт... А опыт работы на кафедре был у человека больше 15 лет. Оказывается что опыты бывают разные...

Прекрасный пример, спасибо 

Глава филиала, регион. директор, Магнитогорск

На мой взгляд, лучшая система обучения — совсем в другой сфере, у… музыкантов-исполнителей. Передача знаний идёт прямо, один на один, наставничеством, интерактивно, при необходимости личным показом. 

При этом, нормальный педагог всегда относится к студенту (и даже школьнику!) пусть как к молодому, но коллеге. И учит всегда не только и не столько технике игры, сколько жизни.

А ещё гастроли — совершенно экстремальная практика публичных выступлений начинаются очень рано, ещё с младших классов школы.

Мне такая форма наставничества до сих пор комфортнее остальных. Хотя и с группой, и дистанционно тоже получается, но уже сильно иначе.

Правда, это уже не про самообучение. Впрочем, и самостоятельной работы у музыкантов тоже всегда много, больше чем занятий (примерно 1:3-1:4).

И на дипломы-звания тоже не особо смотрят. (Ну, разве что первые 5 минут.) Музыкант? Садись, играй! Не лекция — не расслабишься, не схалтуришь незаметно.

ПРАКТИКА! Превыше всего.

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Анастасия Борзенко пишет:
папа не отпускал в колхоз на картошку никогда))

И, прально делал!

Анастасия Борзенко пишет:
даже не представляю о чем речь

И, не нужно. Там костёр вечером, гитара и вино, сеновал, звёздное небо отражающееся в глазах наглого и смазливого юноши и...а, потом? 

Анастасия Борзенко пишет:
у меня вот такого опыта нет

Повезло же..

Глава филиала, регион. директор, Магнитогорск
Валерий Андреев пишет:
Там костёр вечером, гитара и вино, сеновал, звёздное небо отражающееся в глазах наглого и смазливого юноши и...а, потом? 

А потом — от моральных устоев зависит. Если что… Кто сказал, что гитара — не ударный инструмент? ;)

Всякое, конечно, было. «Колхоз — дело добровольное…» ))

Researcher, Москва
Дмитрий Ляшенко пишет:
И чрезвычайно был бы рад хапнуть системного анализа из уст старых "полканов" КБ оборонки, отвечающих за это направление.

Когда я самостоятельно изучал Системный Анализ я (еще ассистент) предложил Зав Кафедрой профессору включить этот курс в учебную программу.  Вопрос оказался настолько серьезным (в то время;-)) что решался на Ученом Совете института. И знаете кто помог? Военные. Тогда у нас была военная кафедра. И вот зав военной кафедры сказал что в военных ВУЗах США и СССР эта дисциплина обязательна. 

Включили! Потом всем хвастались ... Про меня конечно забыли...-((
Но курс я читал, правда в небольшом объеме -32 часа. Конечно это был пересказ чужих работ, но мною переработанных под понятийный уровень студентов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
У 60% менеджеров не хватает времени на саморазвитие

В опросе приняли участие более 2400 человек из всех регионов России.