Эффективны ли штрафы для мотивации сотрудников

Уважаемые участники сообщества! Предлагаю обсудить, на мой взгляд, интересную тему. У кого есть положительный либо отрицательный опыт применения системы штрафов. Реально ли она результативна для повышения эффективности деятельности подчиненных. Лично мое мнение – нет. Хотя, во многих компаниях, с которыми мне приходилось работать, достаточно активно используют эту форму стимулирования персонала. Причем руководители считали ее достаточно результативной. Но, если разобраться, для чего нужны штрафы? Для наказания сотрудников за опоздания, за невыполнение обязанностей, за какие-то проступки? По моим наблюдениям, применение штрафов скорее раздражает и озлобляет часть сотрудников, нежели заставляет пересмотреть свое поведение. Другая часть может относится к системе фиксированных вычетов из заработной платы, как к покупке своеобразной индульгенции. Это как «профессиональные» нарушители правил дорожного движения, которые априори готовы платить за свои лихачества и хамское поведение. Вот и получается, что репрессивная мера не достигает своей цели. В данном случае, полностью отметаю мысль, что система штрафов вводится для экономии на фонде оплаты труда.
Считаю, что у опытного менеджера есть достаточное количество других инструментов для обеспечения поддержания управляемости персонала на должном уровне (личные беседы, индивидуальный подход в контроле деятельности, использование внутренней мотивации, применение дисциплинарных взысканий и т.д.).
Кстати, на ваш взгляд, штрафы и депремирование идентичны по эффективности?

Расскажите коллегам:
Комментарии
Начальник участка, Москва

Дважды нобелевский лауреат Иван Павлов однозначно ответил на этот вопрос.
Если собак бить элеткротоком они становятся нервными и зашуганными.
Если кормить только мясом хамеют.
Идеальное соотношение на 7 кусков мяса 1 удар током. 

После важды нобелевского лауреата, по этой теме добавить нечего.

Начальник участка, Москва

Главная проблема системы штрафования что она из инструмента развития и социализации персонала становиться инструментом пополнения кассы и закрытия финансовых дыр. Естественно в таком ключе ее негативно воспринимают. 
Если мы рассматриваем систему штрафов как развивающую для профессионала, тогда работа стороиться таким образом:
- выявляется ситуация;
- ситуация разбирается с работником;
- потом люди работающие совместно с работником грозят пальчиком: "утю-тю, Ваня, так не надо делать" после этого назначается какой то "заметный для человека штраф.
Если мы рассматриваем систему штрафов как способ покрыть фин дыру, тогда делается так:
- выявляется недостающая сумма;
- раскидываем на причастных и не причастных;
- никому ничего не говорим что бы не устроили бучу;
- при получении денег, говорим, а Вы сами виноваты.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Штрафы и депремировпние это разные вещи. Штрафы, да, вы правы в сравнение с автохамами. Повесьте на него, хоть лишение прав, а он всё равно будет нарушать. Ему всё равно. И, тут уже вопрос в степени строгости. Если бы он знал и видел, что его могут посадить, то он бы перестал. Отдать 3-5тр /мес за скорость или езду по тротуару , для него копейки по сравнению с удовольствием, а вот срок, скажем хотя бы год  это уже другое удовольствие.

Штрафы нужны именно в дисциплинарной области: опоздание, курение, дисциплина и т.п. и то на первое время, как некий сигнал перед наступлением серьёзной бури. К ним привыкают очень быстро и готовы мириться с некой недоплатой в зп, как платой за официально подтверждённый бунтарский протест. Глупость, но факт))Здесь вспоминается характерный пример. У одной знакомой в компании ГД запретил всем в офисе, в рабочее время ходить в сапогах, касается дам. Только в туфлях. ЗП там были хорошие и все это проглотил. Только сразу, давайте не будем развивать тему про труд.кодекс, права и пр.хрень. не работает! Моя знакомая категорически нп любит каблуки иине носит их и ей удобно ходить в сапогах. Т.е. сегодня я хожу, а завтра вдруг нельзя?! Она ходила в сапогах. Последовали предупреждающие намёки, штрафы и потом ГД пошёл на принцип и стал постоянно увеличивать ей персональные штрафы.  Она стала недополучать уже 10-15% от зп. Плакала, но держала удар))) ГД понял, что с ней не просто. Пригрозил увольнением. Она в гневе сразу же написала сама заявление и, ушла на больничный. Стала искать другую работу. Итог: ГД отменил свой приказ для всех и она вернулась. Точно такой же случай. В одной компании было категорически запрещено дамам ходить в офисе в какой-либо обуви, кроме как на шпильках. И, там даже предупреждений не было, ни штрафов, сразу увольнение.

Я, к тому, что штрафы могут сыграть свою роль, но не долгую и в корне дело не решат. Нужно более серьёзное давление или лишение чего-то значимого. Например , итоговой премии,  каких-то дотаций от работодателя. Но и здесь главное -- не перегнуть!  И, то, если мы рассматриваем отношения только в этой области -наказания. Если сотрудник хам и бунтарь и немреагируетина предупреждения, и даже уже на первые штрафы, то есть ли смысл с ним работать? А, если есть, то терпи))

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва
Алексей Уланов пишет:

Дважды нобелевский лауреат Иван Павлов однозначно ответил на этот вопрос.
Если собак бить элеткротоком они становятся нервными и зашуганными.
Если кормить только мясом хамеют.
Идеальное соотношение на 7 кусков мяса 1 удар током. 

После важды нобелевского лауреата, по этой теме добавить нечего.

Есть предположение, что приведенная в рекомендации рецептура может быть достаточно результативна для определенного типа сотрудников, В основном для тех, чьи потребности концентрируются на первой и второй ступенях пирамиды Маслоу. Для тех, кому важными становятся третья и последующие ступени, на мой взгляд, весьма сомнительна эффективность воздействия штрафами.

Генеральный директор, Москва
Валерий Андреев пишет:

  Она ходила в сапогах. Последовали предупреждающие намёки, штрафы и потом ГД пошёл на принцип и стал постоянно увеличивать ей персональные штрафы.  Она стала недополучать уже 10-15% от зп. Плакала, но держала удар))) ГД понял, что с ней не просто. Пригрозил увольнением. Она в гневе сразу же написала сама заявление и, ушла на больничный. Стала искать другую работу. Итог: ГД отменил свой приказ для всех и она вернулась.

ГД оказался слабаком и показал ВСЕМ, что его можно "продавить"...

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Алексей Уланов пишет:
Если мы рассматриваем систему штрафов как с

И, тот и тот способы рабочие. Некоторые проработав уходят. А, есть сферы, например ритейл  где коллективная ответственность - это норма. И, где перед зп всегда инвентаризация и штрафы за потери на коллектив. Там даже при устройстве предупреждают и дают прогнозы. Мол, зп 30, штрафы 1-3. Большинство работников ритейлера, например пищёвка, мелочь фмсжишная или дешёвая одежда, где много единиц, так и живут. И, людей это напрягает, но не пугает. Приходя на такую работу он уже морально готов к зп не в 30, а по факту в 27. Другой вопрос, что он потом возмещает, т.е. ворует. И, наворует больше, чем отдаст.

И, кстати, неотъемлемая сопуствующая тема всем взыскания и штрафам -- месть.

Здесь тоже надо быть аккуратным, при штрафовании.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Олег Шурин пишет:
ГД оказался слабаком и показал ВСЕМ, что его можно "продавить"...

Отчасти, да. Но, как он работал я не знаю. Она мне рассказала только этот случай. И, тут, либо ты показываешь свою силу, либо свою слабость. И, тогда жди последствий.

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва
Валерий Андреев пишет:
Олег Шурин пишет:
ГД оказался слабаком и показал ВСЕМ, что его можно "продавить"...

Отчасти, да. Но, как он работал я не знаю. Она мне рассказала только этот случай. И, тут, либо ты показываешь свою силу, либо свою слабость. И, тогда жди последствий.

Любой человек совершает ошибки. В том числе и руководитель. Невозможно всегда предугадывать последствия принимаемых решений. Важно уметь вовремя выявить, осознать ошибку и принять корректирующее действие. Как говориться, если не можешь противостоять - возглавь!

Начальник участка, Москва
Сергей Кулаков пишет:
Алексей Уланов пишет:

Дважды нобелевский лауреат Иван Павлов однозначно ответил на этот вопрос.
Если собак бить элеткротоком они становятся нервными и зашуганными.
Если кормить только мясом хамеют.
Идеальное соотношение на 7 кусков мяса 1 удар током. 

После важды нобелевского лауреата, по этой теме добавить нечего.

Есть предположение, что приведенная в рекомендации рецептура может быть достаточно результативна для определенного типа сотрудников, В основном для тех, чьи потребности концентрируются на первой и второй ступенях пирамиды Маслоу. Для тех, кому важными становятся третья и последующие ступени, на мой взгляд, весьма сомнительна эффективность воздействия штрафами.

Ну собственно, людей которые работают на более высоких ступенях и оштрафовать не возможно. Так как они нахоятся в других трудовых отношениях. Или даже в найме их отношения с нанимающим субъектом носят проактивный характер. То есть на штраф они могут ответить симметрично и ассимитрично: слить важную инфу конкурентам, отравить атмосферу в компании, выдернуть из компании важный элемент или завязать его на себя и пр.
Почитайте, посты Сергея Капустянского, он отжигает по этому поводу.

Консультант, Украина
Алексей Уланов пишет:

Дважды нобелевский лауреат Иван Павлов однозначно ответил на этот вопрос.
Если собак бить элеткротоком они становятся нервными и зашуганными.
Если кормить только мясом хамеют.
Идеальное соотношение на 7 кусков мяса 1 удар током. 

После важды нобелевского лауреата, по этой теме добавить нечего.

У северных народов ездовые собаки в кнутах не нуждаются. Потому все они в одной упряжке.

Начальник участка, Москва
Андрей Роговский пишет:
Алексей Уланов пишет:

Дважды нобелевский лауреат Иван Павлов однозначно ответил на этот вопрос.
Если собак бить элеткротоком они становятся нервными и зашуганными.
Если кормить только мясом хамеют.
Идеальное соотношение на 7 кусков мяса 1 удар током. 

После важды нобелевского лауреата, по этой теме добавить нечего.

У северных народов ездовые собаки в кнутах не нуждаются. Потому все они в одной упряжке.

"....Достигнув определенного места, где намечено сделать поворот, дрессировщик, взявшись за соединительный ремень, произносит команду для поворота «вправо» или «влево» и показывает жестом руки в нужную сторону и, как только собаки повернут, произносит команду «вперед».
Если собаки не выполняют поворота, то их заставляют повернуть в нужном направлении ударом хлыста...." (статья "приучение ездовых собак")

Да и обученные люди не особенно нуждаются в штрафах. Хватит декларации возможности оштрафовать. Фразы: "Ваша зарплата в моих руках" в 99,9% будет достаточной для востановления управления.
Однажды я был на допросе у следователя (в качестве свидетеля). У него на стене висела бейсбольная бита. Ну понятно что никто ее не будет применять, но определенное психологическое воздействие к конструктивному диалогу она оказывает. 

Руководитель группы, Москва

 

Я сталкивалась на одном из предыдущих мест работы с системой штрафов:

 На нашу компанию работали сотни подрядчиков - медицинских учреждений, от каждой в проектах компании было задействовано по несколько врачей. Итого, более тысячи врачей.

Врачи, задействованные в проектах компании, должны в установленный срок вносить данные в электронную базу. 

Но многие врачи имели большую нагрузку на своей основной работе в больнице (лечебная работа, научная, учебная). Поэтому данные в наши электронные базы они вносили с задержкой. Если задержка на 1-2 недели, это было терпимо. Но нескоторые не вносили данные месяцами. А оплату получали.

Тогда стали пользоваться системой штрафов: врач за тот объем работы, данные по которому не внесены в базу своевременно, не получал оплату. 

Результат: на одних подействовало, стали вносить данные вовремя; на других не подействовало, потому что на общий размер их доходов этот штраф влиял очень в малой степени.

В личных беседах с врачами, плохо вносящими данные, было выявлено, что часть из них открыто заявляла о нежелании участвовать в проектах компании по причине отсутствия времени, отсутствия интереса. Но руководство медицинского учреждения "заставило". Другие врачи сообщили, что оплата на фоне оплаты других проектов из других компаний маленькая, и наш проект у них не в приоритете. Третьи оказались женщинами, которые в середине проекта родили ребенка. Сидя в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, они вносили данные в эл.базу из дома, пока ребенок спит (а если ребенок спит мало, то и данные вносятся редко).  Четвертые - заведующие отделениями - пояснили, что наш проект для них - подработка, а основная работа - это их работа в больнице, где к ним предъявляют высокие требования по своевременному составлению квартальных и годовых отчетов, и еще кучи отчетов. Проще говоря, если они у нас будут плохо работать, то они лишатся временной подработки по контракту. А если они на основном месте будут плохо работать, то они лишатся основной работы по трудовому договору.

То есть, задержки ввода данных были у тех людей, для которых наш проект был не в приоритете по сравнению с другими делами.  

 

Вывод из этого последовал такой, что лучше запомнить тех людей, которые плохо вносили данные в электронную базу, и с этими людьми впоследствии не работать в принципе. Лучше работать только с теми подрядчиками, которые имеют достаточно времени, сил и мотивации, чтобы за оговоренную оплату работать без штрафов.

 

На мой взгляд, тот же подход применим не только к подрядчикам, но и к штатным сотрудникам. Штрафы - это элемент принуждения. Сотрудник работает так, что его необходимо принуждать. Значит, собственной мотивации у такого сотрудника недостаточно -  ему не хочется работать в этой компании и/или на этой должности. Вот с этим и надо индивидуально разбираться.

Технический специалист, Санкт-Петербург

Кто то из великих сказал:

"Людей не надо мотивировать, из надо перестать демотивировать."

Полностью согласен.

С моей точки зрения система поощрений ГОРАЗДО более действенна, чем ЛЮБАЯ система штрафов.

Генеральный директор, Москва
Вячеслав Вайсблех пишет:

Кто то из великих сказал:

"Людей не надо мотивировать, из надо перестать демотивировать."

Полностью согласен.

С моей точки зрения система поощрений ГОРАЗДО более действенна, чем ЛЮБАЯ система штрафов.

Человек - существо адаптирущееся. При использовании только Вашей идеи, это подразумевает, что для поддержания его мотивации, придется постоянно увеличивать размер поощрений...

Это даже просматривается в физиологии человека. Чтобы мышца росла, ее надо стимулировать увеличением нагрузки.

Консультант, Украина
Алексей Уланов пишет:
Андрей Роговский пишет:

.Достигнув определенного места, где намечено сделать поворот, дрессировщик, взявшись за соединительный ремень, произносит команду для поворота «вправо» или «влево» и показывает жестом руки в нужную сторону и, как только собаки повернут, произносит команду «вперед».
Если собаки не выполняют поворота, то их заставляют повернуть в нужном направлении ударом хлыста...." (статья "приучение ездовых собак")


Вот и разница между дрессировщиками и северными народами. У одних - со стоном и из-под палки а у других - добровольно и с пониманием.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.