Как отвечать на возражения клиентов: 5 работающих техник

Любой специалист, который продает свои услуги или идеи клиенту, периодически сталкивается с ответами «нет», «мне это не подходит» или «подумаю». И это нормально. Если клиент не возражает, значит, он настолько заинтересован в продукте, что просто его покупает. Но так бывает нечасто.

Под продуктом мы будем иметь в виду услуги, товары, идеи или инфопродукты.

Какая польза от возражений

Клиентов принято разделять на холодных, теплых и горячих.

  • Холодные — те, которые не интересуются вашей темой и не знают, нужно ли им это или нет.
  • Теплые — те, которые осознали потребность, ищут решение, но у них есть незакрытые вопросы и нет доверия к вам как к эксперту.
  • Горячие — те, кто уже готов купить, но еще немного сомневаются.

Чтобы провести клиента по всем этапам и услышать слова «я готов оплатить», мы и пользуемся техниками отработки возражений. Возражения — это устная форма внутренних сомнений, которые говорят об интересе клиента. 

Чаще всего они возникают, когда у клиента не до конца осознана внутренняя потребность или недостаточно доверия к продавцу. Самое приятное, что возражения — это не конец переговоров, а только их начало. Потому что если есть сомнения, значит есть и интерес к продукту. Задача в том, чтобы выявить истинную причину сомнений клиента, донести ценность продукта и вызвать доверие.

Этапы работы с возражениями

  1. Выслушать клиента. Очень внимательно. Не перебивать и не торопить. На этом этапе можно услышать истинные потребности и сомнения.
  2. Понять клиента. Помните, что он живой человек, а не план продаж. Постарайтесь показать, что вам искренне важно его мнение. Для этого задавайте уточняющие вопросы.
  3. Поговорить с клиентом. Обсудить, что можно сделать в его ситуации. Вовлекайте его в диалог.
  4. Привести аргументы. Когда вы выявили истинную потребность, примените ту технику отработки возражений, которая поможет клиенту принять решение купить ваш продукт.
  5. Убедиться, что проблема решена и сомнений уже не осталось. Всегда заканчивайте разговор уточнением, есть ли у клиента еще вопросы. 

Ложные и истинные возражения

Возражения делятся на ложные и истинные. Ложные — надуманные из-за отсутствия доверия к компании или к специалисту, который ведет переговоры. Или из-за неполной информации о компании или о продукте. Возражения ложные маскируют истинные.

Истинные — настоящие причины, почему клиент не готов купить продукт. Наша задача — выявить истинные и отличить их от ложных. Выявление истинного возражения критично для успешного завершения диалога. Не зная, в чем действительно сомневается клиент, все наши аргументы полетят мимо цели.

Ложные возражения и техники их отработки

Ложные возражения — это фразы «подумаю», «нет времени», «мне это не нужно», «не решил», «посоветуюсь», «неинтересно», «не сейчас», «когда-нибудь потом». После этих слов клиент не пойдет думать или советоваться. За этим маскируются истинные причины отказа. Их нам и надо выявить.

Рассмотрим пример. Клиент говорит: «Подумаю». Неопытный менеджер или другой специалист может спросить: «Над чем подумаете?». Это неправильный вопрос, так как нарушает личные границы. К тому же вопрос настолько заезжен, что вызывает только раздражение. Более эффективно будет проявить заботу и сказать «Понимаю вас прекрасно, вопрос важный» и далее один из вариантов:

  • Вижу, вам недостаточно информации, скажите, какие сомнения остались?
  • Я работаю в продажах давно, обычно мои клиенты так отвечают, когда сомневаются по цене.
  • Вижу, что вам будет полезен наш продукт, он закроет ваши потребности, какие у вас сомнения?

На этом этапе внимательно слушаем, не перебиваем, задаем уточняющие вопросы и аргументировано отвечаем клиенту. 

Отработка ложных возражений: 2 техники

1. Техника «Парафраз»

Это термин из НЛП (нейролингвистическое программирование), основанном в 1970-х годах Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером. Техника заключается в пересказе своими словами услышанного от клиента. В идеале использовать несколько слов в точности, как произнес их клиент, особенно тех, которые были эмоционально окрашены. Техника эффективна, потому что позволяет клиенту получить ощущение, что им интересуются, его мнение важно.

Пример: «Правильно ли я понимаю, что в целом продукт подходит, но есть сомнение по такому-то пункту (пересказ словами клиента)?»

2. Техника «Присоединение + связка + триггер»

Смысл в том, чтобы дать клиенту понять, что мы на его стороне и разделяем его точку зрения. Но при этом привести аргументы в пользу покупки продукта. Лайфхак в данном методе — не использовать частицу «но». Она будет расценена как противопоставление мнению клиента и, скорее всего, вызовет негативную реакцию.

Пример: «Понимаю, вам важно подумать, и в то же время сейчас такое хорошее предложение, зачем терять возможность?»

Истинные возражения и техники их отработки

Истинные возражения — это фразы «дорого», «работаю с другим поставщиком (специалистом)», «учусь на другом курсе», «ваш продукт или вы мне не известны», «все устраивает в текущей ситуации», «не уверен в результате», «куплю у других». 

При таких возражениях клиент не понимает:

  1. какую выгоду он получит;
  2. не осознает, зачем ему вообще нужен этот продукт;
  3. как вы решите его задачи, и решите ли вообще. 

В первом варианте необходимо вернуться к презентации продукта, донести его преимущества и выгоды. Во втором случае — задать уточняющие вопросы и понять, а есть ли вообще у клиента потребность в вашем продукте. В третьем случае — нет доверия к вам. Продемонстрируйте все регалии, достижения, примеры, как вы уже решили эти задачи с другими клиентами.

Отработка истинных возражений: 3 техники

Существует более 100 техник для отработки истинных возражений. Рассмотрим три из них на примере самого частого возражения «Дорого».

1. «Волшебная шкатулка»

Автор — Алексей Милованов, ведущий эксперт по конверсионным вебинарам и продающим выступлениям.

Принцип техники: кладем 1 тыс., достаем 10 тыс. Сколько такая шкатулка может стоить? По этому же принципу продаем наши продукты, которые помогут сэкономить расходы, высвободить время, увеличить доход и т.д. Цель этой техники - сделать ценность продукта выше его цены.

Пример: «А сколько бы вы заплатили за возможность ... (сэкономить Х рублей в будущем, высвободить Х времени для развития бизнеса, привлечь Х лидов и т.д. в зависимости от ниши)».

2. Сторителлинг

Рассказывание историй, основанных на собственном опыте. Создателем метода принято считать Дэвида Армстронга, главу международной компании Armstrong International. Он отобрал самые яркие рассказы о поступках сотрудников и серьезных событиях в жизни компании и изложил их в формате «Руководство по работе». Через истории лучше всего показывается путь клиента из точки А в точку Б.

Есть один нюанс при использовании данной техники: говорим, только если это правда. Любая информация проверяется, а неискренность считывается на подсознательном уровне.

Пример: «У меня были недавно два похожих случая. Клиенты сомневались, но потом им понравилось то, что за время нашего сотрудничества они смогли (показываем результаты клиентов)».

3. Сравнение

Дорого — абстрактное понятие. Наша задача показать клиенту, что нет абсолютно одинаковых вещей. Если ваши услуги дороже, чем другие, то это обосновано их ценностью, отличиями, глубокой проработкой темы, опытом, результатами клиентов, а не просто цена взята с потолка.

Пример: «Давайте посмотрим со стороны выгоды, что вы получаете ... (настройка/анализ, плюс экспертная поддержка, плюс проверенные инструменты по достижению результата, экономия бюджетов или другие выгоды)».

Почему важно выявлять истинные возражения

Когда мы слышим ложные возражения и отпускаем клиента с ними, то не понимаем, с чем нужно работать и как донести ценность. Только выявив истинные возражения, мы сможем понять клиента и подвести его к сделке.

Если вы попробовали разные техники, но клиент все равно «продолжает думать». Что это может значить?

  • Был пропущен этап «присоединения», или подвело первое впечатление.
  • Вы не выявили потребность клиента и не помогли ее осознать.
  • Вы провели презентацию некачественно.
  • Вы не использовали техники продаж.
  • Этот человек просто не ваша целевая аудитория. Так тоже бывает.

Выводы

Возражения — это хорошо, они помогают довести клиента до сделки с помощью правильного диалога.

Вопросы, уточнения, присоединение к проблеме клиента — важнейшие этапы работы с клиентом.

Чем больше техник вы знаете, тем лучше. Применять их нужно по ситуации и тогда все будет работать.

Отрабатываем возражения, резюмируем задачу клиента и обязательно делаем попытку закрыть сделку и довести клиента до оплаты.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Не очень понятно при разделения клиентов на "холодных", "теплых" и "горячих" всё ли последущее применимо ко всем выделенным типам. "Холодные" не позволят всё это с ними проделать. В лучшем случае положат трубку, в худшем ещё и номер заблокируют.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Тема возражений и борьбы с возражениями очень обширна. Еë в рамках статьи на е-хе не раскроешь. Тут, либо методичка из книги продаж (а, есть такие, что по несколько сотен страниц), либо серия статей на каждую тему. А, тем много. В каждой отрасли, в каждом секторе, в каждой фирме свои. 

Консультант, Ростов-на-Дону
Валерий Андреев пишет:

Тема возражений и борьбы с возражениями очень обширна. Еë в рамках статьи на е-хе не раскроешь. Тут, либо методичка из книги продаж (а, есть такие, что по несколько сотен страниц), либо серия статей на каждую тему. А, тем много. В каждой отрасли, в каждом секторе, в каждой фирме свои. 

Знание немногих приниципов заменяет чтение многих методичек) 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Гарник Кочарян пишет:
Знание немногих приниципов заменяет чтение многих методичек) 

Ктож спорит. Однако, смысл послания другой. Методичка, как я и некоторые понимаем, это документ с практическими примерами, основанными на выработанной методике поведений, в той или иной ситуации, с разбором ситуации и вариантов развития диалогов. Прочитав и изучив такое, пройдя через несколько ролевых игр, начинающий продажник более чётко понимает применение этих рекомендаций в своей работе. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

А теперь взгляд с "обратной стороны баррикады".

Мне часто звонят самые разные люди, с различной подготовкой. Я не буду говорить о необходимости подготовки к разговору, это вроде как самой собой: вы позвонили, инииатива ваша, так вперед! О возражениях.

Поверьте, все эти, якобы научные методы работы с возражениями - полная ерудна. Если мне что-то не нужно, я из вежливости отвечаю, что подумаю и так далее. И лучше ситуацию не доводить до того, что Вам в достаточно жесткой форме ответят и дадут разворот. И никакой стортелинг и прочая ерунда не помогут. Даже, если я иду покупать что-то притяное для души и для релакса.

если я истинно сомневаюсь, то продавец, впаривающий мне свой товар или услугу будет самым последним человеком, чье мнение заинтересует. Ибо я прекрасно понимаю, что его задача продать и получить свой бонус.

А посему вывод один - учитесь вытсраивать долгосрочные отношения. Сейчас, в век интернета всякая глупость,а  также легкий обман и прочее распространяется очень быстро. 

Инженер, Томск
Елена Курочкина пишет:
Если мне что-то не нужно, я из вежливости отвечаю, что подумаю и так далее.

Я просто кладу трубку. Номер в черный список.

Генеральный директор, Тольятти

Не отражена ещё одна градация возражений. Они бывают объективные и субъективные. Объективные не позволяют клиенту использовать предлагаемый продукт или услугу. Например, продаем мы вечные иглы для примуса, а у клиента примуса-то и нет. Или хотим оказать услугу, а ключевое требование клиента - наличие у исполнителя сертификата от центра сертификации головной компании клиента. При выявлении такого непреодолимого возражения следует закончить беседу и позитивно попрощаться.

Все остальные возражения субъективные и могут быть преодолены. Но с ними надо отрабатывать до конца, до донышка. Так как жестокая суть продаж в том, что необработанное субъективное возражение становится объективным в глазах клиента.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Все остальные возражения субъективные и могут быть преодолены. Но с ними надо отрабатывать до конца, до донышка. 

Вот из-за таких мнений, позиций и пр, очень многие фирмы теряют самое важное и ценное - реноме и ценнность в глазах "противника", расположенного на другой стороне баррикады. Если мне компания Х хоть раз полезет со своей тупой "работой с возражнениями", то они сразу идут в черный список и на профессиональных форумах будут обозначены как бесполезные назойливые мухи. Как правило,в 90% случаях,  участники поддерживают такую позицию. 

Если дорого, значит дорого, а ваши "плюшки" для меня таковыми не являются. Ибо я хочу то, что я хочу (или нужно по работе, если В2В). Если у меня есть партнеры, значит они есть работодатель мне не платит за постоянный поиск новых. Он мне платит за развитие существующих партнеров и налаживание долгосрочных перспектив, Тоже самое относится и к "нет времени". 

Надо понмиать своего клиента или потенциального, иначе можно очень здорово налажать и потерять свое лицо надолго. И повторю, за все время, что мы живем в рынчоной экономике  и веке "цифровизации" пора бы научиться строить долгосрочные отношения. А не заниматься глупостью под названием "работа с возражениями"

Управляющий директор, Москва
Александр Погорелов пишет:

Не очень понятно при разделения клиентов на "холодных", "теплых" и "горячих" всё ли последущее применимо ко всем выделенным типам. "Холодные" не позволят всё это с ними проделать. В лучшем случае положат трубку, в худшем ещё и номер заблокируют.

Александр, приветствую ) у разной степени вовлечённости клиентов будут разные возражения. К примеру, у холодных - это возражения "доверия", как правило (почему вы, а не другие; почему я вообще должен на вас тратить время) 

Управляющий директор, Москва
Гарник Кочарян пишет:
Валерий Андреев пишет:

Тема возражений и борьбы с возражениями очень обширна. Еë в рамках статьи на е-хе не раскроешь. Тут, либо методичка из книги продаж (а, есть такие, что по несколько сотен страниц), либо серия статей на каждую тему. А, тем много. В каждой отрасли, в каждом секторе, в каждой фирме свои. 

Знание немногих приниципов заменяет чтение многих методичек) 

Поддерживаю, для результата достаточно базы! Далее можно углубляться до бесконечности )  готовлю книгу по продажам, треть будет посвящена возражениям 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.