Вытеснит ли QR-код пластиковые карточки?

Как сообщает «Коммерсант», банк «Русский стандарт» и интернет-магазин Wildberries планируют объявить о запуске оплаты заказов в онлайн-ритейлере по QR-коду с помощью Системы быстрых платежей (СБП) Центрального банка.

Интересна ли ритейлу оплата по QR-коду? Каких инвестиций потребует эта технология в пересчете на один терминал? По каким ставкам ритейл будет работать с Системой быстрых платежей? В каких секторах торговли следует ожидать появления QR? На вопросы Executive.ru отвечают эксперты.

Юрий ПолозовРитейлу интересна любая новация, которая экономит его затраты

Юрий Полозов, директор по продажам, «Палладио», эксперт Executive.ru

Ритейлу интересна любая новация, которая экономит его затраты или привлекает дополнительных платежеспособных клиентов. Поэтому магазины-участники АКИТ поддерживают указанную технологию, так как она (по их оценкам) дешевле иных существующих технологий эквайринга.

QR стоит ожидать везде, где клиент платит при получении товара. Это ускоряет обработку его заказа при выдаче, экономит время сотрудника и (при повальном переходе на такую схему) исключает необходимость иметь кассовый аппарат в терминале выдачи заказов. Но так как повального перехода в ближайшем будущем (еще лет двадцать) не случится, в каждом терминале выдачи заказов будут существовать несколько систем: прием традиционного кэша, оплата картами и описанная технология. Возможно, что поток клиентов, платящих через СБП по QR-коду, будет организован по типу «зеленого коридора», если это не будет сделано, я разочаруюсь.

Время – единственный невосполнимый ресурс. Любая технология, которая ликвидирует или сокращает ожидание клиента в очереди обслуживания, немедленно находит себе поклонников.

Дмитрий ЧуркинПокупатели будут приветствовать эту технологию

Дмитрий Чуркин, директор по организационному развитию, ГК «Бизнес-Гарант», эксперт Executive.ru

 

Технология применения QR-кодов в ритейле, и не только в онлайн, но и в традиционном ритейле, очень перспективна. В перспективе это позволит полностью отказаться от касс, обслуживаемых продавцами, что решит проблему очередей, особенно в крупных магазинах, типа супер- и гипермаркетов.

Крупный традиционный ритейл будет использовать динамические QR-коды, в которых сразу зашита цена. Но и мелкому, даже «лоточному» бизнесу QR-оплаты выгодны: там скорее всего будет распространен распечатанный для каждого товара статический код, с реквизитами продавца, но без цены, а цену покупатель будет вводить сам в банковском приложении. 

Покупатели конечно будут приветствовать любое ускорение процесса оплаты товаров, тем более, что сканер QR-кодов встроен в мобильные приложения всех сколь-либо серьезных банков.

Прогнозный разброс по инвестициям в терминалы пока большой: поскольку технические требования к QR-коду и каналу его передачи не определены окончательно, спрогнозировать стоимость специализированных устройств пока затруднительно. По предварительной оценке участников рынка терминалов, в зависимости от функциональности, розничная цена специализированных устройств для считывания и отображения QR-кодов для приема платежей может варьироваться от 2 до 15 тыс. руб.

Алексей КурзяковПопулярность технологии будет зависеть от количества магазинов

Алексей Курзяков, начальник управления развития дистанционного банковского обслуживания, Московский кредитный банк

У ритейла есть потребность принимать безналичные платежи, в связи с тем, что оборот наличных в России постоянно сокращается. Установка POS-терминала не всегда доступна, особенно для микробизнеса. Платежи по QR-коду же доступны для всех категорий ритейла: для их использования нужно только распечатать QR-код на листе бумаги.

Подобные платежи позволят заменить переводы по номеру телефона как способ оплаты за товары и услуги в малых торговых точках. Для крупного ритейла QR-коды могут быть интересны более низкими тарифами по сравнению с традиционным эквайрингом. Пока сложно оценить интерес покупателей к такому способу оплаты, так как популярность технологии будет зависеть от количества торгово-сервисных предприятий, готовых принимать данный способ оплаты.

Денис БурлаковМагазинам нужно будет мотивировать своих клиентов

Денис Бурлаков, генеральный директор, RBK.money

Безусловно, ритейл заинтересован в платежных инструментах с более низкой ставкой, чем за эквайринг. Последние годы торговые ассоциации активно выступают с инициативами по снижению банковских комиссий за операции по картам. Система быстрых платежей, запущенная в феврале 2019, позиционирует себя как альтернативное средство «дорогим» транзакциям по картам. И заявленные ЦБ РФ 0,4% против 1,5% (средняя ставка за торговый эквайринг) делают технологию оплаты по QR-коду очень привлекательной для торгово-сервисных предприятий.

Чтобы начать прием платежей через QR-код, торговая точка должна быть клиентом банка-агента СБП. Пока не все еще кредитные организации подключились к системе, но по вышедшему на днях закону все системно-значимые банки обязаны подключиться к ней до 1 октября 2019 года.

Специальное оборудование по приему QR-платежей скорее всего не потребуется. Есть несколько вариантов по выводу QR-кода: кассовый аппарат, POS-терминал, мобильные устройства, дисплеи и пр. Торговая точка должна решить, что ей больше подходит. Стоимость доработки ПО магазина (взаимодействие с СБП по генерации QR-кода) несущественна. Если сравнивать, то оборудование для QR-кодов значительно дешевле, чем эквайринговое оборудование. Это хорошее решение для тех, у кого в принципе нет безналичного приема платежей.

Думаю, что первыми начнут внедрять технологию сегменты ритейла с лояльной клиентской базой, где скорость проведения платежа не так критична. Или те магазины, которым важно быть новаторами в своей области.

Для покупателя оплата по QR-коду потребует авторизации в мобильном банке. По сравнению с оплатой бесконтактной картой, это дольше и менее удобно. В этом случае торговым предприятиям нужно будет мотивировать своих клиентов. Например, Wildberries обещает повышенный кэшбек за такие транзакции. Помощи банков в этом направлении однозначно ждать не стоит – для них это менее выгодный канал, чем банковская карта. Некоторые из подключенных к СБП банков начали поднимать комиссию по р2р-платежам, проходящим через систему, что отразилось на снижении темпов роста оборота.

Дмитрий СпиридоновЭто будет интересно и крупному, и мелкому ритейлу

Дмитрий Спиридонов, сооснователь и генеральный директор, CloudPayments

Оплата по QR-коду может стать популярной в ритейле. В первую очередь, это будет интересно крупному ритейлу из-за возможности снизить в 2-3 раза затраты на эквайринг. Система быстрых платежей предлагает сейчас ставку 0,4%. Ритейлеры не работают напрямую с СБП, а работают с банком-эквайером. Соответственно, крупный ритейл будет настаивать, чтобы банки предоставили им возможность приема платежей через СБП. Система быстрых платежей – еще один инструмент приема платежей, он в разы дешевле традиционного эквайринга, поэтому большой ритейл обязательно обратит на него внимание и захочет перевести максимум трафика из классического эквайринга в СБП.

В оплате по QR-коду будет заинтересован и мелкий ритейл, например, те, кто торгует на ярмарках выходного дня, различных выставках и маркетах. Чтобы принимать оплату банковскими картами, необходимо купить или арендовать онлайн-кассу, поставить ее на учет в налоговой, отдельно купить терминал и подписать договор на POS-эквайринг. Это очень затратно для микробизнеса. Поэтому для таких предпринимателей оплата по QR-коду станет легитимной альтернативой электронному переводу денег в точке продаж. Для QR-платежей, в отличие от бесконтактных платежей, не нужно дополнительного оборудования в виде POS-терминала.

Технология QR-платежей – дополнительное удобство для клиента. Это будет интересно покупателям, которые отдают предпочтение безналичной оплате. В любом случае, для популяризации оплаты с помощью QR крупному ритейлу, скорее всего, придется продумать маркетинговые акции. Необходимо будет покупателям дать какие-то «плюшки» за то, что они платят именно так, ведь они могут расплачиваться безналично несколькими способами – от банковской карты до смартфона или часов. А вот в случае с мелким ритейлом, где часто оплата – только наличные или перевод на карту, покупателям станет объективно комфортнее. Оплата по QR поможет оплатить покупку картой, без комиссии за перевод из другого банка, а также позволит оплачивать покупки и кредитной картой.

Юрий ГугнинQR-код – это еще одно интерфейсное удобство для пользователей

Юрий Гугнин, основатель, «Карма»

Надеюсь, что в России как можно скорее внедрят аналог американского ACH (Automated Clearing House), который позволит проводить моментальные почти бесплатные межбанковские платежи в ручном и автоматическом режиме. Система быстрых платежей от ЦБ РФ – один из первых и важных шагов в этом направлении.

В чем главные преимущества ACH-подхода:

  1. Нет дорогого контрагента в виде Visa, MasterCard, UnionPay или МИР, который забирает от 2% до 5% от суммы платежа. В итоге стоимость платежа будет микроскопической.
  2. Платежи проходят намного быстрее, чем обычный межбанк. Хотя, стоит отметить, что между многими российскими банками платежи уже проходят в течение часа.

Дополнительная возможность оплаты по QR-коду – это еще одно интерфейсное удобство для пользователей, которым миллиарды людей уже давно пользуются в Азии.

Александр РусинчукС электронными деньгами покупателю расставаться гораздо легче, чем с наличными

Александр Русинчук, Digital Director, SA Digital (SA Media)

Технология оплаты посредством QR-кода стала привычной в Азии, в частности в Китае. Почти в любом месте можно расплатиться по QR-коду, и население этим охотно пользуется.

Такая оплата влияет на психологическую составляющую покупки. С электронными деньгами покупателю расставаться гораздо легче, чем с наличными. Ранее эта задача уже была решена с помощью пластиковых карт, Google Pay, Apple Pay... Кроме того, упрощается процедура покупки. Совершить транзакцию за пару простых действий – всегда удобно. И в этом есть игровой элемент, что также оказывает положительное влияние на принятие решения о покупке.

Технология в нашей стране может найти широкое применение во всех сферах, где решение о покупке может приниматься моментально, без особых раздумий, а это и FMCG-сегмент, и HoReCa, и интернет-магазины.

Развитие данных технологий будет напрямую зависеть от крупнейших компаний, лидеров своих сегментов торговли. При должном информировании покупателей, дополнительной мотивации в виде бонусов (в первое время) и геймификации пользователи легко разберутся и привыкнут к удобствам этого нововведения.

Илья СоломатовС точки зрения продавцов одни плюсы

Илья Соломатов, директор департамента проектов, «Аптеки Вита»

Несомненно, технология будет востребована. На текущий момент количество смартфонов на руках населения легко можно отследить по мобильному трафику. А он давно перевалил за 60%. То есть, оплата через QR-коды потенциально возможна со стороны большинства населения. Вопрос доступности услуги очевиден. Соответственно, вопрос внедрения упирается только в востребованность данного решения.

С точки зрения продавцов одни плюсы. Не нужно дополнительное оборудование. Нет нужды арендовать или покупать банковский терминал, а это достаточно дорого. И самое главное – комиссия в разы ниже, чем при оплате банковскими картами.

Для покупателей оплата через коды, при грамотной реализации программного продукта, принципиально не отличается от оплаты при помощи NFC-чипа.

Я считаю, что продавцы приложат все усилия, чтобы перевести оплату с банковских карт на QR-коды. А если их еще поддержат популярные мобильные платежные системы вроде Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay, то однозначно проект состоится.

Ирина ЦхадаяТакие решения освобождают время посетителей

Ирина Цхадая, руководитель департамента маркетинга, Ingka Centres

QR-кодирование и использование любых способов автоматизации рутинных операций востребовано владельцами и арендаторами моллов – такие решения освобождают время посетителей для яркого потребительского опыта и впечатлений, а именно за этим люди приходят в торговые центры.

В магазинах «Мега» в Теплом Стане в Москве, в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Самаре мы запустили сервис «Шопинг налегке» с автоматизацией по QR-кодам. Чтобы воспользоваться сервисом, нужно один раз завести аккаунт, привязанный к номеру мобильного телефона, и дальше просто сканировать QR-коды на чеках после покупок. Пакеты можно оставлять в магазинах – их принесут к нужному времени на пункт выдачи у выхода или парковки.

Наши опросы показывают, что удовлетворенность им превышает 90%, несмотря на необходимость авторизации и сканирований, растут другие важные метрики: среднее время посещения моллов увеличилось на 20 минут.

«Шопингом налегке» каждый месяц пользуются от 1,2 тысяч человек в «Мега» Екатеринбург до 6,2 тысяч в «Мега» Нижний Новгород. Использование QR-кодов требует времени и привыкания, поэтому технология пока рассчитана на новаторов и раннее большинство. Но есть все предпосылки для ее масштабирования. Бесконтактные платежи через мобильный телефон раньше тоже казались чем-то сложным и непонятным.

Фото в анонсе: freepik.com


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru публикуются в начале текста, со ссылкой на профайл участника Сообщества.

 

Какой вид оплаты в магазине вы предпочитаете?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Екатеринбург

Интересна ли ритейлу оплата по QR-коду?

QR-технологии упростят расчеты за покупки. Ритейлерам не нужно специальное оборудование. QR-код будет у продавца, а покупателю нужен смартфон с камерой и мобильное приложение для сканирования кода.

Для ритейлера эта альтернатива электронному переводу денег посредством платежного терминала, который стоит денег и требует обслуживания.

Каких инвестиций потребует эта технология в пересчете на один терминал?

Кассы самообслуживания нового поколения оснащены мультитач-экраном диаметром 22,5, 2D сканером с распознаванием штрих-кодов, стереодинамиками и микрофоном, 3D-камерой. Они принимает только безналичную оплату: такие кассы обходятся в среднем в 330 тыс. руб. против 500–600 тыс. руб. за кассу с купюроприемником.

По каким ставкам ритейл будет работать с Системой быстрых платежей?

Минимальная ставка эквайринга для офлайн-бизнеса – 1,6%. Чем меньше мерчант (организация, принимающая платежи по банковским картам), тем выше ставка.

СБП сейчас в первую очередь движется в сторону оффлайна.

Новая тарифная политика им крайне невыгодна, вместо 1,5−2% с транзакции они смогут заработать только 0,1%.

Но выгодна для бизнеса, комиссия — 0,4%.

В каких секторах торговли следует ожидать появления QR?

X5 Retail Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») разработала кассу самообслуживания и установила 67 аппаратов в 11 магазинах «Пятёрочка». При серийном выпуске касса обходится значительно дешевле аналогов систем самообслуживания, а по функционалу их превосходит.

На следующем этапе реализации проекта в кассы запланирована интеграция весовой платформы и установка ПО для быстрых платежей через QR-коды.

Установка касс самообслуживания в магазинах типа «Пятёрочки» может сократить затраты на персонал на 5–6% или 1–2 сотрудников.

В сегменте e-commerce – 80% покупок оплачиваются в момент доставки курьером. Оплата происходит наличными или картой с помощью pos-терминала.

Терминал стоит денег, и не каждому курьеру, если он не в штате, а работает по Uber-модели, терминал не доверяют.

При использовании QR-кода терминал не нужен.

Использование QR-кодов выгодно ритейлерам, но не банкам-эмитентам, чей доход зависит в том числе от операций с картами.

Интересна ли эта технология покупателям? Какой группе покупателей?

Значительная часть молодёжи до 35 лет, поддержит эту технологию.

Консультант, Украина

У карт и пасс пея довольно мощная защита от копирования

В то время как QR легко скопироватhь и использовать мошенниками

Адм. директор, Санкт-Петербург
Андрей Роговский пишет:
QR легко скопироватhь и использовать мошенниками

Кроме этого, QR code вообще можно использовать не для ВЫТЕСНЕНИЯ чего-либо платёжного, а для расшитения спектра удобств/услуг персонализированного клиента.

QR код, насколько я помню, первоначально широко использовался именно как достаточно "открытый" код для автопромышленности Японии, и всевозможные криптографические защиты там просто не были нужны - была нужна автоматизация!

Пока что я возлагаю надежду на то, что QR коды "подвинут" эквайеров от карт, всё-таки два процента - это достаточно много...

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва

Возможно ли использование технологии в Крыму?

Директор по маркетингу, Москва

Капец пластику!

У каждого просто будет свой QR со всей персональной информацией - паспорт, права, кошелёк, снилс, ОМС и тп.

Сразу сокращается домашний чемодан со всеми документами. Не нужно таскать карточки, кошелёк и тп. Просто смартфон или автономные смартчасы. И самое главное и прекрасное - никакого чипирования, окольцовывания и хомутания!

Но защита от фискалов в коде нужна всем и очень!!! 

Да здравствуют новейшие технологии!!! Ура, товарищи! 

Researcher, Москва

Цитата: "...Технология применения QR-кодов в ритейле, и не только в онлайн, но и в традиционном ритейле, очень перспективна. В перспективе это позволит полностью отказаться от касс, обслуживаемых продавцами, что решит проблему очередей, особенно в крупных магазинах, типа супер- и гипермаркетов." (Д.Чуркин) 

Мы с женой традиционно по выходным делаем "продуктовый шоппинг". Иначе говоря закупаем продукты в "гипермаркете" для семьи на неделю. В это воскресенье я после похода в магазин и расчета "традиционно" карточкой попробовал смоделировать процесс по т.н. прогрессивной технологии с помощью QR.

Декомпозируем весь процесс. Ну это по научному. Каждому не понять ;-)) Попроще говоря разложим на этапы;-))

  1. Этап №1. Сборка единиц товара себе в корзинку. Этот этап не зависит от технологии, но потребует некоторой доработки (в магазине)при весовом товаре. Каждые весы должны "генерить" QR код и печатать его на "наклейке-чеке" на товар.
    Мы закончили "сборку-выборку" продуктов. Получилось 15 - весовых (колбаска, сыр…) и 15 штучных (пачки масла, вермишель…)
  2. Этап №2 (традиционный) Опишу, так как боюсь что многие из экспертов это не знают;-))
    Подхожу с тележкой к кассе.
    Этап 2.1 Кассир сканируя штрих-коды перекладывает мои продукты в другую тележку, где "паковщик" складывает их в пакеты. При этом касса СУММИРУЕТ деньги.
    Этап 2.2 Прикладываю свою карту, набираю пин. Оплата произошла!!
    Этап 2.3 Забираю с женой пакеты и свободен как ветер выхожу из магазина. Время у кассы с учетом некоторой очереди у касс на 30 наименований продуктов заняло 5-7 минут. Прошу запомнит это время.

Теперь давайте я все это проделаю как считают эксперты "очень удобно" с QR кодом.

Этап №1 пропусаем.

ЭтапQR №2. С тележкой отхожу в сторонку, чтоб не мешать другим покупателям, беру другую тележку (поймете зачем) и начинаю оплату. Беру из тележки товар, сканирую QR- код, оплачиваю и кладу во вторую (иначе запутаюсь). На каждую оплату уходит каких ни будь 1-2 минуты. И так для моих 30 товаров понадобится всего то от 30 минут до 1 часа. Правда пустяки? Это ж такое удобство!!

ЭтапQR №3. Если вы думаете что на этом все закончилось то ГЛУБОКО ошибаетесь. Никто вас с этой тележкой из магазина НЕ ВЫПУСТИТ!! На выходе вас ждет "контролер" которому вы должны предъявить оплату на своем телефоне каждую единицу товара. Напомню у меня - 30! Контролер берет у вас как бы оплаченный товар, сканирует его своим сканером , а вы на своем телефоне находите запись об оплате. Пусть на один товар у вас с контролером уходит 1 минута. Итого "пройти" контролера еще 30 минут минимум нужно!!

И так! Новая технология по моим данным дет мне затраты времени в 1 час вместо 5-7 минут.

Правда, очень удобно???

П.С. Если я в чем то ошибся, пусь эксперты меня поправят. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.