Заработать на красоте: как выбрать франшизу и не стать жертвой мошенников

Бьюти-бизнес считается перспективным даже в кризис, ведь желание хорошо выглядеть мало зависит от обстоятельств. А бьюти-франчайзинг называют будущим индустрии – есть представление, что это проще, чем самостоятельное плавание. А как на самом деле?

Плюсы и минусы бьюти-франчайзинга

Преимущества вхождения в семью бренда, прежде всего, заключаются в возможности избежать ошибок на старте. Особенно если вас берет под крыло управляющая компания (УК). Это гарантирует отсутствие промахов с локацией и планировкой – ошибок, которые обычно дорого обходятся собственникам и фактически могут стать смертельными для бизнеса.

Специалисты УК оценивают целевую аудиторию салона, прогнозируют проходимость и удобство локации для конечного потребителя. С планировкой тоже надо быть скрупулезным: поставили рядом с креслом парикмахера рабочее место нейла – получите новую услугу «волосатый маникюр». Не озаботились тем, как расположены «мокрые зоны», и где проходит водопровод с канализацией – мучайтесь от шума сололифтов в зале и последствий их использования. В общем, хорошая команда бренда в самом начале убережет вас от провалов вашей бизнес-модели.

Второе преимущество – это сопровождение «step-by-step». Налаживание всех процессов функционирования, начиная от выстраивания правильной мотивации и заканчивая поставщиками и обучением персонала. Это огромная экономия денег, ресурса и времени франчайзи. Те, кто просто покупают готовый бизнес, этих привилегий могут быть полностью лишены, потом своими силами устраняют провалы. Плюс команда салона не всегда остается с новым собственником – порой приходится самостоятельно искать кадры.

Теперь про минусы. Первый – выбрана не та франшиза. Например, такая, в которой только имя или одна точка. Считайте, что в этом случае вы купили лотерейный билет, ведь это может оказаться «удача одного салона», которому повезло стартовать и удержаться на плаву. Второй, открытый в другом месте и с другим потребителем, может оказаться провальным.

Минус №2 – жесткие требования «хозяев» сформированной модели бизнеса, запрограммированной командой бренда на максимальный успех. Никаких экспериментов и креативов не допускается. Это может проявиться во всем – в ограничениях по поставщикам, прайсе, наборе услуг, дизайне, статусе мастеров. Самостоятельного развития ждать уже не приходится. Чтобы не нарушать тонкую гармонию самостоятельности и соответствия принципам бренда, у нас есть такие форматы, когда мы сознательно одобряем эксперименты: скажем, открываем салон под другим именем.

Тренды бьюти-франчайзинга – что выгоднее

Например, сейчас рынок достаточно наполнен барбершопами, это направление пользуется спросом. Также в тренде моностудии: ногтевой сервис вечен, как и парикмахерские. Продолжают открываться и салоны полного цикла.

Сложно однозначно сказать, что больше, что меньше пользуется спросом, что прибыльнее, что нет – это зависит от рентабельности каждого конкретного бизнеса, спроса, локации, ЦА. Нет таких взрывных прорывов, которые спровоцируют рост и развитие нового направления, как это было, когда появились барбершопы, например.

Рынок в поиске. Если хотите стать достойными игроками – работайте со своей ЦА и направленностью. В ногтевом сервисе кадры решают все – нужен крутой HR-отдел. Если открываете барбершоп, ориентируйтесь на мужчин, которые будут приносить невысокие чеки. Одно можно сказать точно – для барберов и нейлов цена входа на рынок существенно ниже, чем для салонов с большим количеством услуг.

В бьюти-сфере не так много крупных франшиз на выбор. Точнее тех, кто вышел «за пределы вероятности смерти». Их, пожалуй, всего три: «Персона», «Точка Красоты» и «Моне». Бренды-барберы – это OldBoy, TopGun и Бородач. Среди нейлов – наверное, «Пальчики».

Если же вам предлагают франшизу неизвестного бренда – есть несколько моментов, которые следует проверить перед тем, как подписывать документы.

8 правил, как выбрать франшизу и не прогореть

Вот, как оценить репутационные и финансовые риски, выбирая бизнес по франшизе. В первую очередь проверьте цифры: налоговую отчетность, данные по CRM, обороты, прибыль, процент текучки кадров. Это обязательно, даже если покупаете готовый салон по договору о переуступке.

Теперь небольшой гайд, как отличить настоящую франшизу от псевдо, чтобы не потерять деньги.

1. Собственные точки

Надо смотреть, сколько точек, где они, как функционируют. Например, собственник говорит вам: «У меня есть успешный салон, я прошла супер-курс по масштабированию и теперь готова открывать точки по франчайзингу». Если вы готовы рассчитывать только на удачу и экспериментировать за свои деньги, то этот вариант подойдет. Идеально, если с вас вообще не возьмут паушальный взнос, так как любые бизнес-процессы должны пройти обкатку. А в случае с первыми точками обкатка – это вы и есть.

2. Цель франшизы

Если у франшизы нет понимания четких целей в масштабировании, вам не могут внятно рассказать об ожидаемом конечном результате, то возможно, цель только одна – освоить паушальный взнос. Задайте вопрос, зачем компании 100, 200 точек? Что в этом случае произойдет?

Помимо конкретных, подкрепленных цифрами планов, ответ должен быть такой:

  • Хотим федеральный охват и продажу лидов.
  • Централизацию поставок в салоны и создание торгового дома.
  • Предоставление платных услуг для франчайзи.

3. Наличие УК

Управляющая компания должна разбираться в бизнесе, управлять реальными точками, работать в полях и быть погруженной в операционку. Если УК создана только для управления франшизными филиалами издалека, то между вами будет коммуникационная пропасть. Вы «на земле», выживаете, выкручиваете рентабельность, решаете насущные проблемы, а ваш франчайзер, не имея такого опыта, «витает в облаках» планирования.

4. Экскурсия по салонам и встречи с действующими франчайзи

Обязательно посмотрите действующие точки, пообщайтесь без УК с франчайзи. Соберите разные точки зрения – у тех, кто давно открылся, и тех, кто недавно «в семье». Сходите в салон как клиент – составьте свое представление о положении дел. Обязательно обсудите и разберите ваш опыт при встрече с франчайзером.

5. Публичные мероприятия УК и франшизы

Поинтересуйтесь, можно ли попасть на встречу с франчайзи, насколько открыта компания. Есть ли сформированное сообщество предпринимателей, помогают ли они друг другу или «смотрят волком». Вам потом работать не один год с этим брендом, хорошо бы прощупать почву.

6. Основатель компании и его команда

Уточните, кто представитель франчайзера. Если это просто отдел продаж, а к реальным людям, которые заняты операционной работой, доступа нет – это не самый лучший вариант для выбора.

Постарайтесь познакомиться с основателем и ключевыми сотрудниками команды. Насколько они разбираются в бизнесе, чувствуете ли вы за ними компетенции? Если доступа к основателю нет, это должно насторожить. Так же, как если «лицо» проекта демонстрирует дорогие авто, перемещения по миру, постоянное наставничество и другие атрибуты «успешной» жизни, за которыми ничего не стоит. Мы не видим реальной картины.

Случается и так, что партнеры и не знают, кто стоит за франчайзером, командой, успехами и падениями. Отсутствие истории основателя и бренда – откуда взялся, как развивался, какие следы оставил на рынке, в городе, стране, мире – говорит о том, что этому бизнесу не стоит доверять.

7. Реалистичность цифр

Вам обещают «1 месяц – выход в точку безубыточности, 1 год окупаемости». Где? В какой вселенной? В реальном бьюти-мире эти цифры сродни «розовым пони». Изучите рабочую и применимую к жизни финансовую модель бьюти-бизнеса, посоветуйтесь с кем-то из опытных предпринимателей отрасли. Рентабельность в 50% возможна, только если вас зовут Пабло Эскобар. По опыту и оценке на текущий момент – примерно 3 первых месяца после открытия салон ничего не зарабатывает.

Вообще, если рассказывают только про победы, и нет никакой реальной истории про неудачи, как компания переживала сложные времена, экономические и политические кризисы – дело нечисто.

8. Собственные ощущения

Нет контакта, нет искры между вами и представителями франшизы. Если хотя бы 1-2 человека не разделяют ваши ценности, не понимают вас, или вы не понимаете, о чем говорит продающая бизнес-сторона – стоит задуматься. Нет контакта – нет бизнеса, нет будущего.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.