11 положений в договоре поставки, которые защитят поставщика

В 2021 году арбитражными судами было рассмотрено 166 107 дел по договорам поставки на общую сумму 188 840 950 рублей, по данным Агентства правовой информации. Нередко споры в суде – следствие того, что договор изначально сформулирован не оптимально для одной из сторон. Из-за невыгодных условий договора поставщик может по ошибке связаться с фирмой-однодневкой, остаться без оплаты или столкнуться с необоснованным возвратом.

1. Гарантии со стороны покупателя: добросовестный контрагент

На участников рынка возлагается ответственность за выбор контрагентов. Сотрудничество с фирмами-однодневками влечет за собой риск доначисления налога, начисления штрафа и пени. Многие компании используют сервисы проверки контрагентов для более тщательного отбора потенциальных партнеров. Это помогает исключить налоговые и финансовые риски, а также уменьшить вероятность неисполнения договоренностей. Помимо этого в договор можно включить обязанность покупателя предоставить документы, подтверждающие его благонадежность. В случае налоговой проверки это поможет доказать, что поставщик собирал сведения о покупателе, а покупатель письменно заверил поставщика в своей добросовестности.

Безопасная формулировка: «Покупатель гарантирует, что является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в соответствии с законом Российской Федерации. Покупатель обязуется предоставить поставщику заверенные копии следующих учредительных и иных документов: устав, бухгалтерская отчетность за год, предшествующий году, в котором заключен настоящий договор».

Таким образом, в договоре будет установлена обязанность покупателя предоставить данные, подтверждающие его легитимность в качестве делового партнера. В перечень можно включить дополнительные документы.

Выгодная формулировка: «Покупатель гарантирует, что является юридическим лицом, зарегистрированным и осуществляющим предпринимательскую деятельность в соответствии с законом Российской Федерации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Покупатель обязуется предоставить поставщику заверенные копии следующих учредительных и иных документов: Устав, приказ о назначении руководителя, приказ о назначении главного бухгалтера, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за год, предшествующий году, в котором заключен настоящий договор, штатное расписание».

2. Цена и ассортимент товара: внесение изменений

Повышение производственных и логистических расходов, изменение валютного курса вынуждают поставщика изменять ассортимент и цену товара. По общему правилу поставка товара по новой цене или в другом ассортименте возможна только по отдельному соглашению с покупателем. Поставщик также может повысить цену или изменить ассортимент в двух случаях. Первый – если покупатель существенно нарушит договор. Второй – если существенно изменятся обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора. Если стороны не найдут компромисс и не приведут договор в соответствие с изменившимися обстоятельствами, это можно сделать через суд.

Стороны могут изменить эти правила договором. В договорах поставки встречаются различные ограничения изменения цены и ассортимента, например, временные рамки для повышения цены (один раз в три месяца), что невыгодно поставщику. Лучше свести ограничения по изменению ассортимента или цены товара к минимуму, ведь не всегда получается согласовать их с покупателем заранее.

Безопасная формулировка: «Ассортимент и цена товара определяются спецификацией. Поставщик обязан предупредить покупателя об изменении ассортимента и(или) цены товара за 7 рабочих дней до вступления таких изменений в силу».

Единственное условие для изменения цены и ассортимента товара для поставщика – уведомительный срок. Еще выгоднее для поставщика согласовывать цену и ассортимент товара отдельно для каждой партии. Это не накладывает на поставщика никаких ограничений по изменению ассортимента и цены товара.

Выгодная формулировка: «Ассортимент и цена товара определяются в заявках».

3. Срок для подтверждения заявки на поставку

При длительном сотрудничестве стороны могут установить в договоре условия согласования заявки на поставку очередной партии товара. Обычно сотрудникам компании-поставщика требуется некоторое время, чтобы убедиться, что в наличии имеется указанный в заявке товар в нужном количестве. Поэтому ограничение этого времени не входит в интересы поставщика. Однако и отсутствие срока рассмотрения заявки не является оптимальным вариантом: тогда покупатель полностью лишится временных ориентиров.

Безопасная формулировка: «Поставщик обязан рассмотреть заявку покупателя в течение 5 рабочих дней с момента подтверждения получения заявки покупателя со стороны поставщика».

Для поставщика выгодно начинать отсчет срока именно с момента, когда он подтвердит, что получил заявку покупателя и измерять его в рабочих днях, а не в календарных. Еще выгоднее для поставщика – ограничиться общей формулировкой.

Выгодная формулировка: «Поставщик обязан рассмотреть заявку покупателя в разумный срок».

4. Порядок оплаты

Чтобы обезопасить себя от риска неисполнения договора со стороны покупателя, поставщику лучше работать на условиях частичной или полной предоплаты.

Безопасная формулировка: «После согласования ассортимента и цены товара поставщик выставляет покупателю счет на оплату 60% от суммы заявки. Покупатель оплачивает счет в течение 3 рабочих дней. Покупатель обязан оплатить оставшиеся 40% в течение 10 дней после получения товара».

Так покупатель оплачивает часть суммы, и полный расчет только после получения товара.

Выгодная формулировка: «После согласования ассортимента и цены товара поставщик выставляет покупателю счет на оплату товара. Покупатель оплачивает счет в течение 3 рабочих дней».

5. Переход риска случайного повреждения товара

До, после, а также во время транспортировки груза из-за небрежности, погоды, неудачного выбора транспорта товар может полностью или частично потерять свои потребительские свойства. Изделия из бумаги могут помяться или порваться, изделия из дерева – покрыться плесенью, хрупкие вещи – сломаться.

Как правило, переход риска случайной гибели или повреждения товара договор поставки связывает с моментом перехода права собственности. Оба эти события связаны с моментом передачи товара покупателю. Стороны могут изменить эти правила. Перевозчиком, ответственным за транспортировку товара, может выступать транспортная компания. Тогда в договоре следует отдельно уточнить: в какой момент поставщик считается исполнившим свою обязанность по поставке, когда покупатель становится собственником товара и в какой момент к нему переходит риск гибели или повреждения товара. В интересах поставщика снять с себя ответственность за товар как можно раньше.

Безопасная формулировка: «Право собственности и риск случайной гибели или повреждения товара переходят к покупателю в момент передачи товара покупателю или первому перевозчику».

Такая формулировка не возлагает на поставщика лишних рисков. Но можно сформулировать обобщенно, сославшись на отгрузку товара со склада поставщика, безусловно избавляя поставщика от любых рисков с этого момента.

Выгодная формулировка: «Право собственности и риск случайной гибели или повреждения товара переходят к покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика».

6. Доставка товара

Поставщику выгоднее не брать на себя обязанность по доставке товара или существенно ограничить такую обязанность.

Безопасная формулировка: «Доставка товара осуществляется силами поставщика за счет покупателя».

Таким образом, поставщик снимает с себя любые расходы по доставке товара. Обязанность поставщика по доставке товара может быть и полностью исключена.

Выгодная формулировка: «Доставка товара осуществляется покупателем в порядке самовывоза».

7. Срок приемки и предъявления претензий по качеству товара

Обычно в договоре поставки устанавливается, в какие сроки покупатель принимает товар и может заявить свои претензии по качеству товара. Поставщику лучше как можно быстрее снять с себя соответствующие риски. В договоре может присутствовать разделение недостатков товара на явные и скрытые. Явными являются визуально заметные при осмотре недостатки. Скрытые недостатки – которые можно выявить при эксплуатации.

Безопасная формулировка: «Приемка товара производится покупателем в следующем порядке:

  • Покупатель принимает товар по ассортименту и количеству тарных мест в течение 3 дней с момента получения товара.
  • Покупатель может заявить претензии по явным недостаткам товара в течение 7 рабочих дней с момента передачи товара.
  • Покупатель может заявить претензии по скрытым недостаткам товара в течение 30 дней с момента передачи товара».

Такой пункт договора четко очерчивает для покупателя временные границы, когда он может предъявить поставщику претензии по товару. Через 3 дня после поставки покупатель уже не сможет сказать, что ему привезли не тот товар не в том количестве, через 7 – что у товара есть видимые недостатки (например, поврежден внешний слой краски), а через 30 – что товар был поставлен со скрытыми недостатками (например, неисправность музыкального механизма у игрушки).

Для усиления позиции поставщика можно также ограничить приемку по ассортименту и количеству моментом передачи. На руку поставщику будет и меньший срок предъявления претензий по всем остальным недостаткам.

Выгодная формулировка: «Приемка товара производится покупателем в следующем порядке:

  • Покупатель принимает товар по ассортименту и количеству тарных мест в момент передачи товара.
  • Покупатель может заявить претензии по недостаткам товара (явным и скрытым) в течение 7 рабочих дней с момента передачи товара».

8. Порядок рассмотрения рекламаций

Часто претензия покупателя относительно ассортимента, количества или качества товара в соответствии с договором поставки оформляется в виде рекламационного акта. В договоре стоит предусмотреть возможность поставщика рассмотреть рекламационный акт, чтобы избежать необоснованного отказа от товара со стороны покупателя.

Безопасная формулировка: «Поставщик обязан в течение 10 рабочих дней с момента получения от покупателя рекламационного акта подписать рекламационный акт или направить в адрес покупателя мотивированный отказ».

Так покупатель не сможет в одностороннем порядке признавать товар некачественным по своему усмотрению. При этом указан срок для рассмотрения акта поставщиком. Наиболее выгодный вариант для поставщика – отдельно закрепить отсутствие юридической силы у одностороннего акта и убрать ограничение срока рассмотрения акта для поставщика.

Выгодная формулировка: «Поставщик обязан рассмотреть рекламационный акт, полученный от покупателя. Односторонний рекламационный акт не имеет юридической силы».

9. Возвратная тара

При длительном сотрудничестве актуальным становится вопрос возврата тары или упаковки, в которой поставляется товар, например, поддонов. Поставщику часто выгодно, чтобы тара к нему возвращалась.

Безопасная формулировка: «Деревянные поддоны являются возвратной тарой и подлежат передаче поставщику со следующей поставкой, но не позднее 30 дней с момента поставки».

Так в договоре установлен механизм взаимодействия сторон по возврату тары. Поставщику выгоднее, если такой возврат производится покупателем.

Выгодная формулировка: «Деревянные поддоны являются возвратной тарой и подлежат передаче поставщику не позднее 30 дней с момента поставки силами и за счет покупателя».

10. Возврат качественного товара

В договоре может быть предусмотрен возврат качественного товара или обратный выкуп. Как правило, покупатель прибегает к такой возможности, если товар оказывается невостребованным на рынке. Поставщику выгоднее ограничить соответствующую возможность покупателя условием о своем согласии на возврат.

Безопасная формулировка: «С согласия поставщика покупатель вправе вернуть нереализованный товар поставщику, а поставщик обязан оплатить этот товар. Возврату подлежит качественный товар, сохранивший товарный вид».

Возврат качественного товара может быть экономически нецелесообразен для поставщика. На этот случай соответствующее право покупателя ограничивается условием о согласии на него поставщика. Желательно внести в договор дополнительные условия о свойствах товара, подлежащих возврату.

Выгодная формулировка: «С согласия поставщика покупатель вправе вернуть нереализованный товар поставщику, а поставщик обязан оплатить этот товар. Возврату подлежит качественный товар, сохранивший товарный вид, без этикеток и (или) иной маркировки покупателя. Возврат товара осуществляется силами и за счет покупателя».

11. Ответственность покупателя

Поставщику желательно установить ответственность покупателя в случае любых нарушений и не вводить положения о собственной ответственности.

Согласно закону, если покупатель в нарушение договора отказывается от приемки товара, поставщик имеет право требовать от покупателя оплату товара по договору. В случае просрочки оплаты поставщик имеет право на законную неустойку: она определяется на базе ключевой ставки Банка России (на 26.12.2022 она составляет 7,5%). Законная неустойка рассчитывается как результат деления ключевой ставки и количества дней в году, умноженный на сумму долга и количество дней просрочки. Это примерно 0,021% от суммы задолженности за каждый день просрочки. Можно усилить ответственность покупателя, увеличив размер неустойки договором.

Безопасная формулировка: «В случае просрочки оплаты покупателю начисляется неустойка: 0,4% от суммы счета за каждый день просрочки. В случае необоснованного отказа от приемки товара покупателю начисляется штраф в размере 15% от суммы заявки».

Так покупателю придется уплатить штраф как за произвольный отказ от приемки товара, так и за просрочку оплаты. Причем за просрочку оплаты сумма получится больше, чем по закону. Можно установить ответственность покупателя и за другие нарушения, коррелирующие с пунктами договора.

Выгодная формулировка:

  • «В случае просрочки оплаты покупателю начисляется неустойка: 1% от суммы счета за каждый день просрочки.
  • В случае необоснованного отказа от приемки товара покупателю начисляется штраф в размере 30% от суммы заявки.
  • В случае невозврата возвратной тары покупателю начисляется штраф в размере 1 тыс. рублей за каждую единицу возвратной тары.
  • В случае непредставления покупателем предусмотренных договором учредительных и иных документов покупателю начисляется штраф в размере 50 тыс. рублей».

*****

При заключении договора поставки поставщик сталкивается с рисками разного уровня. Следуя рекомендациям о том, как лучше сформулировать в договоре положения о цене, порядке оплаты, переходе права собственности, приемке и предъявлению претензий, возвратах, ответственности и гарантиях, поставщик может обезопасить себя от коммерческих и налоговых рисков.

Фото: freepik.com

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Барканов
Менеджер группы продуктов, Санкт-Петербург

отличная статья, но не хватает ссылок на статьи каких-нибудь нормативных документов (кодексов) от куда взяты эти формулировки или на которые можно сослаться.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.