Как прокладывать маршрут по стратегической дорожной карте

Часто при решении международных вопросов используется такой инструмент, как «Дорожная карта». Давайте разберемся, какие виды дорожных карт применяются в управлении бизнесом, как их создавать и как с ними работать. Дорожные карты используются как для стратегического планирования, так и для реализации различных проектов. Этот инструмент доступен как крупным холдингам, так и небольшим компаниям.

1. Создание дорожной карты

Зачастую компании в своей деятельности движутся на ощупь, практически не поднимая головы от текущих рутинных бизнес-процессов. В погоне за оптимизацией, автоматизацией и повышением эффективности многие просто не замечают, куда они движутся. И здесь важно отметить, что неважно, с какой скоростью движется компания, если она идет не в ту сторону.

В определении правильного направления развития компании поможет такой инструмент как дорожная карта. Карты бывают двух видов:

  • Стратегические дорожные карты. Основные характеристики карты этого типа – укрупненные этапы, обобщенные вехи, стратегические задачи. Она в основном разрабатывается на срок пять лет. Хорошо проработанная стратегическая дорожная карта должна создаваться с учетом форсайта (представления о будущих достижениях техники, интернета, развития технологий, социальной инженерии, поведенческих факторов клиентов и других направлений в зависимости от сферы деятельности компании). Стратегическое планирование не может обойтись без какого-либо плана.
  • Дорожные карты проекта. В такие карты включаются вехи начала и окончания бизнес-проекта, основные этапы проекта, очередность этих этапов и промежуточные ключевые события. Без такого инструмента не обходится ни один проект. В текущей оперативной работе вы даже можете и не понять, что им пользуетесь. Зачастую все упомянутые моменты обсуждаются устно, закрепляются в договоре, или держатся в голове. Перенести знания на бумагу и визуализировать весь ход проекта очень рационально, ведь можно сразу выявить какие-либо несоответствия по срокам, составу работ, а возможно и по ограниченности ресурсов. Визуализация общего представления о проекте имеет поразительный эффект.

2. Согласование дорожной карты

Дорожная карта обязательно согласовывается со стейкхолдерами и командой проекта. Если речь идет о стратегической дорожной карте, то в обсуждении должны участвовать представители тех отделов или департаментов, которых затронут работы, заложенные в план. Согласование обязательно должны быть формализовано, все предложения и корректировки должны сопровождаться письменными замечаниями от участников.

Актуальность корректировок и изменений должна обсуждаться коллегиально. В большинстве случаев из этих замечаний формируется реестр рисков проекта, который прикрепляется к основной документации карты. Все предложения не должны остаться незамеченными и им должна быть присвоена своя оценка.

3. Работа с дорожной картой и актуализация

После создания карты начинается работа по ее детализации. Создается график второго уровня, в нем к основным ключевым событиям дорожной карты методом «от обратного» привязываются необходимые работы (в стратегической дорожной карте на пять лет работы графика второго уровня обычно имеют продолжительность полгода-год). После создания графика второго уровня проверяются логические связи между ключевыми событиями и основными этапами. При этом вехи дорожной карты могут сдвинуться. Обо всех изменениях необходимо уведомлять заинтересованные стороны и получать их комментарии.

При планировании работ в графике второго уровня стоит выбрать метод набегающей волны как наиболее удобный. После графика второго уровня идет более детальный – график третьего уровня, с длительностью работ от одного до трех месяцев. После формирования такой пирамиды вам будут хорошо видны работы текущего месяца или недели. Привязка KPI к ключевым событиям графика позволит держать карту в рабочем состоянии и идти в верном направлении.

4. Принятие решений по дорожной карте

Для линейных менеджеров формируется план на месяц или другой отчетный период с привязкой KPI. Менеджеры имеют четкое представление, какие задачи им поставлены и каких результатов они должны добиться. Функциональные руководители также должны самостоятельно планировать работу по этим задачам. При этом они устанавливают сроки выполнения тех или иных работ и указывают прогнозные даты. За определенный период до достижения промежуточной контрольной точки менеджер должен просигнализировать, успевает ли он пройти этот участок пути в отведенные сроки или нет. Здесь основная важная идея – не наказывать отдельных сотрудников за нарушение сроков, а сформировать управляемый и контролируемый процесс.

Выводы

Стратегическая дорожная карта как инструмент планирования – главный помощник в развитии любой компании. Использование данного простого механизма планирования позволяет визуализировать стратегию, определить основные знаки на пути фирмы к успеху. Проектный менеджмент предполагает использование дорожных карт де-факто, даже на подсознательном уровне.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Ростов-на-Дону

Здравствуйте, Артём.

Помогите разобраться, чем дорожная карта проекта отличается от сетевого план-графика (сетевое планирование)? Спасибо.

Менеджер, Украина
"В погоне за оптимизацией, автоматизацией и повышением эффективности многие просто не замечают, куда они движутся..."

"Оптимальный", - означает "наилучший". Повышение эффективности, - означает приближение к оптимуму, т.е. к наилучшему решению.

При этом автор утверждает, что

"Привязка KPI к ключевым событиям позволит держать карту в рабочем состоянии и идти в верном направлении".

То есть, эффективность, как один ориентир, это плохо, а KPI, как множество из более чем 20 показателей, каждый из которых указывает разное направление, это хорошо? :-)

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Автор пишет: "В погоне за оптимизацией, автоматизацией и повышением эффективности многие просто не замечают, куда они движутся...

Игорь Луценко пишет: ""Оптимальный", - означает "наилучший". Повышение эффективности, - означает приближение к оптимуму, т.е. к наилучшему решению.

не замечают, куда они движутся ..." можно ещё так интерпретировать -> не стремятся к Результативности, и можно эффективно делать никому ненужные вещи ...

Результативность - делать правильные вещи (Effectiveness is doing the right things) Эффективность - делать вещи правильно (Efficiency is doing things right)

© Питер Друкер

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Гарник Кочарян пишет: Помогите разобраться, чем дорожная карта проекта отличается от сетевого план-графика (сетевое планирование

В отличиях ключевым является слово стратегия и наглядное средство ... Такие наглядные средства, как дорожная карта, могут создавать иллюзию решения :) По этому поводу существует печальный опыт с достаточно близким техническим средством, позволяющим, в том числе, наглядно представить стратегический план и план реализации этой стратегий?, и обеспечить ? информационную поддержку процесса принятия управленческих решений?

Высшее руководство НАТО и армии США выражает крайнюю озабоченность чрезмерным использованием презентаций PowerPoint на совещаниях по стратегическому планированию и военным операциям. По мнению некоторых генералов, презентации в виде слайдов не просто упрощают действительность, но делают такой упрощённый подход привычным для восприятия, что негативно влияет на принятие решений пишет NY Times. «PowerPoint делает нас тупыми», — прямо заявил генерал морской пехоты Джеймс Маттис (James N. Mattis), выступая несколько дней назад на военной конференции в Северной Каролине. Он не одинок в своём мнении.

Когда мы перейдём на следующий слайд, мы выиграем войну - что то-типа этого пошутил один американский генерал ...

Генеральный директор, Москва
Гарник Кочарян пишет:
Здравствуйте, Артём.
Помогите разобраться, чем дорожная карта проекта отличается от сетевого план-графика (сетевое планирование)? Спасибо.

Дорожная карта и календарно-сетевой график тесно связаны между собой, календарно-сетевое планирование имеет уровни. Зачастую их четыре, 1-й уровень - это как раз дорожная карта, она отражает основные ключевые моменты и вехи проекта, далее детализировав дорожную карту до этапов, получим график второго уровня, при дальнейшей детализации (разбивки этапов на подэтапы в структуре WBS/ИСР) у нас получается график 3-го уровня здесь длительность работ от одного месяца до недели, и наконец график четвертого уровня - это недельно-суточные задания. Для оперативной работы используются графики третьего и четвертого уровня. Общее положение дел отражают первый и второй уровень.

Генеральный директор, Москва
Александр Соловьев пишет:
Автор пишет: "В погоне за оптимизацией, автоматизацией и повышением эффективности многие просто не замечают, куда они движутся...

Игорь Луценко пишет: ""Оптимальный", - означает "наилучший". Повышение эффективности, - означает приближение к оптимуму, т.е. к наилучшему решению.
" не замечают, куда они движутся ..." можно ещё так интерпретировать -> не стремятся к Результативности, и можно эффективно делать никому ненужные вещи ...
Результативность - делать правильные вещи (Effectiveness is doing the right things) Эффективность - делать вещи правильно (Efficiency is doing things right)
© Питер Друкер

Не важно с какой скоростью вы движетесь, если движетесь не в том направлении:-)

Генеральный директор, Москва
Игорь Луценко пишет:
"В погоне за оптимизацией, автоматизацией и повышением эффективности многие просто не замечают, куда они движутся..."
"Оптимальный", - означает "наилучший". Повышение эффективности, - означает приближение к оптимуму, т.е. к наилучшему решению.
При этом автор утверждает, что
"Привязка KPI к ключевым событиям позволит держать карту в рабочем состоянии и идти в верном направлении".
То есть, эффективность, как один ориентир, это плохо, а KPI, как множество из более чем 20 показателей, каждый из которых указывает разное направление, это хорошо? :-)

Я считаю 20 показателей KPI это перебор. Реальный пример из практики, у сотрудников компании (не называю имя) крупнейшего производителя автомобильных шин в KPI прописаны очень много показателей, каждый из которых по своему весу составляет не такие уж и большие потери при их невыполнении. Дальнейшая мотивация по KPI уже ни к чему не приводит.

Партнер, Москва

Дорожная карта конечно полезный инструмент, но для того чтобы ее разработать и использовать недостаточно уметь рисовать схемы и графики, надо иметь опыт управления подобной организацией. По сути это всего лишь декомпиляция стратегических целей до более мелких тактических и оперативных задач. Я ожидал увидеть в статье примеры и различные подходы к разработке стратегии компании, но приводятся всего лишь технические детали, особенной ценности для специалистов не представляющие. И ещё - очевидно, что готовить стратегию на 5 лет в сегодняшней ситуации бессмысленно, если это действительно рабочая стратегия, а не очередной красивый документ с картинками. Зачем приводить подобные примеры?

Генеральный директор, Москва
Максим Клемешов пишет:
Я ожидал увидеть в статье примеры и различные подходы к разработке стратегии компании

Спасибо за ваш комментарий, многие интересуются самой техникой создания, про различные подходы к разработке стратегии компании написано очень много литературы и статей, с пошаговыми руководствами, не думаю, что на этом портале нужно еще раз дискутировать на эти темы.


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.