Вам прислали отчет о проблемах на сайте. Что дальше?

В моей практике такое встречается часто. Звонит клиент, очень расстроенный. Спрашиваю, что такое. Оказывается, некие независимые интернет-маркетологи прислали отчет о состоянии дел на его новом сайте. И составлена эта аналитическая записка в таких мрачных тонах, что впору предъявлять претензии разработчикам.

Практически все, у кого есть свои сайты, рано или поздно получают подобные отчеты. Но стоит ли сходу доверять такого рода web-аналитике? Как проверить ее достоверность? Начнем с основ, чтобы разобраться последовательно.

Два вида сервисов web-аналитики

Существует ряд аналитических сервисов, которые позволяют подсчитывать конверсию (показатель выполнения пользователем целевых действий на сайте), измерять количество уникальных посетителей за определенный период и т.д. С помощью таких сервисов можно понять, насколько эффективен конкретный канал рекламы и принять решение о дальнейших действиях. Например: баннеры на Facebook больше не покупаем, а вот статей копирайтеру для отраслевых форумов еще закажем — оттуда трафик хороший.

  • Первая группа сервисов web-аналитики. Это те, которые вы сами подключаете к сайту. О самых популярных вы наверняка слышали: Яндекс.Метрика, Google Analytics, Liveinternet. Из менее популярных, но тоже качественных, можно назвать Hotjar, многие интернет-агентства пользуются именно им. Ключевая особенность сервисов первой группы – максимальная точность, так как вы сами напрямую разрешили им брать данные с вашего сайта.
  • Вторая группа сервисов web-аналитики. Это те, которые вы к сайту не подключали. Они строят отчеты, не имея доступа к фактическим данным о посещениях сайта клиентами, количестве заказов или звонков с сайта, другой критически важно информации. Алгоритмы, по которым они строят свои отчеты — загадка. Наиболее популярный такой сервис — SimilarWeb. Но есть и множество других. Ключевая особенность сервисов второй группы: ставка на «красоту» вместо достоверности. Их отчеты обычно очень хорошо визуализированы, но при этом сами аналитические данные всегда вызывают сомнение.

Почему непрошеная аналитика вызывает подозрения

Если вы получаете отчет, созданный без доступа к данным вашего сайта, он определенно сделан с помощью одного из сервисов второй группы. То есть не на основании точных данных, а с помощью догадок и предположений. Собственно, этого соображения вполне достаточно, чтобы отнестись к такого рода информации скептически. Но не менее важны другие вопросы:

  • Зачем незнакомые вам люди потратили свое время и силы, чтобы подготовить какой ни есть отчет с претензией на аналитику?
  • Какие у них мотивы?
  • Наконец, что с этим делать?

В отрасли web-разработки любят повторять, что конкуренции здесь нет. Что рынок не лимитирован географически, каждая веб-студия или агентство может найти заказчиков как в Москве, так и в Нью-Йорке. Это верно лишь отчасти. Действительно, интернет открыт для всех. Зато взаимоотношения поставщиков решений и клиентов сильно зависят от знания языков, национальных и местных особенностей, возможности встретиться лично для проведения переговоров, наличия счетов в местных банках с местной валютой, осведомленности о юридических нюансах, скорости подписания и пересылки документов, множества других деловых аспектов, на которые влияет география.

Поэтому региональная конкуренция среди web-студий есть, и она серьезная. При этом картина такая: крупные игроки (региональные и федеральные) действительно не отбивают клиентов друг у друга. Круг таких IT-компаний очень узкий, все друг с другом лично знакомы и здесь действует своеобразный этический кодекс. А вот новички, которые пытаются выйти на уже сложившийся рынок и откусить от него кусочек, придумывают новые и новые способы поймать на крючок крупного заказчика.

Почему они рассылают письма владельцам «молодых» сайтов? Этому есть несколько очень логичных объяснений:

  • Желание работать с «теплым» клиентом. Если вы недавно сделали сайт, значит, у вас есть нацеленность на изменения (и бюджет для этого).
  • Открытость данных. Крупные IT-компании обычно анонсируют новые сайты: представляют в портфолио, описывают истории их создания в корпоративных блогах и т.д. Информация на поверхности.
  • Сомнения владельца. Когда новый сайт только-только запущен и еще не проверен в деле, никто точно не может сказать, что решения, которые на нем реализованы, самые оптимальные. Возможно, есть более эффективные альтернативы. Это благодатная почва для конкурентов.
  • Желание подсадить на регулярные услуги. Раз компания запустила новый сайт, значит, она будет его продвигать, например, покупать рекламу в поисковиках. Аналитический отчет о низкой посещаемости — неплохой заход для поставщиков таких услуг: вы соглашаетесь на продвижение (деньги небольшие), а поставщик в итоге имеет тысячи таких компаний на обслуживании и получает со всех неплохую прибыль.

Если вы, как владелец сайта, думаете, что вам пишут из-за вашей исключительности — извините, нет. Вы тысячный подопытный. Это процедура массовая, так как реагируют на подобные отчеты далеко не все. Большая часть таких писем растворяется в спаме, или просто игнорируется закаленными игроками.

Так почему вам написали? Может, вас заметили и хотели помочь? Да, это так — за ваши деньги. Отчет это наживка, его вам скормят бесплатно, а если вы захотите добавки, вам предложат платные услуги. От продвижения до разработки еще одного сайта. Однако авторы бесплатной web-аналитики идут дальше. Просто отправить автоматически сгенерированный отчет — слишком явная профанация. Это мошенничество на уровне sms: «Мама, я в беде, срочно пришли сто тыщ мильонов». Есть куда более вдумчивые подходы, их целый спектр. Давайте рассмотрим основные сценарии.

Три уровня игры с потенциальными клиентами

Как и в любой игре, здесь есть свои уровни сложности. Назовем их условно easy, normal и hard. Все многообразие писем аналитического счастья можно ранжировать по этим трем группам.

Вид

Примерное содержание письма

Что делать

Easy

Очень коротко о том, что на вашем сайте есть какие-то абстрактные проблемы с юзабилити (конкретика не называется). Упоминают о рисках понижения позиций в поисковой выдаче из-за неуникальности. Предлагают современный сайт с уникальным дизайном. Просят недорого, призывают сразу начать общение.

Ничего. Это массовый спам. Обычно такие предложения ориентированы на тех, кто сделал сайт на конструкторе или по шаблону (отсюда упор в письме на «уникальность»). К вам это просто не относится.

Normal

К стандартному приветственному письму прилагается отчет, сделанный на SimilarWeb или подобном сервисе. Вам предлагают ознакомиться с ним, намекая, что вы сами сделаете выводы и тогда обратитесь к авторам письма. Отчета о ручном тестировании или юзабилити-аудите нет.

Сравните данные отчета и данные сервиса аналитики, который подключен к вашему сайту. Сразу увидите, насколько отчет не соответствует действительности. В нашей практике был клиент, который отказывался верить в отчет Яндекс.Метрики (тот показывал ТИЦ сайта 450), указывая на то, что ему прислали отчет SimilarWeb с ТИЦ 30 — и просил разобраться, почему у сайта такие плохие показатели. Здесь очень простая рекомендация: обращайте внимание на источники данных, и делайте поправку на их достоверность.

Hard

К приветственному письму прилагается комплексный отчет: содержит как автоматическую аналитику, так и результаты «ручного» тестирования и изучения сайта. Отчет может быть оформлен в виде отдельного документа, чтобы продемонстрировать серьезность намерений. Рекомендации будут сводиться к типичным приемам: установите callback-хантер, онлайн-чат, поменяйте цвет кнопки, разбейте форму регистрации на три шага и т.д.

В целом ситуация похожа на предыдущий сценарий. Хотя, пожалуй, такой отчет стоит прочитать, особенно «вручную» сделанную часть. Возможно, вы захотите реализовать несколько идей из этого списка. Обсудите их в таком случае со своим web-разработчиком.

Таблица 1

И универсальный совет по поводу предлагаемых услуг. У отправителей наверняка есть собственный сайт, где они позиционируют себя как мастера повышения конверсии. Просто из любопытства попробуйте прогнать их сайт через тот же SimilarWeb.

Противопоказания понятны. А как правильно?

Аналитика — это филигранная штучная работа. Она не делается автоматически, на потоке. Не штампуется за один день, а тем более за пару минут. Если вас действительно беспокоит эффективность сайта (нового или старого), лучшим решением будет заказать комплексный аудит в профессиональных студиях и агентствах. Это даст вам возможность:

  • Протестировать юзабилити по индивидуально разработанным пользовательским сценариям.
  • Проанализировать карту кликов и пересмотреть компоновку элементов на сайте.
  • Провести тест на уязвимость, чтобы быть уверенным, что персональные данные ваших пользователей надежно защищены.
  • Заказать SEO-аудит, если вы недовольны результатами продвижения.
  • Заказать ревизию кода и контента, если ваш сайт загружается или работает медленно.

В рамках такого аудита вы осознанно покупаете профессиональную услугу, а подрядчик выполняет исследование и получает деньги. Разница в честности и реальной, а не голословной эффективности — потому стоит такая работа гораздо дороже. Но оно того стоит.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.