Пора ли вам уходить из IT-индустрии?

«Все, чего я хотел — это согласия с моими утверждениями, но после конструктивной дискуссии»

«как бы» Уинстон Черчилль

О «блеске и нищете», «IT-пузырях» и профессиональных IT-компетенциях

При выполнении исследовательской работы по оценке глобальных и региональных перспектив отрасли, называемой Информационными Технологиями (она же ― Информационная Индустрия), получен интересный результат (почти парадокс).

Зарубежные («тамошние», «ихние») IT-эксперты утверждают:

1. Примерно 50 лет с тех пор, как компьютеры стали широко использоваться в большинстве развитых экономик, IT не претендовали на функцию экономического «паровоза»;

2. Вдруг, в конце 1990-х, выпрыгнув, как «чертик из табакерки», IT стали считаться ключевым фактором роста экономик, например ― американской;

3. Функция IT как фактора создания конкурентных преимуществ бизнеса ― ошибочна: IT не могут создавать конкурентных преимуществ, они их «уничтожают»,

4. НО являются общественно необходимым «ресурсом», например, нельзя заниматься реальными сухопутными бизнес-перевозками, игнорируя современные транспортные средства и автодороги, то есть IT ― это всего лишь «инфраструктурный» ресурс бизнеса, не более, но и не менее;

Таковы функции IT «там». «Здесь» IT-эксперты продолжают свои «старые песни о главном»: IT ― это инновации, конкурентные преимущества, рыночное лидерство и прочее. А бизнес, под эти «песни», продолжает вкладывать немалые средства для достижения виртуальных целей. И это ― при общепризнанной связи мировых рынков и сильнейшей зависимости «здешней» IT-отрасли от зарубежных «партнеров».

Итог: у «них» IT — уже не «рычаг, которым можно перевернуть мир», у нас ― противоположность ― «панацея» от всех бед (включая «дураков и дороги»).

Переменная должна быть «обозвана» ― назовем этот парадокс «оптимистической трагедией»: если бы это не было так грустно, то это было бы очень смешно.

Почти «классика»: реальная ситуация «разрыва» между нашими и зарубежными функциями IT-индустрии существует, но нет целостного и непротиворечивого логического объяснения. Что-то похожее было в фильме «17 мгновений весны», где высшие чины гитлеровской Германии обсуждают советского разведчика (они, понятное дело, этого не знают) Штирлица, как-то так: все уже говорят об идиотизме Риббентропа, о тупости военных, о приближающемся поражении. Один Штирлиц спокойно утверждает: все развивается нормально, все идет хорошо. Соответственно, возникает вопрос: что, Штирлиц ― дурак? Нет, он не дурак. Значит, что-то затевает.

Так что же «затевает» или чем продолжает заниматься «здешняя» IT-индустрия? Вот в чем вопрос.

Итак, цель: конструктивное обсуждение реально существующего несоответствия в «словах и делах» IT-индустрии «там» и «здесь», попытка получить ответ на вопрос: что это? Объективный процесс или «рукотворная» операция, нужная определенным выгодополучателям? И как это влияет на всех остальных, «невыгодополучателей» «пищевой цепочки», называемой «IT-индустрия»?

Задачи, которые приведут к этой цели? Скромненько, но со вкусом: «построим» («спроектируем») приемлемую (она же ― «внятная») логику для понимания современной ситуации с IT-индустрией, пригодную для выявления последствий развития этой отрасли и их (последствий) влияния на всех работающих (не все участники IT-отрасли — работающие. Кто и чем занимаются «другие» ― достучимся чуть позже) в этой отрасли. А если конструктивная дискуссия принесет интересные результаты, то можно разработать вполне практические программы обучения и подготовки: IT-директоров ― как не превращать IT-проекты в полнейшую «безнадегу», IT-ов — как не становиться «IT-камикадзе», реализуя IT-проекты в подходах и методах «искусства возможного». И всем вместе — как не быть «пациентами, захватившими психбольницу».

Взгляд «с высоты птичьего полета»

Большинство «узких» специалистов подобны флюсу — они «односторонние». Поэтому сначала за отдельными «деревьями» увидим «лес» целиком.

Несколько общеизвестных «там» фактов, которые с момента их опубликования прошли фазу острых дискуссий, доказательств, опровержений и стали общепризнанными, даже вошли в учебные курсы по IT-менеджменту. Эти факты помогут «здесь» сформировать общую «картинку», ведь самый плохой архитектор отличается от самой хорошей пчелы только тем, что архитектор строит по «картинке» в голове, а пчела — без нее, по дарвиновской «эволюции».

Факт первый: компьютеризация, даже всеобщая, «массовая», по своим последствиям для экономик и общества выглядит весьма скромно по сравнению с результатами второй промышленной революции конца XIX века — железнодорожным транспортом, электричеством, телеграфом, телефоном, двигателем внутреннего сгорания, водопроводом (канализацией и туалетом).

Чтобы не отвлекаться на аргументацию «здесь» того, что практически общепринято «там», применим простой прием: попробуем представить «фантастическую» ситуацию, когда, при прочих равных условиях:

1. все-все в нашей жизни останется на своих местах, кроме … туалета в квартире и систем канализации, их — нет, совсем, никаких;

2. все-все в нашей жизни останется на своих местах, кроме … компьютера, интернета и прочего, их, тоже нет ― нет совсем, никаких.

Что каждый выберет, от чего откажется — от компьютера или от туалета и канализации? А сосед? А сосед соседа? А соседний дом?

Следующий шаг: представим, что большинство отказалось от компьютеризации. И что? Небо упадет на землю и Дунай потечет в обратную сторону? Да и «здесь», и «там», в сегодняшней реальности, а не в «фантастике», значительная часть не только развивающихся, но и развитых экономик обходится без компьютера и сети, и ничего — работают и бодренько производят достаточную им долю валового внутреннего продукта (ВВП).

Представлять же ситуацию отказа от канализации и туалета хотя бы даже одного многоквартирного дома (даже мысленно) не хочется.

Итак, роль, «вес» и влияние массовой компьютеризации на экономику и общество явно преувеличены.

Хорошо, но может роль IT-технологий более специфична и непонятна для некомпетентного взгляда обывателя? Может ее действительная функция открывается только «посвященным» ― специалистам, профессионалам, гуру и прочим? Или «паровозная» роль IT скрыта в сложностях главнейшего фактора всех без исключения экономик — в производительности труда? «Там» ― это тоже уже «проходили». Ответ — отрицательный.

Не получается привести еще один простой прием для доказательства практически никакого влияния IT на производительность «здесь». Придется банально утверждать: «мы — такие же, как они». И сослаться(кому понадобятся — найдет, все общедоступно, имеющий уши — да услышит) на публикации «тамошних» экспертов: в течение первых сорока лет широкого внедрения компьютеров в экономику США динамика роста производительности, увы(!), не изменилась. Лучше всего об этом высказался «ихний» гуру, экономист Роберт Солоу в 1987 году, примерно так: компьютеры повлияли на все, кроме показателей производительности. Не производительность «железа», речь об экономической производительности.

Если реальное влияние компьютеризации на бизнес сильно преувеличено, не преувеличено ли и число занятых в этой отрасли, и не придется ли большинству занятых в IT-индустрии переквалифицироваться? В управдомы, например, как когда-то говаривал герой Ильфа и Петрова, товарищ Бендер.

Следующее «дерево», которое составит целый «лес», или Факт второй: опять-таки, вдруг, в конце 1990-х, в американской экономике, «обнаружился» рост производительности, то есть увеличение объемов промышленного производства без пропорционального увеличения объема потребления ресурсов (нефти, например). Важно: кто же «обнаружил» рост эффективности — опаньки, знакомые все лица — исследователи из Федеральной Резервной Системы и ее «универсальный солдат-спасатель» ― Алан Гринспен, который в марте 2000 года, где-то выступая, связал возобновление роста производительности с революцией (что? опять? еще одна?) в информационных технологиях. И, конечно, совершенно случайно (ну надо же!) именно этот период «отметился» резким ростом расходов компаний на IT-технологии и (вот оно!) ― ростом курсов акций на фондовых рынках.

Значит ли это, что занятым в IT-индустрии не придется переквалифицироваться в управдомы? Вопрос остается открытым, по крайней мере для тех, кто готов использовать мозги не только в режиме «молотка (примерно так высказался Эдвард Йордон, тот самый, который всех нас назвал «камикадзе»): если среди ваших интеллектуальных инструментов главным является «молоток», то все задачи выглядят как «гвозди», и, конечно же, вашим универсальным методом решения будет — бить по «шляпке»! ― а надо — думать, прежде чем «молотком» махать.

Факт третий: хотя интернет — всего лишь часть IT-индустрии, оптимистические ожидания от его воздействия на экономику и общество были таковы, что большое число серьезных деловых людей на всех континентах поверили в «заклинания» о превращении традиционного бизнеса в «виртуальный» и даже в «эволюционную» функцию интернета как «первичного бульона», в котором «зарождается» совершенно новый деловой мир и новая Глобальная Экономика. Так может, не надо — в управдомы? Немного изменить специализацию — на оператора веб-сервисов, разработчика «облаков» и тому подобное? ― и будешь весь в … шоколаде? Только как «забыть», что именно в этот период резко подорожали акции именно интернет-компаний? И что при первых же признаках неблагополучия в экономике «падают» именно акции IT-компаний?

Увы, «там» (например, анализ компании McKinsey Global Institute динамики роста производительности с 1993 по 2000 годы) все все поняли, признали и опубликовали — интернет привел к существенному росту эффективности лишь в одной «отрасли» ― не надо догадываться с трех раз — это биржевые операции с валютами и ценными бумагами. Именно — биржевые — спекулятивные. Термин «работа» здесь неприменим — работы нет, есть «игра» ― на повышение, на понижение, а можно ― «срубить два конца» ― «раздеть» инвесторов и на максимуме, и на минимуме.

Факт четвертый: рост производительности большинства экономик все-таки есть (она — вертится!), с этим не поспоришь, это — факт. И «внешне», без анализа факторов, этот рост «как бы» связан с инвестициями в IT: закупились «железом» и софтом — и «поперла» эффективность бизнеса вверх. Но главные факторы этого роста— так называемые связанные инвестиции, и ...время. То есть, это ― практически «невидимое» (или специально «незамеченная» подводная часть айсберга) влияние инвестиций в «организационный» капитал, попросту — в наведение элементарного порядка в бизнесе, от уровня отдельной компании до уровней национальных экономик и Глобальной Экономики в целом. Ведь уже и «здесь» общеизвестно: до компьютеризации — просто «бардак», после — компьютеризированный «бардак». Вот как это звучит на наукообразном языке: IT могут существенно или даже радикально увеличить производительность, но это возможно только при условии более широких изменений в области деловой практики, конкуренции и государственного регулирования. Без этого технологии остаются инертными. Нет, нет, нет, не торопитесь «забрасывать» автора экскрементами. Речь не о CMM, ITIL-ITSM, это просто чушь, по сравнению с «мировой IT-революцией» и ее последствиями для всех и каждого. Хотя, и этот аспект нашей профессиональной компетенции будет обсуждаться, позже и (или) — если будет.

Важно (для «складывания» общей картины): практически все «защитники» революционной роли IT-индустрии совершенно «забывают» о времени как необходимом условии масштабного развития любых технологий — от телеграфа до водопровода. IT-индустрия — не исключение. Для большинства специалистов. Но — не для всех. И у «не для всех» получается что-то вроде «исключения» из общего правила «ньютоновской» физики — в земных условиях никакое твердое тело не может двигаться со скоростью света, но IT-отрасль — может! Отсюда — и все неожиданные «вдруг-открытия» о революционной роли IT, ведь эта индустрия живет не по «ньютоновским» законам, а по «эйнштейновской» физике, в которой материальные объекты запросто, на раз-два-три, превышают скорость света. Только не надо «забывать»: чтобы двигаться со скоростью света, надо «оторваться» от земной реальности и «вывести» IT в инерциальное (эйнштейновское) пространство, то бишь — в космос, ну, или в Большой адронный коллайдер, в Женеву. Один из способов «отрыва» от земной тверди — воздушный шар, который надо «надуть». Может, в этом все дело? Нет, не в шаре, в «надуть»?

Факт пятый ― снижение цен! Да, именно так — снижение цен! (с восклицательным знаком), как признак «отсутствия наличия» IT-революции. Если IT-индустрия — «двигатель» экономик, то где же снижение общего уровня цен, которым сопровождалось распространение железных дорог, телеграфа-телефона и прочего? Например, в Великобритании масштабное влияние второй промышленной революции привело к 30-летнему снижению общего уровня цен: с 1867 года по 1897 год общий уровень цен (не путать со снижением цен на комплектующие, речь идет о снижении уровня цен на большинство потребительских товаров и услуг) снизился на 40(!)%. Впечатляет.

Итак, для общей «картинки» плохого инженера, или для «хорошей» пчелы — фактов достаточно. И выглядит «оптимистическая трагедия», примерно, так: IT-индустрия — не исключительный революционный фактор развития экономики, а — такой же, как все другие технологии, не «волшебная палочка» и не универсальная таблетка — половинка «от головы», другая «от живота». И информационным технологиям, чтобы повлиять на развитие компаний и экономик, — нужны организационные усилия и время, десятки лет, может быть ― больше. «Вспышки» безудержного оптимизма и явное, грубое и неприкрытое преувеличение роли и «веса» IT — не порождение некоторых содержательных свойств экономики и (или) IT-индустрии, а «рукотворные» операции ― значит, это кому-то (очень!) нужно. И самый интересный фрагмент «картинки»: где в ней IT-профессионалы? Нужны ли они тем, кому нужна «оптимистическая трагедия»? И если нужны, то для чего? Нет, не по официальным утверждениям «здешних» экспертов, а по тем реальным функциям, которые требуются от IT-специалистов в большинстве компаний? И последний «штрих» ― а не «мыльный» ли «пузырь» вся IT-индустрия, «надутый» выгодополучателями? И каким профессиональным компетенциям, методикам и подходам проставить высший приоритет, чтобы не быть «пациентами, захватившими психбольницу»?

Для первого обсуждения — достаточно. Более детальное «продолжение следует» ― о «пузыре», построении полной логики ― появится, если Сообщество проявит заинтересованность. Если нет, тогда, по рекомендации Харриса (Джером К. Джером), — «все в сад». Ну, или в «друзья человека», в управдомы.

Источник изображения: pixabay.com

Читайте также:

Главные причины, почему ваша «вера» в IT ошибочна

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
CIO, Красноярск

Есть рациональное зерно в статье. ИТ в настоящее время становится ''вещью в себе'' для основного бизнеса - например, клавиатура и мышь за десять лет практически не изменились, пользователи так же вносят данные, но при этом прошло уже цикла 2-3 обновления железа и ПО.

А бизнесу обычному от ИТ всего-то надо, чтобы была бухгалтерия, документооборот, и приказы со служебками и электронная почта. Если АСУТП - то там свои системы, и жизненный цикл у них привязан к железу, в итоге от длиннее получается. И это правильно для предприятия, зачем ставить что-то новое если на производительность не влияет, а при этом ресурсы тратятся?

А у нас в ИТ стараниями производителей (Майкрософт и проч.) постоянно какие-то обновления ПО идут, нужно новое железо покупать, и прочее. Даже если нет необходимости для предприятия на новые версии переходить - жизнь после анализа TCO на поддержку устаревающих технологий заставит. Недавно только Win 7 начали устанавливать, уже на новые компьютеры производители Win 8 ставят, зачем оно обычному среднему производственному предприятию - не понятно.

А пользователи по-прежнему стучат по той же клавиатуре что и десять лет назад.

Нач. отдела, зам. руководителя, Казань

Автор , если я правильно понял, отождествляет ИТ с интернетом, офисными приложениями, ПП бух. учёта и т.п. Однако за бортом остались вещи, без которых современная промышленность, а также канализация, водопровод, отопление превращаются в сортир на улице, колодец во дворе и дрова для отопления. Также исчезает бензин в том количестве, которое потребно для авто уважаемого автора. Всё это присутствует в необходимом количестве лишь благодаря системам автоматизации, которые автор легко оставил за бортом. Так называемамая ИТ, описанная автором-лишь верхушка айсберга и поэтому она видна всем, всем якобы понятна, и, естественно, служит как объектом спекуляций, так и провокаций. Стоимость любой системы промышленной автоматизации на порядок, а то и на два выше того, что автор считает ИТ. И без этих систем не только не будет повышаться производительность труда, многие производства просто прекратят существование. То, что автор считает ИТ, и то что он вполне справедиво критикует, всего лишь надстройка, интерфейс пользователя, удовлетворение постоянно растущих потребностей обывателя.

CIO, Хабаровск

Все выглядит гораздо проще, если вспомнить определение технологии:
''Технология (технологии) - понятие, включающее в себя технические средства, систему соответствующих знаний, финансовые, технические, кадровые, сырьевые и информационные ресурсы, навыки и производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную среду, в которой реализуется производственный процесс, а также систему социально-экономических последствий, включая, последствия экологические.''
IT - это всего одна из частей технологии .................. , но с одним ''но'' , о котором
один автор (не IT шник) сказал следующее :
''Построение информационной модели бизнеса , равно по сложности построению самого бизнеса ''
Поэтому вопросы эффективности IT, нужно адресовать не к IT-шникам в народном понимании , а к специалистам по проектированию технологий А таких спецов в той же Европе наберется 5- 10 , не больше.

CIO, Москва

В принципе согласен с автором. Но очень сложно пробираться через громадное количество круглых скобок статьи. Тем, кому это интересно, советую обратиться к признанному классику этой темы к Nicholas Carr. В его старых статьях ''Does IT Matter?'' и ''IT doesn''t Matter'' положен старт дискуссии. За хорошими аргументами можно сходить к JIm Collins ''Good to Great''.

Директор по маркетингу, Москва
пишет: Сергей Ушаков приводит пять фактов неприкрытого преувеличения роли и веса IT в бизнесе.
Прочитал с интересом. Сам отдал ИТ-индустрии 15 лет, начиная с 1989-го... Сходные мысли появлялись и у меня... Помнится, попалась мне в свое время, где-то в первой половине 80-х, монография проф. Глушко ''Безбумажная информатика'' (кажется, так называется), где описывалось светлое будущее обмена информацией, документооборота без бумажных носителей... Романтичное время... И сравним то будущее с сегодняшним днем. Количество бумаг, которые ''генерит'' сегодня любой офис, в разы превышает документооборот советской конторы 70-х - 80-х, оснащенной пишущей машинкой ''Ятрань''... Грамотность даже квалифицированных, но молоденьких секретарш, при этом упала ниже плинтуса...:) А бумага требуется на порядок лучше и дороже (лазерные принтеры капризны и воспринимают бумагу только определенной плотности)... Административно-хозяйственные расходы компаний на содержание своих офисов растут как на дрожжах... Все это (и многое другое) эффект доступности и простоты ИТ-технологий, где исправить текст и послать на печать - пара пустяков. А что такое ошибка при печати на пишущей машинке?..:) Конечно, глупо пытаться повернуть прогресс вспять. Но и делать фетиш из таких элементов прогресса как ИТ, тоже не стоит... Мое поколение посмеивается над всякими ''медведами'' и тому подобными извращениями родного языка, но... Для поколения моей дочери это уже психологическая проблема. У нее прекрасный и безошибочный русский язык и она жалуется, что на фоне своих подруг и друзей, ''тусующихся'' в Интернете, она со своим правильным языком выглядит белой вороной... Что такое в юности быть не как все, думаю, многие знают... Ну, это так, бытовой пример... Но высокая степень влияния ИТ на улучшение базовых экономических показателей деятельности компании тоже, увы, не аксиома... В общем, согласен с автором, мы как-то подзадержались в состоянии эйфории от ИТ-технологий и пора бы взглянуть на них более критично... Тем более, что жить нам с ними придется очень долго...:)
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Было бы здорово, если бы ''автор'' привнес хоть что-то от себя. А так это краткий и неполный пересказ весьма провокационной книги Николаса Дж. Карра ''Блеск и нищета информационных технологий''. Книга интересная, но призвана скорее не ''опустить'' IT, а развить дискуссию в профессиональном сообществе. Максимум - ''снять розовые очки'' с читателя. Не более того.

Превращать мнение г-на Карра в ''истину в последней инстанции'' - как минимум, спорный подход.

Читайте классиков, господа.

IT-менеджер, Москва

Использование ссылок на материалы 13 летней давности в качестве аргумента, это сильный ход. Автор наверно не знает, что со времен лопнувшего мыльного пузыря Интернета, бизнес стал использовать эту технологию в другом ключе и сильно преуспел. Кто из нас не покупает что-либо в Интернет-магазинах? А для них ИТ это ключевой фактор успеха! Не возможно представить себе работу завода или крупной компании без использования ERP/MRP системы, не потому, что это мода времени, а потому, что составить годовую отчетность еще и по международным стандартам будет не реально, а что говорить про отслеживание динамики в показателях продаж крупной ритейловой сети.

Данный материал не более чем информационный опус. Автору действительно лучше сменить род деятельности и пойти чистить снег или рыть канавы под канализацию, тут мало что поменялось за последние несколько тысяч лет.

Партнер, Украина

Согласен с автором.
В главном он прав - значимость ИТ преувеличена.
Эффективность бизнеса действительно зависит не от ИТ, а от качества управления. А в этом вопросе мы стабильно отстаем от развитых стран на 50 и более лет.
Но это не значит, что ИТ вообще не нужны. Просто нужно перестать пользоваться аббревиатурой и вспомнить их название: информационные технологии.
1) Информационные - созданы для передачи и обработки информации. Информация сама по себе ничего не создает. Она только используется для принятия решения.
2) Технологии - (см. определение приведенное Шубенко) - это только среда, в которой реализуется производственный процесс.
ИТ создают новые возможности. А будут ли управленцы этими возможностями пользоваться - зависит от самих управленцев.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

На эту тему, на Е-хе, была размещена статья «CEO vs CIO – вечная битва титанов?»
(http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1142360/index.php?ID=1142360)
Статья – о преимущественном праве ИТ-директора стяжать кресло Гендиректора.
Я скептически откликнулся на это «право».

Название обсуждаемой статьи могло бы быть спокойнее. Например: «Пять фактов ложной шумихи вокруг IT».

IT-менеджер, Москва

Полная каша фактов и ложных заблуждений. Автору нужно научится более ясно и четко выражать свои мысли.
Обсуждение бессмысленно - слишком много в статье спорных фактов и надуманных выводов. Особенно ссылка на комментарии 1987 года...все равно что спросить, что человек каменного периода думает о демократии.

Не скажу, что я в целом согласен или не согласен со статьей - нечего обсуждать в таком ключе.

Общая идея имеет место быть и это повод для обсуждения и уточнения роли ИТ.
А не повод посыпать голову пеплом и уходить в управдомы...

Основную мысль наверное можно описать короче: GIGO (garbage in - garbage out), если подавать на вход системы мусор - на выходе ничего кроме мусора не получите.

В этом основная суть ИТ: можно ускорить, повысить эффективность. Но нельзя подменить собой основную задачу бизнеса. Это как в химии - катализатор реакции.
Из из этого абсолютно не следует вывода, что ИТ не нужно и бесполезно.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Спрос на специалистов по анализу данных вырос в 30 раз за 10 лет

Самыми быстрорастущими направлениеми стали инфраструктура данных и DevOps, анализ данных, инженерия данных, BigData и ML. 

Названы сферы, где проще всего трудоустроиться пенсионерам

Треть опрошенных отметили, что работодатели стали охотнее приглашать на собеседования кандидатов пенсионного возраста.

SuperJob ввел аукционную модель найма сотрудников

Теперь работодатели смогут открыто торговаться за соискателя.

82% российских компаний увеличат расходы на соцпакет в 2025 году

Среди приоритетных элементов – обучение сотрудников, психологическая поддержка и консультации, ДМС и программы питания.